kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастеркласс «Элементы проектной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО».

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описаны различные виды проектов. Представлен фрагмент урока с выполнением мини проекта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастеркласс «Элементы проектной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО».»

Мастеркласс «Элементы проектной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО».

Цель: актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся.

Задачи:

  1. Сформировать понятие о проектной деятельности, познакомить с актуальностью и содержанием данной деятельности.

  2. Способствовать овладению умением оказать помощь учащимся в проектной деятельности.

  3. Способствовать привитию интереса к новому виду деятельности детей.


Велением времени стало применение учебного проектирования на всех этапах обучения в дошкольных и школьных учреждениях.

Большая роль здесь принадлежит учителю, как умелому и тактичному организатору деятельности каждого ребёнка

Чтобы деятельность была удачной тема проекта должна быть личностно-значимой для ребёнка, принята им либо эмоционально, либо через принятие какого-то внутреннего противоречия, которое нельзя не решить. То есть в основе каждого проекта лежит личностно значимая проблема для ребёнка. От мотивации мы и отталкиваемся, инициируя деятельность ученика.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передаёт знания, а направляет деятельность школьника, т.е. консультирует, мотивирует, наблюдает.

Как и у педагога, роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он является субъектом познавательной деятельности; выбирает, несёт ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с людьми; оценивает «чужой» продукт (информацию с позий её полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности), продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

На всех этапах родители выступают как помощники. Роль родителей заключается в том, чтобы не брать на себя выполнение работы над проектом, а проявить заинтересованность, помочь советом, сбором информации.

В процессе проектной деятельности у детей формируютя следующие умения:

  1. умения в решении проблем:

- ставить цель;

- планировать деятельность;

- выбирать адекватные средства достижения цели;

- оценивать ход и результат своей деятельности.

2) исследовательские умения:

- генерировать идеи;

- выбирать лучшее решение;

3) информационные:

- самостоятельно осуществлять поиск, сбор, сохранении информации;

- использовать полученную информацию;

- представлять имеющуюся информацию в различных формах и на различных носителях.

4) коммуникативные:

- общаться в малых группах;

- грамотно оформлять необходимые документы,

- представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении;

- соблюдать нормы русского языка, публичной речи и регламент;

- высказываться в ходе обсуждения.

5) презентационные:

- выступать перед аудиторией;

- использовать средства передачи информации.

6) рефлексивные:

- отвечать на вопросы: «Чему научился?», «Чему мне необходимо учиться?»;

- адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.

Как грамотно организовать проектную деятельность?

Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной её организации. Здесь важно правило «триединства»- сотрудничество учителя, ученика и родителя. А как вообще разработать проект? Как грамотно организовать проектную деятельность? Какова структура проекта? На эти вопросы мы попробуем сегодня ответить.

Структура- это некий скелет, основные шаги, следуя которым, мы получим грамотно созданный и правильно организованный проект. Рассмотрим подробно все эти этапы.

  1. Постановка проблемы. Проблема может идти от ребёнка (например, проведя анкетирование в классе, можно узнать все волнующие учеников проблемы), а может направляться учителем, то есть учитель создаёт такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации, отметим ещё раз, проблема становится личной и уже исходит от самого ребёнка.

  2. Тема проекта. Тема (названии е проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом – проблема, которая определила название проекта.

  3. Цель проекта. После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.

  4. Задачи проекта.

Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе:

- задачи, связанные с теорией ( теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);

- задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изученный объект или провести исследование- эксперимент);

- задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).

При разработке проекта учитель не только ставит задачи, ног и обсуждает их с детьми.

  1. План работы.

Прежде чем начать практическую разработку проекта ( то есть уже определившись с целями и задачами, но ещё не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:

- подумать самостоятельно;

- посмотреть книги;

- спросить у взрослых;

- обратиться к компьютеру;

- понаблюдать;

- проконсультироваться со специалистом;

- провести эксперимент…

В защите же мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия ( то есть практическая реализация задач через методы).

Например, в защите проекта дети рассказывают следующее : « Чтобы собрать информацию (это теоретическая задача), мы спрашивали у взрослых: мам, бабушек, соседей; мы читали книги и энциклопедии; мы обращались к Интернету; мы консультировались со специалистом», - и т.д. При этом дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.

Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно чётко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала.

В своей работе мы используем следующие виды проектов:

1.Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4.Творческий проект  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

 По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1.Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

 2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

5.3. Классификация проектов по продолжительности:

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

А сейчас, мы предлагаем вам принять участие в мини - проекте по русскому языку.

Практическая часть

1. Постановка темы и целей мастер- класса

Звучит мелодия «В лесу родилась ёлочка»

- Слушая песню без слов, представьте образы героев данной песни.

- Образы каких героев вы представил? (Елочка, волк. Мороз, метель…)

- Как я узнала, какие образы вы представили? (Мы произнесли слова)

Что такое слово? (Работа с толковым словарем)

-Для чего нужны слова? Что вы знаете о словах?

-Какая тема нашего урока? (Слово и его значение)

-Какую цель поставим на уроке?

2. Работа над проектом.

-Рассмотрите технологическую карту проекта (она распечатана для каждой группы), для того, чтобы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта (слайд).

- Посоветуйтесь и выберите в группе слово, о котором вы будете собирать информацию. (располагают на листе формата А3)

-Какими источниками информации воспользуетесь? (Словари, справочные материалы, собственные знания участников группы)

-По каким критериям предлагаете оценивать работу групп?

(критерии выводятся на слайд)

  • Полнота раскрытия темы по плану

  • Оформление проекта

  • Слаженность работы всех членов группы

  • Защита проекта

- Какие правила работы в группе надо соблюдать? (слайд)

Примерные правила совместной работы:

1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего

2) работать по алгоритму (плану)

3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца

4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.

3. Работа в группах.

Задания в группах, работа над словами по технологической карте:

Работа над словами по выбору:

Ель

Мороз

Заяц

волк



Распределение заданий на каждого члена группы, работа со словарями.

Технологическая карта



  • Выберите слово, поставьте ударение.

  • Определите количество букв и звуков.

  • Запишите транскрипцию слова.

  • Отметьте, где написание расходится с произношением.

  • Определите лексическое значение, используя толковый словарь.

  • Составьте своё предложение с этим словом.

  • Подберите родственные слова.

  • Подберите слова, обозначающие действия этого предмета.

  • Подберите слова, обозначающие признак этого предмета.

  • Подберите стихи, пословицы, поговорки с этим словом.

4. Защита проектов

По окончании работы презентация проектов (представитель группы у доски защищает проект).



5 Рефлексия деятельности.

Уважаемые коллеги, оценивание нашу совместную работу.

- Если вам понравилось, было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – наклейте звёздочку на ёлочку.

- Если было всё хорошо, но с незначительными трудностями, то шарик

- Ну, а если это всё вас совсем не тронуло и остались неразрешенные вопросы – наклейте сосульку.

-Уважаемые коллеги!

Слов на свете много, нам хочется, чтобы наши ученики в своей речи использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова.

А проекты, созданные в группах, можно собрать в отдельный альбом, и использовать на уроках русского языка. Учащимся это понравится.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого и косвенного обучения. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

Спасибо за внимание!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Старовойтова Екатерина Сергеевна, Ионова Оксана Анатольевна

Дата: 28.04.2018

Номер свидетельства: 467956


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства