Мастер-класс на тему "Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников"
Мастер-класс на тему "Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников"
Мастер-класс на тему"Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников".
Цель. Познакомить присутствующих с опытом работы по теме «Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников». Сформировать на конкретных упражнениях умения у учителей начальных классов формировать коммуникативные умения и навыки у учеников 1 – 4 классов.
Оборудование: проектор, электронная презентация, карточки с изображение сказочных героев, микрофон, иллюстрация с изображением зайца.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс на тему "Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников"»
ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 120
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников
(мастер-класс)
учитель начальных классов
Маринина Анна Евгеньевна
2015
Тема: Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников
Цель. Познакомить присутствующих с опытом работы по теме «Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников». Сформировать на конкретных упражнениях умения у учителей начальных классов формировать коммуникативные умения и навыки у учеников 1 – 4 классов.
Оборудование: проектор, электронная презентация, карточки с изображение сказочных героев, микрофон, иллюстрация с изображением зайца.
Форма проведения: мастер –класс.
Целевая аудитория: учителя начальных классов.
Ход мастер-класса:
Вводная часть.
Презентация опыта проведения мастер-класса.
Методическая тема: «Развитие коммуникативных умений и навыков»
Цель:
- формировать коммуникативные умения младших школьников в процессе учебной деятельности;
- внедрять новые образовательные технологии, интерактивные методы, которые рассчитаны на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы и поиск ее решения,
- создавать оптимальные условия для речевого развития личности;
- помогать готовить детей, которые умеют рассуждать, общаться, слышать и
слушать других;
- побудить учащихся к исследовательской, творческой активности;
- предвидеть результаты своей работы.
Педагогическую деятельность направляю на создание системы благоприятно-стимулирующих условий для всестороннего развития личности младших школьников, прежде всего формированию коммуникативной компетентности младших школьников, на уроках, во время внеклассной работе , самообразовательной деятельности учащихся.
К учебно-воспитательного процесса обязательно привлекаю родителей.
Было проведено экспериментальное исследование коммуникативных умений младших школьников, используя следующие методики:
- с целью исследования навыков четкого и выразительного говорения в нормальном темпе «Кресло автора», «Поднять настроение»;
- с целью исследования уровня развития фонематического слуха «Любимая
буква», «Испорченный телефон»;
- с целью исследование умения образовывать и изменять слова «Логический
цепочка» ;
- с целью исследования уровня грамматической правильности речи «Тематическое интервью»;
- с целью исследования умений строить связное высказывание «Снежный ком», «Закончи рассказ».
Исследования помогли:
- составить общую картину уровня сформированности коммуникативной компетентности учащихся и наметить индивидуальные траектории развития;
- определить оптимальные пути дальнейшего развития через объединение детей в отдельные группы по результатам определения типологии личности в общении;
- наметить пути индивидуальной помощи каждому;
- применять работу в парах, группах;
- предвидеть результаты своей работы.
Было проделано упорядочение учебного материала с учетом современных достижений педагогической и психологической науки к создание ситуаций, которые бы требовали творческого подхода к их решению(стимулированию), правильно организовать жизнь и обучение каждого ребенка, согласовав с ее неповторимой индивидуальностью, обеспечить такое общение с ребенком на каждом этапе его развития и обучения, которое даст максимальный эффект.
Учитывая различия учащихся по восприятию материала целостно или частями, на слух или зрительно, стараюсь постоянно сочетать словесные и наглядные методы получения информации, индивидуальной, фронтальной, парной и групповые формы работы.
Коммуникативная деятельность помогает сделать класс интерактивной группой, где ученики чувствуют себя уверенно, высказывая свои взгляды и мнения, а также поощряют товарищей делать то же самое. В результате создается стимулирующая, творческая атмосфера.
Проведение имитационной игры
Много видов деятельности можно использовать на различных этапах урока, а также на разных уроках.
1)Например, в уроке критического мышления по теме :В.А. Сухомлинский. «Обыкновенный человек» (литературное чтение) я использовала такие методы и приемы как:
Работа в группах(Я раздаю карточки всем детям класса с изображением сказочных героев, таким образом образовались группы)
-Прочитайте слова на слайде:
Степь
колодец
внук
дед
ведро
упало(упасть)
1 проезжий
2 проезжий
проехал
напился(напиться)
забрал(забрать)
3 путник
оставил(оставить)
Посовещайтесь и составьте свой рассказ ,применяя слова.
Выберите лидера, который прочитает составленный рассказ. Если вы не сможете самостоятельно выбрать представителя от своей группы- обратитесь ко мне за помощью.
2)«Корреспондент- респондент»
Можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, украинского языка, во время внеклассных мероприятий.
Например, во время классного часа по теме «Дружбой умей дорожить» я выбираю несколько учеников, которые попробуют себя в роли корреспондентов.
-Вы должны будете прочитать пословицы и поговорки о дружбе, а остальные ученики- объяснить их.
3) Также динамично начать любой урок поможет интерактивное упражнение «Улыбнемся друг дугу» , что способствует установлению контакта между учениками в течении нескольких минут. Данный метод развивает коммуникативный навык, эмоционально настраивает детей.
-Ребята, встаньте возле своих парт, повернитесь к соседу лицом, улыбнитесь, и подарите свое товарищу свое хорошее настроение
4) «Дебаты»(дискуссия)
Например, на уроке окружающий мир, задаю проблемный вопрос :_-Ребята ,как вы думаете могут ли люди жить на других планетах, кроме планеты Земля?
Сейчас я дам вам время на размышление над данным вопросом, а потом вы выскажете свою точку зрения опираясь на материал учебника и собственные мысли.
Этот метод направлен на развитие активности учащихся, социализацию учащихся, развитие креативности, получение реального речевого продукта.
5)Мозговой штурм
Например, на уроке русского языка, при изучении темы «Типы текстов. Текст –описание» дети описывают предложенную учителем картинку, высказывают мнение какие ассоциации данная картинка и слово у них вызывает, называют как можно больше ,например, имен прилагательных.
-Ребята, сейчас я покажу вам картинку, а вы должны будете подобрать к ней как можно больше имен прилагательных.
Рефлексия
Уважаемые участники мастер-класса! Оцените, пожалуйста, насколько полезен и интересен Вам был данный мастер-класс с помощью карточек, которые находятся перед Вами