kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс по теме: «Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс по теме: «Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания»

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению приёмами целеполагания на уроках.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «целеполагание»
  • Познакомить с видами целеполагания.
  • Продемонстрировать конкретные примеры целеполагания на уроках.
  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме: «Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания»»

Мастер-класс по теме: «Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания»

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению приёмами целеполагания на уроках.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «целеполагание»

  • Познакомить с видами целеполагания.

  • Продемонстрировать конкретные примеры целеполагания на уроках.

  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.

Ход мастер-класса:

Организация.

Добрый день, уважаемые коллеги!

  • Я начну своё выступление с угощения, если позволите (предлагаю слушателям изюм.)

  • Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство?

  • Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе. Сегодня я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить «Универсальные приёмы работы учителя по формированию у обучающихся умения целеполагания».

- Как вы думаете, какая цель моего мастер-класса? (показать приёмы целеполагания)

- А тогда какая ваша цель как участников мастер-класса? (узнать приёмы целеполагания) – пишу цель на доску.

Актуальность.

Актуальность темы несомненна, т.к.:

  • Мы работают по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Нам надо развивать УУД (регулятивные – целеполагание).

  • Послушайте одну притчу.

Дрона был величайшим мастером стрельбы из лука, и у него всегда было множество учеников. Как-то раз он повесил на дерево мишень и спросил каждого из своих учеников, что тот видит.
Первый ученик ответил:

Учитель! Я вижу дерево и мишень на нём.
Другой ученик произнес:
– Я вижу ствол дерева с мишенью, листву, солнце, птиц на небе…
Третий сказал:
– Я вижу тебя, мой Учитель, твоих учеников и дерево, на котором висит мишень.
Остальные отвечали примерно то же самое. Затем Дрона подошёл к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
– А ты что видишь, Арджуна?
Прости, Учитель. Наверное, у меня что-то случилось со зрением. Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени, – последовал ответ.
Дрона повернулся к остальным ученикам и назидательно сказал:
– Знайте: только такой человек может стать Попадающим В Цель.

т.к. наша задача научить каждого ребёнка быть «Попадающим В Цель»

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»

Сенека.

Определения.

Различные авторы по-разному раскрывают содержание понятия “цель”:

Цель - то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенным образом направленных действий (Н.И.Кондаков).


Цель - идеальное представление желаемого результата деятельности (Т.К.Кравченко).


Цель - созданный результат, критерий-признак, по которому определяется соответствие этому результату. (А.А.Гусаков). 

Из определений видна связь между целью и результатом. Формулировки целей дают возможность четко представить желаемые конечные результаты, выстроить пути по поиску решения, критерии оценки результатов деятельности. Выбор целей является трудоемким процессом и является наиболее трудной задачей для педагога.  Особое значение отводится учебной ситуации, которая переводится педагогом в тему урока. Осознание темы способствует формулированию цели урока, выработке собственного действия. Цели не рождаются со звонком на урок!  Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников, не обсуждая ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения.

Цели должны быть:

  • диагностируемые;

  • конкретные;

  • понятные;

  • осознанные;

  • описывающие желаемый результат;

  • реальные;

  • побудительные (побуждать к действию).

Для того чтобы цели учителя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.

1. Визуальные:

  • Тема-вопрос

  • Работа над понятием

  • Ситуация яркого пятна

  • Исключение

  • Домысливание

  • Проблемная ситуация

  • Группировка.

2. Аудиальные:

  • Подводящий диалог

  • Собери слово

  • Исключение

  • Проблема предыдущего урока.




Рассмотрим некоторые из них.

Приёмы.

1. Тема-вопрос

Тема урока формулируется в виде вопроса. Обучающимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.

Например, урок по теме «Площадь прямоугольника»:

«Как найти площадь прямоугольного прямоугольника?"

План:

  1. Актуализировать знания о прямоугольнике.

  2. Определить, что умеют находить у геометрических фигур.

  3. Найти различия между периметром и площадью.

  4. Определить закономерность, сделать вывод.

  5. Тренироваться в нахождении площади.


2. Работа над понятием

Предлагаем обучающимся название темы урока для зрительного восприятия и просим объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.

Например, Окр. мир 2 кл. «Многообразие растений». Дети объясняют, что слово «многообразие» обозначает - много; а значит цель урока — познакомиться с разными видами растений.

3. Подводящий диалог

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему и цель урока. При подводящем диалоге маловероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Так, а кто думает иначе?»).

Приведем пример подводящего к теме диалога.

Урок русского языка по теме «Правописание мягкого зна­ка после шипящих на конце существительных»

Учитель

Ученики

— Прочитайте слова на доске.



— Чем все эти слова похожи?



— А чем слова отличаются?


— Можем ли мы объяснить, почему так пишутся эти слова?

— Какова цель нашего урока?

Читают: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.

— Это существительные с шипящими на конце.

— В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет.


— Мы этого ещё не изучали.


— Узнать, как пишутся существительные с шипящими на конце



4. Ситуация яркого пятна

- Один из приёмов целеполагания, который использую на уроках. Внимание на экран. (Мультфильм «38 попугаев»).

- После просмотра мультфильма задаю ребятам вопрос:

- А что бы вы предложили Удаву? (Дети предлагают разные способы, в том числе взять линейку и измерить).

- Молодцы, я с вами согласна. Мы с вами уже знаем, что есть единицы длины – см и дм. (Показывает модель см и дм)

- Какой моделью см или дм вы бы предложили воспользоваться Мартышке? (Модель см маленькая, долго измерять длинного удава)

- Почему при измерении Удава получились такие разные числа: 2, 5 и 38?

- А знаете ли вы, что, кроме см и дм, есть и другие единицы длины? Вот одна из них. (Показывает линейку – метр). Это тоже единица длина, называется она метр. А этой единицей длины могла бы воспользоваться Мартышка?

- Какая из моделей больше всего подойдет для измерения Удава? Почему вы так думаете?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока. (Метр)

- Поставьте цели на урок. Вам помогут опорные глаголы:

познакомиться,

узнать,

научиться,

выяснить,

сравнить,

проанализировать …

(Познакомить с новой единицей длины – метром,

научиться измерять метром,

узнать, как соотносится метр с другими единицами длины – см и дм)


- Как вы думаете, а зачем нам эти знания, где мы сможем их применить? (Для измерения больших расстояний,…)


Путем такой беседы от заинтересованности мы приходим к целеполаганию. Сейчас мы с вами отработали прием, который в педагогике называется «Ситуация яркого пятна». Ярким пятном в данном случае выступил мультфильм. Это может быть необычной предмет для данного урока, картинка, или просто выделенная цветом или размером запись на доске.


5. Исключение

Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.

Первый способ

Повторяется основа приема "Выделение предмета", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы "Домашние животные", предлагаем выбрать лишнюю картинку из ряда предложенных. Эту работу можно организовать как фронтально, так и в группах.

— Обоснуйте свой выбор. Определите цель урока.

Второй способ

Загадываем детям ряд загадок или просто называем ряд слов, с обязательным неоднократным повтором. Анализируя этот ряд, дети определяют лишнее слово.

Урок окружающего мира по теме "Насекомые" можно начать так.
— Послушайте и запомните ряд слов: собака, медведь, корова, енот, заяц, бабочка, кошка.
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Какое животное лишнее в этом ряду?

Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ, на основе которого формулируется учебная цель.

6. Домысливание

1. Предлагаем тему урока и слова "помощники":

Повторить…..
Изучить….
Узнать…
Проверить…

С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.

2. На уроке русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаем детям продолжить ряды слов:

Играть – играл – играю –…
Читать – читал – читаю –…

Дополнив ряды глаголами «буду играть» и «буду читать» и, объяснив, что это глаголы будущего времени, обучающиеся формулируют цель урока: изучить глаголы в будущем времени.

7. Фантастическая добавка.

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературного чтения фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо  литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя  к другому; представить, что встретились с героями  перед важным событием; рассказать от лица литературного героя.

8. Лови ошибку!

Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей литературного произведения, литературоведческих терминов, а ребенку осознать важность внимания.

9. Собери слово

Тема урока определяется через кроссворд, ребус, головоломку, шифровку

В начале урока предлагаем детям разгадать загадку, ребус или кроссворд, которые «подсказывают» тему и цель урока. Так, разгадав ребусы, в которых зашифрованы имена, дети легко определят цель урока русского языка: научиться писать имена людей.



10. Проблема предыдущего урока:

В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь вспомнить её.


11. Удивляй!

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

Он учился в одном классе одесской гимназии с мальчиком по имени Коля Корнейчуков. Он - отличник, племянник адмирала, сидел на первой парте.

Будущий писатель совершил кругосветное путешествие на учебно-грузовом судне. Он прошёл весь путь от юнги до капитана судна, также был штурманом. Ещё с детства писатель был отличным рассказчиком, поэтому долго думал над артистической профессией.

В 1914 г. он был сотрудником кораблестроительного завода. Через год юноша переехал в Архангельск, чтобы проверять исправность судов.

Вывод.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и  придумывать свои.

Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:

  • учет уровня знаний и опыта детей,

  • доступность, т. е. разрешимая степень трудности,

  • толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,

  • вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни.

Уровни сформированности целеполагания.

Анализ развития целеполагания в начальной школе позволяет выделить 6 его уровней.

Уровни

Показатели сформированности целеполагания

Поведенческие индикаторы сформированности

1

2

3

1. Отсутствие цели

Предъявляемое требование осознается лишь частично.

Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования).

Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели, нуждается в пооперационном контроле со стороны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или что сделал.

2.Принятие практической цели

Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется.

Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий.

3.Переопределение познавательной задачи в практическую.

Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется.

Осознает, что надо делать и что сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий.

4.Принятие познавательной цели.

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи.

Охотно осуществляется решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), может дать отчет о своих действиях после принятого решения.

5. Переопределение практической задачи в теоретическую

Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней.

Невозможность решить новую практическую задачу объясняет отсутствием адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения.

6.Самостоятельная постановка учебной цели.

Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы.

Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия.

Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.

Практическая часть (идёт по ходу выступления)

Задания для групп. К теме подберите приём целеполагания.

Ну вот и все. Надеюсь, мой рецепт «Приёмы работы целеполагания» вам понравились. И если хоть одна изюминка, виноградная или методическая, пришлась вам по вкусу, я буду рада.

Рефлексия в виде оценки меню

1. Это блюдо мне знакомо…

2. Было «вкусно»…

3. Хочу добавки…

4. Этим блюдом я объелся (лась)…

5. Так буду готовить дома…


5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Томилова Светлана Васильевна

Дата: 17.09.2017

Номер свидетельства: 428578


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства