kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Оценочная деятельность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление учителей с разными видами оценивания, их характеристиками,  целями и  значимостью критериального оценивания для эффективного обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Оценочная деятельность" »

Новоструева Людмила Павловна,

учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лядовская основная общеобразовательная школа

Пермского района

Сценарий проведения мастер-класса

Тема: «Критериальное оценивание. Оценочная деятельность на уроках»

Цель: Ознакомление учителей с разными видами оценивания, их характеристиками, целями и значимостью критериального оценивания для эффективного обучения.

Задачи:

  1. Дать общее представление о новой системе критериального оценивания

  2. Рассмотреть различные подходы к оцениванию учебных достижений школьников.

  3. Обосновать необходимость критериального оценивания знаний, показать значимость критериального оценивания для учителей и для учащихся.

  4. Научить разрабатывать критерии оценивания.

Аудитория: учителя начальных классов

Оборудование: компьютер, проектор, листы бумаги, фломастеры, стикеры, раздаточный материал, листы оценки.



Ход мастер-класса:

I. Организационный момент

- Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте начнём наш мастер-класс с улыбки. Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей.
Работать нам предстоит в группах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда – это на самом деле сила! (Распределение на группы по выбранной заранее. Каждый участник, входя в аудиторию, получает фрагмент открытки, его задача найти в какую группу он попал, воспользовавшись целыми открытками, расположенными на столах).

 

II. Сообщение темы, введение в тему

- Тема моего мастер-класса «Критериальное оценивание. Оценочная деятельность на уроках», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса). А ваша цель? Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия? (ответы участников мастер – класса).

(Просмотр видеоклипа из Ералаша (выпуск №229, сюжет 2) «Робот – учитель»).

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вас просят вас что-то оценить? (Ответы участников мастер-класса)

- А теперь я попрошу 2 участников-добровольцев выйти за дверь и нарисовать дом. (Остальные получают установку оценить рисунки первого добровольца положительно, а второго – отрицательно).

- Какие ощущения были у художников, когда оценивали их работы? Почему?

- Легко ли Вам было выполнить оценивание? Почему? (Ответы участников мастер-класса).


Практическая работа

- А теперь вернемся к нашим рисункам и оценим их по 5-бальной системе, а потом по критериям:

1.Фундамент – 1 балл

2.Ступени –1 балл

3.Перила – 1балл

4. Дверь – 1 балл

5. Окно - 1 балл

6. Окно на чердаке – 1 балл

7. Водосточная труба – 1 балл

8. Труба на крыше дома – 1 балл

9. Трава возле дома – 1 балл

10. Использовали не менее 3 цветов – 1 балл

Максимальное количество баллов -  10

Вывод: по критериям оценивать намного легче.

Задание: Каждая группа на стикерах одним предложением должна написать свои понятия об оценивании и приклеить на доску.

- Давайте рассмотрим подробнее критериальное оценивание.

III. Теоретически-демонстрационная часть

Слайды 2-3.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария.

При традиционном подходе отметка сообщается ученику как окончательный результат, в лучшем случае аргументируется, что именно не позволило получить более высокий балл. При таком подходе возникают такие проблемы, как отсутствие стимула для развития учащегося, у него нет способов оценить соответствие качества выполняемой работы ожидаемому результату. Ученик часто недоволен отметкой. Учитель не готов тратить значительное время на обсуждение причин выставления именно этой отметки. Родители получают информацию от учеников, которые склонны объяснять свои неудачи предвзятым отношением учителя. Замешательство родителей негативно сказывается на воспитании детей и взаимодействии семьи и школы.

Решить проблемы во многом помогает критериальное оценивание.

Слайд 4. Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки.

Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.

Слайд 5. Отличие критериального оценивания от нормативного:

При нормативном оценивании достижения учащихся сравниваются со среднестатистической нормой, а при критериальном оценивании достижения учащегося сравниваются с эталоном – планируемым результатом обучения, представленным критериями.

Слайды 6 – 10. Принципы оценивания:
1. Цель оценивания не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов. Оценивание является неотъемлемой частью непрерывного процесса: планирование-обучение-оценивание-планирование-...

2. Оцениваемый и оценивающий должны заранее знать условия и критерии оценивания, которые должны быть предельно ясными для того и другого.

3. Условия и критерии оценивания должны быть достаточно многообразны, чтобы получить наиболее объективную информацию о состоянии развития ребенка, достижении им ранее запланированных результатов.

4. Важнейший этап процедуры оценивания: обратная связь между оценивающим и оцениваемым. Не только учитель, но и ребенок должен представлять себе то, над чем ему необходимо работать в ближайшее время.

5. Оценивая ту или иную свою способность знать, понимать или делать что-то, поступать соответствующим образом, ребенок должен всегда иметь перед собой ролевую модель.

Слайд 11. Виды критериального оценивания.

Слайд 12. Практическая значимость критериального оценивания.

Слайды 13 - 14. Алгоритм выработки критериев.

  1. При планировании урока выделить понятия – знать и уметь;

  2. Выделить формируемое умение;

  3. Определить пошаговые операции выделенного умения;

  4. Из пошаговых операций выделить критерии;

  5. Составить таблицу критериев.

Что делает учитель:

  • Выделяет, что должен знать и уметь ученик после конкретного урока;

  • Подбирает приемы, с помощью которых можно освоить данные знания, а также задания, формирующие данный конкретный навык;

  • Создает алгоритм действий, решает в каких ситуациях будет применен данный алгоритм;

  • Совместно с детьми вырабатывает критерии оценивания, совместно с детьми подводит итог деятельности на уроке;

  • Помогает ученику построить план дельнейшей деятельности.

