II. Речевая разминка. Дыхательная гимнастика: - Начнем мы урок с разминки, которую проведут персонажи сказок. Послушайте первую загадку: Выгнул спинку он дугой, Замяукал. Кто такой? Потянулся сладко, Вот и вся загадка. (Кот.) ( слайд 2) - Выполним вместе с котом дыхательную гимнастику: «Сердитая кошка». Глубоко вдохнуть носом и выдохнуть воздух порциями, будто фыркая. Работа со скороговоркой: - Внимание, вторая загадка: (слайд 3) В воде она живёт, Нет клюва, а клюёт. (Рыба). - В морских водах много живет разных, интересных рыб, и не менее интересные скороговорки есть про них. (слайд 4) (Читает скороговорку один ученик). 1) Читаем хором скороговорку медленно и тихо. 2) Медленно и громко. 3) Быстро и громко. Рыбу ловит рыболов. В реку весь ушел улов. Индивидуально. Повтори скороговорку: медленно и громко; быстро и тихо. Чтение слогов и слов: - Молодцы, ребята. Вот для вас следующая загадка: Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дубы? Кто в дуплах орехи прячет, Сушит на зиму грибы. (Белка.) (слайд 5) - Белка быстро скачет по веткам, а мы попробуем также быстро выполнить следующие задания: А) нахождение слогов на листе; Б) работа со слоговой таблицей : В) быстрое чтение слов по карточкам (прочитанные слова соответствуют теме урока и вывешиваются на доску, среди слов есть лишнее, но задание с этим словом будет выполнено позднее); Г) чтение слов по столбикам (в папке). | Дыхательная гимнастика, работа со скороговоркой, загадками, демонстрация соответствующих иллюстраций в презентации плавно подводит детей к определению темы урока. 2 Приём «гонка за лидером» |
IV. Изучение нового материала. Знакомство с биографией писателя. - Родился А. С. Пушкин 6 июня 1799 года в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. (слайд 7) Всё свободное время поэт посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок и других произведений, которые до сих пор любят взрослые и дети. (При помощи приёма «логическая цепочка» отображаются на доске ключевые слова из рассказа) МОСКВА ------книжка ------бабушка и няня --------5 сказок 2. Актуализация знаний о сказках: А) работа в группах: - Я для вас подготовила отрывки из сказок этого писателя. Попробуем их отгадать и приклеить на лист с картинкой правильное название сказки. Задание для 5 групп. «Старик отправился к морю (Почернело синее море). Стал он кликать золотую рыбку…» «Сказка о рыбаке и рыбке» (слайд 8-9) «Жил-был славный царь Дадон, Смолоду был грозен он…» «Сказка о золотом петушке» «Идёт Балда покрякивает, А поп, завидя Балду, вскакивает, За попадью прячется…» «Сказка о попе и о работнике его Балде» «Я ль, скажи мне всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ?» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (слайд 10-11) «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком «Кабы я была царица- Говорит одна девица…» «Сказка о Царе Салтане…» Б) проверка (листы с ответами прикрепляются на доску; 3. Работа над отрывком из «Сказки о мёртвой царевне…» (слайд 12) А) чтение отрывка за диктором (с.52)/аудиозапись/ - Из какой сказки отрывок? Б) беседа по содержанию сказки; В) словарная работа (РОЖОК) (слайд 13) Г) жужжащее чтение; Д) чтение по ролям отрывка (на отдельном листике): - Свет мой, зеркальце! скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?- И ей зеркальце в ответ: - Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, Всех румяней и белее. Е) «кубик Блума»: НАЗОВИ главных героев сказки ПОЧЕМУ царица хотела избавиться от молодой царевны? СРАВНИ царицу и царевну ПРЕДЛОЖИ как поступить царю с царицей после того, как она отравила молодую царевну? ПРИДУМАЙ другой конец сказки ПОДЕЛИСЬ какие чувства у тебя вызывают семь богатырей? 4Работа над отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке»: (слайд 14) А) слушание отрывка аудиозаписи из сказки; Б) беседа по содержанию сказки; В) «кубик Блума»: НАЗОВИ главных героев сказки ПОЧЕМУ старик отпустил золотую рыбку? СРАВНИ старуху и рыбку ПРЕДЛОЖИ как поступить старухе после того, как она опять осталась у разбитого корыта? ПРИДУМАЙ имена старухе и старику ПОДЕЛИСЬ какие чувства у тебя вызывает старик? Физминутка. - Где живёт золотая рыбка? Сейчас мы отправимся на дно морское и проведём физминутку! 6. Работа над отрывком из «Сказки о царе Салтане…»: (слайд 15) А) чтение учителем отрывка из сказки в учебнике (с.53); Б) беседа по содержанию сказки; В) «кубик Блума»: НАЗОВИ главных героев сказки ПОЧЕМУ лебедь помогала молодому князю? СРАВНИ царицу-мать и молодую царевну Лебедь ПРЕДЛОЖИ как поступить царице-матери со своими сёстрами? ПРИДУМАЙ в какое ещё насекомое могла превратить Гвидона его жена-лебедь? ПОДЕЛИСЬ какие бы чувства у вас были, если увидели какое-нибудь чудо ? Г) – Какие чудеса были в сказке? | Приём «логическая цепочка» известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Метод "Логические цепочки" можно использовать на уроках по всем предметам и на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель. Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом. Групповая технология 4 Чтение за диктором "Кубик Блума" — прием технологии критического мышления, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. 5 Для справки: Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано: Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись. 2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. 3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос. Практическое задание: 1) составить вопросы в соответствии с гранями кубика по данному отрывку. 2) измените грани кубика Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д. 6 Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия. Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр. Примени. Приведи примеры использования или покажи применение. Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы". |
V. Закрепление знаний. 1. Работа в парах с интерактивным тестом «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о мёртвой царевне» или тренажёром-раскраской «Сказка о рыбаке и рыбке» на компьютерах. 2. Игра «Верно - не верно»: А) семь богатырей каждый день рыбачили; Б) царевна съела персик; В) на острове, где стал жить Гвидон с матерью, рос дуб; Г) у царевны под косой блестела звезда; Д) на дубе сидел один кот… 3. Работа с рифмой: А) - Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. - В чём особенность сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах) - Совершенно верно. Как вы думаете: трудно ли сочинять стихи? (Ответы детей.) - А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи? - Для начала нужно научиться подбирать рифму. Что такое рифма? Рифма – это созвучие в конце стихотворных строк. Например: ночка – дочка, гайка – чайка. - Найдите рифмующие слова в отрывке из сказки А.С.Пушкина. Б) Игра с картинками « Найди рифму» (слайд16) - А теперь мы с вами поиграем. Прочитайте слова. Найдите слова, которые образуют рифму. кошка - окошко река - облака опушка – кукушка - Совершенно верно. В) - А вот и следующая игра «Сочиняй – ка». Закончите каждую строчку в стихотворении. Я открыл своё … окошко. На окошко села … кошка. Смотрит, как течёт … река, А над нею … облака. Вдалеке видна … опушка. Слышно, как поёт … кукушка. -Молодцы, ребята. Хорошо получается у вас сочинять стихи. | Групповая технология Копьютерная технология или ИКТ "Верно — не верно" — прием технологии развития критического мышления, придуманная американскими психологами и модифицированная для школ российскими методистами. В данном случае прием работает на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме проверить: насколько точно усвоена новая информация. Практическое задание: Придумать вопросы к отрывкам из сказок Пушкина. 7 Игровой приём. |