kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер - класс по теме: " Моделирование современного урока в соответствии с ГОС НОО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МАСТЕР - КЛАСС для учителей по теме  "Моделирование современного урока с точки зрения обеспечения развития познавательных интересов младших школьников в соответствии с ГОСНОО"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс по теме: " Моделирование современного урока в соответствии с ГОС НОО"»

Мастер - класс

в рамках Авторской мастерской

учителя начальных классов

Макеевской ОШ I-III ступеней №86

Горняцкого района ДНР

Гараниной Елены Владимировны

14.02.2017г.

Тема:

Моделирование современного урока с точки зрения обеспечения развития познавательных интересов младших школьников в соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Новый день. Спешу в родную школу, где ждут меня мои незнайки и почемучки.

И вот я перед классом. Звонок. С первой же минуты все силы направляю на то, чтобы подготовить почву для развития ребенка, вовремя заметить первые ростки прекрасного и помочь им пробиться, сберечь и преумножить то, что заложено природой, помочь стать сильнее и сформироваться, согревая теплом и любовью.

Цель моей педагогической деятельности − создание ситуации успеха для развития личности ребенка, предоставление возможности каждому воспитаннику почувствовать радость познания, веру в собственные силы, помочь ребенку вырасти в условиях успеха, который сопровождается чувством радости и удовольствия от деятельности.

Мое педагогическое кредо: видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

Мы всегда вместе: исследуем, обговариваем, сомневаемся, спорим, анализируем, делаем выводы. И так каждый урок.

Так хочется, чтобы мои любовь и дружба согрели моих человечков в трудную минуту, знания, мною данные, помогли обрести место в жизни, человеческие качества, воспитанные мною, помогли им выстоять и победить.

Перемена. Мы снова вместе. Защебетали мои ребятишки. Делятся со мной сокровенным, многое хочется мне им рассказать.

Закончились уроки. Домой пора. Но скоро праздник. Подготовиться бы надо. Девиз моей работы: все дети талантливы. Обсуждаем, проектируем, сценарий верстаем, роли распределяем, ставим танцы…

Новый день, новые открытия, новые незнайки и почемучки. Я иду к вам, я с вами.

Актуальность опыта

Государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно ориентированной развивающей модели начальной школы и призван обеспечить организацию психолого-педагогических условий, которые бы способствовали формированию успешной компетентной личности, обладающей развитым чувством ответственности и стремления к созиданию, личности активной, стремящейся к постоянному самообразованию и совершенствованию, саморазвитию в условиях меняющегося мира, с творческим подходом к любому делу; развитию её (личности) внутренних возможностей, стремлений, потребностей, интересов; реализации интеллектуального, творческого и духовного потенциала, а это требует организации обучения в соответствии со способностями, талантами ребёнка.

Начальное общее образование как первая ступень основного общего

образования призвано обеспечить становление личности обучающегося,

выявление и развитие его способностей.

И если мы хотим привлечь личность к образовательному процессу, чтобы ребёнок не потерял интерес к обучению, то обязаны помочь ей увидеть в нём свою значимость, мотивы собственной деятельности.
Активизация когнитивной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. В основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника и, одновременно, основным средством её оптимизации.

Проблема познавательного интереса − одна из самых актуальных в образовательном процессе. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её в практике обучения.

Поэтому выбор темы опыта «Моделирование современного урока с точки зрения обеспечения развития познавательных интересов младших школьников в соответствии с Государственным образовательным стандартом начального общего образования» является актуальным и обусловлен объективными потребностями современного образовательного учреждения.

Научно-теоретическая база

Один из первых сторонников активного учения был знаменитый чешский ученый Я.А.Коменский. Его «Великая дидактика» содержит указания на необходимость «воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению», она направлена против словесно-догматического обучения, которое учит детей «мыслить чужим умом».

И. Г. Песталоцци в начале 19 века развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путём наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов.

Ж.Ж. Руссо вёл борьбу за развитие умственных способностей ребёнка и внедрение в обучение исследовательского подхода. «Сделайте вашего ребёнка, − писал он, − внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть
он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял».

«Ученикам следует, – отмечал К.Д. Ушинский, − передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно, без учителя приобретать новые познания».

В психолого-педагогической литературе существует большое количество исследований, посвящённых проблеме познавательного интереса личности. Особую значимость представляют для нас работы С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского и др., посвящённые анализу понятия «интерес» (в том числе и познавательный интерес) и его компонентов.

По мнению Л.С. Выготского, познавательный интерес − это «естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребёнка совпадает с его органическими потребностями». Вот почему оптимальным решением педагога будет построение «всей воспитательной системы на точно учтённых детских интересах…»

Согласно мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес − это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям и процессам. Формирование познавательных интересов учащихся − важный фактор совершенствования современного обучения.

Говоря об интересах учащихся в учебной деятельности, Г.И. Щукина отмечает, что источниками их стимуляции является содержание предмета, деятельность и общение. Активизация познавательной деятельности учащихся −  необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру.

В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно ориентированного обучения (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.).

Проблема познавательного интереса и его роли в учебной деятельности школьника остаётся востребованной и актуальной в настоящее время как для педагогов, решающих вопросы создания методических условий его становления, так и для психологов, изучающих особенности личностного проявления данного феномена.

Щукина Г.И. выделяет стадии развития познавательного интереса:

  • любопытство;

  • любознательность;

  • познавательный интерес;

  • устойчивый познавательный интерес.

Занимательность может служить начальным толчком выявления интереса.

В формировании любопытства и любознательности в моей работе преобладают игровые методы.

В развитии познавательного интереса использую проблемный и игровой методы.

В развитии устойчивого познавательного интереса использую проблемный, игровой, интерактивные методы и метод проектов.

Безусловно, в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес, но познавательный интерес формируется только в деятельности, прежде всего – в учебной деятельности.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.

Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски.

В основу моей деятельности по внедрению Государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий, т.к. собственная учебная деятельность школьников − важная составляющая системно-деятельностного подхода, источник внутреннего развития школьника, формирования его познавательных интересов и творческих способностей.

Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности: через моделирование и анализ жизненных ситуаций; индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; систему познавательных и творческих заданий; применение различных приемов сотрудничества и учебного диалога; создание ситуации успеха; самостоятельную работу; проектную деятельность; активные и интерактивные методы; использование приемов проблемного обучения; информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий.

В основу моей деятельности по внедрению Государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий, т.к. собственная учебная деятельность школьников − важная составляющая системно-деятельностного подхода, источник внутреннего развития школьника, формирования его познавательных интересов и творческих способностей.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении проходит по двум основным направлениям: с одной стороны, само содержание учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой − путем организации познавательной деятельности учащихся.

Я всегда помню, что познание идет от простого к сложному, от знакомого к незнакомому, от близкого к далёкому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению. Для формирования познавательных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.

Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по восприятию, ярко оформлены, имели элементы занимательности, факты, которые выходят за рамки учебных программ, новые знания о мире, явлениях общественной жизни, событиях, характерных для места проживания детей, достижениях науки.

Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе, они вызывают чувство нового, необычного, поражают воображение школьников, заставляют удивляться. Удивление − сильный стимул познания, его первичный элемент. В результате обучающиеся работают на уроках с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для них.

Мои ученики очень любят рифмованные строчки «правила в стихах», алфавитные песенки, стихи на каждую букву алфавита, загадки, загадки-шутки. На уроках даю для выработки быстрого и чистого произношения чистоговорки и скороговорки.

В целях формирования активности детей отбираю ребусы, кроссворды, кроссворды-тесты, головоломки, лабиринты. Дети очень любят обучающие сказки. Например, при изучении знаков «» использую сказку про жадного Петуха, который бегал от числа к числу и хотел съесть больше всех. Теперь дети никогда не забудут, что открытый клюв – знак «больше», который всегда направлен в сторону большего числа.

Очень важным является стимулирование когнитивной деятельности учащихся на уроках математики. Для совершенствования вычислительных навыков стараюсь подбирать интересный и связанный с жизнью материал, направленный на формирование жизненных компетенций учащихся, − это задачи-шутки, задачи в стихах, дидактические и сюжетные игры.

Как известно, стойкий познавательный интерес формируется в процессе эмоционального и рационального обучения. Вот почему включение игры делает обучение интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. На моих уроках нередко можно увидеть известных героев детских сказок, весёлых человечков. На уроках использую дидактические игры.

Повысить у учащихся интерес к самостоятельному «творчеству» позволяют нетрадиционные (нестандартные) уроки: урок-сказка, урок-концерт, урок-КВН, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-деловая игра, уроки-проекты и интегрированные уроки, сюжетно- тематические уроки. К примеру, урок русского языка во 2 классе по теме: «Повторение изученных орфограмм» построен на теме «Пасха», урок русского языка в 3 классе «Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками» - «Масленица»: интересные факты, пословицы, обычаи этого дня, соответствующее красочное оформление класса, презентация в этом стиле. Урок русского языка в 3 классе по теме «Однокоренные слова» - «Весна», урок математики в 1 классе по теме «Геометрические фигуры. Сравнение геометрических фигур по форме, цвету, размеру» - «Семья» - красной нитью через весь урок проходит соответствующий сюжет.

На таких уроках воплощаются творческие замыслы учителя и творчество учеников, что даёт возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще. Практика показывает, что учебный материал со стандартных уроков забывается быстрее, чем тот, что разбирается либо обобщается на уроках нестандартных. Многие нетрадиционные уроки по объёму и содержанию рассматриваемого материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход, поэтому интересны в плане подготовки детей к олимпиадам. Для меня нетрадиционный урок, с одной стороны, − возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить возможные внутриклассные проблемы (например, общения, лидерства). С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе.

Примером урока- проекта может служить урок русского языка в 4 классе по теме «Повторение изученного о наречиях».

«Совместный проект»

Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все учащиеся знакомятся с темой в целом. Такое упражнение позволит задействовать всех учащихся и обработать большое количество необходимого материала.

Класс объединен в 4 группы. Каждая группа выполняет свое задание. После выполнения отчитывается редактор отдела.

Отдел рекламы

В наше издательство пришло письмо юной поэтессы:

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси –

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи «кругом бело» -

И увидишь зимнее село.

Если скажешь слово ты «темно» -

Сразу вечер поглядит в окно.

Если скажешь «ароматно» ты -

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

- Какие слова привлекли юную поэтессу?

- Что это за слова?

- Какова роль наречий в русском языке?

Вывод: наречия делают нашу речь более точной, выразительной.

Ответьте на вопросы:

  • Что такое наречие?

  • Что оно обозначает?

Прочитайте пословицы и поговорки. Спишите выделенные слова, в скобках напишите вопросы к ним. На какие вопросы отвечают наречия. Сделайте вывод.

Окончил дело – гуляй смело. Сперва «аз» да «буки», а потом науки. Тише едешь – дальше будешь. Рыбак рыбака видит издалека. Око видит далеко, а мысль еще дальше.

Вывод: наречия отвечают на вопросы где? как? когда? куда? откуда?

Отдел информации

Объясните читателям, что они означают фразеологические обороты. Замените их наречиями-синонимами. Определите разряд наречий.

  • Откуда ни возьмись – внезапно –образа действия (Каким образом?)

  • Ни за что на свете – никогда – времени (Когда?)

  • Битый час – долго –меры и степени (Насколько?)

  • Бок о бок – рядом – места (Где?)

Замени наречия антонимами. Определите разряд наречий.

  • По доброте – со злапричины (Почему?)

  • В серьез- в шутку- цели (С какой целью?)

На какие разряды делятся наречия?

Отдел писем

Отредактируйте письмо читателя. Выпишите наречия в два столбика. Объясните правописание наречий.

Было верно Исправили

С верху, заново, на стеж, лучше, еще, снова, тихо, радостно, на перекор, вверх, грустно, за светло, на кануне.

Отдел новостей

Прочитайте пословицы. Наречия выпишите вместе со словом, от которого оно зависит. Какой частью речи является главное слово в словосочетании? С кокой частью речи связаны наречия? Сделайте вывод.

Встань летом пораньше и иди гулять подальше. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. Кто рано встает, тому бог дает. Родная мать высоко замахивается, да не больно бьет.

Вывод: наречия, как правило, связаны с глаголом.

Запишите предложения, подчеркните главные члены. Каким членом предложения являются наречия.

Пустая бочка громко гремит. Ленивый всегда празднует. Уменье всегда найдет примененье.

Вывод: наречия в предложении выполняют роль второстепенных членов (обстоятельств).

С целью активизации познавательной деятельности учащихся в своей работе использую ИКТ. На многих уроках компьютерные технологии – мои главные помощники. При подготовке к урокам и на уроках использую возможности Интернета, который можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, содержащей богатейший информационный потенциал.

В своей работе обращаюсь к следующим программам: Microsoft Word, Microsoft Excel и Microsoft PowerPoint.  Спектр применения мною данных программ в учебном процессе достаточно велик: создание наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов для обучающихся и самими обучающимися.

Текстовый редактор Word используется мною для создания дидактических материалов, которые предлагаются учащимся для самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится в виде текста с пояснениями, иллюстрациями и контрольными вопросами.

C помощью редактора Word ученики создают собственный интеллектуальный продукт, например, небольшое сообщение на заданную тему.

В век компьютерных технологий наши дети больше играют в интерактивные игры, поэтому применяю на своих уроках и компьютерные игры. С помощью интерактивных игр организовываю как индивидуальную, так и групповую работу, повторяю пройденный материал, закрепляю ранее изученный, проверяю знания учащихся, формирую их умения и навыки.

На этапе актуализации знаний презентации PowerPoint практикую для осуществления всех основных целей этапа: проверки усвоения предыдущего материала и выполнения домашнего задания, мотивации изучения нового и повторения опорных знаний, необходимых для его изучения. В частности, на уроках математики на основе презентации строю математический диктант, самостоятельную работу с самопроверкой: задания могут быть оформлены в виде слайдов; используя настройки анимации, делаю так, чтобы задание отображалось строго определённое количество времени, заменяясь затем новым. Также с помощью анимации обеспечиваю по окончании работы появление правильных ответов, по которым учащиеся проверяют себя.

Для создания проблемной ситуации и мотивации изучения нового с помощью презентации может быть представлена практическая ситуация или задача с практическим содержанием, примеры объектов и явлений действительности.

На этапе изучения нового материала презентацию PowerPoint использую для визуализации учебного содержания: чертежи, схемы, таблицы, формулы, выполненные с помощью компьютерной графики и представленные на экране, появляющиеся по ходу рассуждений, ориентируемые на интерактивную позицию учащихся, позволяющие значительно активизировать их учебную деятельность.

Еще одно направление моей работы − применение тестов. Преимущества тестового контроля: объективность оценки, достоверность информации, надёжность. В среде PowerPoint создаю тесты для фронтальной работы, а также для индивидуального контроля. Использование тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует умственную деятельность школьников.

Использование презентаций PowerPoint способствует совершенствованию системы управления обучением на различных этапах урока, усилению мотивации учения, формированию познавательного интереса, визуализации изучаемой информации и повышению на этой основе эффективности обучения, повышению информационной культуры учащихся.

Эффективным техническим средством, реализующим возможности ИКТ в активизации познавательной деятельности обучающихся, является интерактивная доска. Она обеспечивает сокращение затрат учебного времени, требуемого для выполнения работы, что способствует интенсификации учебного процесса, визуализации и иллюстрации изучаемого содержания; оперативную обратную связь, контроль, самоконтроль и коррекцию; вовлечение в активную работу большего числа учащихся; увеличение доли самостоятельной учебной деятельности.

Использую электронные заготовки текстов на определение границ предложений, расстановку знаков препинания на уроках русского языка (делая записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, ученики класса с лёгкостью обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят слова на слоги), на возможность перемещения объектов на доске, их группировку по определённым признакам на уроках математики, ознакомления с окружающим миром (записи, выделения цветом могут выполняться прямо на слайдах).

Такие уроки проходят с высоким «коэффициентом полезного действия».

Примером может служить урок русского языка в 4 классе по теме «Три типа склонения имен существительных»

Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя − быть скучным», поэтому в своей работе отдаю предпочтение тем методам, которые предусматривают привлечение учащихся к активному добыванию знаний. С целью активизации познавательной деятельности на своих уроках применяю элементы интерактивных технологий. Использую методы, которые адекватны возрасту учащихся, их опыту работы с интерактивными приёмами; даю учащимся задание для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить подготовительные задания; подбираю для занятия такое интерактивное упражнение, которое давало бы учащимся «ключ» к освоению темы; в течение интерактивного упражнения предоставляю ученикам время обдумать задачу, чтобы они восприняли его серьёзно, а не механически выполняли.

Интерактивные методы предусматривают привлечение учащихся к активному добыванию знаний. Применение интерактивных методов позволяет мне решить следующие задачи: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, повышение познавательной мотивации, обучение навыкам успешного общения, развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, воспитание лидерских качеств, формирование умения работать в команде и с командой.

Для создания мотивации на интерактивном уроке наряду с проблемными вопросами и заданиями использую различные сценки, статьи, статистические данные (например, о влиянии развития навыка чтения младших школьников на их дальнейшее обучение), разные определения одного понятия, интерактивные упражнения:

  • Микрофон

  • Задом наперёд

  • Бананы

  • Разъедини слов

  • Отсроченная отгадка

  • Удивляй

  • «Удивляй!»

  • Приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.

  • Формирует: познавательные УУД:

  • умение анализировать;

  • умение выделять и формулировать противоречие.

  • Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.

  • Пример. Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Вода. Свойства воды» можно начать с небольшого рассказа.

  • Однажды, в небольшой африканской стране ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем ее удивительных свойств.

  • «Бананы»

  • Алгоритм действий учителя:

  • Шаг 1. Выберите ключевое слово урока.

  • Шаг 2. Выберите фразу, с помощью которой вы зашифруете это слово.

  • Шаг 3. Зашифруйте ключевое слово в выбранной фразе без изменения последовательности букв.

  • Шаг 4. Попросите детей найти и зачеркнуть фразу, чтобы получить ключевое слово урока.

  • Шаг 5. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте мотивационные факторы у учеников.

  • Урок русского языка во 2 классе. Тема: Повторение изученных орфограмм. Упражнение «Бананы»

  • «Задом наперёд»

  • Алгоритм действий учителя:

  • Шаг 1. Определите тему урока.

  • Шаг 2. Запишите на доске тему урока с точки зрения противоположного допущения.

  • Шаг 3. Рассмотрите проблему с разных сторон.

  • Шаг 4. Представьте, что вся информация неправильна.

  • Шаг 5. Начните «с нуля».

  • Шаг 6. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте мотивационные факторы у учеников.

  • «Отсроченная отгадка»

  • Прием направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

  • Формирует познавательные УУД:

  • умение анализировать и сопоставлять факты;

  • умение определять противоречие;

  • умение находить решение имеющимися ресурсами.

  • 1 вариант приема. В начале урока даю загадку (удивительный факт, проблемный вопрос), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

  • 2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

  • Пример. Стало ясно солнышко горяч.. припекать

  • - Запишите предложение. В наречии на месте точек вставьте нужную букву.

  • Цели уроков интерактивного обучения отличаются от традиционных. На первое место выдвигаются цели, связанные со знаниями обучающихся; затем ставятся цели, связанные с формируемыми умениями. На третьем месте − цели, называющие ценности. Этот этап имеет большое значение: во-первых, позволяет всю дальнейшую деятельность учащихся сделать целенаправленной, т.е. каждый учащийся узнаёт, каким будет конечный результат, к чему ему стоит стремиться (регулятивные УУД); во-вторых, на этом этапе обучаю формулированию целей урока(познавательные УУД )

  • На этапе объявления, представления темы и ожидания результата применяю интерактивные упражнения: «Дешифровальщик», «Морской бой», «Загадочные домики», «Дерево решений» и т.п.

  • Такие методы, как «Дерево решений», «Дерево ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад», «Ковёр идей», позволяют мне лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем: учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более чётко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определённую поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения.

  • На этапе предоставления необходимой информации практикую следующие интерактивные упражнения:

  • Мозговой штурм

  • Ассоциативный ряд, куст

  • Кубование

  • Интервью за три шага

  • Углы

  • Карусель

  • Мини-лекция

  • Пять слов – в три слова

  • Шаг за шагом

  • Послушать- сговориться- обсудить

  • Реклама

  • "Ассоциативный ряд"

  • К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации:

  • если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

  • оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

  • Например,: Существительное, кто? что? предмет, явления природы, состояние человека, события, число, род, падежи (в конце урока – дописываем склонения)

  • "Реклама"

  • Предлагаю прорекламировать предмет, даю время на подготовку. Работу можно организовать в группе.

  • Пример. Создайте рекламу существительному, наречию, таблице умножения и т. д

  • (Существительное – самая представительная и многочисленная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. )

  • Очень нравится моим детям такой интерактивный метод, как «Карусель», когда образуются два кольца: внутреннее и внешнее (динамические пары). Внутреннее кольцо − это стоящие неподвижно «ученики», а внешнее – «учителя», через каждые 30 секунд меняются (движутся по часовой стрелке). Таким образом, «ученики» успевают ответить на вопрос, закрепляя изученное. Затем группы меняются ролями, и «учителя» задают новые вопросы. Можно предварительно предложить учащимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

  • «Карусель»

  • Цель: 1. Задать динамичный темп для ведения диалога.

  • 2. Закрепить и обобщить знания по определённой теме, предоставить необходимую информацию.

  • Оборудование:

  • 1. Карточки с заданиями.

  • 2. Погремушка (для подачи сигнала)

  • Построение (внешний и внутренний круг)

  • Вход и выход из диалога:

  • Поздороваться, пожав друг другу руки.

  • Договориться, кто первый начнёт.

  • Выполнить задание, поменяться ролями.

  • Поблагодарить.

  • Шаг за шагом”

  • Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала: падежи и их вопросы, таблицу умножения и т.д.

  • «Послушать – сговориться – обсудить»

  • Ученикам предлагаю подумать и написать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов.

  • Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся, часто начинаю этап предоставления необходимой информации с «мозгового штурма». Этот вид работы помогает отобрать не то, что уже известно учащимся, а что действительно непонятно, незнакомо. Эту работу провожу так: на доске записываю ключевое слово, затем предлагаю учащимся выбрать те понятия, которые, по их мнению, связаны с ключевым словом. Этот вариант работы эффективен тогда, когда у учащихся недостаточно представлений об изучаемом понятии. Второй вариант организации этой работы: предлагаю учащимся настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят в голову, при этом напоминаю, что не нужно стремиться к логике, последовательности.

  • Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Учитывая большой объём информации, усваиваемой на уроке, и ограниченность времени, в качестве нового продукта я часто предлагаю учащимся сделать самостоятельные выводы, высказать свою точку зрения, выполнить новое, ранее не выполнявшееся задание.

  • В основной части урока (интерактивное упражнение-добывание новых знаний, обучение друг друга) часто обращаюсь к таким интерактивным методам:

  • Ажурная пилка

  • Продвинутая лекция

  • Работа в малых группах

  • Аквариум

  • Игровые методы

  • Карусель

  • Феномен (подводный камень)

  • Приём "Феномен"

  • Приём работы над грамотностью письма и грамматическим инструментарием, это ПОКАЗ грамматического (орфографического) феномена. Заранее в тексте выделяю маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После даю ученикам читать текст несколько раз. Не трачу времени на пояснения – ребёнок прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется постоянно находящимся на стенде плакатом с правилом и постоянно лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.

  • Пример. На уроке в определённый момент перед ребёнком появляется текст для чтения, но с умышленным «дефектом» – все случаи, когда встречаются нужные буквосочетания – «ЖИ-ШИ», «ЧУ-ЩУ», «ЧА-ЩА» – выделены» подчёркиванием, цветным маркером или ещё как-то. Ребёнок вольно или невольно, но без особого усилия, зафиксирует в сознании факт: данные буквосочетания – это показываемый учителем «подводный камень», он заслуживает специального внимания.

  • «Ажурная пилка»

  • Алгоритм действий учителя

  • Шаг 1. Каждая домашняя группа получает задание, изучает его и обсуждает материал.

  • Шаг 2. Распределить роли в группе: секретарь (ведет записи), докладчик (ставит вопросы по поводу содержания материала или докладывает о результатах работы группы), спикер (глава), секундант (следит за временем).

  • Шаг 3. Объединить детей в экспертные группы. В экспертных группах дети становятся экспертами в теме, которая изучалась в домашней группе.

  • Шаг 4. Каждый ученик по очереди за определенное время должен донести информацию до членов других групп и воспринять новую информацию от них.

  • Шаг 5. Дети возвращаются в домашние группы, где делятся информацией, полученной от членов других групп.

  • Шаг 6. Вырабатываются совместные решения и выводы.

  • Урок русского языка в 4 классе «Правописание наречий». Интерактивное упражнение «Ажурная пилка». Метод коллективно - группового обучения

  • Объединение детей в «домашние» группы

  • - Объединитесь в «домашние» группы. Выберите секунданта, докладчика, секретаря, спикера.

  • Выбор спикера, секунданта, секретаря, докладчика

  • - Перед вами карточки - инструкции. У каждой группы своя тема исследования. Выводы - исследования записывает каждый член группы в таблицу. (Приложение. Слайды №7,8)

  • 1 группа - «Суффикс в наречиях, образованных от прилагательных».

  • Карточка-инструкция

  • Образуйте от данных прилагательных наречия:

  • нежный - (нежно);

  • вежливый – (вежливо);

  • деликатный – (деликатно);

  • холодный – (холодно).

  • Как образовались наречия?

  • Какая часть слова сохраняется при образовании наречий?

  • Какая часть отбрасывается?

  • Какая присоединяется?

  • Сделайте вывод о написании суффиксов в наречиях, образованных от прилагательных.

  • 2 группа - «Орфограмма о, е на конце наречий после шипящих».

  • Карточка-инструкция

  • Исследуйте наречия.

  • Горячо, хорошо, угрожающе, блестяще, жгуче, певуче, неуклюже, свежо, вызывающе.

  • Какую закономерность заметили? (в конце слов есть согласные ч, ш, щ).

  • Поставьте ударение.

  • Распределите наречия в две группы.

  • Сделайте вывод о написании орфограммы о, е на конце наречий.

  • 3 группа – «Правописание суффиксов – о, - а в наречиях с приставками».

  • Карточка- инструкция

  • Левый – слева, белый – добела, темный – затемно, редкий – изредка, чистый- начисто, правый- вправо.

  • Исследуйте слова. Что общего? (наречия с приставками, образованные от прилагательных.)

  • Выделите приставку.

  • Разделите наречия на 2 группы.

  • Сделайте вывод о правописании суффиксов – о, -а в наречиях с приставками.

  • 4 группа – «Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих»

  • Карточка-инструкция

  • Исследуй наречия

  • Настежь, навзничь, лишь, наотмашь.

  • Каким звуком заканчиваются наречия?

  • Сделай вывод о том, как пишутся такие наречия.

  • Работа в «домашних» группах

  • Объединение детей в «экспертные группы»

  • - У каждой группы на столе лежат бумажные цветы определенного цвета. Каждый из вас выбирает свой любимый цвет. А теперь создайте новые группы в зависимости от того, какой цветок вы выбрали.

  • Работа в «экспертных» группах

  • - Представители каждой «домашней» группы должны донести свою информацию (сообщить о своих открытиях) и запомнить новую информацию от других представителей групп.

  • Работа в «домашних» группах

  • - А теперь вернитесь в свои «домашние» группы, поделитесь той информацией, которую вы получили в «экспертной группе».

  • Презентация работы групп

  • - Еще раз сформулируйте правила о правописании наречий. (Приложение. Слайды № 9,10)

  • 1) Суффикс -о в наречиях, образованных от прилагательных, пишется по закону письма (активно, весело).

  • 2) На конце наречий после шипящих под ударением пишется о, без ударения е (горячо, лучше). (Презентация. Слайд 11)

  • Учитель: Единственное исключение: еще.

  • 3) В наречиях, образованных с помощью приставок и суффиксов, после приставок в-, на-, за- пишется суффикс – о, а после приставок с-, из-, до- пишется суффикс –а (налево, направо).

  • 4) В конце наречий после шипящих всегда пишется мягкий знак.

  • Учитель: Исключения: уж, замуж, невтерпеж.

  • Интерактивное упражнение «Обучая– учусь»

  • Суть приема состоит в том, что каждый ученик может передать свои знания другим детям и получить от одноклассника новую для себя информацию в процессе общения.

  • Прием оказался очень эффективным при изучении блока информации, обобщении материала по выбранной теме, закреплении и повторении изученного. Стимулирует у учащихся желание к обучающейся деятельности, организует ситуацию успеха.

  • УУД:

  • коммуникативные: уметь договариваться с партнером; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • регулятивные: поиск информации в предложенных источниках; умение устанавливать очередность действий;

  • познавательные: поиск и выделение информации;

  • личностносиные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

  • Алгоритм действия

  • 1. Подготовьте карточки с фактами, касающиеся темы урока, по одной на каждого ученика.

  • 2. Раздайте по одной карточке для каждого ученика.

  • 3. В течение нескольких минут ученики читают информацию на карточке, запоминают.

  • 4. Предложите им ознакомить со своей информацией других членов «домашней» группы. Ученик может одновременно говорить только с одним лицом. Задача состоит в том, чтобы поделиться своим фактом и получить информацию от другого ученика. Таким образом, все дети в группе усваивают определенную сумму знаний.

  • 5. Предложите группам обменяться делегатами, которые обучат детей другой группы тому, чему научились сами.

  • 6. После того, как учащиеся закончат это упражнение, предложите рассказать, воспроизвести полученную информацию. Проанализируйте и обобщите полученные ими знания. Ответы могут записываться на доске.

  • К примеру урок окружающего мира в 4 классе «Мир древности: далекий и близкий»

  • Древний Египет (с.8-10)

    • Когда появилось Египет­ское царство? Где возникло Египетское царство?

    • Примерно 5000 лет назад. На берегах реки Нил

    • По мнению египтян, кто управлял миром?

    • По мнению египтян, миром управ­ляли боги

    • Древний Египет (с.8-10)

    • На кого были похожи боги египтян?

    • Боги египтян были похожи на жи­вотных

    • Как называли бога солнца? Как изображали бога солн­ца Ра?

    • Бог солнца Ра. Бога солнца Ра изображали челове­ком с головой птицы.

    • Древний Египет (с.8-10)

    • Как называли бога воды? Каким представлялся Себек?

    • Бог воды и разлива Нила Себек. Себек представлялся в виде челове­ка с головой крокодила.

    • Как называли бога мудро­сти, счета и письма? Как обычно изображали Тота?

    • Богом мудрости, счета и письма был бог Тот

    • Изображали Тота обычно в виде че­ловека с головой птицы ибиса

    • Древний Египет (с.8-10)

    • Как писали египтяне?

    • Египтяне писали особыми знака­ми — иероглифами.

    • В честь кого древние египтяне строили храмы?

    • Храмы строили в честь богов

    • А что такое пирамиды?

    • Пирамиды — это гробницы царей Египта — фараонов

  • Древняя Греция ( с.10-12)

    • Какой город является сто­лицей Древней Греции?

    • Столица древней Греции — Афины

    • Что является сердцем Афин?

    • Сердцем Афин является Акрополь

    • Древняя Греция (с.10-12)

    • Что такое Акрополь?

    • Акрополь — это высокий холм с обрывистыми склонами и распо­ложенный на нем неповторимый ар­хитектурный ансамбль.

    • Что происходило на Акро­поле?

    • На Акрополе происходили главные события.

    • Древняя Греция (с.10-12)

    • Назовите самый знамени­тый храм Акрополя.

    • Самый знаменитый храм Акропо­ля — это Парфенон.

    • Древняя Греция (с.10-12)

    • Какая скульптура находи­лась в центре Парфенона?

    • В центре Парфенона стояла мра­морная статуя богини Афины зна­менитого скульптора Фидия. Ее высота равнялась 12 м

  • Древний Рим (с. 12—13)

    • Назовите дату основания Рима.

    • Датой основания Рима считает­ся 753 г. до н. э.

    • Древний Рим (с. 12—13)

    • Назовите древние построй­ки в Риме, которые сохра­нились до наших дней.

    • Римский форум. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Панте­он — храм всех богов. Колизей.

    • Древний Рим (с. 12—13)

    • Что такое Колизей?

    • Колизей — амфитеатр, служил для гладиатор­ских боев и других зрелищ, вмещал около 50 тыс. зрителей

    • Древний Рим (с. 12—13)

    • Какой город в древности был погребен под толстым слоем пепла?

    • Город Помпеи был погребен под толстым слоем пепла при из­вержении вулкана Везувий

  • «Дистанционный диктант»

  • Текст, предназначенный для диктанта, распределяется на части по количеству групп. Листы с текстами этих частей прикреплены к стене подальше от группы. Кто - нибудь от команды становится гонцом. Он подходит к тексту, читает его, запоминает, возвращается в группу, диктует товарищам. Группы соревнуются в быстроте и правильности записанного. УУД

  • К.: определение способов взаимодействия со сверстниками, управление поведением партнера- контроль, коррекция.

  • П.: восполнение недостающих частей объектов, выбор наиболее эффективных способов решения задач исходя из конкретных условий.

  • Л.: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

  • Р.: составление плана и последовательности деятельности.

  • Урок русского языка в 4 классе «Повторение изученного о наречиях»

  • -Корреспонденты – люди проворные, умеют добыть информацию любым способом. Все отделы должны записать текст, подчеркнуть наречия, определить разряды.

  • В лесу ещ.. свеж… и сыр… от утренней росы. Сейчас нужно повернуть направ…, и через двадцать шагов будет родник.

  • Теперь можн… отдохнуть, попить холодной водички. Но нужн… быть внимательным: здесь водятся гадюки.

  • Ногой лучш… на нее не ступать. Гораздо интереснее издалек… наблюдать, как зловещ… глянет на тебя серо- зеленая гадючка .

  • Угрожающ… прошипит что- то на своем гадючьем языке, быстр… скроется в зарослях.

  • Организация групповой работы активизирует учебную деятельность учащихся, повышает результативность урока.

  • Способы объединения в группы:

  • • Карточки с геометрическими фигурами

  • • Учитель раздает каждому по цветку или листку.

  • • Карточки с названиями профессий, животных.

  • • Группирование участников по величине самой большой пуговицы

  • • Причисление к группам людей, например, на определенные буквы.

  • • На основании знака зодиака.

  • • Перед входом наклеивание или вручение, какого- либо изображения.

  • • Составление частей рисунка, участник получает один кусочек картинки на каждом столе лежит кусочек картинки. Участники должны составить картинку.

  • • Приклеивание рисунков или номеров под стулья или столы.

  • В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Как показывает собственный опыт, начинать следует с организации парной работы, как самой простой. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: Личностных (в паре ученик самоопределяется относительно учебной задачи, относительно партнера, относительно своей и другой точки зрения, таким образом учебная работа приобретает личностный смысл; осуществляя в паре роли учителя и ученика, ребенок начинает чувствовать себя более компетентным и значимым, повышается самооценка, растет познавательная активность и мотивация). Регулятивных (партнеры сорегулируют свою деятельность, определяют цель, план и контролируют результат). Познавательных (за счет интенсификации общения как мыследеятельности в диалоге возрастает глубина понимания материала, происходит рефлексия способов познания, отбор наиболее адекватных задаче умственных действий). Коммуникативных (развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми и толерантными)

  • Работу в парах начинаю на любых уроках. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Во время работы в парах можно выполнить следующие упражнения: обсудить текст, задачу; взять интервью; протестировать и оценить друг друга; дать ответы на вопросы учителя и др.

  • К примеру, на уроке обучения грамоте уже в первом классе ученики могут составить звуковую модель слова, работая в парах. Один произносит слово, интонационно выделяя звуки, а другой составляет модель слова. Затем происходит смена ролей.

  • На уроке математики в первом классе работу по повторению состава числа в пределах 10 организовываю в парах, применяя магнитные доски, карточки с цифрами и решётку, разделённую на две половины. Даётся задание повторить состав какого-либо числа в пределах 10. Один ученик на свою половину решётки прикрепляет число, другой дополняет это число до заданного учителем числа. Затем роли меняются.

  • Как правило, работа в статичных парах и парах сменного состава проводится на этапах проверки определенных учебных заданий. В во втором случае – пары образуются в зависимости от скорости выполнения заданий учащимися и имеют возможность перемещаться по классу. Например, карточка для работы в сменных парах.

  • 1.Прочитай существительные, определи тип склонения.

    2.Сверься с товарищем.

    3.Смени пару.

    • Птица, мороз;

    • зима, холод;

    • кормушка, зерно;

    • ягода, снегирь.



  • На этапе рефлексии интерактивного урока использую следующие интерактивные упражнения:

  • Сенкан

  • Мини-сочинение

  • Незаконченное предложение

  • Сказка

  • Интервью

  • Тестирование

  • Алфавитный суп

  • Звездопад

  • Телеграмма

  • Встреча с героем

  • Мимическая гимнастика

  • "Встреча с героем".

  • Пример. Представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. У вас всего два вопроса, чтобы что-то узнать про него. Что вы спросите? Что, как вы думаете, ответит герой?

  • «Мимическая гимнастика»

  • Детям предлагаю продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации, слову с помощью мимики или жеста, т.е. выразить эмоциональное состояние без слов.

  • Например, на уроке русского языка по теме «Повторение изученного о наречиях» предлагаю показать, используя мимику и жесты, значения наречий: весело, замуж, грустно, быстро, навзничь, страшно, холодно, невтерпеж

  • «Незаконченное предложение»

  • Шаг 1. Определяем тему для высказываний.

  • Шаг 2. Используя «микрофон», учитель формулирует незаконченное предложение и предлагает ученикам завершить его.

  • "Телеграмма"

  • Очень краткая запись.

  • Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). 

  • Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения.

  • Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

  • «Звездопад»

  • Обучающимся раздаю вырезанные из бумаги звёздочки, на которых необходимо написать самый запомнившийся на уроке момент, самое интересное задание, то, чему ребёнок научился, что его порадовало. Звёздочки с надписями располагаются на «небе» - заготовленном листе ватмана.

  • Вопрос оценивания является наиболее сложным для меня как для учителя, работающего в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях. При оценивании результатов интерактивного обучения учитываю работу в группе, овладение культурными формами работы, самооценку участника групповой работы, коммуникацию в учебном диалоге, свободу мышления.

  • Приём «Райтинг»

  • Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в переводе звучит как «правильно». Прием вводится на время согласования оценки с учеником.

  • Формирует: умение объективно и регулярно оценивать свой труд.

  • Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Райтинг можно использовать для оценивания индивидуальных домашних заданий, заданий творческого характера.

  • Пример. Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.

  • «Развернутая оценка»

  • Наряду с цифровой оценкой делаю запись, раскрывающую свое отношение к ученику и его достижениям.

  • Уроки, построенные в интерактивном режиме, вызвали заметный интерес у моих учащихся, прежде всего, потому, что нарушили привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке, позволили каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса. Ученик находится в постоянном контакте с другими, он формулирует и аргументирует свою позицию (мнение), социализирует свой опыт и знания, рефлексирует. Неожиданная, свежая форма, роль повышают мотивацию. Степень усвоения подаваемого материала на интерактивных уроках — 70–90 %. Но главное в проведении этих уроков: если мы запустим механизм познания, если ребёнок будет получать удовольствие и от нового знания, и от общения, то со временем механизм будет отлаживаться и совершенствоваться, и, став взрослым, человек вслед за Пушкиным скажет: «В начале жизни школу помню я...». Школу, где не предметы проходил, а был, жил, изучал и постигал...».

  • На своих уроках использую элементы проблемного обучения, проблемные задания, вызывающие дискуссию, побуждающие к размышлениям, поискам, определённым выводам. Чем больше создано для учащихся ситуаций затруднения, которые они могут преодолеть, тем чаще они переживают радость открытия, тем интенсивнее у них развивается познавательный интерес.

  • При изучении нового материала предлагаю школьникам выполнить задания, для чего необходимы новые знания, которые становятся предметом изучения на уроке, на проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем − обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

  • Типы проблемных ситуаций, используемые мною в учебном процессе:

  • − ситуация неожиданности;

  • − ситуация конфликта;

  • − ситуация несоответствия;

  • − ситуация неопределённости;

  • − ситуация предположения;

  • − ситуация выбора.

  • Приёмы создания проблемных ситуаций на моих уроках:

  • подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;

  • изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

  • побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

  • предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

  • ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения;

  • ставить проблемные задачи (с недостающими данными, избыточными, противоречивыми данными).

  • Именно так создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения. Например, перед изучением деления столбиком многозначных чисел на однозначное на доске пишу несколько примеров для устного счёта на изученные ранее правила: 90:6, 360:6, 960:4, 12765:3. Предлагаю объяснить приём вычисления. Когда учащиеся подходят к последнему примеру, наступает тишина, даже сильные ребята не могут сразу дать ответ. Напряжение передается и слабым. Все активно включаются в работу. У каждого возникает вопрос КАК? Значит, появляется желание узнать, научиться.

  • В начале урока ученикам 2 класса даю задание: 37 умножить на 5, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идёт своим путем: одни начинают умножать с десятков, другие – с единиц, третьи используют сложение. Для детей внетабличное умножение – совершенно новый материал, поэтому у школьников проявляется самостоятельность в выборе действий. Далее я рассматриваю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определяют, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направить и вести учеников в их поиске.

  • Знакомство с технологией проблемного диалога проблемного диалога (идеи которого восходят ещё к Сократу и Руссо) стало для меня ключом к успешной работе. Метод представляет собой диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель в созданной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся. Эта система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы.

  • Так, на уроке русского языка в 4 классе по теме «Три типа склонения имён существительных» посредством проблемного диалога создаю условия для формулировки обучающимися цели урока и постановки учебных задач. В этом случае у учеников сформируется готовность и способность принимать, осмысливать, удерживать материал в течение работы, преобразовывать, дополнять, а также самостоятельно ставить перед собой учебные задачи.

  • - Прочитайте пословицы.

  • - Определите падеж выделенных имен существительных. Что можете сказать?

  • -А почему же окончания разные?

  • - Попробуйте объединить существительные в группы. По какому признаку мы это можем сделать? (по окончанию)

  • - Назовите существительные первой группы.

  • - Назовите существительные второй группы.

  • - Назовите существительные третьей группы.

  • - Определите род имен существительных каждого столбика. Слайд 7

  • - Назовите род и окончание существительных 1, 2, 3 столбика. Что это нам дает, что можем определить? (Склонение существительных)

  • - Существительные какого склонения в 1,2,3 столбике?

  • - Сделайте вывод. Почему существительные одного падежа имеют разные окончания?

  • - Какова тема сегодняшнего урока?

  • - Какие задачи поставите перед собой на уроке? Чему вы можете научиться на данном уроке? Какие умения усовершенствуем?

  • В своей работе широко использую метод программированных заданий. Метод, при котором учащиеся с помощью особым образом подготовленных средств могут приобретать новые знания и новые действия.

  • На уроке русского языка в 4 классе по теме «Три типа склонения имён существительных», работая в группах, обучающиеся провели исследование по карточкам-инструкциям и ответили на проблемный вопрос: «Существительные-синонимы относятся к одному и тому же типу склонения?»

  • - Как вы считаете, существительные - синонимы будут относиться к одному и тому же склонению?

  • - Ответите на этот вопрос, работая в первичных (домашних) группах, проведя исследование по карточкам - инструкциям.

  • На уроке русского языка в 3 классе (тема «Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками»), работая в постоянных(«домашних») группах, дети получают карточки-инструкции и проблемное задание: «Сформулируйте правила написания твёрдого и мягкого разделительных знаков».

  • Карточка-инструкция №1

  • Прочитайте слова.

  • Разберите по составу.

  • В какой части слова пишется мягкий знак?

  • Подчеркните букву, обозначающую согласный звук перед мягким знаком.

  • Определите, какой это звук: твёрдый или мягкий?

  • Подчеркните гласный после мягкого знака.

  • Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак?

  • Слова: здоровье, вьюга, семья, ручьи, бельё.

  • Сформулируйте правило правописания слов с разделительным мягким знаком. Составьте схему-помощницу.

  • Карточка-инструкция №2

  • Прочитайте слова.

  • Разберите по составу.

  • Подчеркните букву перед разделительным твёрдым знаком.

  • Определите, какой это звук: твёрдый или мягкий?

  • Подчеркните гласные, перед какими пишется разделительный твёрдый знак.

  • Слова: отъезд, подъём, объявить.

  • Сформулируйте правило правописания слов с разделительным твёрдым знаком. Составьте схему-помощницу.

  • При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ. Я не говорю детям слова «Неверно», «Неправильно», «Не думаешь», они заменяются личностно значимыми и уважительными «Ты так думаешь, а кто думает иначе…». При этом я признаю право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности, формируя тем самым регулятивные УУД.

  • Применение активных и интерактивных технологий обучения, проблемного обучения способствует развитию познавательных интересов учащихся. Продуктивные, интерактивные, творческие формы организации учебного процесса создают атмосферу сотворчества, эмоционального возбуждения и радости от собственного успеха, стимулирования творчества и неоднозначности. Создание ситуации успеха, вера в ребёнка и учёт его индивидуального стиля деятельности высокопроизводительно влияет на мотивацию учебной деятельности учащихся, которые впоследствии действуют по сценарию «победителя». В результате формируется личность с новым менталитетом: мои ученики верят в себя и свои силы, учатся свободно и критично мыслить; формируется творческая личность, готовая свои познавательные возможности использовать для общего дела.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер - класс по теме: " Моделирование современного урока в соответствии с ГОС НОО"

Автор: Гаранина Елена Владимировна

Дата: 15.03.2017

Номер свидетельства: 400709


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства