Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Активные приемы, средства и методы обучения в начальных классах"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГРИШИНО - СЛОБОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Мастер-класс:
«Активные приёмы, средства и способы обучения в начальных классах»
Подготовила:
учитель начальных классов первой категории
Чудакова Людмила Ильинична
Цель проведения:обучение участников мастер-класса применению использования системы активных приёмов, средств и способов обучения.
Задачи:
Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на уроках и во внеурочной деятельности.
Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике.
Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля.
Форма проведения – творческая мастерская.
Сценарий мастер-класса
I. Вступительное слово.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И задача педагога так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Слайд 1. Тема моего мастер-класса «Активные приёмы, средства и способы обучения в начальных классах»
Слайд 2 . Технология активного обучения включает в себя методы, приёмы, способы и средства, которые стимулируют познавательную деятельность обучающихся, вовлекают каждого из них в мыслительную и поведенческую активность, и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося значения каждым учеником.
Слайд 3. Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное — у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, яркие эмоции.
Сегодня предлагаю несколько приёмов и способов работы, которыми я пользуюсь, и которые, на мой взгляд, наиболее эффективны.
II. Практическая работа.
Слайд 4. При сообщении темы урока и его цели использую приём “Прогнозирование”. “Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения, с которым будем работать на уроке. Обоснуйте свой ответ. Можно заменить названия картинками. Дети сами называют произведения, а затем определяют жанр
“Красная Шапочка”, “Дюймовочка ”, “Кот в сапогах””.
Слайд 5. Для создания интригующей ситуации, для организации отдыха на уроке можно использовать игру “Да-нетку”. Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.
“Я задумала персонаж детской сказки, который, найдя клад, купил новый бытовой прибор. Кто это?” Ученик пытается найти ответ, задавая вопросы. На вопросы учитель может отвечать только словами “да” и “нет”.
Слайд 6. Игра «Разведчики»
Сейчас мы с вами поиграем в разведчиков. Разведчики — это люди, которые умеют все делать четко и точно, но скрытно. Вот и вы сейчас по сигналу «связаться с разведчиком» скрытно, без всяких слов, подмигиваний и размахиваний руками, только глазами договаривайтесь, кто будет вашим разведчиком и держите друг друга взглядом. Старайтесь не выдавать себя! Если вы будете договариваться не только глазами, но и, например, кивками головы, то вас со стороны заметят и обнаружат, что вы разведчики».
После сигнала «связаться с разведчиком» ученики приступают к выполнению. Самое легкое — связаться с соседом (при этом у детей очень часто рука непроизвольно дотрагивается до него, то есть «разведчик выдает себя»). Ведущий подает команду: «Поменяться с разведчиком местами, а в пути пожать друг другу руку».
Все, кто не связался, остаются сидеть на местах. Они сами наказали себя, и когда опять звучит сигнал «связались с новым, разведчиком», число бесцельно сидящих заметно уменьшается. Уменьшается и число тех, кто по-прежнему пытается связываться с соседом. Большинство смело начинают связываться глазами и с далеко сидящими партнерами.
Участники опять меняются. И уж теперь, чтобы в третий раз связаться с новым партнером, ученикам приходится хорошо потрудиться и побегать глазами в поисках свободного взгляда, с которым можно связаться.
Слайд 7. Игра «Шапка вопросов»
На столе стоят две "шапки”, в одной – листки с именами персонажей, в другой – много листков с вопросительными словами: "что?”, "где?” и "когда?” Капитаны поочередно тянут по одному листку из каждой шапки, и составляют как можно больше вопросов с этим вопросительным словом про доставшийся персонаж. (вопросы записаны на конфетах разных сортов)
Например, если «капитан» вытянул слово "что?” и имя персонажа «Мороз - Иванович», то вопросы могут быть, например, такими: "Что прятал Мороз Иванович под снежным покрывалом?» "Что подарил Мороз Иванович Рукодельнице за хорошую работу?” и т.д.
Так как задание это связано с двигательной активностью, то на уроках по любому из школьных предметов оно обычно дается в качестве своеобразной разминки.
Исходное положение: все сидят; педагог, отвернувшись, поднимает над головой несколько пальцев на одной или обеих руках и, сосчитав вслух до трех, произносит: «Замри!» и поворачивается к ученикам. В классе должно стоять ровно столько учеников, сколько было показано пальцев.
Слайд 9. Аутотренинг.
Приготовимся к работе. Говорим хором.
Мы дружные, мы – смелые,
Мы – умные, умелые,
Работаем успешно,
Овладеем знаниями, конечно.
Слайд 10. Приём для работы в группах«Видимо-невидимо»
Задание является социо-игровым вариантом, например, словарной работы на уроке.
Пока ученики по жеребьевке объединяются в несколько команд по 5-6 человек, учитель вывешивает на доске заранее приготовленный плакат (слайд), на котором разными цветами, крупным и мелким (но различимым издали) шрифтом «вдоль» и «поперек» написано пятнадцать-двадцать слов. По истечении заранее оговоренного времени (минуты или двух) плакат снимается (или закрывается), а команды записывают все запомнившиеся слова.
Затем команды учеников обмениваются своими записями для проверки. Командам желательно договориться вносить исправления в чужих записях ручкой другого цвета. Проверяющие исправляют ошибки, описки и вписывают «не увиденные» другой командой слова, после чего каждый ученик проверяющей команды ставит свою подпись.
Проверенные листочки возвращаются прежней компании для «проверки проверяющих». Исправления сверяются с плакатом (слайдом), вывешенным уже для проверки и выяснений возможных недоразумений. После чего определяются победители. Выигрывают те команды, в чьих записях оказалось меньше всего ошибок и пропущенных слов.
Плакаты для задания «видимо-невидимо» могут изготавливаться и самими учениками во время урока. Для этого каждая команда посылает человека тянуть жребий — билетик с указанием той или иной темы.
Слайд 11. Слова на букву «А» (15 слов)
Слайд 12. Игра «Кто-о меня-я слы-ы-ышит…»
В классе стоит шум. Дети работают в группах Не стараясь перекричать шум, а, наоборот, очень тихо, себе под нос учитель бубнит: "Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите правую руку". Некоторые ученики наверняка насторожатся.
Учитель продолжает: "Кто-о меня-я слы-ы-ышит… поднимите обе руки". В воздух поднимается несколько пар рук.
"Кто-о меня-я слы-ы-ышит… – все так же тихо, слегка растягивая ударные гласные, бубнит он, — хлопните в ладоши два раза". Раздаются хлопки, которые настораживают даже тех, кого и громким голосом не сразу дозовешься.
"Кто-о меня-я слы-ы-ышит… встаньте". Встают уже все. В аудитории идеальная тишина: муха пролетит — слышно будет.
"Кто-о меня-я слы-ы-ышит… сядьте. Внимание ко мне!» Все садятся. Чуть повысив голос (но не напрягая его), учитель продолжает урок.
Слайд 13. Прослушивание звукозаписи на уроке - это активный методический прием. В период, когда на уроке включена звукозапись, не следует опасаться внешней пассивности детей. В этот момент происходит активная работа их чувств и разума. Таким образом, при прослушивании аудиоматериала активизируется высший вид деятельности школьников – мыслительная деятельность. Самое важное, что объединяет все разнообразные приемы включения звукозаписи в урок - это создание совершенно новой, необычной атмосферы на уроке, которая, в свою очередь, активизирует познавательные способности детей. Самым распространенным и традиционным является прием использования звукозаписи в качестве образца выразительного чтения. Следующий, более усложненный прием связан с аналитической работой детей, которые должны продолжать чтение (чаще всего, естественно) стихотворного текста вслед за актером (когда образцовая звукозапись остановлена учителем), а дети должны постараться сохранить тональность и выразительность прочтения текста. Образовательные возможности звукозаписи очень разнообразны. Мы остановимся на одной
Обучение озвучиванию экранных произведений (слайдов, мультфильмов)
ІІІ. Заключительное слово.
Мне бы хотелось порекомендовать учителям
использовать активные методы, приёмы и средства обучения и воспитания в педагогическом процессе;
изменить модель учителя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно- организатор, информатор, консультант).
Слайд 14. Л.С.Выготский сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, направляемой учителем, ученики овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие способности.