kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Применение эффективных методов и приёмов инновационных технологий на уроке литературного чтения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс призван показать, как  можно применять на практике новые технологии, эффективные методы и приёмы на уроках литературного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Применение эффективных методов и приёмов инновационных технологий на уроке литературного чтения"»






ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 93 ИМЕНИ Н.П.ЖЕРДЕВА ГОРОДА ДОНЕЦКА»






Мастер-класс по теме:


Применение эффективных методов и приёмов инновационных технологий на уроке литературного чтения на примере изучения темы «А.С. Пушкин. Отрывки из произведений» в 1 классе.





Подготовил:

учитель начальных классов,

учитель высшей категории

Лубочникова Марианна Викторовна











15.12.2016



Мастер-класс по теме:


Применение эффективных методов и приёмов инновационных

технологий на уроке литературного чтения на примере изучения темы

«А.С. Пушкин. Отрывки из произведений» в 1 классе.


ЦЕЛЬ: показать, как можно применять на практике новые технологии,

эффективные методы и приёмы на уроках литературного чтения.


ЗАДАЧИ:

  • передача продуктивных способов работы на уроке литературного чтения путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

  • совместная отработка методических подходов и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;

  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.


ФОРМА: Интегрированное (лекционно-практическое) занятие.


ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, видеоролик, интерактивные презентации, раздаточный материал для участников мастер-класса.



І. Подготовительно-организационный этап:

1. Приветствие.

2. Вступительное слово.

Уважаемые коллеги! Позвольте начать мастер-класс вот с такой притчи.

«Все в твоих руках» (видеоролик)

  -  В наших руках продуктивность урока. В ваших руках успешность ребёнка. Успех  как птица. Может коснуться одним крылом и окрылить, дать силы для преодоления трудностей, а может и пролететь мимо.

  - Успех нашей   работы обеспечивает  применение активных методов и приемов, которые позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают легким и доступным. 

- Всем известно, что привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит можно использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс. Современный

1

учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Возникает вопрос: почему же мы продолжаем использовать те методы обучения, которые вызывают скуку, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь можно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом давно уже существует. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках»

Слайд 1

3. Сообщение темы мастер-класса.

Тема мастер-класса «Применение эффективных методов и приёмов инновационных технологий на уроке литературного чтения на примере изучения темы «А.С. Пушкин. Отрывки из произведений» в 1 классе».


ІІ. Основная часть.

1. Инструктаж.

- Хочу обратить ваше внимание, что на столах лежат листки самоконтроля. Прошу вас в ходе мастер-класса их заполнять, фиксируя свои знания «ЗНАЮ» и «НОВОЕ». (Приложение 1)

2. Урок со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися.

ХОД УРОКА

Технологии, методы, приёмы

I. Организационный момент.


II. Речевая разминка.

  1. Дыхательная гимнастика:

- Начнем мы урок с разминки, которую проведут персонажи сказок. Послушайте первую загадку:

Выгнул спинку он дугой,

Замяукал. Кто такой?

Потянулся сладко,

Вот и вся загадка. (Кот.) ( слайд 2)

- Выполним вместе с котом дыхательную гимнастику: «Сердитая кошка».

Глубоко вдохнуть носом и выдохнуть воздух порциями, будто фыркая.

  1. Работа со скороговоркой:

- Внимание, вторая загадка: (слайд 3)

В воде она живёт,

Нет клюва, а клюёт. (Рыба).

- В морских водах много живет разных, интересных рыб, и не менее интересные скороговорки есть про них. (слайд 4)

(Читает скороговорку один ученик).

1) Читаем хором скороговорку медленно и тихо.

2) Медленно и громко.

3) Быстро и громко.

Рыбу ловит рыболов.
В реку весь ушел улов.

Индивидуально. Повтори скороговорку: медленно и громко; быстро и тихо.

  1. Чтение слогов и слов:

- Молодцы, ребята. Вот для вас следующая загадка:

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дуплах орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (Белка.) (слайд 5)

- Белка быстро скачет по веткам, а мы попробуем также быстро выполнить следующие задания:

А) нахождение слогов на листе;

Б) работа со слоговой таблицей :

  • чтение по столбикам,

  • по строчкам,

  • «гонка за лидером» (учитель читает слоговую таблицу быстро, обучающиеся читают за ним);

В) быстрое чтение слов по карточкам (прочитанные слова соответствуют теме урока и вывешиваются на доску, среди слов есть лишнее, но задание с этим словом будет выполнено позднее);

Г) чтение слов по столбикам (в папке).



