Мастер-класс " Работа с текстом в начальной школе"
Мастер-класс " Работа с текстом в начальной школе"
Участники мастер-класса получат знания по работе с текстом на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс " Работа с текстом в начальной школе"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с.Кандры муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Мастер – класс
« Работа с текстом начальных классах»
Выполнила: Зиннатуллина Татьяна Александровна,
учитель начальных классов
2016-2017
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы с текстом на уроках в начальной школе , способствующими формированию универсальных учебных действий.
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы с текстом в начальной школе.
показать практическую значимость использования данных приёмов работы с текстом , убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания по работе с текстом на уроках в начальной школе,; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
(слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой.
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий проверить не только уровень понимания текста, но и умение его анализировать. Многолетний опыт работы в школе показывает, что мы учителя начальных классов, обучая детей чтению, больше внимания уделяли технической стороне чтения, а параметр « осознанность чтения» рассматривался на последнем месте.
(слайд 2)УМК "Начальная школа 21 века" включает в себя разные виды работы с текстом в начальной школе:
Виды работ с текстом в начальной школе:
Чтение всего текста (первичное, ознакомительное).
Чтение, деление на смысловые части. Составление плана(цитатный, вопросный, картинный, модельный, схематический, из повествовательных предложений).
Чтение по готовому плану.
Чтение, после чтения пересказывание. Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный, творческий.
Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
Восстановление деформированного текста.
Инсценирование текста или отрывка.
Выборочное чтение (с определенным заданием).
Чтение в лицах.
«Жужжащее чтение».
Чтение цепочкой по предложению.
Чтение абзацами.
Чтение с пометками.
Чтение с остановками (+прием "дерево предсказаний")
Чтение по группам.
Поисковое чтение.
Комбинированное чтение (учитель + учащиеся хором)
"Живая картинка" (один читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное)
Чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку.
Чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.
Нахождение и чтение образных слов и описаний.
Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
Вычленения слов из текста к предложенной схеме, например: чк, чн.
Кто быстрее в тексте найдет слово на определённое правило.
Нахождение самого длинного слова в тексте.
Нахождение двух-, трёх-, четырёхсложных слов.
Чтение с пометками непонятных слов.
Кроссворд (игровая форма) погружения в текст
(слайд 3) В каждом классе я веду поэтапное обучение работы с текстом.
1 класс – обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия.
-Практическое отличие текста от набора предложений.
-Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя.
-Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий.
-Озаглавливание текста (подбор заголовков).
-Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
(слайд 4) 2 класс - обучение детей работать с текстом:
- смысловое чтение;
- владение пересказом разного вида;
- деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
- выделение опорных слов (словосочетаний);
- характеристика героев и их поступков.
-Подбор антонимов и синонимов к словам.
-Нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
(слайд 5) 3 – 4 класс – обучение находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
- самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
- нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;
- выделение главной и второстепенной информации;
- выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);
- прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
- самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
-сравнивание текстов разных жанров, разных стилей(деловой, научный,художественный, публицистический, разговорный) с похожимсодержанием.
- Рассмотрим некоторые методические приемы работы с текстом.
Беря в руки любой текст, зрелый читатель ставит пред собой задачу выделить главное. Именно эта цель организует анализ текста, начиная с заголовка. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом. Чем лучше обработан заголовок (вычерпан его смысл, возникли вопросы, сформулированы гипотезы), тем полнее будет дальнейшее чтение. Поэтому важно учить детей работать с заголовком.
1. Предположите, о чем пойдет речь в тексте, имеющем следующий заголовок. Поставьте вопросы, на которые будут даны ответы в тексте.
(слайд 6) « В лесу»
Не менее важно уметь находить в тексте главную мысль. Обучающимся, особенно на первых порах, трудно выполнить данное задание. Здесь можно использовать задания на восстановление рассыпанных текстов. Такая работа требует и схватывания главной мысли, и вычерпывания смыслов из каждого слова, и прогнозирования предстоящего текста. И самое главное, эта работа должна вестись постоянно, а не эпизодически.
На начальном этапе можно дать следующие задания:
2. Соберите рассыпчатый текст так, чтобы получилось осмысленное предложение.
(слайд 7) Потому, у, рождения, день, играл, веселую, что, крокодил Гена, гармошке, на, него, песенку, был. (Крокодил Гена играл на гармошке веселую песенку потому, что у него был день рождения)
3. Распутайте и исправьте «путаницы» и «небылицы». (работа в парах)
(слайд 8)
Зеленые снежинки распускаются в весеннем лесу. (Зеленые листочки распускаются в лесу)
Деревня пошла продавать далеко. (Старушка пошла продавать молоко)
Старушка от рынка была далеко. (Деревня от рынка была далеко)
4. Творческая работа: Предлагаю вам побывать в роль сказочников:
Сочините свою сказку по опорным словам:
(слайд 9) Муравей, лиса, урожай, обман, сытно.
5. Моим детям нравится такой вид работы, как «Живая картинка» (один читает текст, другие изображением реагируют на услышанное).
(слайд 10) В заключение нашей работы я предлагаю Вам творческое задание – составить Синквейн на тему: Работа с текстом. Правила составления синквейна Вам всем знакомы.