Просмотр содержимого документа
«Мастеркласс «Элементы проектной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО».»
Мастеркласс «Элементы проектной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО».
Цель: актуализация знаний о применении проектного метода обучения для развития творческой активности учащихся.
Задачи:
Сформировать понятие о проектной деятельности, познакомить с актуальностью и содержанием данной деятельности.
Способствовать овладению умением оказать помощь учащимся в проектной деятельности.
Способствовать привитию интереса к новому виду деятельности детей.
Велением времени стало применение учебного проектирования на всех этапах обучения в дошкольных и школьных учреждениях.
Большая роль здесь принадлежит учителю, как умелому и тактичному организатору деятельности каждого ребёнка
Чтобы деятельность была удачной тема проекта должна быть личностно-значимой для ребёнка, принята им либо эмоционально, либо через принятие какого-то внутреннего противоречия, которое нельзя не решить. То есть в основе каждого проекта лежит личностно значимая проблема для ребёнка. От мотивации мы и отталкиваемся, инициируя деятельность ученика.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передаёт знания, а направляет деятельность школьника, т.е. консультирует, мотивирует, наблюдает.
Как и у педагога, роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он является субъектом познавательной деятельности; выбирает, несёт ответственность за свой выбор; выстраивает систему взаимоотношений с людьми; оценивает «чужой» продукт (информацию с позий её полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности), продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
На всех этапах родители выступают как помощники. Роль родителей заключается в том, чтобы не брать на себя выполнение работы над проектом, а проявить заинтересованность, помочь советом, сбором информации.
В процессе проектной деятельности у детей формируютя следующие умения:
умения в решении проблем:
- ставить цель;
- планировать деятельность;
- выбирать адекватные средства достижения цели;
- оценивать ход и результат своей деятельности.
2) исследовательские умения:
- генерировать идеи;
- выбирать лучшее решение;
3) информационные:
- самостоятельно осуществлять поиск, сбор, сохранении информации;
- использовать полученную информацию;
- представлять имеющуюся информацию в различных формах и на различных носителях.
4) коммуникативные:
- общаться в малых группах;
- грамотно оформлять необходимые документы,
- представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении;
- соблюдать нормы русского языка, публичной речи и регламент;
- высказываться в ходе обсуждения.
5) презентационные:
- выступать перед аудиторией;
- использовать средства передачи информации.
6) рефлексивные:
- отвечать на вопросы: «Чему научился?», «Чему мне необходимо учиться?»;
- адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Как грамотно организовать проектную деятельность?
Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной её организации. Здесь важно правило «триединства»- сотрудничество учителя, ученика и родителя. А как вообще разработать проект? Как грамотно организовать проектную деятельность? Какова структура проекта? На эти вопросы мы попробуем сегодня ответить.
Структура- это некий скелет, основные шаги, следуя которым, мы получим грамотно созданный и правильно организованный проект. Рассмотрим подробно все эти этапы.
Постановка проблемы. Проблема может идти от ребёнка (например, проведя анкетирование в классе, можно узнать все волнующие учеников проблемы), а может направляться учителем, то есть учитель создаёт такую ситуацию, которая покажет заинтересованность или незаинтересованность детей данной проблемой. В случае принятия ситуации, отметим ещё раз, проблема становится личной и уже исходит от самого ребёнка.
Тема проекта. Тема (названии е проекта) должна отражать его основную идею. Важно, что при разработке проекта сначала должна возникнуть проблема, потом определяется тема проекта. Презентация строится иначе: сначала озвучивается тема, потом – проблема, которая определила название проекта.
Цель проекта. После того как из ряда поставленных проблемных вопросов был выбран наиболее значимый, определяется цель проекта.
Задачи проекта.
Чаще всего задачи рассматриваются в следующем ключе:
- задачи, связанные с теорией ( теоретические задачи: изучить, найти, собрать информацию);
- задачи, связанные с моделированием или исследованием (смоделировать изученный объект или провести исследование- эксперимент);
- задачи, связанные с презентацией (проведение грамотной защиты проекта).
При разработке проекта учитель не только ставит задачи, ног и обсуждает их с детьми.
План работы.
Прежде чем начать практическую разработку проекта ( то есть уже определившись с целями и задачами, но ещё не начав действовать), мы должны познакомить детей с методами исследования, которыми они будут пользоваться при работе над проектом:
- подумать самостоятельно;
- посмотреть книги;
- спросить у взрослых;
- обратиться к компьютеру;
- понаблюдать;
- проконсультироваться со специалистом;
- провести эксперимент…
В защите же мы озвучиваем взаимосвязь методов исследования и поставленных задач. Это и есть план действия ( то есть практическая реализация задач через методы).
Например, в защите проекта дети рассказывают следующее : « Чтобы собрать информацию (это теоретическая задача), мы спрашивали у взрослых: мам, бабушек, соседей; мы читали книги и энциклопедии; мы обращались к Интернету; мы консультировались со специалистом», - и т.д. При этом дети называют методы, которыми пользовались, чтобы разрешить теоретическую задачу, связанную с поиском информации.
Чтобы разрешить вторую задачу, связанную с исследованием или моделированием, дети рассказывают о том, какое исследование они проводили или что они смоделировали. Здесь важно чётко озвучить итоги эксперимента или объяснить нужность моделирования с разъяснением правомерности выбора материала.
В своей работе мы используем следующие виды проектов:
1.Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1.Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2. Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
5.3.Классификация проектов по продолжительности:
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
А сейчас, мы предлагаем вам принять участие в мини - проекте по русскому языку.
Практическая часть
1. Постановка темы и целей мастер- класса
Звучит мелодия «В лесу родилась ёлочка»
- Слушая песню без слов, представьте образы героев данной песни.
- Образы каких героев вы представил? (Елочка, волк. Мороз, метель…)
- Как я узнала, какие образы вы представили? (Мы произнесли слова)
Что такое слово? (Работа с толковым словарем)
-Для чего нужны слова? Что вы знаете о словах?
-Какая тема нашего урока? (Слово и его значение)
-Какую цель поставим на уроке?
2. Работа над проектом.
-Рассмотрите технологическую карту проекта (она распечатана для каждой группы), для того, чтобы достигнуть цели, давайте сформулируем задачи проекта (слайд).
- Посоветуйтесь и выберите в группе слово, о котором вы будете собирать информацию. (располагают на листе формата А3)
-Какими источниками информации воспользуетесь? (Словари, справочные материалы, собственные знания участников группы)
-По каким критериям предлагаете оценивать работу групп?
(критерии выводятся на слайд)
Полнота раскрытия темы по плану
Оформление проекта
Слаженность работы всех членов группы
Защита проекта
- Какие правила работы в группе надо соблюдать? (слайд)
Примерные правила совместной работы:
1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего
2) работать по алгоритму (плану)
3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца
4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы
5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
3. Работа в группах.
Задания в группах, работа над словами по технологической карте:
Работа над словами по выбору:
Ель
Мороз
Заяц
волк
Распределение заданий на каждого члена группы, работа со словарями.
Технологическая карта
Выберите слово, поставьте ударение.
Определите количество букв и звуков.
Запишите транскрипцию слова.
Отметьте, где написание расходится с произношением.
Определите лексическое значение, используя толковый словарь.
Составьте своё предложение с этим словом.
Подберите родственные слова.
Подберите слова, обозначающие действия этого предмета.
Подберите слова, обозначающие признак этого предмета.
Подберите стихи, пословицы, поговорки с этим словом.
4. Защита проектов
По окончании работы презентация проектов (представитель группы у доски защищает проект).
- Если вам понравилось, было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – наклейте звёздочку на ёлочку.
- Если было всё хорошо, но с незначительными трудностями, то шарик
- Ну, а если это всё вас совсем не тронуло и остались неразрешенные вопросы – наклейте сосульку.
-Уважаемые коллеги!
Слов на свете много, нам хочется, чтобы наши ученики в своей речи использовали как можно чаще родные, русские и добрые слова.
А проекты, созданные в группах, можно собрать в отдельный альбом, и использовать на уроках русского языка. Учащимся это понравится.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого и косвенного обучения. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.