Дыхательная гимнастика, работа со скороговоркой, загадками, демонстрация соответствующих иллюстраций в презентации плавно подводит детей к определению темы урока.













2



















Приём «гонка за лидером»









III. Постановка целей и определение темы урока.

1. Беседа:

- Все эти герои встречаются в произведениях великого русского писателя, имя которого известно даже маленьким детям. А.С.Пушкина. (слайд 6)

- Определите тему нашего урока? (Будем знакомиться с творчеством великого русского писателя А.С.Пушкина, читать отрывок из сказки.)

2. «Дерево предсказаний»:

- Как вы знаете, Кот учёный ходил по цепи, расположенной на дубе. Вот и у нас есть сказочный дуб, на листьях которого я предлагаю написать, что вы ожидаете от сегодняшнего урока. (Дети коротко записывают и прикрепляют листья к нарисованному дубу).


Постановка проблемного вопроса / приём технологии проблемного обучения/



Приём «Дерево предсказаний» был разработан американским ученым Дж. Беллансом для работы с художественным текстом. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Стратегия метода помогает развивать образное мышление, соотносить аргументы и факты, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету.

IV. Изучение нового материала.

  1. Знакомство с биографией писателя.

- Родился А. С. Пушкин 6 июня 1799 года в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. (слайд 7) Всё свободное время поэт посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок и других произведений, которые до сих пор любят взрослые и дети.

(При помощи приёма «логическая цепочка» отображаются на доске ключевые слова из рассказа)

МОСКВА ------книжка ------бабушка и няня --------5 сказок













2. Актуализация знаний о сказках:

А) работа в группах:

- Я для вас подготовила отрывки из сказок этого писателя. Попробуем их отгадать и приклеить на лист с картинкой правильное название сказки.

Задание для 5 групп.

«Старик отправился к морю

(Почернело синее море).

Стал он кликать золотую рыбку…»

«Сказка о рыбаке и рыбке» (слайд 8-9)

«Жил-был славный царь Дадон,

Смолоду был грозен он…»

«Сказка о золотом петушке»

«Идёт Балда покрякивает,

А поп, завидя Балду, вскакивает,

За попадью прячется…»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Я ль, скажи мне  всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?» 

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (слайд 10-11)

«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица-

Говорит одна девица…»

«Сказка о Царе Салтане…»


Б) проверка (листы с ответами прикрепляются на доску;

3. Работа над отрывком из «Сказки о мёртвой царевне…» (слайд 12)

А) чтение отрывка за диктором (с.52)/аудиозапись/

- Из какой сказки отрывок?

Б) беседа по содержанию сказки;

В) словарная работа (РОЖОК) (слайд 13)

Г) жужжащее чтение;

Д) чтение по ролям отрывка (на отдельном листике):

- Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?-

И ей зеркальце в ответ:

- Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

Е) «кубик Блума»:

НАЗОВИ главных героев сказки

ПОЧЕМУ царица хотела избавиться от молодой царевны?

СРАВНИ царицу и царевну

ПРЕДЛОЖИ как поступить царю с царицей после того, как она

отравила молодую царевну?

ПРИДУМАЙ другой конец сказки

ПОДЕЛИСЬ какие чувства у тебя вызывают семь богатырей?

4Работа над отрывком из «Сказки о рыбаке и рыбке»: (слайд 14)

А) слушание отрывка аудиозаписи из сказки;

Б) беседа по содержанию сказки;

В) «кубик Блума»:

НАЗОВИ главных героев сказки

ПОЧЕМУ старик отпустил золотую рыбку?

СРАВНИ старуху и рыбку

ПРЕДЛОЖИ как поступить старухе после того, как она опять осталась

у разбитого корыта?

ПРИДУМАЙ имена старухе и старику

ПОДЕЛИСЬ какие чувства у тебя вызывает старик?



  1. Физминутка.

- Где живёт золотая рыбка? Сейчас мы отправимся на дно морское и проведём физминутку!















6. Работа над отрывком из «Сказки о царе Салтане…»: (слайд 15)

А) чтение учителем отрывка из сказки в учебнике (с.53);

Б) беседа по содержанию сказки;

В) «кубик Блума»:

НАЗОВИ главных героев сказки

ПОЧЕМУ лебедь помогала молодому князю?

СРАВНИ царицу-мать и молодую царевну Лебедь

ПРЕДЛОЖИ как поступить царице-матери со своими сёстрами?

ПРИДУМАЙ в какое ещё насекомое могла превратить Гвидона его

жена-лебедь?

ПОДЕЛИСЬ какие бы чувства у вас были, если увидели какое-нибудь

чудо ?

Г) – Какие чудеса были в сказке?

Приём «логическая цепочка» известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Метод "Логические цепочки" можно использовать на уроках по всем предметам и на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.

Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке.

Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.


Групповая технология







4


























Чтение за диктором
















"Кубик Блума" —

прием технологии критического мышления,

разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. 5

Для справки: Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.

  • Почему.

  • Объясни.

  • Предложи.

  • Придумай.

  • Поделись.

2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.


Практическое задание:

1) составить вопросы в соответствии с гранями кубика по данному отрывку.

2) измените грани кубика

Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д. 6

Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.

Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?

Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.

Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.

Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

V. Закрепление знаний.

1. Работа в парах с интерактивным тестом «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о мёртвой царевне» или тренажёром-раскраской «Сказка о рыбаке и рыбке» на компьютерах.

2. Игра «Верно - не верно»:

А) семь богатырей каждый день рыбачили;

Б) царевна съела персик;

В) на острове, где стал жить Гвидон с матерью, рос дуб;

Г) у царевны под косой блестела звезда;

Д) на дубе сидел один кот…











3. Работа с рифмой:

А) - Произведения А.С.Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка.

- В чём особенность сказок А.С.Пушкина? (написаны в стихах)

- Совершенно верно. Как вы думаете: трудно ли сочинять стихи? (Ответы детей.)

- А хотите попробовать себя в роли поэта и сочинить стихи?

- Для начала нужно научиться подбирать рифму. Что такое рифма?

Рифма – это созвучие в конце стихотворных строк.

Например: ночка – дочка, гайка – чайка.

- Найдите рифмующие слова в отрывке из сказки А.С.Пушкина.

Б) Игра с картинками « Найди рифму» (слайд16)

- А теперь мы с вами поиграем. Прочитайте слова. Найдите слова, которые образуют рифму.

кошка - окошко

река - облака

опушка – кукушка

- Совершенно верно.

В) - А вот и следующая игра «Сочиняй – ка». Закончите каждую строчку в стихотворении.

Я открыл своё … окошко.

На окошко села … кошка.

Смотрит, как течёт … река,

А над нею … облака.

Вдалеке видна … опушка.

Слышно, как поёт … кукушка.

-Молодцы, ребята. Хорошо получается у вас сочинять стихи.


Групповая технология

Копьютерная технология или ИКТ


"Верно — не верно" —

прием технологии развития критического мышления, придуманная американскими психологами и модифицированная для школ российскими методистами.

В данном случае прием работает на стадии осмысления, когда нужно в быстрой форме проверить: насколько точно усвоена новая информация.

Практическое задание:

Придумать вопросы к отрывкам из сказок Пушкина.










7









Игровой приём.

VI. Итог урока (рефлексия)

  1. «Дерево предсказаний».

В конце урока, при подведении итогов, анализируются высказанные предположения и на дереве остаются только те, которые подтвердились.

2. Продолжите: (слайд 17)

Я узнал…

Теперь я умею..

Мне было непонятно…

Мне понравилось…

Мне было интересно…


3. Работа с сигнальными кружками:

- Оцените свою работу на уроке.



- Молодцы, ребята. Спасибо вам за урок.

(слайд 18)

Приём «Дерево предсказаний».
















8

ІІІ. Рефлексия.

- А теперь давайте оценим свои знания, что вам было известно и что нового узнали.


ІV. Подведение итогов мастер-класса.

У каждой методики есть свои плюсы и минусы.


+ Активные методы обучения помогают:

  • развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,

  • учить учащихся самостоятельно добывать знания,

  • развивать интерес к предмету,

  • позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.


- Активные методы обучения имеют недостатки

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому:

  • не могут совладать со своими эмоциями, следовательно, на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

Приведенные мною методы – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов обучения.

К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими эффективными и интерактивными методами обучения. Но для тех, кто заинтересовался ими, предлагаю зайти на сайт «Pedsovet.su», сайт взаимопомощи учителей, и найти любую информацию, презентацию и т.д.. Много полезной информации можно почерпнуть на Донецком сайте «Ассоциация учителей начальных классов».

И в заключении хочу сказать: «Всё в ваших руках»!


Приложение 1.


ЗНАЮ

НОВОЕ




















9


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Лубочникова Марианна Викторовна

Дата: 30.01.2017

Номер свидетельства: 385703


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства