kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Рефлексивная деятельность младших школьников – важный фактор для формирования навыков самообразования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный мастер-класс раскрывает роль рефлексии для формирования навыков самообразования у младших школьников. Приведены виды рефлексии. Даны рекомендации о применении разных видов рефлексии на различных этапах урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Рефлексивная деятельность младших школьников – важный фактор для формирования навыков самообразования"»

КГУ «Средняя школа №5»










Тема: «Рефлексивная деятельность младших школьников – важный фактор для формирования навыков самообразования»


(Выступление в рамках августовского совещания городского МО учителей начальных классов)



Учителя начальных классов: Зольникова О.Г.

Телекеева С.М.






















18.08. 2017 г.

г.Петропавловск


Рефлексивная деятельность младших школьников – важный фактор для формирования навыков самообразования.


Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

- Познакомить коллег с понятием “рефлексия” и классификацией.

- Раскрыть роль рефлексии в формировании навыков самообразования у младших школьников.

- Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.

- Создать условия для активного взаимодействия.

Оборудование: фломастеры, карточки для рефлексии, листы.


-Разбить аудиторию слушателей на группы по методу «соцветия» по 6-7 человек.

Раздел 1 (Телекеева Светлана Миргаязовна)

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, 
тот и получает преимущества в движении вперед » 
Евгений Доманский 
(Слайд 2)

- Как вы догадались, сегодня мы говорим о рефлексии и как она влияет на формирование навыков самообразования. Возьмите таблицу фиксации знаний и заполните столбик, что вы знаете о рефлексии.

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. 
В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение?
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов. 
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. 
В социальной психологии рефлексией называется осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. 
И, наконец, в современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.   

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». (Слайд 3)

При взаимодействии с учащимся мы в своей работе используем, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности: (Слайд 4).

- физическую (успел – не успел);

- сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

- духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия бывает: (Слайд 5)

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

(Слайд 6)

Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель: не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

(Слайд 7)  Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

- Рефлексия настроения и эмоционального состояния

- Рефлексия деятельности

- Рефлексия содержания учебного материала

Приемы рефлексии эмоционального состояния: (Слайд 8)

-  Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

- Поднимите большой палец вверх, у кого отпуск прошёл на «отлично».

-  «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

-На доске вы видите «солнышко», прикрепите к солнышку лучик, если вы готовы к новому учебному году, если готовы, но не достаточно, то – тучку, а если совсем не желаете – молнию.

-  «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.

Рефлексия деятельности - этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика. (Слайд 9)

-  «Лесенка успеха» – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

- «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

- «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

-  «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

-  «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (Слайд 10)

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

-Посмотрите на следующий слайд и продолжите одну из фраз. (по одному человеку из каждой группы)

(Слайд 11)«Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

(Слайд 12Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу:

- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Пометки на полях (инсерт, маркировка) – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте: (Слайд 13)

«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать

Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников.

Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.

Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).

(Слайд 14) Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

 





-Заполните таблицу фиксации знаний до конца нашего выступления.

Понятие

Знал

Узнал

Хочу узнать

 Рефлексия





-Составьте синквейн по теме: «Рефлексивная деятельность младших школьников – важный фактор для формирования навыков самообразования»

Зачитывание синквейна, например:

1.Рефлексия.

2.Эмоциональная, полная.

3.Анализировать, думать, планировать.

4.Помогает оценить свою работу.

5.Анализ.

Спасибо за внимание!


Раздел 2 (Зольникова Ольга Геннадьевна)

«Чем больше человек знает о том, что уже сделано,

тем больше в его силах понять, что нужно делать дальше»
Б. Дизраэли 


Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой  собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

- Поднимите большой палец вверх, кто согласен, что данные качества необходимы современному ученику.

Развитие данных качеств у ученика, начиная в младших классах, способствует формированию навыков самообразования. (Слайд 15)

Когда и как проводить рефлексию в начальной школе? Рефлексию эмоциональности и настроения включают во все уроки в начальной школе. Она особенно актуальна для первоклассников. Такие ученики еще только адаптируются к школе, поэтому важно не «отбить» у них желания учиться. Приведем примеры рефлексии на уроке в 1 классе. Дети получают карточки со знаками, смайликами. По вопросу учителя они поднимают сигнальную карточку, демонстрируя свой эмоциональный настрой. Проводить такой опрос можно сразу после нового материала, после закрепления полученных знаний и т. д. Подобные виды рефлексии на уроке помогают педагогу устанавливать полноценный контакт с детьми. Учитель может включить музыку, выбрав мелодию, подходящую по тематике урока. Настроить детей на восприятие материла можно стихами, отрывком из классического произведения. Рефлексия в конце урока предполагает постановку четких вопросов: «Что ты узнал за урок? Как ты занимался на уроке? Доволен ли тем, как прошел урок?» Благодаря таким вопросам, дети учатся оценивать свой эмоциональный настрой, контролировать эмоции.

Подобный подход помогает младшим школьникам находить аргументы для отстаивания своей точки зрения, формирует навык публичного выступления.

Чтобы оценить степень удовлетворённости уроком у воспитанников, учитель может воспользоваться приемом «цветовая миниатюра». Дети выбирают карандаши того цвета, которое соответствует их состоянию после урока. Каждый рисует определенный предмет на общей картинке: травку, солнышко, цветы. В итоге получается общая картина, которая продемонстрирует педагогу настроение его воспитанников после изучения нового материала.

- Нарисуйте общую картину, которая бы отражала ваше эмоциональное состояние.

Подобные проверки можно проводить на протяжении четверти, затем, воспользовавшись цветовой методикой Макса Лютера, получить представления об эмоциональном состоянии детей.

Интересный прием предлагают психологи для проведения рефлексии в 1-2 классах. Прием называется «Солнышко». Учитель просит детей закончить предложение: «Мое настроение сегодня как…» и предлагает ответы: солнышко, тучка с дождем, тучка, гроза и молния. Для наглядности на доску крепится середина солнца, а ребята получают от учителя облака, тучки, лучики. Те дети, которым понравилась их работа на уроке, крепят к серединке солнца желтые лучики, а те, кто недоволен собой на уроке, закрывают лучики тучками. Педагог в конце занятия подводит итог, учитывая полученную «солнечную» картинку.

Есть и такой необычный способ проверки эмоционального настроя младших школьников, как «Смайлики». Ребята получают листочки с «человечками-смайликами». Никаких эмоций у таких человечков нет, их должны нарисовать сами школьники. Помимо эмоций, можно дорисовать человечкам сумку, букет с цветами, воздушные шарики, то есть проявить свое воображение.

- Возьмите карточку со смайликом без эмоции и покажите ту эмоцию, с которой вы встретите 2 сентября своих учеников.

Рефлексия деятельности способствует оптимизации учебного процесса. С ее помощью школьники учатся осмысливать варианты работы с учебным материалом. Они вовлекаются в учебный процесс, повышают его эффективность и результативность. Данная рефлексия дает возможность педагогу оценивать работу каждого ребенка на отдельных этапах урока.

Применяя рефлексивный прием «светофор», предполагающий использование карточек трех цветов: красного, желтого, зеленого, - педагог получает «обратную связь», анализирует восприятие детьми сложного учебного материала.

-Поднимите вверх кружок красного цвета, если вы не поняли содержание ИМП на 2017-2018 уч.год, жёлтый – если некоторые моменты не понятны, зелёный – вам всё понятно.

Прием «букет» помогает развивать и рефлексивные, и коммуникативные учебные действия младших школьников. Каждый ребенок получает от преподавателя разноцветные цветы. Учитель предлагает голубой цветок вручить тому ребенку, который был на уроке самым вежливым. Зеленый цветок предназначается самому спокойному, усидчивому однокласснику. Фиолетовый цветок нужно вручить самому скромному ребенку. Затем учитель подводит итоги и предлагает детям показать свои букеты. (Слайд 16)

Прием «Кластер». Метод  кластеров универсален. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

Суть этого метода заключается в выделение смысловых единиц темы и их графического оформления в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно: выделить главную смысловую единицу (тема); выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации); конкретизировать фактами и мнениями. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.

Последовательность действий при составлении кластера:

В начале, посередине чистого листа написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы. (Слайд 17)

Прием «Синквейн» - это один из видов технологии развития критического мышления. Он может быть использован на разных стадиях урока: (Слайд 18)

- на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала;

- на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями;

- на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
Цель метода: добиться более глубокого осмысления темы.

Синквейн пишется по определенным правилам: Синквейн состоит из 5 строк; Его форма напоминает ёлочку.

 1 строка. 1 слово – заголовок. Явление, предмет. (Существительное или местоимение (Кто? Что?)

2 строка. 2 слова - свойства и признаки явления, предмета (прил.-ные (Какой? Какая? Какое? Какие?)

3 строка. 3 слова Действия обычные для предмета предмета, явления (Глаголы. (Что делает? Что делают?)

4 строка. 4 слова Это фраза, в которой выражается личное  мнение к предмету разговора.

5 строка. 1 слово Вывод. Суть предмета, явления (Сущ-ное (Кто? Что?)

Примерные темы синквейна:

- о природе;

- о литературном герое;

- о маме или папе;

- о настроении;

- об изученном на уроке.

 Начинать работу над составлением синквейнов можно, как только первоклассники познакомятся с понятиями «слово-предмет», «слово-признак», «слово-действие». Первое время работа может быть коллективной. Дети учатся ставить вопросы, составлять словосочетания, строить предложения, расширяют словарный запас. В то же время появляется необходимость выразить свои чувства, эмоции, определить свою позицию, отношение к обсуждаемой  теме.

При работе с данным приёмом учитель начальных классов решает сразу множество важнейших задач:

- изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению,

- отрабатываются знания о частях речи,

- знания о предложении,

- умение соблюдать интонацию,

- расставлять знаки препинания,

- значительно активизируется словарный запас ребёнка,

- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

- активизируется и развивается мыслительная деятельность,

- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.

Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.

Рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики. Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

-ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;

-какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;

-какой вклад в общее дело он может внести;

-может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Именно формирование адекватной самооценки и построения плана своего самообразования - основная задача проведения всех видов рефлексии в начальной школе.

- Мы вам желаем зелёного света во всех ваших начинаниях, солнечного настроения, меньше грозовых облаков над вашей головой.


Спасибо за внимание!


Список использованной литературы:

1.Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.

2. «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г

3.Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г

4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе — М.: «Сентябрь», 1996

5.А.В.Хуторской. Анализ, самоанализ и рефлексия урока khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

6.Головкина Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

7.Гукалова Ирина Викторовна. Роль и место содержательной рефлексии на уроке. kollegi.kz/publ/21-1-0-93

8.Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» http://www.ct-net.net/ru/ 
9. Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/ 

10. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности [Текст] / В.Г. Богин // Современная дидактика: теория - практике /под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - М., 1993.. 

11. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. [Текст] / Г.П. Щедровицкий // Исследование речемыслительной деятельности. – Алма-Ата, 1974г 


Приложение 1(презентация к выступлению)

Приложение 2 (Сборник рефлексивных приёмов)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Зольникова Ольга Геннадьевна, Телекеева Светлана Миргаязовна

Дата: 19.10.2017

Номер свидетельства: 433349


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства