Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Технология организации групповой работы в начальной школе"»
МБОО «Лицей села Верхний Мамон»
03.01.2012
1.03.2017
Технология организации
групповой работы в начальной школе
Работу выполнила
Акулова Оксана Александровна
учитель начальных классов первой квалификационной категории
Групповая форма обучения
является одним из активных методов обучения и позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности.
Цель групповой работы:
активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.
Задачи групповой работы:
активизация познавательной деятельности;
развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
развитие умений успешного общения;
совершенствование межличностных отношений в классе.
Технология организации групповой работы
выбрать способ формирования групп;
сформировать группы;
разработать задания, выбрать способ предъявления заданий группам;
организовать работу в группе в соответствии с выбранной технологией;
организовать проверку готовности групп;
продумать, что будет результатом (продуктом) групповой работы ;
организовать рефлексию.
Технология организации групповой работы
Деление на группы
Часто встречающиеся роли при работе группы:
Координатор,
Спорщик (критик)
Гармонизатор (вдохновитель)
Контролер
Инициатор
Секретарь (протоколист)
Наблюдатель
Работа в группе (технологии групповой работы)
«зигзаг»;
«хождение в гости»;
гипертекст;
«Зигзаг»
1 этап - учащиеся делятся на группы (постоянный состав), в
группах рассчитываются на такое количество, сколько групп.
2
1
1
2
4
3
4
3
2
1
2
1
3
4
3
4
«Зигзаг»
2 этап – рассаживаются в группы экспертов (сменный состав
по номерам), каждая группа получает определенное задание, в
группе изучают, составляют опорные схемы.
2
2
1
1
2
2
1
1
3
3
4
4
3
3
4
4
«Зигзаг»
3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди
рассказывают новый материал – взаимообучение.
2
1
1
2
4
3
4
3
2
1
2
1
3
4
3
4
«Хождение в гости».
1 этап - учащиеся делятся на группы , каждая группа получает свое задание (информацию для освоения, задачу для решения, правило).
Изучает материал.Каждый член группы делает записи!
2
2
1
1
1
1
2
2
3
3
4
4
3
3
4
4
«Хождение в гости».
2 этап - учащиеся 1 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.
1
2
2
2
2
3
3
4
4
1
1
1
3
3
4
4
«Хождение в гости».
3 этап - учащиеся 2 группы «идут в гости» в другие группы и знакомят со своим материалом.
1
1
2
1
1
3
3
4
4
2
2
2
3
3
4
4
«Хождение в гости».
6 этап – знаниевая рефлексия (тест, вопросы для контроля на все 4 части материала)
1
1
2
2
1
1
2
2
3
3
4
4
3
3
4
4
Гипертекст
Каждая группа готовит свою часть общего продукта групповой работы (презентация, проект)
1
1
2
2
1
1
2
2
3
3
4
4
3
3
4
4
IV. Гипертекст
На этапе предъявления материала составляется гипертекст,
защита происходит коллективно.
1
2
4
3
Предъявление результата.
Продукт групповой работы –
обязательный этап групповой технологии!
презентация;
плакат, опорный конспект, кластер;
выступление (театрализация);
созданный текст;
подтвержденная практикой гипотеза
Рефлексия - обязательный этап групповой технологии!
1) Организационная :
что делали во время занятия (чему новому научились, как работали, каковы были ошибки в организации, не позволившие достичь желаемого результата);
что узнали про себя и своих товарищей по игре (появился новый способ работы, зафиксировали свое незнание, чувства и
отношения).
Демонстрация позитивных и негативных образцов взаимодействия.
2) Знаниевая(тест на усвоение ЗУН).
Критерии для оценивания работы группы
№ гр.
Правильность изложения материала
I
Логика изложения материала, чёткость
II
Культура изложения материала
III
Дополнения других групп
IV
Поведение в группе, умение сотрудничать
При оценке работы группы подчеркивают не столько ученические, сколько человеческие качества!!!
Деятельность учителя во время проведения групповой работы.
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами:
организует;
контролирует;
предлагает участникам разные варианты решений;
выступает в роли наставника или источника информации;
оценивает работу учеников.
Плюсы и минусы групповой работы.
Плюсы:
Минусы:
Ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
Трудности при разделении на группы.
Повышается учебная и познавательная мотивация.
Снижается уровень тревожности учащихся.
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
Улучшается психологический климат в классе.
Правила работы в группе:
слушай внимательно партнера по общению;
отмечай прежде всего положительное;
уважай чужие ошибки, вежливо объясни свое мнение;
старайся работать хорошо;
при затруднениях проси помощи у партнера и оказывай эту помощь сам;
результатом работы пары/группы является ваше общее мнение;
помни, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый по отдельности;
поблагодари партнера за работу.
Советы учителю:
не принуждайте к общей работе всех детей;
групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;