Мастер-класс по теме "Формирование коммуникативных УУД"
Мастер-класс по теме "Формирование коммуникативных УУД"
В рамках обучения огромную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других.
Одна из задач, стоящих перед педагогами школы – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих, поэтому я хочу поделиться с вами некоторыми методическими приёмами, которые я использую на своих уроках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме "Формирование коммуникативных УУД" »
Муниципальное Казённое Образовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная школа №10
Мастер-класс по теме
«Формирование коммуникативных УУД»
Учитель начальных классов:
Серебрякова И.И.
2015г.
Мастер-класс учителя нач. классов Серебряковой И.И. по теме:
«Формирование коммуникативных УУД»
Здравствуйте уважаемые коллеги.
Я – Серебрякова Ирина Ивановна, учитель нач. классов, работаю по программе
«Гармония» в 4 классе и предлагаю вам поработать на нашем занятии над темой «Формирование коммуникативных УУД»
В рамках обучения огромную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других.
Одна из задач, стоящих перед педагогами школы – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих, поэтому я хочу поделиться с вами некоторыми методическими приёмами, которые я использую на своих уроках .
Работа в паре имеет большое значение для формирования коммуникативных УУД. Чтобы установить контакт и настрой на совместную работу, я использую методический приём «Разминка пальчиков».
Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте или в группе и говорим: Желаю (большой), успеха (указательный ), большого, во всём и везде. Здравствуй ( вся ладонь). Распределитесь по парам и проведём разминку пальчиков в ваших группах.
Продолжим работу в парах, используя методический приём «Дуэль».
У каждого по 2 карточки с глаголами, к доске выходит одна пара и проводит «дуэль». Один ученик называет глагол, а второй должен отбить удар, назвать форму глагола, определить у этого глагола время, число, лицо или род.
Если ответ дан не верно, то счёт становится 1:0, затем второй игрок называет глагол со своей карточки
Теперь проведут «дуэли» все пары. Поднимите руки у кого дуэль закончилась со счётом 0:0, 0:1, 0:2, 0:3.( На данном этапе урока можно выяснить в чём были допущены ошибки)
Методический приём «Дуэль» я использую также на уроках математики, начиная с 1 класса при изучении состава чисел, таблиц сложения, табл.случаев умножения и деления),
Очень интересно проходят дуэли на уроках окружающего мира ( например, при изучении природных зон).
На карточках могут быть записаны животные, растения определённой зоны. Один уч-ся называет слово, а другой определяет природную зону.
Цель групповой работыактивное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала .
Групповые формы организации учебной деятельности способствуют формированию у детей умения сотрудничать, слушать и слышать друг друга.
В группе повышается учебная и познавательная мотивация, эффективность усвоения учебного материала, снижается уровень тревожности учащихся.
Разделение класса на группы- это важнейший момент в организации работы.
Принцип формирования групп может быть различным:
1.По выбору педагога.
Иногда я объединяю в группы учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а иногда, напротив, создаю равные по силе команды
Слабым уч-ся предлагаются задания базового уровня, а сильным-повышенной трудности и творческие. Это позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Комплектование групп может быть по желанию
(так как это произошло у нас)
Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:
Разделитесь на группы по ... человек.
Разделитесь на ... равные группы.
Случайным образом.
Способы формирования такой группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом ,
с помощью «фантов» и т. д.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству.
По определенному признаку. Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником.
Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз, по знакам зодиака, предпочтениям, увлечениям, любимым школьным предметам, и т.д.)
Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые редко взаимодействуют друг с другом, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
5. По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми.
Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
В группе должны быть распределены роли.(таблицы на столах)
Командир группы
Заместитель командира группы
Секретарь
Генератор идей
Редактор, оформитель
-Организовать работу группы по выполнению группового задания
-Отобрать идеи, положенные в основу группового ответа
-Определить отвечающего от группы
- В отсутствие командира выполняет его обязанности
-Помогает командиру
-Фиксирует основные идеи во время группового обсуждения
- Представляет эти идеи как результат коллективной работы
-Выдвигает новые идеи в процессе обсуждения
-Осуществляет оценку этих идей с точки зрения новизны, значимости, ценности и т.д.
-Предлагает различные варианты решения проблемы
-Предлагает форму презентации группового задания
-Производит оформление рисунка, схемы, презентации и т.д.
Используя методику групповой работы «Мозговой штурм», я предлагаю уч-ся распределить роли в группе.
Правильно организованный мозговой штурм включает 4 этапа.
4. Представление модели решения. Это доклады, сообщения от разных групп
Но необходимо периодически менять состав групп, чтобы у каждого человека был опыт коммуникации с разными людьми, также необходимо менять и групповую роль. В роли секретаря, генератора идей редактора, командира группы или его заместителя должен побыть каждый ученик.
На своих уроках я использую разнообразные виды групповой работы.
Это: Взаимообучение , Мозговой штурм, Продолжи, Охота за сокровищами,
Снежный ком, Словесный волейбол, Прием «Зигзаг»
Приём «Пазлы», Приём «Круглый аквариум».
Очень часто на различных уроках я использую методический приём «Лови ошибку»
- Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом, я могу даже подсказывать «опасные места» интонацией, жестом.
Можно ученикам предложить роль учителя, что мы сейчас с вами и продемонстрируем.
Каждой группе раздаются тексты со специально допущенными ошибками. В группах проводится обсуждение и исправление ошибок.
Для того, чтобы ограничить наиболее активных учащихся и простимулировать стеснительных, я на своих уроках использую
«Талоны на выступление».
Это могут быть специальные карточки, значки, предметы, которые выдаются в равном количестве всем учащимся (по 1-2-3 штуки). Каждый талон даёт право на 1 выступление. При выступлении ведущий забирает талон у выступающего или учащиеся кладут на середину парты. Когда закончились все талоны, выступать больше нельзя. Этот приём с талонами можно использовать при любых видах обсуждения.
1 группа решит все орфографические задачи, используя талоны на выступление.
(исправляет и объясняет ошибки)
2 группа решит все орфографические задачи, используя методический приём «Карусель».
Все участники группы встают, образуют круг и проводят объяснение полученного задания без остановки, так как движется КАРУСЕЛЬ.
Этот метод вовлекает всех учащихся в обсуждение, особенно эффективен, когда вопросы сначала обсуждаются в малых группах, а затем делятся результатами обсуждения с классом.
3 группа решит все орфографические задачи, используя ПОПС формулу.
П- позиция (в чём заключается ваша точка зрения) - я считаю, что….
О- обоснование (на чём вы основываетесь, довод - ….потому, что…..
в поддержку вашей позиции)
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …. например….
С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв - ….поэтому….
к принятию вашей позиции)
Перед вами ПОПС формула, используя её докажите правильность ваших рассуждений при решении орфографических задач.
Этот методический приём помогает учащимся выработать аргументы и мнения и, используя ПОПС- формулу как образец, предложить развёрнутый логически обоснованный ответ в чёткой форме.
Один из мудрецов сказал очень важные слова «
Скажи мне - я забуду. Покажи мне – я запомню. Вовлеки меня – я пойму»
Я попробовала Вас ,уважаемые коллеги вовлечь , а как у меня получилось , я хотела бы узнать:
Выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске , продолжите предложения…..
сегодня я узнал…
было интересно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрёл…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
П - позиция
(в чём заключается ваша точка зрения) - я считаю, что….
О - обоснование
(на чём вы основываетесь, довод) ….потому, что…..
П – пример (
(факты, иллюстрирующие ваш довод) - …. например….
С – следствие
(вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции)