Добрый день, уважаемые коллеги!
Свой мастер-класс на данный момент я называю « Технология Х».(слайд 1)
Чтобы раскрыть тайну и узнать название моего мастер-класса, предлагаю вам отгадать детские загадки.
- Не куст,а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.( книга)
- слайд 2)- по щелчку
-Обратите внимание,что на экране будут появляться только первые буквы отгадок.
2.Крашенное коромысло над рекой повисло.
(радуга)-по щелчку
3. Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает,когда это бывает?(осенью)
4.Серая птаха в лесу живёт, повсюду чудесным певцом слывёт. (соловей)
5.Не солнце, не огонь,а светит. (светлячок)
6.Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка,
Куст в комочках, будто ёж,
Вот и назван ( ежевика)
7. Два кольца, два конца, посредине гвоздик.( ножницы)
8. Днём спит, а ночью летает. ( сова)
Итак, получилось слово КРОССЕНС.
Тема моего мастер-класса «Технология создания кроссенса» (слайд 3)
Мы сейчас отгадывали загадки. А что ещё можно разгадывать? ( ребусы, кроссворды, шарады и т.д.)
Есть у нас в зале учителя англ.языка ? Что обозначает слово кроссворд ? ( пересечение слов) Слово кроссенс будет обозначать с английского – пересечение смыслов.
С данным видом работы я познакомилась недавно, предложила её детям и она стала пользоваться успехом в классе. Появился интерес у ребят,заинтересованность. Работа трудна, но достаточна интересна.
Сейчас я расскажу, что такое кроссенс и как он создаётся. ( слайд 4)
Кроссенс представляет собой стандартное поле из 9 квадратиков, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу. Разгадывая кроссенс, нужно пользоваться нормами русского языка, т.е. читать слева направо и сверху вниз. Картинки будут связаны следующим образом: 1 - 2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-5. Получается цепочка, завёрнутая «улиткой». Серединная картинка может быть связана по смыслу с несколькими. Это один вид чтения кроссенса- по периметру. Другой вид чтения- чтение крестом. Тогда картинки будут связаны таким образом: 2-5, 5-8, 6-5, 5-4. А можно найти узнаваемую для себя картинку и начать устанавливать взаимосвязи понятные вам. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае- это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
( слайд5)Рассмотрим алгоритм составления кроссенса.
Кроссенс может состоять из картинок с прямыми ассоциациями. Например ( слайд 6- картинка ключ, замок, дверь)-- есть ключ, ключ от замка,замок открыват дверь. Это простой вариант чтения кроссенса. Этот вариант предлагается детям, которые только начали работать с данной технологией.
Более высокий уровень-это замена прямых образов и ассоциаций на косвенные, символические. Тогда кроссенс нужно разгадать.
Например: (слайд 7- картинка Геракла и овса)
Что общего между Гераклом и овсом?
( римское имя Геракла –Геркулес.Овсяная каша «Геркулес» )
Обязательно должна быть тема кроссенса.
Скажите коллеги, кто из вас уже использует данный вид работы? ( пригласить на сцену помощником)
Задание у вас будет следующее- определить тему кроссенса и установить взаимосвязи между картинками.
- Пока работают наши коллеги, давайте тоже разгадаем кроссенс.( слайд 8)
Назовите тему кроссенса. ( ответы)
Пример объяснения кроссенса на тему «Развитие человека».
1 – Началом живого является клетка;
2 – как любой живой организм человек тоже состоит из клеток;
3 – развитие человека начинается в водной среде, именно в воде происходит эволюционное становление простых одноклеточных организмов в сложные многоклеточные;
4 – научно обосновал эволюционные идеи английский учёный Ч. Дарвин;
5 – один из трудов Ч. Дарвина – «Происхождение человека»;
6 – но в своем труде Ч.Дарвин указал только биологическое становление человека, не затронув социального и культурного развития, важную роль в котором играет интеллект;
7 – именно через развитие интеллекта, формирование опыта и передачу его другим поколениям происходит всестороннее развитие человека;
8 – развитие человека можно сравнить с цветущим, плодоносящим деревом;
9 – «плоды дерева» - знания человека ведут к экологическому равновесию, к гармонии, отражённых символически на рисунке Леонардо да Винчи Витрувианский человек.
-Кроссенсы могут быть тематическими,т.е посвящены какой-либо теме урока.
-Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность, развивают воображение, идёт формирование всех УУД.
- А теперь послушаем коллег, что у них получилось.
( слайд 9)
-Вопрос: Можно ли применить данный вид работы на ваших уроках? Если да, то на каких этапах урока?
- Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смылом миры- это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель ОБРАЗОВАНИЯ?
Желаю всем здоровья,больших побед на творческом поприще и давайте ПЕРЕСЕКАТЬСЯ чаще!