Что делает ученик:

  • Вместе с учителем определяет план своей деятельности на уроке;

  • Осваивает алгоритм действия или проговаривает шаги своей деятельности;

  • Совместно с учителем определяет критерии оценивания;

  • Оценивает свою работу;

  • Вырабатывает план своей дальнейшей деятельности.

Слайд 15. Применение критериального оценивания дает учителям ясность относительно стратегических целей и тактических задач обучения, а детям помогает понять, как учиться, чему учиться, а главное, зачем учиться. Использование критериального оценивания способствует формированию личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

Готовясь к урокам, я старалась подбирать разные методы оценивания. Хотелось, чтобы учащиеся видели результаты своей работы и свои оценки на разных этапах работы. Критерии разрабатывались вместе с детьми (Приложение 1). Использование методов формативного оценивания помогло моим ученикам выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, у них появился интерес к учебе, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма. Все виды оценивания предполагают использование тщательно разработанных критериев. Критерии заносятся в специальную таблицу (Приложение 2).

IV. Практическая работа

- Сейчас мы попробуем разработать критерии оценки к учебному заданию.

(Все группы определяются в выборе одного задания. Выполнение участниками задания в группах. Представление результатов всем участникам).

- Скажите, пожалуйста, легко ли вам было разработать критерии?

- С какими трудностями вы столкнулись при разработке данных критериев?

- Могут ли они стимулировать учащегося для получения заветной им оценки?

- Каким образом?

V. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса

- Подводя итоги нашего мастер-класса, вернёмся к началу. Вспомните, какие ожидания были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они. (Заполнение листа оценки. Выслушиваются ответы по желанию. Приложение 3).


В заключение хочу пожелать всем творческих успехов!





















Список используемой литературы

  1. Красноборова А.А.. Критериальное оценивание в школе. Пермь, 2010

  2. Пачина, А.Г. Оценочная деятельность педагога в условиях ФГОС начального образования/ А.Г. Пачина : учебно-методическое пособие. – Омск, 2011.

  3. Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа/ М.А. Пинская, И.М. Улановская. – Просвещение, 2013.

  4. Цукерман Г.А.Оценка без отметки. - Москва - Рига.-1999.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – Просвещение, 2011.




















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Примерные процедуры совместной (учитель – учащиеся) разработки критериев:

1. Объявите учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.

2. Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.

3. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися.

4. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии.

5. Расположите критерии по степени важности.

6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии.

7. Если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (баллы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).

В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями. Чем конкретнее представлены критерии оценки, тем лучше учащийся будет понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания. Любое улучшение в достижениях ученика фиксируется в баллах.

По каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в 5 –балльную.








ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Оценивание групповой инсценировки литературного произведения


КРИТЕРИИ

ПАРАМЕТРЫ

ПОКАЗАТЕЛИ

правильность



произведение прочитано всеми участниками идеально, т.е. каждый прочитал свою роль, используя соответствующие средства выразительности (интонацию, паузы, выделение ключевых слов)

5 баллов

кем-либо из группы было допущено одна-две ошибки

4 балла

кем-либо из группы было допущено три-четыре ошибки

3 балла

кем-либо из группы было допущено пять-шесть ошибок

2 балла

участниками было допущено более шести ошибок

1 балл

выразительность

произведение прочитано всеми участниками идеально, т.е. каждый прочитал свою роль, используя соответствующие средства выразительности (интонацию, паузы, выделение ключевых слов)

5 баллов

кем-либо из группы было допущено одна-две ошибки

4 балла

кем-либо из группы было допущено три-четыре ошибки

3 балла

кем-либо из группы было допущено пять-шесть ошибок

2 балла

участниками было допущено более шести ошибок

1 балл

артистичность

произведение не просто выразительно прочитано, но и идеально сыграно всеми участниками (использование мимики, движений, костюмов или элементов костюмов, декораций, музыкального сопровождения)

5 баллов

не выполнено одно-два условия

4 балла

не выполнено три условия

3 балла

не выполнено четыре условия

2 балла

не выполнено пять условий

1 балл

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Лист оценки

Что Вы ожидали от участия в мастер-классе и что получилось? Проанализируйте свои предварительные цели и реально достигнутые результаты. 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Что оказалось для Вас самым неожиданным в мастер-классе? Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения? 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Удалось ли выявить или развить во время работы какие-то профессиональные качества? Благодаря чему? 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Что Вам более всего удалось в работе мастер-класса, какие задания или их элементы были выполнены наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные способы своей деятельности. 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые Вы испытывали во время работы на мастер-классе. Какими способами Вы их преодолевали или предполагаете преодолевать? 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
Что Вы можете сказать о целях, содержании и организации данного мастер-класса. Сформулируйте свои предложения по развитию данной работы. 
Предложения: 
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









Критерии оценки «Мастер-класса»

Ф.И.О.конкурсанта__________________________________________________


п/п


Критерии оценивания

Баллы

1

Актуальность и значимость и выбора темы

0

1

2

3

2

Глубина и оригинальность содержания и формы

проведения мастер-класса

0

1

2

3

3

Научная и методическая ценность

0

1

2

3

4

Профессиональное взаимодействие с

аудиторией

0

1

2

3

5

Соответствие проведенного мероприятия

формату мастер-класса

0

1

2

3

6

Общая культура и эрудиция

0

1

2

3

7

Соблюдение регламента

0

1


ИТОГО



*обведите нужный балл по каждому критерию

0 – критерий не отражён

1 –недостаточный уровень проявления критерия

2 – критерий отражен в основном, присутствует на отдельных этапах

3 – критерий отражен полностью

Член жюри____________________________________________________________________

(подпись) (расшифровка подписи)




































13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс "Оценочная деятельность"

Автор: Новоструева Людмила Павловна

Дата: 13.05.2016

Номер свидетельства: 326184


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства