Мастер-класс "Современные технологии урока" в основном представляет технологию критического мышления. Предлагаю детально рассмотреть один из приёмов критического мышления -приём "Кластер", использование которого возможен на каждом уроке. Данный приём может применяться как на стадии вызова, так и на фазе осмысления или в качестве стратегии урока. "Кластер" активизирует мыслительную деятельность ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«мастер-класс "Современные технологии урока"»
МКОУ «Александровская СОШ»
учитель начальных классов
Чернова Светлана Анатольевна
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОКА
технология «критического мышления»
Цели:
- представить наиболее общую современную модель комбинированного урока, включающую три основных этапа: вызов, осмысление, рефлексию - детально рассмотреть новый приём обучения «Кластер» , применение которого возможно на каждом из этапов урока
Большинство уроков, проводимых учителями в школе, по-прежнему комбинированные, то есть традиционные. Если бы мы попытались в обобщённой форме представить такой урок с применением современных технологий, то пришли бы к выводу: почти на всех уроках такого типа используется технология «критического мышления». Новые образовательные стандарты устанавливают свои приоритеты:
способность пользоваться приобретенными умениями
умение получать информацию и моделировать;
сотрудничество и взаимопомощь
Добиться таких результатов непросто. Хочу поделиться своими наработками, а именно, как я использую технологию развития критического мышления на уроках русского языка, окружающего мира.
Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами К.Мередит, Д.Огл, Д.Стил. Ее применение в педагогической деятельности позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти, мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве т.е. дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности.
Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).
Базовая модель организации урока в этой технологии включает три этапа: ВЫЗОВ – ОСМЫСЛЕНИЕ – РЕФЛЕКСИЯ. 1.Вызов – проводится актуализация опорных знаний и представлений об изучаемом – «что знаю». Задача первой фазы урока - активизировать, заинтересовать детей, мотивировать их на дальнейшую работу и «вызвать» уже имеющиеся знании, создать ассоциации по изучаемому вопросу. Результатом этого этапа становится либо формулирование учениками собственных вопросов, на которые им непременно хочется найти ответы, либо, в зависимости от выбранных учителем приемов, предположения учащихся, которые нуждаются в дальнейшей проверке и уточнении.
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме)
Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)
2.На фазе осмысления идет непосредственная работа с информацией. На этой стадии урока даётся ответ на вопрос «Что хочу знать?» Поэтому основной этап урока предполагает чтение информационных и художественных текстов, структурирование информации, ее анализ и оценку. Чтение и слушание становятся осмысленным.
Информационная (получение новой информации по теме)
3.На заключительной фазе урока, названной рефлексия (размышление), информация анализируется, интерпретируется и творчески перерабатывается. Подводятся итоги: что узнал? Что было интересно, а что не понравилось? Выслушиваются мнения и предложения. Анализируются собственные мыслительные операции во время урока.
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, оценка процесса)
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» -ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много: кластер, синквейн, инсерт (чтение с пометками), зигзаг, верные и неверные утверждения, таблица толстых и тонких вопросов, «Шесть шляп мышления», и другие.
Хочу рассказать о приеме «Кластер». Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Это графический прием систематизации материала в виде «грозди».
Последовательность действий по составлению кластера проста и логична: 1. посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым в раскрытии идеи, темы;
2. вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
3. по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. Организуя работу с младшими школьниками, и учитывая возрастные особенности обучающихся, нужно помнить, что учитель на данных уроках выступает в роли координатора работы: направляет усилия учеников в определенное русло, сталкивает различные суждения и создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. Я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2 - 3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры. Над нерассмотренными вопросами можно при желании поработать дома. Поэтому применение «кластера» не ограничивается только урочной деятельностью.
приём - «КЛАСТЕР» помогает развитию умений вырабатывать собственное мнение на основе различных наблюдений, опыта, содействует самообразовательной деятельности учащихся, умению самостоятельно решать проблемы и работать в группе, активизирует учебную деятельность. У детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.
Кластер может применяться как на фазе вызова, так и на фазе осмысления или в качестве стратегии урока. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Системы органов человека» дети уже на фазе вызова могут на основе имеющихся знаний составить кластер. В центре будет «Человек» ( это главное в теме), вокруг – системы органов (пищеварительная, нервная, кровеносная, дыхательная, …), причем, каждая система состоит из своих органов, которые выполняют определенные функции (некоторые из них дети уже могут знать), а что-то предположить. И так «гроздь» разрастается.
Вывод: Обобщая все вышеуказанное, можно сказать, что «Технология развития критического мышления» и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей. Данная технология отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения самообразования.
Кластер активизирует мыслительную деятельность учащихся:
умение ставить вопросы;
умение выделить главное;
умение делать сравнение;
умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Работая над созданием кластера, необходимо помнить несколько правил:
не бояться записывать все, что приходит на ум;
дать волю воображению и интуиции;
продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
постараться построить как можно больше связей.
Прием «Составление кластера»
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
Пример: Окружающий мир. Тема: «Пустыня».
Прием – кластер
мало воды много песка верблюды
Пустыня
нет растений жарко нет зимы
У: - Белым мелом запишем то, что знаете
- По ходу урока, все, что узнали припишем другим мелом
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
Я использовала кластеры на стадии осмысления. Класс был разделён на 5 групп, каждая группа составляла кластер.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома.