kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Рефлексивная деятельность на уроке в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс на тему" Рефлексивная деятельность на уроке в начальной школе"

Цель; повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью учащихся на уроке

Задачи;-познакомить коллег с понятием рефлексия;

-дать представление классификации рефлексии;

-показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.

Структура мастер-класса:

-Актуализация мастер-класса:

-Творческие задания.

-.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Рефлексивная деятельность на уроке в начальной школе" »

Мастер- класс

Рефлексивная деятельность на уроке в начальной школе.

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью обучающихся.

Задачи:

  • познакомить коллег с понятием “рефлексия”;

  • дать представление о классификации рефлексии;

  • показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках.



Структура мастер класса

  • Актуализация мастер- класса.

  • Творческие задания.



Тема моего мастер – класса «Рефлексивная деятельность на уроке в начальной школе», а какова моя цель сегодня? (ответы участников мастер – класса). А какова ваша цель? (ответы участников мастер – класса)

Итак, рефлексия это...

  • В переводе с латинского языка «обращение назад».

  • Словарь иностранных слов определяет рефлексию как самопознание, размышление о своем внутреннем состоянии.

  • Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой).

  • В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Исходя из целей, рефлексию классифицируют следующим образом:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания учебного материала.

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно с целью установления эмоционального контакта с классом в начале урока и в конце занятия для закрепления его благоприятного исхода деятельности. Инструментарием педагога в таких случаях является материал, влияющий на сферу чувств: разноцветные карточки, изображения, отражающие спектр эмоций, карточки с изображением лиц, условных знаков, стихотворения, проза, картины.

Богато разнообразие цветовых методик рефлексии. Например, «Цветик – многоцветик».  Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

В случае рефлексии настроения и эмоционального состояния младшим школьникам, предлагается рефлексивный прием «Солнышко». Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:

  • солнышко;

  • солнышко с тучкой;

  • тучку;

  • тучку с дождиком;

  • тучку с молнией.

Творческим заданием является рефлексивный прием «Смайлики» – коллегам раздаются круги с изображением человека - смайлик. Коллеги поднимают то выражение смайлика, которое свойственно им сейчас.


2. Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности помогает оптимизировать учебный процесс. Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения). То есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Этот вид рефлексии позволяет оценить активность учеников на всех этапах урока, например, на этапе актуализации знаний или в конце урока. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока. Примером будет- «Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты. Методика «Букет» развивает не только рефлексивные умения, но и коммуникативные УУД. На парте у каждого ребёнка три цветочка разных цветов. Учитель объясняет детям: «Голубой цветочек вы дарите самому вежливому в общении (кому хочется сказать сегодня спасибо); зелёный – самому уступчивому, покладистому; фиолетовый – самому скромному, с вашей точки зрения». Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя. «Посмотрим, у кого сегодня получился самый большой букет. Как вы думаете, почему?»





Коллегам предлагается выполнить задание по следующему алгоритму:

1.Найти границы предложения.
2.Подчеркнуть в тексте предложение, отражающее основную мысль.
3. Придумать название.

Творческим заданием для педагогов используем рефлексивный прием «Светофор», коллеги поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие.


3. Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия в конце урока должна присутствовать всегда. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. В этом случае используются самые разные приёмы, основанные на слиянии имеющихся знаний с новыми , на анализе субъективного опыта. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. В этом случае используются самые разные приёмы.


Для обучающихся:

- подведение итогов ( Что узнали? Как работали? );

- обобщение результатов;

- выяснение впечатлений;

- отметить успехи, достижения;

- обрисовать перспективы движения.

Для педагога:

-оценка собственной работы;

-выводы и необходимость корректировки программы, методов,

приёмов.


Для коллег предлагается прием незаконченного предложения, тезиса. Методика «Рефлексивный экран». Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами педагогов. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Ведущий мастер- класса также проводит рефлексию своей деятельности.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …



Результатом мастер- класса является рассмотрение конкретных вариантов проведения рефлексии на уроках, деление опытом.

Источники


-Маралов В.Г. Опыт самопознания. – М., 1987. Мириманова М.С. Рефлексия как системный механизм развития.


- Рогов Е. И. Общая психология. – М. , 2000.


- http//nsportal.ru/sites/default.files2013


-www.nashol.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс "Рефлексивная деятельность на уроке в начальной школе"

Автор: Кондратьева Светлана Михайловна

Дата: 06.03.2015

Номер свидетельства: 182939


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства