Мастер- класс «Создание ситуации успеха» в рамках программы "Шаги к успеху"
Мастер- класс «Создание ситуации успеха» в рамках программы "Шаги к успеху"
«Товарищи - только те, кто,
держась за один канат,
общими усилиями взбираются на горную вершину
и в этом обретают свою близость.»
В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за основу?
Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс «Создание ситуации успеха» в рамках программы "Шаги к успеху" »
Мастер- класс «Создание ситуации успеха»
1 слайд
Добрый день! Свой мастер – класс я назвала «Сплочение детского коллектива как одно из слагаемых создания ситуации успеха» и начать его мне хочется со слов:
2 слайд (Умные мысли)
«Товарищи - только те, кто,
держась за один канат,
общими усилиями взбираются на горную вершину
и в этом обретают свою близость.»
В.Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, тогда какой бы ни был огурец, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за основу?
Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
3 слайд
Так что же такое УСПЕХ?
- Успех – это когда ты все время двигаешься вперед: от цели к цели, и тебе это нравится !
-Успех – это не ждать, пока что-то произойдет, а добиваться этого!
- Успех – это когда ты девять раз упал, но десять раз поднялся!
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
4 слайд Успех легко измерить
В.А. Сухомлинский считал, что «ребенок должен быть убежден, что успехам он обязан прежде всего самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя … радость успеха может померкнуть».
«Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим последним достижением».
Каждый из нас старается сплотить детский коллектив, так как без взаимопонимания и взаимовыручки в коллективе невозможно создать ситуацию успеха.
5 слайд Для чего нам нужен успех?
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
Создание ситуаций успеха в детском коллективе оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения.
Успех является источником внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников, найти себе настоящих друзей. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения.
Сегодня на нашем занятии мы проанализируем влияние успеха на различные аспекты деятельности учащихся, попытаемся систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха.
Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность. Мне для помощи необходимо 4 участников.
Для того чтобы легко работалось, берем с собой в дорогу хорошее настроение.
У вас на столах лежат чистые листы бумаги и карандаши. Ваша задача ничего не говорить, а нарисовать рисунок одним карандашом, держась за карандаш вместе. (Демонстрация рисунков)
- Скажите, что мешало вам нарисовать картину. Достигли вы успеха в этом деле? Почему?
- Давайте разберёмся, что делать, чтобы добиться успеха. (Нужно уметь договариваться)
7 слайд
Уважаемые коллеги! Для работы нашей педагогической мастерской прошу Вас ответить на анкету «Незаконченное предложение». (Анкеты)
Закончите предложение.
Начиная урок, я произношу слова: ________________________________________
Ученик не работает на уроке. Я ему говорю: _____________________________
Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю: _____________________________________________________________________________
По моему мнению, на эффективность урока влияет: _______________________________
Спасибо! Действительно, слова педагога могут и должны нацеливать детей на успех!
8 слайд
«Гвозди и цветы» (Кнопки со шляпками и цветы) (Надписи на листе: Я стремлюсь к успеху и я избегаю неудач)
- Я попрошу выйти два человека. Один из вас ученик, который стремится к успеху, а другой - кто избегает неудач. Вы должны слушать фразы и если это говорится о вас то, один вбивает гвоздь, а другой опускает цветок в вазу.
9 слайд
Я вам не мешаю, и вы меня не трогайте.
Мне это по силам, я справлюсь, я уверен в себе.
Я не смогу это сделать, никогда не справлюсь
У меня всё равно не получиться.
Всё зависит от меня, я – источник.
Я пешка от меня ничего не зависит.
Ситуация меняется, если я на неё влияю.
Кто-то определяет ситуацию, но не я.
10 слайд
Нельзя говорить о создании ситуации успеха, не затронув при этом работу с родителями.
Эффективен прием “Ролевая маска”. Представьте, что у нас собрание на тему “Как понять своего ребенка?”.
Для показа приема мне нужно 2 помощника.
– Один из вас примерит на себе маску ребенка.
А другой - маску родителя.
На карточках написаны слова для родителей)
Не ходи во двор, не гуляй с друзьями, стой смирно!
- Что мы делаем с ребенком? Ограничиваем движение.
(лентой связываем ноги помощнику)
-Положи, не трогай, не лезь руками!
- Что мы делаем? Связываем руки.
(лентой связываем руки)
Не слушай музыку, не слушай советы друзей!
- Мы лишаем ребенка информации.
(лентой завязываем уши)
-Закрой рот, молчи, не лезь в разговоры!
- Мы лишаем ребенка возможности высказаться.
(завязываем рот)
- Не смотри эти фильмы, не смотри по сторонам!
- Мы лишаем ребенка ориентации.
(завязываем глаза).
В результате ребенок оказывается весь связанный, не может двигаться, говорить, слушать, ничего не видит!
Вопрос к «Ребенку»
- Как Вы чувствуете себя в таком положении?
В данной ситуации мы применяем прием “Ролевая маска”, для того чтобы родители прочувствовали на себе состояние ребенка, которому все запрещают.
11 слайд
Упражнение «ДЕРЕВО ДРУЖБЫ» (Ватман, листы цветной бумаги, ножницы и клей) на ватмане зарисовка ствола дерева. Обрисуйте на цветной бумаге свою ладонь, затем ладошки вырезаются и прикрепляются на стенд.
Открылась выставка «Дерево дружбы». В результате совместной деятельности дети лучше учатся понимать друг друга. Теперь каждый может подойти к «дереву дружбы» и найти свою ладошку. "Дружественная ладошка". Раздаются листы. Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Передайте листок вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальчиков.
12 слайд
- Какой вывод можно сделать в завершение нашей работы?
Вывод:
- Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
И закончить наше занятие мне хочется словами притчи..
13 слайд
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость: Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо. Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна. Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь, какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои крылья
Нам, Учителям, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать.
Мы с вами применили несколько кирпичиков для создания ситуации успеха, но есть еще один и очень немаловажный - «Позитив». Ребенок должен научиться относиться к жизни позитивно и принимать себя таким, каков он есть!!!