Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс «Современные педагогические технологии.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 20 станицы Подгорной»
Доклад к семинару учителей начальных классов
«Современные педагогические технологии как инструмент
обеспечения качества учебного процесса и достижения
образовательных результатов, соответствующих
требованиям ФГОС второго поколения».
Мальцева Т.Н.
Учитель высшей категории
2016 г
Слайд 1
Тема: «Современные педагогические технологии как инструмент обеспечения качества учебного процесса и достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения»
Форма проведения: семинар-практикум с использованием групповой формы работы. Обеспечение: раздаточный материал для каждой группы, презентация
Слайд 2
Цель:
Осознание основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС второго поколения.
Повышение интереса педагогов к использованию системно- деятельностного подхода в обучении.
Осознание необходимости повышения уровня самообразования
Задачи
1.Повышение мотивации педагогов на применение современных технологий в учебном процессе.
2.Способствовать повышению эффективности взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
3.Создать условия для активного взаимодействия всех участников семинара.
Слайд 3
« Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции»
Сухомлинский В.А.
Ход семинара:
1.Орг. момент. Участникам семинара предлагается выбрать карты по цвету (желтый, розовый, голубой и зеленый). Предлагаем занять свои места по цвету выбранного ключика.
Создание ситуации успеха:
Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Сегодня построим работу по структуре современного урока в системе деятельностного типа обучения.
Начнем мы с такой притчи:
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его.
«-О, вы, подданные мои»,- « У меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее».
Слайд 4
Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал.
«Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда –либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?»- спросил царь.
Слайд 5
Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его.
О, чудо- замок открылся! Он просто был не полностью защелкнут.
Слайд 6
Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».
Нам учителям, работающим по ФГОС второго поколения тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации современных образовательных технологий.
Коллеги, посмотрите на доску и по ключевым словам определите тему нашего мастер-класса. ( инновации, поликультурное образование, урок, технологии) Слайд 7
Слайд 8
Людям настоящего и особенно будущего, придется жить и трудиться в многонациональной и поликультурной среде. Поэтому подготовка подрастающего поколения к жизни и труду в поликультурном пространстве должна начинаться уже в раннем возрасте, т.к. дети уже с раннего возраста начинают испытывать влияние разных культур.
Каким образом надо осуществлять эту работу? Какие эффективные формы и методы работы использовать с детьми младшего школьного возраста?
(Рефлексия содержания мастер – класса)
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме …и отложите.
(Таблица для слушателей.)
Понятие
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Поликультурное образование
Содержание поликультурного образования в начальной школе
Инновационные технологии на современном уроке
-Что вы ожидаете от семинара? (ставим цели)
Заполните третью графу.
Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.
Цель нашей встречи следующая.
Повышение мотивации педагогов на применение современных технологий поликультурного образования в учебном процессе
Слайд 9
И так, мы составили план работы.
А кто же нам поможет? (Справочный материал, коллеги)
Начинаем с понятия поликультурное образование (возьмите карточку с текстом)
Выберите, что считаете для вас актуальнее
Поликультурное образование - важная часть современного образования, способствующая усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.
Поликультурное образование – это способ приобщения воспитанников к различным культурам с целью формирования общепланетарного сознания, позволяющего в дальнейшем тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое культурно-образовательное пространство.
Поликультурное образование – это процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам.
Поликультурное образование – это учебные программы и организация учебной деятельности учащихся , направленные на повышения уровня обучения лиц, представляющих этнические меньшинства, и иммигрантов
Поликультурноеобразование — это процесс подготовки индивида к социальной, политической и экономической реальности, в котором используются языковые и культурные ресурсы, и развивается интерактивное межкультурное взаимопонимание.
Поликультурное образование - это образование, которое благодаря тесному взаимодействию представителей различных культур и этнических групп образует своеобразный сплав культур, взамен множества индивидуальных культур, единой культуры, и, следовательно, возникает новая групповая идентичность.
Обсуждение
5. Переходим к следующему вопросу «Содержание поликультурного образования».
Содержание поликультурного образования может быть реализовано через модули, которые включаются в различные учебные дисциплины: на уроках литературы, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, а также элементами на уроках математики и русского языка.
Информация о культуре, традициях, особенностях характера представителей различных национальностей интегрируется в программы учебных предметов. При этом структура программы в целом остается неизменной.
Важную роль в поликультурном образовании играет изучение национальных традиций, которые объясняют особенности порой необычного поведения и общения детей разных национальностей.
Чтобы целенаправленно реализовать поликультурное содержание образования, необходимо:
- продуктивно использовать примеры из разных культур при анализе различных текстов, нравственно-этических проблем;
-материалы должны концентрировать внимание детей на том, что было доброго, светлого во взаимоотношениях народов разных национальностей;
- практиковать драматизации, диалогические формы обучения и метод проектов, творческую и поисковую деятельность как эффективные формы освоения культурного опыта;
- по возможности, знакомить учащихся с произведениями устного народного творчества, писателей и поэтов народов тех стран, чьи представители учатся в классе.
С позиции содержательно-целевого подхода в рамках поликультурного образования выделятся следующие компоненты:
когнитивный. Ребенок овладевает знаниями о родном крае, родном городе, о России, традиционных способах труда и деятельности людей. Это развивает этническую идентичность, формирует чувство национального достоинства и гордости от осознания принадлежности к своему народу;
аффективный. Ребенок накапливает опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к людям другой национальности. Это развивает способность быть активным участником межкультурного диалога;
деятельностный. Ребенок вооружается системой интеллектуальных и практических навыков и умений, которые влияют на формирование национального характера личности, закрепление в ней лучших традиционных национальных качеств;
креативный. Ребенок накапливает творческий опыт освоения народной культуры, необходимый для решения разнообразных проблем жизни и деятельности в современном обществе
слайд 10,11
слайд 12
РЕФЛЕСИЯ
Для того чтобы подвести итог сказанного, предлагаем составить Синквейн
(Синквейн к понятию Содержание поликультурного образования в начальной школе) (В группах участники составляют, затем на доску вывешивают свои синквейны. На слайде правила заполнения).
Урок
творческий, побуждающий
вдохновляет, открывает, окрыляет
помогает детям понять истину
Процесс
Знания народные, прочные добываются, изучаются, передаются Без знаний нам узка дорога багаж
Образование.
Сводное, индивидуальное.
Стремиться, думать, рассуждать.
Век живи – век учись!
Жизнь.
6. Инновационные технологии
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.
Что значит "деятельность"?
- целеустремленная система;
- есть обратная связь;
- всегда имеет генетически развивающийся план анализа.
Вслед за этим меняется содержание образования, его методы и формы.
Необходимо учитывать возрастные особенности в методах и технологиях поликультурного образования: - в младшем школьном возрасте – формы и методы, направленные на чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание;
Ведущими методами, которые могут быть использованы при выполнении задач формирования системы знаний о поликультурной реальности и опыта практической деятельности в поликультурной среде у младших школьников, основанной на уважении культурных особенностей участников диалога культур, являются: словесные методы методы работы с текстом; практические методы (моделирование, проектирование, упражнение, тренинг); рефлексивные методы.
Наиболее эффективными при отслеживании индивидуальных изменений являются методы, связанные с интерпретационной деятельностью учащихся: эссе, сочинения, проективные методики, закрытые опросники и анкеты, лабораторное проектирование, методы «недописанный тезис», «альтернативный тезис», «тезис и мнение по поводу тезиса», «недописанный рассказ», «ассоциация» и т.д.
Образовательные технологии :
1.Кластер
Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает пучок, созвездие. Составляют кластеры на стадии осмысления и рефлексии. Этот прием позволяет систематизировать новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, самостоятельно выстраивать причинно-следственные связи Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.
Я предлагаю, каждому составить кластер к теме ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ по мере моего рассказа, используя названия технологий и ключевые слова, а в карту фиксации знаний записать по три предложения характеризующие технологию.
2.Технология развития критического мышления «Шесть шляп мышления».
Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на уроке любой предметной области. Использование данного метода на уроке развивает у обучающихся способность структурировать информацию, в «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.
Почему используется именно эта технология?
Существует традиционная связь между мышлением и шляпами.
«Я в своей шляпе», «Давайте наденем свои шляпы мышления» - расхожие фразы.
Шляпа указывает на определённую роль, которую в течение всего урока будут выполнять дети.
Метод позволяет отстранить своё эго от мышления. И любой вопрос обсуждается более полно и объективно.
С методом «Шесть шляп мышления», если нам не нравится чьё-то предложение, мы знаем, что всегда получим возможность дать этой идее критику под чёрной и выразить чувства под красной. Однако появляется возможность исследовать идею, используя белую, жёлтую, зелёную.
3.Кейс-технология
Кейс – ситуация, взятая из практики, реальный случай, на котором разбираются теоретические идеи. Понятие кейс происходит от английского case— "обстоятельства".
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Одной из важнейших характеристик кейс-метода является умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу.
Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:
анализировать информацию,
сортировать ее для решения заданной задачи,
выявлять ключевые проблемы,
генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.
Работа с кейсом на уроке организуется по следующему принципу:
знакомство с ситуацией;
анализ и обсуждение решения в мини-группах;
общее обсуждение решения, предложенного каждой группой, и выбор оптимального;
обобщающее выступление учителя.
Создание школьного кейса по любой теме требует соблюдения ряда определенных условий:
кейс должен соответствовать реальности, то есть описывать факты, имеющие возможность быть;
кейс не должен быть очень большим, так как рассчитан на детей, а не взрослых, и время работы с кейсом ограничено уроком;
необходимая для решения кейса информация должна содержаться в тексте; возможность привлечения дополнительной или справочной литературы сведена к минимуму;
кейс может содержать несколько альтернативных вариантов решения.
Информация, необходимая для создания кейсов, может быть почерпнута из газетных и журнальных статей, художественной литературы, выпусков новостей, сборников статистических данных. К каждому кейсу прилагается список вопросов для его анализа.
4.Корзина идей
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации
5.Игровые технологии
Перед учителем начальных классов встает проблема: как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью? Оказывается, один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся начальных классов и высокой активности в учебном процессе заключается в применении игровой технологии обучения.
В структуру игры как деятельности личности входят этапы:
целеполагания;
планирования;
реализации цели;
анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
возможностями выбора и элементами соревновательности, Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.
Слайд13
6. Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
З – знаем Х – хотим узнать У – узнаем
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. Для начала спросите, что они знают. Покажите им картинку или предмет или обсудите то, что знаете вы сами. Когда дети начнут предлагать свои идеи, выписывайте их на доску в первую колонку таблицы.
Попросите учащихся записать в рабочую таблицу любые вопросы, которые у них возникли, и ответы на которые они рассчитывают получить при чтении данной статьи. Предложите учащимся при чтении статьи помечать ответы на свои вопросы в рабочей таблице.
Когда учащиеся прочитают статью и заполнят свои рабочие таблицы, обсудите, чтобы проверить, на всё ли получен ответ. Предложите учащимся различные способы дальнейшего поиска информации.
Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали.
З- что мы знаем
Х-что мы хотим узнать
У-что мы узнали и что нам осталось узнать
7. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
?
?
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думает6е…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…? Было ли…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
8.Проблемная технология
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.
Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.
Выделяют три основных вида проблемного обучения:
1. Проблемное изложение знаний.
2. Привлечение учащихся к поиску на отдельных этапах изложения знаний.
3. Исследовательский метод обучения
Приемы создания проблемных ситуаций.
- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.
- Определить проблемные теоретические и практические задания;
- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению,
9.Проектная технология
Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного предъявления.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
5. Итог семинара.
Мы сегодня пытались построить работу семинара по структуре современного урока в системе деятельностного типа обучения.
Как вы думаете, нам это удалось сделать?
Давайте вспомним нашу притчу.
За что визирю дали место при дворе?
Кто из вас готов набраться смелости что то изменить в себе, в своей работе для успешной реализации задач, поставленных ФГОСом.
РефлЕксия.
Покажите кластер, который у вас получился?
Глядя на ваши таблицы, оправдались ли ваши ожидания от нашего мастер-класса? Возвращаемся к заполнению таблицы. Как вы думаете, достигли ли мы поставленных целей?
Высказывания групп
Карточка №1Технология развития критического мышления «Шесть шляп мышления»
В мультфильме прозвучали слова «Земля- наш общий дом»
Группа должна проанализировать предложенный план с позиции критического способа мышления, характерного для цвета выбранной шляпы, распределить роли- шляпы. Белая шляпа - Подготовьте предложение-доказательство «Земля - наш общий дом», включив только факты, цифры, без аргументации. Красная шляпа - Подготовьте предложение-доказательство «Земля - наш общий дом», включив как можно больше различных прилагательных, как негативных, так и позитивных. Черная шляпа - Подготовьте предложение-доказательство «Земля - наш общий дом», включив как можно больше негативных черт. Желтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шляпа полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умозаключений. Подготовь предложение-доказательство «Земля - наш общий дом», включив как можно больше позитивных черт Зеленая шляпа - Подготовьте предложение-доказательство «Земля- наш общий дом», включив как можно больше будущих инноваций.
Синяя шляпа - Подготовьте текст «Земля - наш общий дом», включив как можно больше интересных идей, представленных другими членами группы.
Карточка №2 Кейс- технологии
В мультфильме прозвучали слова «Всем скажем добрые слова, любому будем рады…»
Какие прилагательные, помогут вам дать характеристику народу, о котором говорят слова песни?
Используя словарь синонимов, подберите синонимы к слову дружелюбный.
Опираясь на полученные знания, составьте листовку-обращение, призывая
жителей нашего города быть дружелюбными.
Карточка №3 Технология «Корзина идей»
В мультфильме прозвучали слова «И каждый дружбой дорожит любой не только русский…»
Задание: Соберите корзину идей, в которой условно будут собраны секреты настоящей дружбы.
Карточка №4 Игровые технологии Игра «Почтальон»
В мультфильме прозвучали слова, «Каких народов только нет в стране великой нашей…»
Соотнесите правильно картинки и конверты, и вы узнаете от кого пришло письмо.
Прочтите пословицы в конвертах
Дружба — богатство бесценное. казахская
Чужому – половину, другу – всё .армянская
Близкого друга и на золото не променяешь. Татары
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.башкиры
Что ценят люди этих национальностей?
РефлЕксия.
В мультфильме прозвучали слова-сравнения нашей Земли с пестрым солнечным букетом.
Как понимаете эти слова? Я предлагаю вам проанализировать нашу деятельность на мастер-классе и составить хоровод цветов