kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер -класс по литературному чтению "Басни И.А.Крылова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе показано использование различных форм и методов знакомства с баснями И.Крылова. Использована технология АМО, а также мозговой штурм, кластер. Урок очень насыщен, дети работают активно, стремятся участвовать в каждом этапе. 

Чтение по ролям.

Крапива спорила с малиной:

«Уже давно растём мы вместе,

Но кто из нас всего полезней?

Ты или я, подруга давняя моя?»

«Конечно я! – малина отвечает-

Я улучшаю аппетит,

Лечу простуду и бронхит

Настоем листьев приглушу ангину!

Не можешь ты и половины!

Вкусна я – просто объеденье,

И изумляю всех вареньем,

А как красива-загляденье!

»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер -класс по литературному чтению "Басни И.А.Крылова"»

Технологическая карта урока литературного чтения


Предмет: литературное чтение Класс: 3 «Б»

Тема : Басни И.А.Крылова

Тип урока: технология « дебаты»

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация к занятию, ролевые игры, раздаточный материал., словари;

Основные понятия: дебаты;

Учитель: Лилия Ильинична Левченко



Технология проведения.

Деятельность учителя. Деятельность учеников. Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

-Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Слайд 1


Собрались все дети в круг.

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Я рада видеть вас: подарите улыбку друг другу и мне . Передайте через рукопожатие частичку добра, искренности, которыми наполнены ваши сердца. А теперь подарите улыбку нашим гостям. Спасибо.


II.Формулирование темы урока, постановка цели.

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

УУД Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

Итак, мы начинаем:

« Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: « Будет интересно!»

Ой, ну что за печаль и усталость вновь вижу я в ваших глазках?

Слайд 2

Кто знает, что за корабль называется ледоколом? (ответ детей)

Да, это огромный корабль, который колет льды, сковавшие воды северных морей и океанов. А теперь на минуточку представьте, что каждый из вас - это огромный корабль. Закройте глазки. Сейчас ваша цель: - разбить, разрушить, расколоть плохое настроение, сбросить с себя усталость, обиды, огорчения, накопленные за неделю, расчистить путь доброй мысли, хорошему настроению. Молодцы!

Кто знает, что за корабль называется ледоколом? (ответ детей)

Да, это огромный корабль, который колет льды, сковавшие воды северных морей и океанов. А теперь на минуточку представьте, что каждый из вас - это огромный корабль. Закройте глазки. Сейчас ваша цель: - разбить, разрушить, расколоть плохое настроение, сбросить с себя усталость, обиды, огорчения, накопленные за неделю, расчистить путь доброй мысли, хорошему настроению. Молодцы!


Слайд 3

Итак, наша с вами встреча будет проходить в необычной форме, но об этом чуть позже.

А пока обратимся к эпиграфу нашего занятия:

Не победить, а убедить.

Вот, что достойно славы!

В.Гюго


А чтобы глубже понять слова великого Гюго, послушайте притчу о том, кто важнее и решите для себя: кто же на самом деле важнее.

Чтение по ролям.

Крапива спорила с малиной:

«Уже давно растём мы вместе,

Но кто из нас всего полезней?

Ты или я, подруга давняя моя?»


«Конечно я! – малина отвечает-

Я улучшаю аппетит,

Лечу простуду и бронхит

Настоем листьев приглушу ангину!

Не можешь ты и половины!

Вкусна я – просто объеденье,

И изумляю всех вареньем,

А как красива-загляденье!

»

Крапива грустно отвечает:

«Не так красива я, возможно,

И трогать нужно осторожно,

Но плохо знаешь ты меня,

Ведь кладезь витаминов я!

В порезе кровь остановлю.

И рану быстро заживлю,

На зрение и память я влияю…»


Спасибо, ребята. Итак, кто, по вашему мнению, важнее? (я люблю малину, она очень вкусная, поэтому считаю, что она важнее, а мы с мамой собирали крапиву, сушили, а потом лечились, я думаю, что она главнее, а ещё крапиву добавляют в корм утятам)

«Ох, замолчите, умоляю!-

Взмолился старый дуб.-

На свете долго я живу

Послушав вас-вот что скажу.

В любом растенье польза есть.

Одно-красой своей поднимет настроенье,

Другое-снимет воспаленье

О пользе долго можно спорить,

Но не хочу я вас поссорить.

Живите в мире и ладу,

Плоды и листья вы растите

И людям пользу приносите!»


Да, все люди – разные, но это не мешает им общаться и понимать друг друга. Часто случается, что ваши с собеседником точки зрения на что-то не совпадают. Это противоречие может перерасти в спор, дискуссию или дебаты. В современном мире все взрослые люди, к какой бы профессии они не принадлежали, используют технику дебатов для принятия и обоснования своих решений. Поэтому основы технологии дебатов нам необходимо познать именно сейчас, в начальной школе, чтобы в старших классах, да и потом, во взрослой, самостоятельной жизни уметь:

- разбираться в проблемах современности;

- смотреть на вещи с разных точек зрения;

- последовательно, логически выстраивать свои мысли;

- уметь задавать острые, интересные вопросы;

- уметь убеждать других;

- уметь общаться не только со сверстниками, но и просто быть интересными собеседниками.


III. Изучение нового материала.

Цели: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией.

УУД Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Итак, тема нашего занятия актуальна во все времена и у всех народов: «Труд человека кормит, а лень портит», и пройдёт оно в форме «Дебаты»

Слайд 4

Немного из истории

Слово «дебаты» к нам пришло из Франции, и оно означает «спор по двум противоположным точкам зрения» Люди начали спорить тогда, когда научились не соглашаться друг с другом. В Древней Греции, например, дебаты происходили ежедневно и в них участвовали не только философы, политики, но даже и простые горожане. В настоящее время дебаты широко распространены по всему миру.


Слайд 5

Словарная работа

Дебаты – это прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.

Но помните, что дебаты отличаются от спора, во-первых, тем, что они проходят по строгим правилам, которые нужно неукоснительно соблюдать. Но, к сожалению, не все, даже взрослые знают об этих правилах, а некоторые просто их не соблюдают.

внимание на экран

(сюжет: Госдума)

Слайд 6

вы посмотрели, к чему обычно приводит несоблюдение правил ведения дебатов

Правила ведения дебатов

1. Утверждай и доказывай
2. Слушай
3. Опровергай и доказывай
4. Не перебивай
5. Говори спокойно

Особенности  проведения  дебатов

В  дебатах  принимают участие все.



Итак, я, Лилия Ильинична, Тьютор, то есть председатель наших дебатов

Дебаты  организует и проводит председатель. Он, т.е. я, не имею права участвовать в самой дискуссии, поскольку являюсь незаинтересованным лицом. Я во время дебатов должна находиться вот здесь, по центру.

Я заранее вас рассадила таким образом, что (расставить надписи)

  • Слева от председателя – 4 спикера, т.е. члена команды Утверждающая сторона;

  • справа от председателя – 4 члена команды Опровергающая сторона;

  • напротив председателя – эксперты (3 чел.);

  • в конце аудитории – ученики-зрители.

  • Проблемная ситуация

Казалось бы, всё готово, чтобы начать дебаты. Но нет самого главного: темы, проблемы, объекта для наших дебатов. На самом деле тем для размышлений, рассуждений множество: например, нужно ли задавать домашние задания, а может быть отменить школьную форму? А может устроить дебаты на тему: надо ли учиться вообще? Вот тут-то вы, я уверена, привели бы много аргументов в пользу оной из сторон!!!

7 слайд

Да, действительно, темами для дебатов могут стать как школьные вопросы, политические темы, житейские проблемы, так и обсуждение литературных произведений. И вот, ребята, именно басня нам, начинающим дебатёрам, для этого подойдёт лучше всего.

Определение цели занятия

3 слайд

А теперь исходя из темы, эпиграфа и всего выше мною сказанного попробуйте определить цель нашего занятия (мне кажется, мы будем говорить о труде и о лени на примере басни; а я думаю, мы будем обо всё этом спорить или проводить дебаты)

Верно! Цель нашего занятия: познакомиться с технологией Дебаты и научиться применять её в жизни. Но прежде вспомним, что такое басня.


IV. Закрепление нового материала.

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

УУД Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные:

управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Повторение ранее изученного материала.

Динара, что говорит нам толковый словарь Ожегова (зачитать) –  краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, рассказ.

Олег, зачитай определение басни из словаря Даля (зачитать) -  вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными

8слайд

- Составим свое определение басни.

Задание: вставьте пропущенные по смыслу слова. Басня  – короткий,  нравоучительный рассказ в……., в скрытой  форме изображающей ………...  Главные герои: ……………………


9слайд

Басня  – короткий,  нравоучительный рассказ в стихах, в скрытой  форме изображающей людей и их поступки.  Главные герои: животные и растения»



Ребята, а вы мне не подскажите, кто самый известный русский баснописец, с творчеством которого мы знакомимся с 1-го класса? Да, верно, это…

10 слайд

Иван Андреевич Крылов. Обращаясь к его портрету , мы видим проницательного, доброго к людям человека. Да, он писал басни. Их прозвали книгой мудрости самого народа, ведь они  понятны всем, язык басен прост, ясен, стихи звучат как живой простой разговор.


Давайте вспомним некоторые из них


11 слайд

Викторина.

Отгадайте басню –


Ворона каркнула во все воронье горло – «Ворона и лисица»


12 слайд


Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет. - «Лебедь, рак да щука»

13 слайд


Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватило их. – «Мартышка и очки»


Анаграмма.

14 слайд

Ребята, на уроках мы довольно часто пользуемся анаграммами, поэтому умеем их разгадывать, я предлагаю вам разгадать данную анаграмму:

АОТСКРЗЕ и ЙРВУМАЕ

15слайд

АОТСКРЗЕ и ЙРВУМАЕ - «Стрекоза и Муравей»


Басни - это маленькие стихотворные рассказы, где действуют звери, птицы, вещи, но под их поведением мы видим людей, их поступки, их недостатки. Вместе с Крыловым мы смеемся над ними, т.е. мы смеемся сами над собой. Ведь у всех людей есть недостатки.

Итак, вспомним историю Стрекозы и Муравья

Просмотр мультфильма (отрывок)

Вопросы для обсуждения:

Прежде чем мы услышим басню целиком, я задам вам вопросы, над ответами которых вы должны подумать и применить их во время дебатов.

– Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? (Из-за своей вредности, из-за жадности, хотел проучить, хотел отомстить)
– Кто из персонажей тебе более симпатичен? (Муравей, Стрекоза, никто, одинаково) 
– Осуждаешь ли ты кого-нибудь? (Муравья, Стрекозу, никого, обоих).

Инсценировка басни

Спасибо, ребята. Развеселили нас. Давайте на этой оптимистической ноте немножко отдохнём.

Физминутка

Молодцы. А теперь настраиваемся на самый важный этап нашего занятия.

5.Проведение дебатов.

– Я предлагаю  поразмышлять над темой: «Муравей поступил, правильно отказав стрекозе?» Сегодня мы должны выяснить: прав ли муравей, что не откликнулся на просьбу или не прав.

– А поможет нам успешно вести переговоры и спорить, слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать на них, технология, «Дебаты», о которой мы говорили ранее. Мы попробуем поучиться умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку.

Повторение правил ведения дебатов


Слайд 16

  • «У» – утверждающая сторона (защитники)  доказывает, что Муравей поступил правильно, что отказал Стрекозе.

  • «О» – опровергающая сторона (противники)   доказывает, что Муравей поступил неправильно, что отказал Стрекозе.

При этом каждый участник команды имеет право выступить только один раз;

Зрители –

  • внимательно слушают  позиции  сторон («У» и «О»), которые подбирают аргументы "за" и "против";

  • формулируют вопросы и задают их любой из сторон; 

  • к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;

Эксперты (судьи)  --

 придётся решить: чьи доводы окажутся наиболее убедительными.

эксперты оценивают аргументы (выступления), но не участников.



Работа в группах.

 Подбор аргументов и постановка вопросов.



Аргументы утверждающей стороны:  Муравей поступил правильно, что отказал Стрекозе.

(У) Мы считаем, что Муравей поступил правильно, потому что…

  • Муравей всё лето трудился, заготавливал корм на зиму, ремонтировал свой дом, утеплял его. Он  трудолюбивый, его все уважают. Он знает что припасет, то и пожует. 
    Стрекоза всё лето, ленилась, не желала ничего делать, любит  только развлекаться (петь и танцевать), не умеет находить время для труда. Динара

  • Муравей серьёзный, дисциплинированный, домовитый. Только трудом можно достичь благополучия, спокойствия  и уверенности  в завтрашнем дне Стрекоза наказана за своё легкомыслие, несерьёзность в словах и поступках. Она безответственная, ветреная, себялюбивая;Юра

  • Муравей осмотрительный и продуманный, расчётливый. Он заготовил корм только для себя, если он поделится со стрекозой, ему на зиму не хватит, и они погибнут оба с голоду. 
    Стрекозу погубила её беспечность (беззаботность) – отсутствует тревоги за свою жизнь, ни о чём не беспокоится; не думает о завтрашнем дне;Данил

  • Муравей отказал Стрекозе, потому, что она эгоистка  – её поведение показывает собственную  выгоду, предпочтение своих интересов  интересам  других. 
    Стрекоза неугодна, не нравится Муравью.Самира

Аргументы опровергающей стороны:  Муравей поступил неправильно, что отказал Стрекозе.

(О) Мы считаем, что Муравей поступил  неправильно, потому что…

  • Муравей плохой друг, он не помог Стрекозе в проблеме, и отказал в помощи, потому что осуждает её. Сам погибай, а товарища выручай;

  • Муравей не дает Стрекозе шанса исправиться, осознать свои ошибки, он недобрый, неотзывчивый, не сумел проникнуться к чужой беде. Каждый может ошибаться. Добро сеять – добро и пожинать.Олег

  • Муравей – черствый Бездушный, бессердечный не имеет сострадания, не думает о том, что она может замёрзнуть не жалеет её.Никита

  • Он несправедливый по отношению к Стрекозе, не правильно поступает, она ему честно призналась, чем занималась летом. За честность не наказывают.

  • Муравей поступил неправильно, он не подумал, что с ним тоже может случиться такая беда, а зная как он поступил со Стрекозой ему никто не поможет. Делая зло на добро, не надейся.Валя

  • Муравей скупой, жадный, не хочет делиться со Стрекозой. Рубашка износится, а доброе дело не забудется.Д има

Вопросы  зрителей:

  • «О» – Захотела бы стрекоза  помочь муравью, если он  оказался  на её  месте?

  • «У» – Как поступил бы муравей,  если стрекоза предложила, всю зиму работать за муравья?

  • «О» – Почему бы муравью не перевоспитать стрекозу?

  • «У» – Одобрят ли поступок муравья  другие муравьи?

  • «У» – А как бы поступил муравей, если приполз другой  муравей, а не стрекоза?

  • «У» – Будет ли радостно муравью, когда он узнает, что своей бессердечностью  убил стрекозу?

  • «О» – Как поступил бы муравей, если стрекоза сказала, что все лето болела (обманула его)?

6.Подведение итогов дебатов.

Для обсуждения  дебатов  могут быть предложены следующие задания и вопросы:

  • Оцените активность каждого из участников  дебатов. (аплодисментами)

  • Чьи выступления вам понравились? Почему?

  • Какие выступления запомнились больше всего? Чем?

  • Оцените свое участие в  дебатах  (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т. д.). (жестами головы и рук)

  • Достигнута ли главная цель  дебатов? (умение отстаивать свою точку зрения)

Кто остался при своём мнении…
Кто поменял своё мнение по проблеме



Советы Муравью и Стрекозе

 – Дайте совет Муравью и Стрекозе. (Высказывания зрителей)

«У» – Стрекозе:

Думай о завтрашнем дне;
Прекрати быть ленивой и начни работать;
Будь – прилежной, трудолюбивой, ответственной, самостоятельной;
Возьмись за ум!
Умей находить время для труда;

«О» – Муравью:

Будь щедрым, отзывчивым, бескорыстным, справедливым, благородным, добрым;
Помогай  другим в беде;
Дай шанс исправить ошибки; Не осуждай!
Пожалей беднягу!
Прояви милосердие;
Надо делиться!

Слово экспертам.

Критерии балльной оценки действий спикеров: (5 баллов  – максимально)

Спикеры

Содержательность выступлений

Полнота

Конкретность

Рациональность использования времени

Осознанность

Культура общения

У1

 

 

 

 

 

 

У2

 

 

 

 

 

 

У3

 

 

 

 

 

 

У4

 

 

 

 

 

 

О1

 

 

 

 

 

 

О2

 

 

 

 

 

 

О3

 

 

 

 

 

 

О4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





V.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

УУД Коммуникативные

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.



-И в заключении обратимся вновь к теме нашего занятия: «Труд человека кормит, а лень портит» Да это русская народная пословица. Народная мудрость всегда была сосредоточена,  прежде всего, в пословицах и поговорках. В них народ выражал свое отношение к труду и лени. Какие из них вам известны?  

Закончить пословицу.

Кто не работает, … (тот не ест).
Делу время, потехе – … (час)
Хочешь есть калачи – … (не сиди на печи).
Кто любит труд, … (того люди чтут).
Без труда не вынешь и … (рыбку из пруда).
Человек от лени болеет, от труда…  (здоровеет).
У лентяя Федорки всегда … (отговорки).
У лентяйки Дарьи каждый день … (аварии).
Чтобы рыбку съесть, надо в воду ….(лезть).
Молодцы! Мы все увидели, как хорошо вы знаете пословицы о труде, а значит, я уверена, что и дома, вы трудолюбивы, отзывчивы на просьбы старших о помощи.

Рефлексия.

Итак, ребята, что же интересного, необычного вы открыли для себя на занятии?

(мы узнали, что такое дебаты, узнали столько нового о Стрекозе и Муравье, даже поспорили о том, кто из них прав)

А как вы считаете, знания, приобретённые вами сегодня, пригодятся вам в дальнейшей жизни?

(да, я буду больше помогать маме, я теперь буду добрее, а никак Муравей, а я теперь знаю, как правильно надо спорить… ну дебатировать)

Молодцы! Всё верно.

А на прощанье я хочу рассказать вам легенду: «Закон поднятой руки».

Когда-то давно-давно враждовали два племени. Никто уже и не помнит, из-за чего начался этот спор. Но два племени враждовали и люди убивали друг друга. Никто не мог пойти и предложить другому мир, потому что сочли бы за трусость, а никто не хотел быть трусом. Ведь трусов и в том, и в другом племени наказывали жестоко: им простреливали ладонь правой руки… И вот однажды один старый и мудрый человек сказал: «Люди, вы можете считать меня трусом. Вот вам моя правая рука, вы можете стрелять, но прежде выслушайте.»

И он предложил заключить мир и отправился с этим предложением в другое племя, вытянув вперед правую руку. Старейшины враждебного племени выслушали его. И с тех пор племена жили в мире и согласии.

Вот так был рожден закон правой руки, который гласит: «Люди! Я хочу сказать Вам что то важное… Вот вам моя правая рука!».

Да, самое главное, ребята, чтобы вы помнили, что ни дебаты, ни дискуссия, ни какой спор никогда не должен перерастать в ссору. А чтобы этого избежать, помните всегда о законе поднятой руки. С годами вы поймете, что этот закон нужно применять всем и для самих себя. Когда нужно промолчать, отступить, уступить, не наговорить в горячах того, о чём потом пожалеете, всегда мысленно вспоминайте этот закон, и тогда всё у вас будет хорошо.

А теперь покажите мне все свои правые ручки. Вот сколько их у вас!!! И вы знаете, что означает каждый из цветов. Итак, ребята, а теперь я прошу вас оценить нашу встречу, наше занятие. (дети выходят не толпясь к доке и крепят ладошки)

Напоминаю,

- оранжевый цвет – означает, что вам занятие понравилось, что всё изучаемое было вам понятно;

- жёлтый – всё понравилось, но только что-то из изучаемого материала осталось непонятным;

- голубенький – значит вам всё было непонятно и неинтересно.

Спасибо, мне есть над чем задуматься.


На этом наша встреча подошла к концу. Спасибо, до свидания, до новых встреч!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер -класс по литературному чтению "Басни И.А.Крылова"

Автор: Левченко Лилия Ильинична

Дата: 22.03.2016

Номер свидетельства: 308534


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства