kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Упражнения для развития речи младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В мастер-классе представлены упражнения для работы над техникой речи, орфоэпией и интонацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения направленные на развитие устной речи уч»

Упражнения для развития устной речи учащихся в начальной школе.


Правильная речь очень важна для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении затрудняют контакт.

Развитие правильного звукопроизношения особенно важно при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение звуков. Таким детям трудно определить количество звуков в слове, их последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или недостаточно развитым фонематическим слухом имеют затруднения в овладении навыками письма в школе.

Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты в звукопроизношении, что доказывает необходимость вести работу в этом направлении. Также для формирования правильной устной речи важна работа над орфоэпией и интонацией.

Решению этих задач способствуют приведенные ниже упражнения, которые можно выполнять ежедневно, как речевую разминку, на уроках обучения грамоте, русского языка и литературного чтения.


I. Работа над правильным дыханием

При работе над техникой речи необходимо обращать внимание детей на правильное дыхание во время речи.

Объяснить детям необходимость правильного дыхания можно на примере звучащей речи. На уроке обучения грамоте по теме "Речь" даю прослушать аудиофрагмент со сбивчивой из-за неправильного дыхания речью. Задаю вопрос: Приятно ли было слушать такую речь? Почему? Подвожу детей к выводу: во время речи необходимо правильно дышать. Даю пояснение, что значит - правильно дышать:

незаметно для окружающих делать вдох, своевременно запасаться воздухом, постепенно плавно выдыхать, равномерно расходуя воздух. Это необходимо, чтобы речь была плавной, поятной, без лишних пауз.

Упражнения:

Будем учиться правильно делать вдох и плавно выдыхать во время речи.

Упражнение 1 Сели прямо, спинки выпрямили, головку подняли, улыбнулись. Правую ручку положили на верхнюю часть живота, почувствовали нижнюю часть ребер. Вдохнули. Плечи неподвижны, "работают" живот и грудная клетка. Плавно, не спеша выдохнули. Повторяем 3-4 раза.

Упражнение 2 Сели красиво, улыбнулись. Вдохнули. На выдохе считаем от одного до десяти. Слова произносим громко, красиво, особо выделяем гласные звуки.

II. Работа над дикцией

Для освоения речи ребенок должен уметь управлять мускулами своего речевого аппарата. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика.

Она помогает сделать речь более четкой и понятной. Работа над артикуляцией - это шаг к хорошей дикции.

Упражнения:

1 движение

Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть широкой.

Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.

2 движение

Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении недолжно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы!

Стихи для чередования первого и второго движения в артикуляционном упражнении №1.

Если наши губы улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губы узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.



Также при работе над дикцией помогает речевая гимнастика:
произнесение определенных сочетаний звуков с четкой артикуляцией. Например:

ИЭАОУЫ

БДИК БДЭК БДАК

ДБИК ДБЭК ДБАК

ПТИК ПТЭК ПТАК

ТПИК ТПЭК ТПАК

Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то одного или нескольких звуков при регулярном их повторении.

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.

Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

Такие простые чистоговорки любят сочинять сами дети.

Есть более сложные стихотворные чистоговорки несущие в себе еще и смысловую нагрузку.

Произносить чистоговорки целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

Еще с большим удовольствием дети поют логопедические песенки.

По сути, это те же самые чистоговорки, которые дети пропевают под музыку.

Самый распространенный вид работы над дикцией - скороговорки.

Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое, словно с кашей во рту, произношение, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество.

Чтобы научиться произносить скороговорку быстро и правильно, нужно делать это постепенно и следовать нескольким правилам.

- Научитесь произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.

- Выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе.

- Научитесь произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп.

Для интересного введения скороговорки на занятии можно использовать разных сказочных персонажей, например, домовенок Кузя – чемпион по произношению скороговорок. Также существуют специальные стихи, которые очень нравятся детям:

Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Это весёлые стишки, с которых можно начать знакомство со скороговорками.

Можно проводить игру со скороговорками, по аналогии с игрой "Испорченный телефон":передавать скороговорку друг другу по цепочке. Для игры лучше брать новые скороговорки, которые ранее не встречались детям.

III. Работа над правильной постановкой ударения .

Обязательно на каждом уроке учителю следует обращать внимание на слова, в которых дети испытывают трудности в постановке ударения. Можно завести словарик, в котором фиксировать такие слова по мере того , как они встречаются на уроках.

Для запоминания правильного произношения слов провожу такую работу.

Раздаю карточки со словами, произношение которых надо запомнить. Даю установку на запоминание. На следующий день детям предлагаются карточки с теми же словами, но ударение не обозначено. Дети ставят ударение.Обязательно проводится проверка. Можно работать в парах: дети проверяют друг друга. Через некоторое время, когда наберется достаточное кол-во слов проводится игра "Произнеси правильно". Можно соревноваться по рядам. За правильное произнесение каждого слова команда получает одно очко.

Всегда говорю детям : если сомневаетесь в произношении слова, обратитесь к орфоэпическому словарю.

IV. Самое интересное - это работа над интонацией.

Огромную роль в речевом общении играет интонация. Без нее вообще не может быть устной речи.Мысли, чувства, настроение сознательно или непроизвольно передаются и с помощью интонационных средств( мелодики, логического ударения, пауз, тона, тембра голоса, темпа речи).

Уже на самых первых уроках обучения грамоте мы знакомим детей с особенностями разных видов интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. Учимся произносить предложения с различной интонацией. Учимся воспринимать предложения на слух и , в зависимости от интонации, ставить нужный знак препинания.



Примеры упражнений:

Прочитай предложения с нужной интонацией.

Мальчик идет к дому.

Мальчик идет к дому?

Мальчик идет к дому!



Работаем над постановкой логического ударения: учимся выделять голосом нужное слово, в зависимости от смысла высказывания. Наблюдаем за тем, как меняется смысл в зависимости от того, какое слово мы выделяем голосом.

Примеры упражнений:

1. Прочитай, выделяя голосом подчеркнутые слова.

Мальчик играет на гитаре?

Мальчик играет на гитаре?

Мальчик играет на гитаре?



2. Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа, выделяя голосом подчеркнутое слово. Объясни, как от постановки логического ударения меняется смысл высказывания.

Осенью грачи улетают на юг?

Осенью грачи улетают на юг.

Осенью грачи улетают на юг?

Осенью грачи улетают на юг.



Постепенно усложняем языковой материал для работы над интонацией: берем небольшие тексты, стихотворения.

Примеры упражнений:

Прочитай, выделяя голосом подчеркнутые слова.

Мы ходили по грибы,

Зайца испугались.

Схоронились за дубы,

Растеряли все грибы.

А потом смеялись -

Зайца испугались.



Обобщая все вышесказанное, можно сделать выводы, что ежедневные небольшие упражнения внесут существенный вклад в формирование правильной речи у Ваших учеников.







Интересные факты

***

Установлено, что опытный лектор говорит примерно 100—120 слов в минуту. А каков темп вашей речи, хотите узнать? Для этого возьмите отрывок из любого упражнения, состоящий из 100—120 слов, и прочитайте его вслух. Если вы прочитали его за минуту, то темп вашей речи нормален. Если прочитали быстрее, вам надо следить за собой, чтобы говорить медленнее, если же вы не уложились в минуту, поработайте над тем, чтобы речь была более быстрой.


***


Ученые установили, что слово здравствуйте может быть произнесено 40 способами, и помогает в этом разнообразная интонация. Попробуйте произнести это слово по-разному. Пусть ваши товарищи определят, какой смысловой оттенок (подтекст) вы вкладываете в это приветствие в каждом случае.

***

Ученые доказывают, что слушатель лекции (доклада, объяснения учителя, теле– или радиопередачи и т. п.) не усваивает до 40% интересующей его информации, которая действительно содержится в тексте, если интонация, темп речи, мимика, поза, жесты говорящего не согласуются с содержанием текста.



Просмотр содержимого презентации
«семинар презентация»

Мастер-класс Упражнения для развития речи младших школьников (произносительный уровень)

Мастер-класс

Упражнения для развития речи

младших школьников

(произносительный уровень)

Упражнения на дыхание

Упражнения на дыхание

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

    Речевая гимнастика И Э А О У Ы БД И К  БД Э К  БД А К ДБ И К  ДБ Э К  ДБ А К ПТ И К  ПТ Э К  ПТ А К ТП И К  ТП Э К  ТП А К

    Речевая гимнастика

    И Э А О У Ы

    БД И К БД Э К БД А К

    ДБ И К ДБ Э К ДБ А К

    ПТ И К ПТ Э К ПТ А К

    ТП И К ТП Э К ТП А К

    Чистоговорки  Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляцион- ного аппарата и помогающие отработке произноше- ния какого-то звука при регулярном их повторении.

    Чистоговорки

    Чистоговорки – это стихотворные упражнения,

    направленные на развитие органов артикуляцион-

    ного аппарата и помогающие отработке произноше-

    ния какого-то звука при регулярном их повторении.

    Виды чистоговорок  Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых зву-ков, не несущие смысловой нагрузки.   Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.  Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения, в ко- тором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обяза- тельнуюую смысловую нагрузку.  Индюк из города идёт,  Игрушку новую везёт.  Игрушка не простая –  Индюшка расписная.

    Виды чистоговорок

    Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых зву-ков, не несущие смысловой нагрузки.

    Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.

    Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения, в ко-

    тором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обяза-

    тельнуюую смысловую нагрузку.

    Индюк из города идёт,

    Игрушку новую везёт.

    Игрушка не простая –

    Индюшка расписная.

    Логопедические песенки Са-са-са, са-са-са. Ой-ой-ой, летит оса. Сы-сы-сы, сы-сы-сы. Не боимся мы осы.  Су-су-су, су-су-су. Видел кто из вас осу? Сы-сы-сы, сы-сы-сы. Мы не видели осы.  Са-са-са,са-са-са. Отгадайте, где оса.

    Логопедические песенки

    Са-са-са, са-са-са.

    Ой-ой-ой, летит оса.

    Сы-сы-сы, сы-сы-сы.

    Не боимся мы осы. Су-су-су, су-су-су.

    Видел кто из вас осу?

    Сы-сы-сы, сы-сы-сы.

    Мы не видели осы. Са-са-са,са-са-са.

    Отгадайте, где оса.

    Скороговорки Скороговорка - малый жанр фольклора с умышлен- ным подбором слов,трудных для правильной артику-ляции. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

    Скороговорки

    Скороговорка - малый жанр фольклора с умышлен-

    ным подбором слов,трудных для правильной артику-ляции.

    Всех скороговорок не перескороговоришь,

    не перевыскороговоришь.

    «По секрету всему свету» Проворонила ворона вороненка.  В огороде у Арины растут георгины. Шесть мышат в шалаше шуршат.

    «По секрету всему свету»

    Проворонила ворона вороненка.

    В огороде у Арины растут георгины.

    Шесть мышат в шалаше шуршат.

    Произнеси правильно жалюзИ столЯр бАнты тОрты жалюзи столяр банты торты

    Произнеси правильно

    жалюзИ

    столЯр

    бАнты

    тОрты

    жалюзи

    столяр

    банты

    торты

    Соотнеси предложения и знаки  согласно интонации

    Соотнеси предложения и знаки согласно интонации

    Обозначенные в схеме педложения слова  выдели голосом

    Обозначенные в схеме педложения слова выдели голосом

    Прочитай, выделяя голосом  подчеркнутые слова.   Испугались зайца.  Читай стихотворение, Мы ходили по грибы , сочетая темп чтения и си- Зайца испугались . лу звука: Схоронились за дубы, медленно - громко, Растеряли все грибы. средне - обычно, А потом смеялись - быстро - тихо. Зайца испугались.

    Прочитай, выделяя голосом подчеркнутые слова.

    Испугались зайца. Читай стихотворение,

    Мы ходили по грибы , сочетая темп чтения и си-

    Зайца испугались . лу звука:

    Схоронились за дубы, медленно - громко,

    Растеряли все грибы. средне - обычно,

    А потом смеялись - быстро - тихо.

    Зайца испугались.

    Прочитай предложения  с интонацией вопроса и ответа.

    Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа.

    • Осенью грачи улетают на юг ?
    • Осенью грачи улетают на юг.
    • Осенью грачи улетают на юг ?
    • Осенью грачи улетают на юг .
    • На ню нью?
    • На ню нью.
    Произнеси с разной интонацией.

    Произнеси с разной интонацией.

    • Хорош ! Молодец!
    • Гроза надвигается.
    Прочитайте и объясните, что хотел  сказать первый приятель и что – второй.  В зале картинной галереи  стоят два приятеля. Один из них  воскликнул: «Какая картина!»  А другой сказал: «Какая картина?»  Какое средство устной речи  повлияло на смысл  сказанного приятелями?  Какое средство письмен-  ной речи использовано для  передачи разного смысла  этих предложений?

    Прочитайте и объясните, что хотел сказать первый приятель и что – второй.

    В зале картинной галереи

    стоят два приятеля. Один из них

    воскликнул: «Какая картина!»

    А другой сказал: «Какая картина?»

    Какое средство устной речи

    повлияло на смысл

    сказанного приятелями?

    Какое средство письмен-

    ной речи использовано для

    передачи разного смысла

    этих предложений?

    Прочитайте вслух выразительно диалог и объясните, почему между его участниками  появилось раздражение. Какие нормы речевого этикета нарушены? А теперь измените  диалог так, чтобы тональность общения стала доброжелательной.

    Прочитайте вслух выразительно диалог и объясните, почему между его участниками появилось раздражение. Какие нормы речевого этикета нарушены? А теперь измените диалог так, чтобы тональность общения стала доброжелательной.

    • – Ванечка! Иди обедать! – слышится голос мамы.
    • – Иду! – отвечает сын, не в силах оторваться от компьютерной игры.
    • – Ну ты идешь?
    • – Иду! – повторяет Ваня, продолжая интересную игру. Он спешит изо всех сил скорее доиграть, но именно поэтому начинает делать ошибки, игра затягивается.
    • – Почему не идешь? Все остынет!
    • — Иду! Иду!
    • – Как ты разговариваешь? Не груби!
    • – А что я такого сказал?! Я же сказал «иду!».
    Спасибо за внимание!  Успехов в работе!

    Спасибо за внимание!

    Успехов в работе!


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Начальные классы

    Категория: Прочее

    Целевая аудитория: Прочее

    Скачать
    Мастер-класс "Упражнения для развития речи младших школьников"

    Автор: Наумцева Ольга Валентиновна

    Дата: 22.07.2017

    Номер свидетельства: 424344


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства