kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс по теме «Уроки здоровья в задачах, упражнениях, текстах»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Обмен опытом учителей по проведению уроков здоровья по математике, русскому языку, литературному чтению в рамках ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме «Уроки здоровья в задачах, упражнениях, текстах»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРОХОРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

ПРОХОРОВСКОГ РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ














Педагогическая мастерская

«Уроки здоровья в задачах, упражнениях, текстах»

в рамках межрайонного семинара по здоровьесберегающим технологиям







Подготовила и провела: учитель начальных классов

МБОУ «Прохоровская гимназия»

Халюта Н. В.










п. Прхоровка



Тема: «Уроки здоровья в задачах, упражнениях, текстах»»

Цель: Обмен опытом учителей по проведению уроков здоровья по математике, русскому языку, литературному чтению в рамках ФГОС.

Задачи:

  • Обсудить с учителями проблемы ухудшения здоровья школьников;

  • познакомить с методикой проведения уроков здоровья;

  • поделиться личным и школьным опытом работы по сохранению и здоровья обучающихся и узнать об аналогичном опыте в других школах.

Оборудование: электронная презентация, листы формата А 4, карточки, ручки, листы ватмана, маркеры.


Методы работы с аудиторией: беседа, мозговой штурм, работа в группах, практикум.


Ход мастер - класса:


Этапы

Действия учителя

Действия слушателей

1. Индукция – создание эмоционального настроя,

включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.

-Здравствуйте! Сегодня педмастерскую проведу я, учитель начальных классов МБОУ «Прохоровская гимназия» Халюта Наталья Викторовна. И начнем мы с вами с высказываний великих людей.

«Здоровье не все, но все без здоровья – ничто».

Сократ

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,  сделайте его крепким

                                                              и здоровым».

                                                                                       Ж.-Ж. Руссо



-О чём эти высказывания?

-Как вы их понимаете?

-Актуальны ли они на сегодняшний день?



- Одной из проблем современной школы является проблема сохранения здоровья учащихся. Особенно остро встал этот вопрос при внедрении в процесс обучения проекта «Наша новая школа» и ФГОС.

Суть и смысл этого проекта – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны.

Упражнение «Воздушный шар» (о ценности здоровья для человека).

- Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?

- Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое - дорогу к здоровью.                                                                           


















Высказывают свои точки зрения.

Определяют главные ценности человека.







Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Они записывает их на доске. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место – здоровье, 2 место- семья и т.д.

2. Самоконструкция – индивидуальное создание решения

-Что же должен делать учитель для сохранения , развития и укрепления здоровья своих учеников.(Самостоятельная работа на карточках, мозговой штурм)




- Очень важным моментом считаю сохранение здоровья детей в учебном процессе. Поэтому я хотела бы поделится опытом своей работы по этой проблеме. Я считаю немало важным проведение уроков здоровья по математике, русскому языку, литературному чтению.


Составляют перечень мероприятий по укреплению , сохранению и развитию здоровья.

3. Социоконструкция – работа по построению нужных элементов.


- Обсудите в парах, что значит, урок здоровья и как его можно провести?

- Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, необходимо на уроках математики решать задачи, на уроках русского языка и литературного чтения выполнять упражнения и работать с текстами, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”,“безопасное поведение на дорогах», а таких задач и текстов в учебниках немного.

Используя возможности уроков математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира в организации процесса обучения с применением здоровьесберегающих технологий педагог должен ориентировать детей на то, что изучая себя, особенности своего организма, они психологически готовятся к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

- На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с правилами культуры чтения и письма, формируются и закрепляются гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.) В ходе уроков используются стихи, пословицы, рассказы валеологической направленности.

Разбор слова по составу.

Пясть- пястные кости- запястье.

Перст – персты – перстень -перстенёк.

Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.

Пальцы – пяльцы – пялить глаза.

Ухо – подушка – заушница – заушная область.

Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони. Кости пясти называются пястными. Запястье – часть кисти, соединяющая её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».

Перст – старинное название пальца руки. «Перст» - корень слов второго ряда. « Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он» ( А.С. Пушкин )

Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.

Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово

«заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.)

Стихам для детей о здоровье и здоровом образе жизни.
О здоровье

Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.


- На уроках математики я использую задачи, направленные на формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, правильного питания, безопасной жизни, физического воспитания. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, необходимо на уроках математики решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”,“безопасное поведение на дорогах», а таких задач в учебниках немного.


  1. На пляже загорало 8 детей, а взрослых в 7 раз больше. Сколько взрослых загорало на пляже? Можно ли сказать, что дети и взрослые загорают, если это было в 13.00? (нет, с 11.00 – 15.00 – нельзя загорать)

  2. Взрослый человек спит третью часть суток. В неделе семь суток. Сколько часов в неделю спит взрослый человек?



- На уроках окружающего мира даётся наиболее систематизированное представление о валеологических знаниях, дети знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья».


Практические задания:
–  измерить температуру воздуха с помощью термометра в классной комнате и соотнести её с нормами;
–  правильно организовать свой режим дня;
–  выполнять необходимые правила личной гигиены;
–  оберегать себя от простудных заболеваний;
закаляться.
- Я хочу поделиться с вами подборками дидактического материала, состоящий из материалов интернета, собственных заданий и заданий придуманных и сочинённых самими учащимися, для использования их на уроках здоровья. Материал включает в себя задания по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.

- Обсуждают задание в парах.

Высказывают свои точки зрения.

Выполняют задание.


4. Социализация – выступление в группе.


-Объединитесь в группы по три- четыре человека и выполните следующее задание:

- подготовить задание, упражнение или текст для урока здоровья по выбранному предмету (по сенсорным крестам).



- Объединяются в группы, работают с ранее полученной информацией, используют источники дополнительной информации .

5. Афиширование – предъявление коллективных работ, ознакомление с ними.

- Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов.
- Дает необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

- Представляют результаты работы групп.
- Задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий


6. Разрыв - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому


Прочитайте задание.

-Как и на каком уроке его можно использовать?

-Чему оно учит ребёнка?









Высказывают свои точки зрения.

Осознают возникшие противоречия, делают вывод, что необходимо не только знать, что здоровье- это самое дорогое на свете, но и прививать учащимся азы здорового образа жизни.

Выполняют задание.


7. Рефлексия – самооценка полученных результатов.

- Педмастерская подошла к концу. Вы вернетесь в свои школы…. Что бы вам хотелось попробовать в своей практике из увиденного сегодня.


- Продолжите фразы:

- Я узнал…

- Я сумел…

- Я удивился…

- Мне бы хотелось…


- Что вы узнали нового для себя? (Каждый учитель высказывает свое мнение по кругу).

- Я уверена, что каждый учитель на своем уроке может реально много сделать для изменения проблемы здоровья школьников. Главное, понимать значимость проблемы, последовательно следовать выбранному направлению, уметь применять на практике здоровьесберегающие технологии.


-Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.


Соотносят цель и результаты действия. Анализируют и оценивают свою работу, используя начало предложений.

Я узнал…

Я сумел…

Я удивился…

Мне хотелось бы…



Список литературы:


1. Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Москва.2005.

2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.- М.: АПК и ПРО,2002.

3. Хабирова Ф.Г. и др. Система обучения здоровью в образовательных учреждениях.«Школа». Казань.2005.















Приложение 1


Уроки здоровья в задачах на математике

Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, необходимо на уроках математики решать задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “знание своего тела”, “гигиена тела”, “правильное питание”, “здоровый образ жизни”,“безопасное поведение на дорогах», а таких задач в учебниках немного.


  1. На пляже загорало 8 детей, а взрослых в 7 раз больше.Сколько взрослых загорало на пляже? Можно ли сказать, что дети и взрослые загорают, если это было в 13.00? (нет, с 11.00 – 15.00 – нельзя загорать)

  2. Взрослый человек спит третью часть суток. В неделе семь суток. Сколько часов в неделю спит взрослый человек?

  3.  Ребёнок должен спать на один час меньше, чем вторая часть суток. Сколько часов в неделю должен спать ребёнок?

  4. Мальчик лёг спать в 10 часов вечера и проснулся в 8 часов утра. Сколько часов спал мальчик? Ведёт ли мальчик здоровый образ жизни? (да, дети должны спать 10- 11 часов, а взрослые – 6 часов)

  5.  Сердце здорового человека делает 75 ударов в минуту. Сколько ударов делает сердце за 11 минут?

  6. Вес сердца взрослого человека 300граммов, а ребёнка до года 30 граммов.Во сколько раз больше весит сердце взрослого человека?(Сердце приводит в движение кровь. Сердце имеет толстые мышечные стенки. Его можно сравнить с насосом. Оно с силой выталкивает кровь в кровеносные сосуды. Сердце работает непрерывно всю жизнь человека)

  7. Длина пищеварительного тракта человека 10метров. Сколько это сантиметров? Сколько это дециметров?        

  8. Длина новорождённого детёныша дельфина 150 см, а новорождённого ребёнка на 1 м меньше.Во сколько раз меньше новорождённый ребёнок, чем дельфинёнок?

  9. Собака улавливает шорох травы под ногами идущего человека за 50 метров, а сам человек на 45 метров ближе.Во сколько раз лучше слышит шорох травы собака?(Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там, таким образом мы слышим и понимаем слова. Какие правила ухода за органами слуха вы знаете? Содержать уши в чистоте. Нельзя ковырять острыми предметами, можно повредить барабанную перепонку и потерять слух. Очень вреден шум.)

  10. Сокол видит стрекозу с расстояния 800метров, а человек на 700 метров ближе.Во сколько раз дальше видит сокол, чем человек?(Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет и расположение предметов.Правила гигиены по уходу за зрением: Читать, писать при хорошем освещении. Свет должен падать слева. Расстояние до книги при чтении должно быть 30 – 35 см, поэтому нельзя читать лёжа. Расстояние до телевизора 2 – 3м, смотреть не больше 1,5 часа в день. Не тереть глаза руками, чтобы не занести микробов.Глазам нужен отдых. Не стеснятся носить очки.)

  1. В упаковке 100 таблеток поливитаминов. Они содержат 8 г витамина С. Сколько нужно таблеток поливитаминов, чтобы принять 72 г витамина С?(Витамин С активизирует иммунную систему, способствуя повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.)

  2. В упаковке 200 драже аскорбиновой кислоты.  20 драже содержит 1 г витамина С. Сколько граммов витамина С в упаковке? (При недостатке витамина С развивается повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов, склонность к паталогическим переломам костей, гнойничковым заболеваниям)

  3. Каждый день ребята в школе выпивают по 200 г молока на завтрак. Сколько граммов выпивает наш класс? ( в нашем классе 12 человек) Сколько это литров?( Чтобы обеспечить организм человека дневной нормой кальция, нужно выпить молока 3 литра)

  4. Дежурные сначала разнесли 4 подноса с 13 стаканами кефира на каждом подносе, потом ещё 29 стаканов сока. Сколько всего стаканов разнесли дежурные? Какие ещё напитки вы пьёте?

  5. В июле ребята заготавливают для школьной столовой 5 кг липы. Сколько стаканов чая можно будет заварить, если на один стакан идёт 2 г цветов? На сколько дней хватит липы, если в школе питаются 70 человек?

  6. Соль играет важную роль в жизнедеятельности организма. в теле человека, весящего 70кг, содержится 150г соли. Сколько соли содержится у человека весом 35 кг?

  7. Для нормального питания одному человеку требуется не менее 7 кг соли в год? Сколько соли нужно семье из 5 человек?

  8. Пища школьника, занимающегося спортом, должна содержать достаточное количество белка, который необходим для развития мускулатуры. При интенсивных тренировках количество белка можно довести до 120г в сутки. Какое количество белка нужно школьнику в неделю, в месяц?

  9.  Кофе и чёрный чай содержат кофеин. В одной чашке кофе его около 100 – 150мг, в чае примерно третья часть этого количества.Сколько мг кофеина содержится в чае?  (Кофеин – сильный стимулятор, способствует расширению кровеносных сосудов. Поэтому от использования кофе детям лучше отказаться. Чай же дети могут пить не очень крепким)

  10. Фруктовые соки изготавливают полностью из переработанных фруктов.Фруктовый нектар содержит в себе четвёртую часть чистого фруктового сока, остальное занимает вода, сахар, ароматизаторы. Напиток включает в себя только десятую часть чистого сока. На сколько больше сока в 200г стакане фруктового нектара, чем в таком же стакане напитка? Вода – важнейшая составная часть человеческого организма.Она составляет седьмую часть массы тела человека. Найдите сколько в вашем организме воды? (Вода обеспечивает протекание важнейших процессов жизнедеятельности. Без воды человек может прожить не больше 2-3 дней.)

  11. Младшему школьнику в сутки нужно потреблять примерно 2 литра жидкости. Во время физических нагрузок потребность организма в жидкости повышается в 2 раза. Сколько жидкости должен употреблять в сутки школьник занимающийся спортом?(Источником жидкости являются не только напитки, но и другие блюда. Дети, которые занимаются спортом нуждаются в дополнительном количестве жидкости, поскольку во время тренировки значительная часть воды выводится с потом, расходуется в процессе терморегуляции.)  

  12. Суточная потребность организма ребёнка в кальции составляет 1100мг.Сколько кальция нужно ребёнку в неделю, в месяц? (Кальций участвует в образовании костей и зубов, необходим для нормальной деятельности нервной, эндокринной и мышечной систем.Наиболее богаты кальцием молочные продукты)

  13. Суточная потребность организма ребёнка в фосфоре составляет 1650мг.Сколько фосфора нужно ребёнку в неделю, в месяц?( Фосфор необходим для развития костной системы, участвует в обмене белков, жиров, углеводов.Наиболее богаты фосфором яичный желток, мясо, рыба, сыр, гречневая крупа.)

  14. Для изготовления 1 кг сыра требуется 10 литров молока. Сколько нужно молока для изготовления 5 кг сыра? 10кг?( 90г сыра обеспечивает организм человека дневной нормой кальция, а молока для этого нужно 3 литра)

  15. Вечерний приём пищи должен состоятся не позднее 2 часов 30 мин до сна. Во сколько нужно поужинать школьнику, если он,соблюдая режим дня,  должен утром встать в 7 часов в школу и при этом ночной сон должен длиться 10 часов?(Если ребёнок ужинает позже, нарушается ночной сон, а организм не отдыхает)

  16. Из 16 кг свежих фруктов получается 3 кг сушёных. Сколько килограммов сушёных фруктов получится из 80 корзин свежих, если в корзине 8 кг фруктов?(Сушёные фрукты – изюм, чернослив, курага, урюк, яблоки, груши, финики, инжир содержат большое количество минеральных веществ, которые необходимы для нормального роста и развития костей, мышц,, деятельности нервной системы.)

  17. Чеснок – очень полезное растение. Учёные говорят, что если пожевать дольку чеснока 3 минуты, то во рту не останется микробов. Сколько секунд составляет это время? Какую долю от одного часа составляет это время? (Загадка: Что это за голова, где лишь зубы да борода? Чеснок  содержит фитонциды, обладающие выраженным противомикробным действием. Особенно важно есть его в периоды сезонных заболеваний)

  1. Пятая часть беговой дорожки стадиона составляет 80 м. Найди длину беговой дорожки?

  2. Одно большое дерево выделяет в сутки  столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом нашу школу, в 70 человек? Как вы думаете, отражается ли это на здоровье человека?

  3. Скорость велосипедиста 15 км/ч, а скорость пешехода – 5 км/ч. Какую часть составляет скорость пешехода от скорости велосипедиста?

  4. Спортсмен, рост которого 1 м 85 см, прыгая с шестом, преодолел планку на высоте, которая в 3 раза превышает его рост. На какой высоте стояла планка? На сколько сантиметров высота планки больше роста спортсмена?

  5. Один спортсмен пробежал расстояние 800м за 1 мин 41с, а другой за 104 с. Чей результат лучше?

  6. Спортсмен прыгнул в длину на 7 м 16 см. Это в 4 раза больше, чем его рост. Найди рост спортсмена?

  7. В воскресенье в лыжный поход пошли 28 мальчиков, а девочек в 4 раза меньше. Сколько девочек пошло в поход? Дима отказался от похода и остался дома играть на компьютере. Дайте совет Диме. (В выходные дни нужно вести активный образ жизни)

  8. Для спортивной школы купили 14 мячей, гантелей на 34 штуки больше, чем мячей, а гимнастических матов в 6 раз меньше, чем гантелей. Сколько гимнастических матов купили?

  9. В спортивном зале занимались 48 человек. Когда несколько человек вышли из зала, то осталось 29 человек. Сколько человек вышли из зала?

  10. Играть в теннис учатся 35 девочек, а мальчиков в 2 раза больше, чем девочек. Сколько мальчиков учатся играть в теннис?( В теннис играли ещё древние греки и римляне. Падающий, ударяя по мячу, кричал:»Тенне!», что по – французски означает «держите».Это слово закрепилось в качестве названия игры.)

  11. В кружке «Школа здоровья»занимались 8 мальчиков, а девочек в 4 раза меньше. Сколько детей занимались в этом кружке?

  12. В течение четырёх дней врач принимал каждый день по 11 больных, а на пятый день он принял 19 больных. Сколько больных принял за 5 дней? Часто ли вы болеете? Как часто вы обращаетесь в больницу?

  13. В соревнованиях по бегу принял участие 81 ученик, а в шахматном турнире в 3 раза меньше. В математической олимпиаде приняли участие на 15 учеников больше, чем в шахматном турнире, а в лыжных гонках в 3 раза больше, чем в математической олимпиаде. Сколько учеников приняли участие в лыжных гонках.7

  14. Бегун пробежал 1000м за 4 мин. Сколько метров при такой же скорости он пробежит за 9 мин?

  15. В школе 33 класса, в каждом классе по 30 учеников. 68 учеников сейчас больны и не ходят на занятия. Сколько учеников присутствует на занятиях в школе? Что должны делать ребята, чтобы не заболеть?

  16. Четыре баскетбольных мяча весят столько же, сколько6 футбольных мячей. Футбольный мяч весит 400граммов. Сколько весит баскетбольный мяч?(Современный баскетбол появился в 1891 году в американском городе Спрингфилд. Преподаватель физкультуры предложил студентам игру, в которой нужно было забрасывать мяч в корзину. Назвали её «корзинный мяч»(перевод с английского). В 1936году баскетбол вошёл в программу Олимпийских игр.Футбол в переводе с английского: «фут» обозначает «нога», а «бол» - «мяч»В Англии в честь победы над врагами пинали отрубленную голову одного из побеждённых. Затем появился сшитый из кожи и наполненный воздухом мяч.)

  17. Первые Олимпийские игры прошли в Древней Греции более 1000 лет назад.Жители Древней Греции устраивали игры 1 раз в 4 года.Сколько месяцев проходило между двумя Олимпийскими играми?

  18. Площадка для игры в бадминтон представляет собой прямоугольник длиной 13 м 40 см и шириной 5 м 20 см при игре двух игроков, а шириной 6 м 10 см при игре пара на пару. На сколько меньше периметр площадки для двух игроков?

  19. Ринг – квадратная площадка для боя, имеет сторону  примерно 5-6метров. На сколько больше площадь ринга со стороной 6метров, чем площадь ринга со стороной 5 метров?( Возрождение бокса, как самостоятельного спорта, произошло в Англии. Там же возникло и само название «бокс» (boxing). Первый официально задокументированный поединок по боксу состоялся 6 января 1681 года между мясником и лакеем герцога Альбемарльского. Именно с этой даты ведется отсчет истории современного бокса.)

  20. Фрагмент урока

Задача 1. При рождении скелет ребёнка имеет 350 костей, у взрослого человека – 260 костей.

Вопрос 1 : На сколько костей в скелете взрослого человека меньше, чем у новорождённого?

Ответ: с ростом человека количество костей в его скелете уменьшается на 90. 350 – 260 = 90.

- Куда деваются эти кости?

- Они срастаются.

Вопрос 2. На сколько костей у новорождённого больше, чем у взрослого.

Ответ: 350 – 260 = 90. При рождении у человека у человека на 90 костей больше, чем у взрослого.

Вопрос 3. Сколько костей у здорового человека срастаются в течение жизни?

Ответ: 350 – 260 = 90. В течение жизни у здорового человека 90 костей срастаются.

Задача 2. Картофель, сваренный в кожуре, сохраняет 75% витаминов. Картофель, очищенный и сваренный целыми клубнями – 60 %, а порезанный кусками – 35%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, по сравнению с картофелем, очищенным и порезанным кусками?

Ответ: в 2 раза.

- Картофель « в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витамина С и калия. Они укрепляют сердце, делают человека энергичным, защищают от инфекций.

Приложение 2


Уроки здоровья по русскому языку

Использование материалов по культуре здоровья в учебном процессе способствует развитию интереса к предмету , расширяют кругозор, формирует навыки речевой культуры, активизирует познавательную активность обучающихся. Актуальность этой темы заинтересовала меня и я стала разрабатывать дидактический материал, который можно использовать на любом этапе урока, при изучении любой темы, совершенствовать грамматико–орфографические, пунктуационные и морфологические умения и навыки, а также использовать для контроля над усвоением программного материала.  В своей работе использую словосочетания, предложения, тексты и слова, семантика и этимология которых отражают  понимание и ощущение жизнедеятельности обучающихся на основе принятия ими культурных норм здоровья.  Материал удобен для лингвистического анализа, полезен для записи различного рода примеров, в тоже время заставляет задуматься над многими вопросами жизни. При отборе материала необходимо обращать внимание на эмоциональное звучание текста. Для современного обучающегося особенно важны тексты, вызывающие светлые и добрые чувства, дающие ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие формировать оптимистическое мироощущение. Учебные упражнения должны не только работать на изучаемое правило, но и затрагивать душу обучающегося и  увлечь его. В ходе работы появились упражнения по темам.

 

Карточки с пословицами

1. При несчаст…е бранятся, при беде мирятся.

    Гроза б…ет по высокому дереву.

    Друз…я познаются в беде.

    Поет солов…ем, а рыщет волком.

    Научись ценить здоров…е раньше, чем заболеешь.

    Не велика сем…я, а все едоки.

    Не проймешь коп…ем, проймешь языком.

2. Говорит, словно речка л…ется.

    Не уб…ешь словом, да опозоришь.

    Голос солов…иный, да рыло свиное.

    Здоров…е за деньги не купишь.

    Не мешай дело с бездел…ем, проводи время с весел…ем.

    И улыбка наб…ет оскомину.

    Встречай не с лест…ю, а с чест…ю.

3. Муху б…ют за назойливость.

    Не мыть…м – так катан…ем.

    У молодых -  дерзан…е, у стариков опыт.

     Есть терпен…е – будет и умен…е.

    Береги плат…е снову, а здоров…е смолоду.

    Сердце сокол…е, а смелость ворон…я.

    Где песня л…ется, там легче живется.

     Словарная  работа

                                                                          крекер    

    Линия крейкера «Будь здоров» привлекает внимание людей, ведущих здоровый образ жизни.

                                                                         фабрика

    Фабрика «Белогорье» привезла на выставку свои крекеры с порошками моркови и тыквы.

                                                                          сахар

    Очень впечатлил на выставке лимонад, на основе сиропов из сахара с натуральными красителями на минеральной воде «Ясный колодец».

                                                                          конфета

     Старооскольская фабрика налаживает выпуск вафель и конфет с плодоовощными добавками.

                                                                        витамин

          Витамины и минералы ржаного хлеба привлекли внимание Америки и Европы.

                                                                          ягоды

                                       Ягоды черники полезны для мозга и здоровья глаз.

                                                                           всегда                                                                               Природа подарила нам ценные растения, чтобы мы всегда были сыты и здоровы.

                                                                          шоколад

     Шоколадный аромат благотворно действует на состояние человека: снимает раздражение и  возвращает душевное равновесие.

                                                                           чувство

                 Кусочек хлеба отлично насыщает и приглушает надолго чувство голода.

                                                                           завтрак      

                 Завтрак школьника должен быть не только быстрым, но и полезным.

                                                                            десерт

       Смесь мёда, грецких орехов, изюма и кураги отличный десерт, богатый магнием.

                                                                            обед

                                                 Школьнику необходим горячий обед.

                                                                           лучше

                          Салат из моркови лучше и полезнее с оливковым маслом.

                                                                         внимание

      Быстрая утомляемость, вялость, снижение внимания говорят о недостатке фосфора.

                                                                          интерес

     Рост интереса к правильному питанию и полезной пищи оправдан в современном мире.

            Словарный диктант на тему: «Полезный и бодрящий напиток кефир»

1.Необходим для хорошей работы нервной системы, зубов и костей.  

2.Предупреждает расстройства сна и трудности в обучении.

3. Повышают концентрацию внимания, снижают нарушения зрения, предупреждают инфекции, залог бодрости и настроения.

4. Возбуждает аппетит.

5. Нормализует работу щитовидной железы.

6. Очищают организм от ядовитых веществ.

7. Улучшают усвояемость минеральных веществ.

8. Отвечают за здоровую микрофлору кишечника.

Словарь: кальций, железо, витамины, углекислота, йод, полисахариды, белки, бактерии

                         Орфографическая разведка    (проводится на слух или на глаз)

   Дети считают количество ошибкоопасных мест в словосочетании,  определяют в какой части слова есть орфограмма, вспоминают правила орфографии, записывают со следами размышлений.

                     кусочек  чёрного хлебушка                 в кисломолочном напитке

                          в здоровом организме                          в стаканчике молочка

                  оздоровиться гелем биовиталем              с творожными лепёшками

                           черничного варенья                              бесхлебное питание    

                             из морской рыбки                         переутомление с перегрузкой

                          для крепкого здоровья                          лучше снабжаются

                          в  здоровом организме                    возвращает много бодрости

                         местные производители                   на фабрике «Белогорье»

                       без искусственных красителей                 крепкое сердце

                           постная продукция                           на  натуральной палитре

                          с низкой долей жира                        кефир с затяжным печеньем

                       с  плодоовощными добавками           какао с творожной запеканкой

                       омлет с салатом из помидоров               с гречневой кашей

                      Работа с предложением.  Упражнение «Зоркий глаз»  

    Покупатели непременно должны оценить полезную новинку Томаровского молочного завода биойогурт  «Бифилайт».

    Известно, что бесхлебное питание может привести к цинге и к серьёзному ослаблению человеческого организма.

    Шоколад полезен во время переутомления после подготовки домашнего задания и высокой активности на уроках.

      Рыба- это легкоусвояемый продукт и переваривается в организме значительно быстрее мяса.

       У людей, которые питаются рыбой, жизнь  долгая и щедрая на здоровье.

       На завтрак Илья с удовольствием съел овсяную кашу бананом, а Ульяна макароны с сыром.

       Мучные изделия полезно есть с творогом, мясом или рыбой.

       Запечённая рыбка  с запеканкой из баклажанов порадовала школьников  в обед.

       Черничный морс  на минеральной воде пришёлся по вкусу моим друзьям.

    Обед зарядил ребят энергией и бодростью, потому что был приготовлен из полезных продуктов.

        Испробовав сладкую воду «Дюшес», почувствуешь вкус счастливого детства.

        Мука грубого помола заставляет наше пищеварение активно работать.

        Вот до сытости доберёмся, начнём есть правильно.

        Сегодня весь передовой мир вспомнил о здоровом питании.

        Сторонники здорового питания оценили пахту за малое содержание в ней жира.

    Вафельные конфеты с нежной кремовой начинкой, посыпанная хрустящими шариками и покрытая шоколадной глазурью.

Задания, которые можно предлагать к таким предложениям:

  1. Определить падежи имён существительных в единственном числе, женского рода;

  2. найти слова на  тему «Три правила корня», проверь их;

  3. подбери синонимы, антонимы, устойчивые выражения к ловам в предложении;

  4. найди слова с приставками, подбери по 3 слова с этой же приставкой;

  5. найди все существительные, запиши их по склонениям;

  6. выбери сложные существительные, докажи правильность выбора соединительной гласной;

  7. запиши слова с «ь» и «ъ» знаками звуковой записью;

  8. составь своё предложение, дополняя данное.

                                 

                Контрольное списывание на тему: «Правописание окончаний имён  

                                                                                                   прилагательных»        

         Витамины и минералы ржан…  хлеба привлекли внимание Америки и Европы.  Этот хлеб полезен для сердца и сосудов, суставов и пищеварительн… отдела.

         Блокадн…  Ленинграду помогали выжить крохотн…  кусочки ржан…  хлеба. До революции, если  в барск..  усадьбе кто-либо заболевал, сразу посылали за краюхой ржан… хлеба к крестьянам.      

          А самое вкусн..  лакомство для детей легко и просто делали бабушки. Это ржаная горбушка, посыпанная крупн..  солью.

          Самое главн.. , что даёт человеку ржаной  хлеб, -  энергетика и бодрость. Кусочек хлеба отлично насыщает и приглушает чувство голода.

           

  1. Прочитай текст. Подумай какой он: описание, повествование или рассуждение?

  2. Придумай заголовок.

  3. Спиши текст, правильно записывая окончания.

  4. Определи падеж и род имён прилагательных.

  5. Выпиши слова, в которых звуков больше.

  6. Подбери синонимы к слову лакомство, антонимы к слову бодрость.

 

                                                Тема: «Правописание приставок»

  1. Прочитай.  Что интересного узнал из текста? Подумай, почему детям полезно есть творог?  Что можно приготовить из творога? Какое твоё любимое блюдо из творога?

  2. Спиши текст, используя памятку списывания.

  3. Найди слова с приставками, выдели их. Напишите новые слова с такими же приставками.

  4. Составь и напиши предложение о важности употребления творога.

     Слово «творог»  славянское. Переводится как деревенский сыр. В нашей стране до восемнадцатого века творог называли просто сыром. Молоко скисало само, благодаря бактериям в воздухе. Потом его немного подогревали в печи и оно распадалось на белые сгустки творога. В России изобрели рецепт сухого сыра. Готовый творог высушивали в печи, прессовали, плотно укладывали в глиняные горшки и заливали сверху топлёным маслом. В погребе такой сыр мог храниться месяцами.  В России подсоленный нежирный творог называют «домашним сыром».

                      Тема: «Текст. Работа с предложением»

1.Подумай, сколько в тексте предложений. Запиши текст, соблюдая знаки препинания. Выдели грамматическую основу в каждом предложении.

2.Напиши, когда ты любишь пить кефир и с чем? Узнай о его пользе и расскажи друзьям.

   Родиной кефирного гриба является подножие Эльбруса  отсюда он начал распространяться по миру в тысяча восемьсот шестьдесят седьмом году сам кефир продавался а его грибки и технологию производства горцы держали в тайне был страх, что кефир выродится.

                                Диктант «Проверка правописных умений и навыков»

                                                        Кефир  в России

      Производство кефира в России началось в двадцатом веке. Обществом врачей Ирина Сахарова была направлена в Карачай в 1906 году. Ей поручили выведать у карачаевцев секрет изготовления кефира. Никто не хотел выдавать секрет напитка на чужбину.

      Однажды в пути её догнали пятеро всадников и насильно увезли*. Князь Бекмурза влюбился в русскую девушку и по его поручению Ирину украли. Дело дошло до суда. Девушка простила обвиняемого и в возмещение ущерба попросила выдать её рецепт изготовления кефира. С 1908 года в Москве широко начал продаваться бодрящий и полезный напиток.

                                                Орфографические задания

  1. Выпиши 3 слова с безударной гласной в корне, подбери к ним проверочные слова.

  2. Подбери однокоренные слова к слову напиток.

  3. Подбери синонимы к слову полезный.

  4. Разбери выделенное предложение по членам и частям речи.

                            Тема: «Правописание окончаний глаголов»

    Шоколад улучшает память, благотворно влияет на работу мозга. Он полезен при переутомлении во время подготовки домашнего задания и высокой активности на уроках. Эффект шоколада связан с расширением сосудов головного мозга. Важные участки мозга получают больше крови и лучше снабжаются кислородом. Запах шоколада считается полезным. Шоколадный аромат благотворно действует на психику: снимает раздражение и возвращает душевное спокойствие.

  1. Прочитай внимательно текст.

  2. Выпиши глаголы.

  3. Запиши их в неопределённой форме.

  4. Определи их спряжение.

  5. Подумай и расскажи, всегда ли шоколад бывает полезным? Почему?     

            Творческое задание для обучающихся  «Меню отличника»

Девиз: « Настроение, самочувствие и успеваемость школьника зависит от того, что он ест».

Анастасия

   Сегодня на завтрак я ела яичницу, салат из моркови с помидорами, а потом пила какао с сырниками.  На обед бабушка приготовила для нас рыбный супчик, куриные котлетки с гречневой кашей и удивительного вкуса компот из клюквы. Мой полдник состоял из кефира с творожными лепёшками. Вечером всей семьёй отведали овощную запеканку с запеченной рыбой, а потом пили зелёный чай с зефиром и халвой.

           

          Денис

    Мой завтрак был полезный и вкусный. Сначала съел овсяную кашку с ягодами, а потом были блинчики с вареньем и зелёным чаем. На обед меня ждёт овощной суп с фрикадельками, вкусный рис с нежным куриным мясом. Обязательно будет салат из капусты с огурчиком. Потом выпью с удовольствием компот из сухофруктов. На полдник люблю есть творожок с мёдом и пить яблочный сок. Во время ужина съем омлет, с тушённой рыбкой, выпью кисель из свежих ягод брусники с печеньем.  Если захочу есть перед сном, то выпью кефира.

    Выполняя такого рода задания, у обучающихся можно сформировать навыки культуры здоровья и развить орфографическую зоркость, активизировать словарь и познавательные способности. Здоровье - первая и основная потребность человека, обеспечивающая гармоничное развитие личности и возможность её  самореализации.

  Тексты

 

Шоколад

9. Вы уже знаете некоторые вехи триумфального шествия шоколада по Европе. 10. Первыми познакомились с шоколадом испанцы, которые привезли из Мексики рецепт приготовления шоколадного напитка. 11. Вскоре шоколад узнали во Франции, а затем и во всей Европе.

12. Российские кондитеры научились делать это лакомство не хуже французов. 13. Сегодня российский шоколад по своему качеству не только не уступает зарубежным аналогам, но и во многом превосходит их.

Задания.

  1. Выпишите все местоимения из 9-13 предложений и определите их разряд. (Вы-личное, некоторые-неопределенное, которые-относительное, во всей- определительное, это-указательное, по своему-притяжательное, их-личное).

  2. Укажите номера предложений с однородными членами. (1, 3, 4, 8, 11, 13 ).

  3. Укажите номер предложения с вводным словом. (1 ).

  4. Укажите номер предложения с обособленным определением. (2 )

  5. Укажите номер предложения с обособленным приложением. (3 )

  6. Выпишите все производные предлоги. (Благодаря, благодаря ).

  7. Среди предложений 1-6 укажите номер(а) сложноподчиненного (ых ) предложения (ий) и определите их вид. (6, изъяснительное).

  8. Укажите номер сложноподчинённого предложения с придаточным определительным. (10 )

  9. Выпишите союзы из 13 предложения ( не только, но и ).

  10. Из 1 предложения выпишите словосочетания со связью примыкание. ( Удивительно вкусный, необыкновенно питательный ).

В здоровом теле – здоровый дух.

7. Алкоголь вторгается во все сферы нашей жизни: работу, отдых, спорт, семью, посягая на всё, что для человека дорого и свято. 8. Злоупотребление алкоголем, по данным Всемирной организации здравоохранения, является третьей по частоте (после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний) причиной смертности в современном мире.

9. Почти все выдающиеся люди высказывались против этой пагубной привычки. 10. Ф. М. Достоевский писал: «Употребление спиртных напитков скотинит и зверит человека». 11. Давайте будем помнить о коварстве алкоголя и не дадим уму разрушить наши жизни.

 

Задания

1 Выпишите грамматическую основу 9 предложения. (Давайте будем помнить не дадим разрушить).

2 Укажите номера простых односоставных предложений и определите их вид. (6- неопределенно-личное, 11- определенно-личное).

3 Укажите номер предложения с обособленными определениями. ( 4 ).

4 Укажите номера предложений с обособленными обстоятельствами. ( 5, 7 ).

5 Укажите номера предложений с вводными словами. ( 2, 4, 8 ).

6 Из предложений 1-4 выпишите все местоимения, определив их разряд. ( Вы-личное, его-притяжательное, кто-вопросительное, всю-определительное, этим-указательное).

7 Из 9-11 предложений выпишите все предлоги. (Против, о ).

8 Из 1 предложения выпишите все словосочетания, определите в них тип связи. (Коварный враг – согласование, враг человечества – управление).

9 Из 7 предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом ( отдых ).

Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.

Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.

- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:

- Я хочу быть здоровым!

- Я могу быть здоровым!

- Я буду здоровым!


Вставка 2. Списывание текста о здоровье.

Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст:

«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут».

Или такой текст:

«Чистота - залог здоровья. Здоровье разум дарит. Кто долго жуёт, тот долго живёт. С курами ложись, с петухами вставай».

Русские народные пословицы – кладовая мудрости народа. Они отражают национальные традиции. Хорошо, если бы дети с раннего возраста «впитывали» их и следовали им.

После краткого обсуждения пословицы учитель предлагает повторить её вслух всем вместе.


Вставка 3. Разбор слова по составу.

Пясть- пястные кости- запястье.

Перст – персты – перстень -перстенёк.

Ладонь – ладья – ладушки – оладьи – ладошки – ладоши.

Пальцы – пяльцы – пялить глаза.

Ухо – подушка – заушница – заушная область.

Изучая русский язык, школьники познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела. Пясть – это пять лучеобразно расположенных косточек, формирующих основу ладони. Кости пясти называются пястными. Запястье – часть кисти, соединяющая её с предплечьем. Первый ряд слов объединяет корень «пяст».

Перст – старинное название пальца руки. «Перст» - корень слов второго ряда. « Перстами лёгкими как сон моих зениц коснулся он» ( А.С. Пушкин )

Ладья – это большая лодка. Ладонь в согнутом положении образует углубление, напоминающее ладью, откуда и получила своё название.

Разбирая слова с корнем «ух (уш)», назовём слово

«заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы, другое название болезни – свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Кстати, можно сказать ребятам, что через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и корью, дифтерией, гриппом и даже туберкулёзом. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать, а также постоянно укреплять здоровье.

Вставка 4. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.

Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.

« Колобок».

Дети легко и охотно приходят к заключению:

- Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.

« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.

- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?

- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.

Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:

- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.
















Приложение 3

Уроки здоровья на литературном чтении


На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с правилами культуры чтения и письма, формируются и закрепляются гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.) В ходе уроков используются стихи, пословицы, рассказы валеологической направленности.


Пословицы и поговорки:
• Всякое дело поправимо, если человек здоров.
• В здоровом теле – здоровый дух.
• Голову держи в холоде, а ноги в тепле.
• Гнев человеку сушит кости, крушит сердце.
• Головная боль сном проходит.
• Дай боли воли – уморит.
• Еда – пища тела, сон – пища бодрости.
• Зубную боль и медведи не терпят.
• Заболел живот – держи пустым рот.
• Землю сушит зной, а человека – болезнь.
• Здоров будешь – всё добудешь.
• Здоровье всему голова, всего дороже.
• Здоровье потерял – всё потерял.
• К слабому и болезнь пристаёт.
• Кто рано встаёт, тот долго живёт.
• Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
• Кто спортом занимается, силы набирается.
• Непригоже есть лёжа.
• Глаз болит – удержи руку, живот болит – придержи аппетит.
• Зуб о зуб ударил – желудок двери открыл.


Пословицы и поговорки:

  1. Чистота — залог здоровья.

  2. Двигайся больше, проживёшь дольше.

  3. Здоровье дороже богатства.

  4. Доброе слово лечит, а злое калечит.

  5. Самого себя лечить, только портить.

  6. Сидеть да лежать, болезни поджидать.

  7. Здоровье на болезнь не меняй.

  8. Добрым быть — долго жить.

  9. Ходи больше, жить будешь дольше.

  10. Желание выздороветь помогает лечению.

  11. Не спрашивай здоровья, а глянь на лицо.

  12. На нём хоть воду вози.

  13. Гляди в ноги: ничего не найдёшь, так хоть нос не расшибёшь.

  14. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

  15. От перееданья люди умирают чаще, чем от голода.

  16. Сляжешь — не встанешь.

  17. Кроме смерти, от всего вылечишься.

  18. Болезнь человека не красит.

  19. Здоров на еду, да хил на работу.

  20. Береги платье снова, здоровье смолоду.

  21. Где больно — там рука, где мило — там глаза.

  22. Были бы кости, а мясо нарастёт.

  23. Одной ногой в могиле стоит.

  24. Болит голова — состричь догола, посыпать ежовым пухом, да ударить обухом.

  25. Скрипучее дерево живуче.

  26. Краше в гроб кладут.

  27. Добрый человек здоровее злого.

  28. В стоячей воде всякая нечисть заводится.

  29. Какие мысли, такие и сны.

  30. Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.

  31. Барского слугу стало гнуть в дугу.

  32. Еле-еле душа в теле.

  33. Ешь вполсыта, пей вполпьяна — проживешь век дополна.

  34. Больной, что ребёнок.

  35. Больному и киселя в рот не вотрешь.

  36. Брюхо больного умнее лекарской головы.

  37. Голова болит, заду легче.

  38. Ешь чеснок и лук — не возьмет недуг.

  39. Не лечиться худо, а лечиться ещё хуже.

  40. От старости могила лечит.

  41. Сладко есть и пить — по врачам ходить.

  42. Здоровье дороже денег.

  43. Здоров буду и денег добуду.

  44. Здоровья не купишь.

  45. Горьким лечат, а сладким калечат.

  46. Ногти распухли, на зубах мозоли натер.

  47. Здоров как бык, как боров.

  48. Лук семь недуг лечит.

  49. Вечерние прогулки полезны, они удаляют от болезни.

  50. Здоровому все здорово.

  51. Подкошенная трава и в поле сохнет.

  52. Не всякая болезнь к смерти.

  53. Не могу, а ем по пирогу.

  54. Не рад больной и золотой кровати.

  55. Нищий болезней ищет, а к богатому они сами идут.

  56. Больному и мёд горек.

  57. В здоровом теле — здоровый дух.

  58. После обеда полежи, после ужина походи.

  59. Что в рот пролезло, то и полезно.

  60. Смерть одна, да болезней тьма.

  61. Заболит нос — высунуть на мороз, сам отвалится и здоров будет.

  62. Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.

  63. Деньги — медь, одежда — тлен, а здоровье всего дороже.

  64. На ладан дышит.

  65. Недосыпаешь — здоровье теряешь.

  66. Жадность здоровью недруг.

  67. В три погибели согнуло.

  68. Лежит — не может, а что болит — не скажет.

  69. Болезнь ищет жирную пищу.

  70. Заболеть легко, вылечится — трудно.

  71. Кто много лежит, у того бок болит.

  72. Умеренность — мать здоровья.

Есть пословицы добрые, простые, понятные для ребенка, но в этом списке присутствуют и такие, которые можно отнести к категории черного юмора, например, «краше только в гроб кладут» или «на ладан дышит» и другие. Если вы решили оградить своего ребенка от таких пословиц, думаете, что еще не время знакомиться  с ними, то не зачитывайте их и не перегружайте мозг малыша объяснениями. Придет время, и Ваш малыш сам сможет понять смысл этих выражений.

Заучивайте пословицы с ребенком, это поможет обогатить его словарный запас. А если дети уже умеют читать, то можно разбирать с ним поговорки вслух: ребенок зачитывает пословицу или поговорку, а затем вы вместе с ним обсуждаете, разбираете, пытаетесь найти «истину» и понять, какую смысловую нагрузку она в себе несет.

Тексты

1Известно, что слова могут оказывать целебное действие.2 При этом в печатном виде они не теряют своих свойств. 3 Но принимать «лекарство» нужно целыми страницами. 4 Этот метод восстановления душевного равновесия называется библиотерапия – лечение книгами. 5 Психологи считают, что каждая хорошая книга несёт в себе благотворительный заряд. 6 Да и физическое здоровье обеспечивается прежде всего здоровьем духовным.

7 Проведённые на Западе исследования доказали, что активная мыслительная деятельность, которая включает чтение книг, газет, посещение музеев, разгадывание кроссвордов и работу в интернете, на семь лет увеличивает продолжительность жизни. 8 Читаешь больше – живешь дольше.

Задание.

Определите проблему данного текста, прокомментируйте ее. Выскажите свое мнение по данной проблеме. Приведите аргументы.

Стихам для детей о здоровье и здоровом образе жизни.
О здоровье

Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться–
На зарядку становиться!

Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты-
Вот полезная еда,
Витаминами полна!

На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!

Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!

***
Закалка

По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.

***
О зубках

Перестану зубки чистить,
и пойду я в сад гулять.
Попрошу я папу, маму,
на качельке покачать.

А с качели-карусели
захочу в бассейн пойти,
ох, как зубки заболели…
мне пора к врачу идти…

Зубки врач мои посмотрит,
плохо дело-то, дружок —
бормашиною посверлит
коренной уже зубок…

Ну а если ты не будешь,
зубки чистить по утрам,
боль зубную не забудешь,
будешь ныть по вечерам…

Ребяткам мой совет такой,
Чисти зубки, руки мой!!!
О врачах тогда забудешь,
и здоровеньким ты будешь.
Лидия Гржибовская

***
О ногтях

Кто ногтей не чистит
И не подстригает,
Тот своих знакомых
Здорово пугает.

Ведь с ногтями грязными,
Длинными и острыми
Могут очень просто вас
Перепутать с монстрами.
Андрей Усачев

***
Мишка

Послушай, мишка,
Не кушай лишка!
Живот разболится-
У кого будешь лечиться?
Е. Чарушин, Е. Шумская

***
Мойдодыр

Самый чистый, самый умный,
Самый добрый Мойдодыр.
Он твердит и днем, и ночью:
«Три до дыр» да «Мой до дыр!»
Моет он мышат, лягушек,
Моет маленьких детей —
Даже самых непослушных
Умывает каждый день.
Е. Силенок






Стих о здоровье для детей
Тот, кто с солнышком встаёт,
Делает зарядку,
Чистит зубы по утрам
И играет в прятки, —
Тот спортивный человек,
И вполне весёлый.
Постарайся быть таким
В школе или дома.

Закалка
По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.

Стих о здоровье для детей
Хорошо здоровым быть!
Соков надо больше пить!
Гамбургер забросить в урну,
И купаться в речке бурной!!!
Закаляться, обливаться,
Спортом разным заниматься!
И болезней не боясь,
В тёплом доме не таясь,
По Земле гулять свободно,
Красоте дивясь природной!!!
Вот тогда начнете жить!
Здорово здоровым быть!!!
_________________

Чтоб у вас здоровье было,
Не забудь про пасту с мылом.
С физкультурой подружись
И работать не ленись.
_____________________

Я здоровье берегу –
Тело в чистоте держу.
Чтоб душа была здоровой,
С физкультурой я дружу.

Утром делаю зарядку,
Зубы чищу я всегда.
Приучаюсь по порядку
Выполнять я все дела.

      


Чтобы быть здоровым…
Чтобы быть здоровым,
Бегать и играть,
Надо вам, ребята,
5 правил соблюдать:

1. Лень, ребята, очень плохо –
Не ленитесь никогда.
Если будете лениться –
Ждёт вас страшная беда:
Будете лежать на печке
С толстым пузом по углам.
И всё кушать шоколадки
С винегретом пополам.
И придёт тот страшный час,
И недельки через 3
Лопните вы в страшных муках
От обжорства и еды.

2. В баскетбол мы все играли,
И в кольцо мы мяч бросали.
Ну, а кто играл в футбол,
Тот спортивный чемпион!
Спорт наш лучший, лучший друг.
Говорю вам это вслух!!!

3. Тот, кто водку с пивом пьёт,
Очень мало проживёт.

4. Все ребята точно знают,
Что куренье – это вред.
Тот кто курит, заражает
И себя, и рядом всех.

5. Тот, кто с солнышком встаёт,
Делает зарядку,
Чистит зубы по утрам
И играет в прятки, -
Тот спортивный человек,
И вполне весёлый.
Постарайся быть таким
В школе или дома

























Приложение 4

Уроки здоровья по окружающему миру

 
 На уроках окружающего мира даётся наиболее систематизированное представление о валеологических знаниях, дети знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья».
Практические задания:
–  измерить температуру воздуха с помощью термометра в классной комнате и соотнести её с нормами;
–  правильно организовать свой режим дня;
–  выполнять необходимые правила личной гигиены;
–  оберегать себя от простудных заболеваний;
закаляться.
Примерная тематика валеологических бесед для учащихся начальной школы (в соответствии со спецификой изучаемых предметов):
— Режим дня.
— Правильная посадка за партой.
— Личная гигиена, уход за телом. 
— Уход за зубами.
— Закаливание.
— Классная комната учащихся.
— Двигательная активность.
— Рациональный отдых.
— Предупреждение простудных заболеваний.
— Физический труд и здоровье.
— Как сохранить хорошее зрение.
— Предупреждение травм и несчастных случаев.
— Общее понятие об организме человек.
— Чем человек отличается от животного.
— Роль витаминов для роста и развития человека.
 
Вставка 1. Лекарственные растения твоего края.

- Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс по теме «Уроки здоровья в задачах, упражнениях, текстах»

Автор: Халюта Наталья Викторовна

Дата: 24.12.2014

Номер свидетельства: 147696


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства