Мастер-класс на тему: Современный урок как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении
Мастер-класс на тему: Современный урок как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении
Цель данного мастер-класса состоит в том, чтобы показать, используя практический опыт,как необходимо организовать системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе, а также создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Нашу встречу мне бы хотелось начать с высказывания А.Дистервега.
" Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству».
А.Дистервег
- Действительно, в настоящее время учитель решает очень сложные задачи
переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам отправиться в мир действий.
- Сегодня я предлагаю вам построить современный урок, где основой будет системно-деятельностный подход.
- Назовите ключевые слова деятельностного подходе на уроках в начальной школе. (Искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.)
- Да, я согласна с вами.
Слайд 2
Характеризуя ключевые слова в деятельностном подходе в системе начального образования, назовем следующие: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
- А чтобы осуществить данный подход, какова задача учителя?
Выберите слова: ( включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Я предлагаю Вам рассмотреть все шаги данного урока.
Урок русского языка во 2 классе.
Тема урока : Имя существительное
Организационный момент.Мотивирование к учебной деятельности.
- Уважаемые коллеги! Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь, но не словами, а молча- глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
- Повернитесь друг к другу, прикоснитесь ладошками и мысленно загадайте желание.
(1.Метод "Ладошка желаний". Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание.На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться)
2. Стадия вызова
. - Перед вами волшебная шкатулка. Ваша задача найти ключ к ней.(Достают задания).
- Назовите парную согласную букву ф (в). Запишите её.
- Какая буква в алфавите идёт перед буквой п ? Запишите её два раза( (оо)
- Назови букву, которая обозначает звуки л, л; (эль)
- Какой звук чаще всего звучит в скороговорке?
Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила. (Слышится с, а запишем букву с)
- А теперь попробуйте собрать все эти буквы вместе: слово.
- Сегодня мы посвятим этому слову урок.- Что вы знаете о слове?
(У каждого слова своя работа и действие. Одни называют предметы, другие признаки, третьи действия. А есть слова, которые ничего не называют- предлоги, но они помогают словам связываться друг с другом в предложении.)
(Шкатулка. Яркое пятно.)
Цель: пробуждение интереса к полученной информации, развитие познавательной активности; осознанности знаний
2.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
- А теперь давайте попробуем из текста убрать слова, обозначающие предметы? Понятно, что происходит в тексте? (Без слов, обозначающих предметы непонятно, о чём идёт речь).
- Какая часть речи обозначает предметы? ( Имя существительное).
О чём пойдёт речь на уроке? Какова тема нашего урока? (Об имени существительном).
(Приём " Мозговая атака". Цель: быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока
Формирует:
- умение оценивать ситуацию или факты;
- умение анализировать информацию;
- умение отражать свое мнение.
Итак, поступило срочное сообщение: потерялась часть речи. Что будем делать?
- Искать.
- С чего начнём поиск?
- Со сбора информации.
- Какие у вас возникли вопросы?
Как называется?
На какие вопросы отвечает?
Что обозначает?
3. Осмысление содержания
- Посмотрите на доску.
(Вывешиваю человечка).
- Кто это? Это человечек, а зовут его имя существительное.
-Что он может нам рассказать о себе? Дайте ответы от первого лица.
(В процессе ответов на доске появляются полоски с ответами)
Я – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.
Я – ЧАСТЬ РЕЧИ.
Я ОТВЕЧАЮ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?
Я - ОБОЗНАЧАЮ ПРЕДМЕТ.
- А теперь поработаем в парах.
- Разделите слова на группы и укажите стрелками к нужному дереву.
На столах картинки: 2 дерева с вопросами: кто? что? и рядом напечатаны слова: трава, дятел, ёжик, сосна, белка, шишка.
-Какое было вам дано задание?
-Удалось ли вам найти листики на каждое дерево?
- По какому признаку вы распределили листики?(одуш., неодуш.)
- Какой можем сделать вывод?
Слова, обозначающие одушевлённые предметы отвечают на вопрос кто?, а неодушевлённые - что?).
- А что объединяет все эти существительные? (То, что они обозначают предмет)
(Метод "Подводящий диалог". Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.).
- На столе карточка с разными словами: обсудите задание и распределите слова на 3 группы:
1.солнце, радость, лес
2.река, мальчик, поле
3.гриб, земля, небо
- Какие группы у вас получились?
- Что помогло вам верно выполнить это задание?
(Метод «Ульи» - обсуждение в группах.) Деление на группы по квадратам
- Разделитесь на 3 группы по квадратам: красный, синий, зелёный
Вывод: имена существительные бывают м.р., ж.р. и ср.р.
( На стенах и на карточках развешены слова: Маша, Катя, Шарик, Бобик, Воронеж, петух, кот, утро, город.)
- Посмотрите вокруг себя .
- Что особенного в этих словах? Что они обозначают?
- На какие группы их можно разделить? Какое общее название дадим первой группе? (Имена собственные.)
- А к какой группе можно отнести оставшиеся?
Вывод: Имена собственные отвечают на вопросы кто? и обозначают людей и животных.
Имена нарицательные отвечают на вопрос что? и обозначают неживые предметы, явления природы).
- А имя какого героя может превратиться в нарицательное существительное? (Шарик).
6.Слова, слова, слова…»
Это задание выбудете выполнять в группах. Каждая группа должна записать 2 существительных, которые имеют указанные признаки
- О каких признаках мы ещё не говорили на уроке? О числе.
7. Стадия рефлексия, прием «кластер»
часть речи
( На доске прикрепляет в таблицу карточки: имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?).
Можно применить и Синквейн ( технология критического мышления)
Существительное.
Собственное, нарицательное
Служит, обозначает, употребляется.
Речь невозможна без существительных.
Предмет.
- Отметьте, на каком этапе вы сейчас находитесь. В этом вам поможет «Дорожка успеха»
Цель: формирование адекватной самооценки
- Я сегодня была у вас в гостях. А в гости принято ходить с подарками. Угадайте цвет той коробки, в которой лежит подарок. Есть подсказка- на коробке написано нарицательное имя существительное.
-Большое спасибо за работу! Мне было приятно с вами профессионально общаться.