Мастер-класс по теме
«Активные методы обучения на уроках окружающего мира»
Денисенко О.М.,
учитель начальных классов
Ход занятия:
Вступительная часть
- Добрый день! Сейчас я представлю Вашему вниманию мастер-класс по теме «Активные методы обучения на уроках окружающего мира».
- И свой мастер-класс мне бы хотелось начать с видео-фрагмента.
Мастер-класс начинается с инсценировки отрывка из второй главы М. Твена «Приключения Тома Сойера».
Том красит забор. Из-за угла выходит Бен Роджерс. Походка у него легкая, подпрыгивающая. Он ест яблоко, и время от времени издаёт протяжный, мелодичный гудок, изображая собой пароход.
Бен останавливается недалеко от Тома.
Бен: Стоп, машина! Задний ход! Чу! Ч-чу-у! Чу! Право руля! (Изображая руками колесо.) Чу! Ч-чу-у! Чу! Лево руля! Малый ход! Стоп, машина! Отдать концы!
Том по-прежнему белит забор, не обращая на пароход никакого внимания.
Бен: Ага, попался, взяли на причал!
Том рассматривает свой последний мазок глазами художника, потом еще раз осторожно проводит кистью по забору и отступает, любуясь результатами своей работы.
Бен (подходит поближе к Тому): Что, старик, работать приходится, а?
Том (нехотя): А, это ты, Бен? Я и не заметил.
Бен: Слушай, я иду купаться. А ты не хочешь? Нет, конечно, ты ведь работаешь?
Том (пристально смотрит на Бена): Чего ты называешь работой?
Бен: А это, по-твоему, не работа, что ли?
Том (продолжает белить, говоря небрежно): Что ж, может, работа, а может, и не работа. Я знаю только одно, что Тому Сойеру она по душе.
Бен: Да брось ты! Можно подумать, тебе так нравится белить!
Том (белит): Нравится? А почему же нет? Не каждый день нашему брату достается белить забор.
Бен перестаёт жевать яблоко. Том осторожно водит кистью взад и вперед, иногда останавливается, чтобы полюбоваться результатом, добавляя каждый раз новый мазок. Бен следит за каждым его движением, проявляя все больше и больше интерес к делу.
Бен: Слушай, Том, дай мне побелить немножко.
Том: Нет, Бен. Тетя Полли трясется над этим забором, так как он выходит на улицу. Если бы сторона забора выходила во двор, то я и слова бы не сказал. Его знаешь, как надо белить? По-моему, разве один мальчик из тысячи, а то и из двух тысяч сумеет выбелить его как следует.
Бен: Да что ты? Слушай, пусти хоть попробовать, хоть чуть-чуть.
Том: Бен, я бы с радостью, честное индейское! Да ведь как быть с тетей Полли? Джиму тоже хотелось покрасить, а она не позволила. Сиду хотелось, она и Сиду не позволила. Видишь, какие дела?
Бен: Да что ты, Том, я же буду стараться. Ну, пусти, я попробую. Слушай, я тебе дам серединку от яблока.
Том: Ну, ладно… Хотя нет, Бен, лучше не надо. Я боюсь.
Бен: Я все яблоко тебе отдам!
Том (отдаёт кисть Бену с радостью на лице):
-Кто из присутствующих в зале помнит, что отвечает Том Сойер?
- Итак, он говорит: Работа — это то, что человек обязан делать, а Игра — то, чего он делать не обязан. И если бы игра превратилась в работу, то она потеряла бы всякий интерес.
- Из этой сцены мы видим, как Том Сойер искусно превратил скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие свои сокровища.
Цель, содержание и техника занятия остались прежними – покраска забора, но изменилась мотивация.
Мы знаем, что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем ее пересказывать. Поэтому, включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность.
И сегодня Вашему вниманию я представлю несколько активных методов, которые я использую в своей деятельности.
Основная часть
- Начну я с активных методов активизации.
Метод «Что у меня на сердце»
Всем участникам мастер-класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки.
- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано?
- Напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.
- В конце моего выступления мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.
- Для демонстрации следующего метода, которых называется «Мозговой штурм» Вам нужно взять полоску бумаги с вопросом.
- Сейчас вы читаете вопрос и мы совместно с залом ответим на него.
1. Тройка лошадей бежала 4 часа. Сколько времени бежала каждая лошадь?
(4ч)
2. Где у кузнечика ухо? (На ноге)
3. Название, какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)
4. Сколько «шагов» сделает щука за одну минуту? (Она не ходит)
5. Что будет делать ворона, которая прожила 3 года? (Будет жить дальше)
6. Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько
всего яблок? (На дубе яблоки не растут)
7. Летели три страуса. Охотник убил одного. Сколько осталось?
(Страусы не летают)
8. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
9. Пингвин – птица или нет? (Птица)
10. Какое насекомое «носит чин» морского офицера? (Бабочка-адмирал)
11. Детеныши, каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата)
12. Родилась в воде, живёт на земле? (Лягушка)
- Этот метод мы можем применить в начале урока, для активизации познавательной активности учащихся. Скажите, пожалуйста, можем ли этот метод использовать на других этапах урока?
- Совершенно верно!
- А теперь переходим к активным методам работы над темой.
- Итак, тема: «Животные маленькие и большие» (этап «открытия» нового знания) – 3 класс.
Метод «Инфо-карусель»
- На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит
к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.
Задания для групп:
1 группа. Прочитайте текст на с. 86 и рассмотрите рисунок. Почему
этих животных так назвали? Какие свойства живого можно
отметить, наблюдая за простейшими? Чем представлено тело простейших? Какие части клетки вам знакомы по прошлому уроку? Где можно встретить простейших в природе?
Ответ: Тело из одной клетки, питаются готовыми веществами, двигаются, размножаются, чувствуют, дышат. Части клетки: оболочка, ядро. Встречаются везде, где есть вода.
2 группа. Прочитайте текст на с. 87 и рассмотрите рисунок. Как вы думаете, почему лучше быть многоклеточным, чем простейшим? Кишечнополостные. Почему их так странно назвали? Как устроено их тело?
Ответ: Можно лучше защищаться от опасности, распределять работу между разными клетками. Потому что у них есть кишечная полость.
У кишечнополостных - два слоя клеток, органы (щупальца, рот).
3 группа. Прочитайте текст и рассмотрите рисунок на с. 88. Как движутся черви? Почему они могут так передвигаться, что им помогает в этом? Что вы можете сказать о форме тела червей? А она может помочь червям двигаться?
Ответ: Червям помогают передвигаться мышцы. Форма тела у них различная (круглые, плоские, кольчатые).
4 группа. О ком пойдет сейчас речь? Кто на себе свой дом носит?
Давайте познакомимся с ее родственниками. Это моллюски. Прочитайте текст, рассмотрите рисунки на с. 89. Какую роль выполняет раковина у моллюсков? Как они движутся? Как человек их использует?
Ответ: Мягкое тело моллюсков, как правило, покрыто раковиной, которая их защищает. Двигаются они по-разному: ползают (как улитка), реактивным способом (как кальмары и осьминоги). Человек использует их в пищу, получает жемчуг.
Вывод: Животные бывают одноклеточными и многоклеточными. Все они - потребители.
- Мне этот метод очень нравится, я его использую не только на этапе «открытия» нового знания, а так на этапе самостоятельного применения знаний на уроках математики и русского языка.
- На уроках наступают такие моменты, когда учитель видит, что дети не готовы дальше работать, или учитель знает, что предстоит сложная работа. Тогда можно провести релаксационные упражнения.
- И сейчас одно из них я продемонстрирую.
Релаксация
Метод «Земля, воздух, огонь и вода».
По команде педагога участники должны изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Глубокий вдох, а затем выдох.
Земля. Топаем ногами и можно пару раз подпрыгнуть.
Огонь. Активно двигаем руками, ногами, телом, изображая языки пламени.
Вода. Делаем руками мягкие, свободные движения в «воде», как будто плывём. Следим за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
- А мы идем дальше и попадаем на урок обобщения и систематизации знаний.
Тема: «Живые участники круговорота веществ»
Метод «Несуществующее животное»
- Я предлагаю вам на некоторое время стать художниками. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное, назовите его несуществующим именем.
- Это не должен быть персонаж мультфильма или фантастического фильма, это выдуманное только вами животное. (Работа в группах или индивидуально)
Презентация своего рисунка
Как устроено ваше животное?
Где оно живёт?
Что ест?
Если у него враги?
Кто они?
Как животное приспособилось, чтобы выжить в этом мире?
Есть ли у него родители?
- Кто хочет рассказать про своего животного?
- Детям этот метод тоже очень нравится. Мы иногда даже на переменах рисуем и представляем своих животных.
- Переходим к итогу урока.
Тема «Из чего состоит вещество» (итог урока)
Метод «Пантомима»
- Давайте немного поиграем. Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить поведение молекул в том или ином состоянии. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.
1-й ряд - вещество в твердом состоянии. (В твёрдых телах частицы притягиваются друг к другу, и их движение напоминает колебание или движение.)
2-й ряд - вещество в жидком состоянии. (При нагревании вещества колебание молекул усиливается, и они начинают расталкивать друг друга и двигаться. Твёрдое тело превращается в жидкость.)
3-й ряд - вещество в газообразном состоянии. (При дальнейшем нагревании молекулы движутся ещё быстрее, сталкиваются и отскакивают друг от друга, стремясь разлететься как можно дальше. Жидкость превращается в пар).
Рефлексия.
- Давайте вернёмся к нашим сердечкам.
- Встаньте «у кого на сердце сейчас легко». Почему?
- Молодцы! Вы хорошо и плодотворно поработали на уроке.
- Есть такие «у кого тяжело на сердце»?
- Что можно сделать, чтобы на сердце стало легче?
- Правильно, надо поднять себе настроение и сказать: «Всё будет хорошо!».
3. Активные методы перехода к повседневности
Метод «Мои предпочтения»
- Запишите на листочке свой любимый цвет, охарактеризуйте его тремя словами, записав имена прилагательные.
- Находясь в зоопарке, с каким животным вы бы хотели сфотографироваться, опишите его тремя словами.
- Запишите свой любимый город и придумайте для него три характеризующих слова.
После того, как участники выполнили все три задания, педагог сообщает, что:
- три характеристики цвета - это то, как видят вас окружающие;
- три характеристики животного - это то, как вы видите себя сами в общении
с окружающими;
- три характеристики города - это то, какими вы хотели бы видеть себя в работе.
Заключительная часть.
Используя на уроках активные методы обучения, вы развиваете у детей стремление работать плодотворно, приучаете к толерантности, желанию поделиться своими знаниями.
Дети начинают понимать, что не надо бояться учиться. Кто-то обязательно поможет на уроке: или учитель, или одноклассник. Вместе можно преодолеть всё то, что не получается.
Подводя итог нашего занятия, хотелось бы ещё раз сказать:
АМО может быть столько, сколько преподавателей, занимается этой проблемой.
АМО реализуют потребности личности в активности, даже в некоторой профессиональной разрядке.
АМО формируют самое главное - трудовые навыки, умения и вырабатывают привычку активно, творчески, рационально мыслить и действовать.
АМО вырабатывают умение решать проблемы.
АМО - это «ожившая» ситуация со всеми взаимодействиями между людьми, со всеми конфликтами, успехами и поражениями, с адекватной оценкой индивидуальных, профессиональных качеств и умений.
Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.
Отличительными особенностями АМО являются:
целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;
интерактивный характер (от англ. interaction – взаимодействие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (обучаемых и преподавателей) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
Существенный вклад в развитие теории и практики АМО внесли: М. М. Бирштейн, Т. П. Тимофеевский, Р. Ф. Жуков, И. Г. Абрамова, Ю. С. Арутюнов, Б. Н. Герасимов, В. Ф. Комаров, А. Л. Лифшиц, А. П. Панфилова, В. Я. Платов, Ю. М. Порховник, В. И. Рыбальский, А. М. Смолкин, И. М. Сыроежин, А. В. Хуторской и др.
Литература
Интерактивная книга «Копилочка активных методов обучения», Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет»
Методические рекомендации для учителя по окружающему миру, А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина, М. «БАЛАСС», 2010.
Справочник классного руководителя (1-4 классы), М. «ВАКО», 2005.
«Приключения Тома Сойера» М. Твен, М. «ДЕТГИЗ», 1958.
Настольная книга учителя начальных классов, Л.С. Бескоровайная,
О.В. Перекатьева, Ростов-на-Дону «Феникс», 2001.
7