Метод проектов является личностно- ориентированной технологией, формирующей ключевые компетенции учащихся. «Наибольший интерес представляют знания, полученные не насильственным путем, а в ходе игры» (Д. Дьюи). В основе технологии лежит проектная деятельность, которая по- зволяет развивать способности учащихся, формировать личные качества, со- ответствующие развитию индивидуального характера школьников, их твор- ческих способностей.
Проект-это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием твор- ческих работ. Творческий потенциал учащихся реализуется в работах над различными проектами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-касс "Реализация проектной технологии" »
Мастер-касс
Реализация проектной технологии.
Метод проектов является личностно- ориентированной технологией, формирующей ключевые компетенции учащихся. «Наибольший интерес представляют знания, полученные не насильственным путем, а в ходе игры» (Д. Дьюи). В основе технологии лежит проектная деятельность, которая по- зволяет развивать способности учащихся, формировать личные качества, со- ответствующие развитию индивидуального характера школьников, их твор- ческих способностей.
Проект-это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием твор- ческих работ. Творческий потенциал учащихся реализуется в работах над различными проектами.
В работе над проектом выделяют следующие составные. (На доске вывешены этапы проекта).
Этапы работы над учебным проектом. 1.Погружение в проект. 2.Организация деятельности. 3.Осуществление деятельности. 4.Защита проекта.
–Назовите те этапы, которые вызывают у Вас затруднения при выполнении проекта с коллективом учащихся. (Учителя представляются и называют этап . Я помечаю его знаком. )
-Я ставлю свой знак на этап осуществления деятельности. Вместе с Вами хочу расширить наши представления и знания по обучению детей при работе над этой проблемой.
Проблема – это сложный вопрос, задача, требующая разрешения путем исследования.
Умение видеть проблемы – интегративное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности. Для его развития можно подобрать специальные упражнения, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
Рассмотрим одно из таких заданий.
Задание № 1.
«Посмотрите на мир чужими глазами».
-Прочитайте неоконченный рассказ. «Март на дворе. Весна спорит с зимой. Днем греет солнце. На дорогах лужи. Звенит капель. А ночью ударит мороз.» -Продолжите рассказ.
1 группа. –Представьте, что просто гуляете во дворе с друзьями. Как вы отнесетесь к приходу весны?
2 группа. – Представьте, что Вы водитель грузовика, едущего по дороге.
3 группа. –Представьте, что Вы ворона, сидящая на дереве. (Выполнение задания . Выступление групп. )
-Коллеги, как Вы думаете чему может научить такое упражнение? (Ответы) -Да. У Вас была возможность посмотреть на проблему с разных сторон и изменить собственную точку зрения. Только так можно увидеть то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
Можно использовать и следующие задания: а) «Составьте рассказ от имени другого персонажа» б) «Составьте рассказ, используя данную концовку»
Для того чтобы методика заработала, возьмем проблему, которая в данное время волнует детей.
Задание № 2.
«Сколько значений у предмета».
-Найдите как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
1группа.
Кирпич
2группа.
Газета
3группа.
Кусочек мела (Работа в группах и ответы.) - Чему учит это задание ? ( Ответы.) -Это задание позволило научиться концентрировать свои мыслительные воз- можности на одном предмете. Помещая его в разные ситуации и создавая са- мые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами, мы открыли в обыденном новые, неожиданные возможности. Задание такого же плана: «Назовите как можно больше признаков предмета».
Это подтверждает китайская пословица: «Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
Мы выдвигали гипотезы.
Гипотеза –это предположительное, вероятное знание, еще не доказанное ло- гически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей цен- ностью она обладает. Одно из главных требований к гипотезе – ее согласованность с фактическим материалом.
Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: может быть ;
предположим;
допустим;
возможно;
что, если…
-При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полез- ным? Можете ли Вы придумать условия, при которых будут полезны два или более из этих предметов?
Ветка дерева;
телефон;
кукла;
фрукты;
гоночный автомобиль;
книга;
самовар;
барабан.
-При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполез- но и даже вредны?
Первое, что заставляет появиться на свет гипотезу, это-проблема. А откуда берется проблема? Это мы разобрали выше. Как оценить гипотезу или идею? Самый лучший способ – проверить ее в ходе исследования, но более быстрый и экономичный способ, -идею оце- нить в уме. Для этого воспользуемся специальной матрицей.
Задание № 3.
«Найдите жилище для котенка».
Проведем «мозговой штурм».
Матрица для оценки идей.
№
Идея
Сложно
Дорого
Опасно
Некомфортно
Долго
№
Идея
Сложно
Дорого
Опасно
Некомфортно
Долго
1
Поселить котенка дома
Да
Нет
Нет
Нет
Нет
2
Поселить в подвале дома
Нет
Нет
Да
Да
Нет
3
Поселить в коробке в подъезде
Нет
Нет
Да
Да
Нет
4
Поселить в школе
Да
Нет
Нет
Нет
Нет
5
Найти хорошего хозяина
Да
Нет
Нет
Нет
Да
-Наша матрица показывает, что самые хорошие идеи – это поселить котенка либо дома или в школе. Но и то, и другое сложно. Дома сложно договориться с родителями, а в школе сложно найти место, где бы котенок никому не мешал. Все- таки школа для других целей.
Задачи, рассмотренные нами выше, относятся к числу дивергентных. Умение видеть проблемы и выдвигать гипотезы для их решения тесно связано с дивергентным мышлением (от лат. Расходящийся в разные стороны). Дивергентная задача – это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. Именно этот вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества разнообразных, оригинальных идей.
Задание № 4.
«Сочиняем сказку».
Методика «Конструирование сказок». (И. В. Вачков ) На столе лежат карточки, на каждой из них нарисован сказочный персонаж и написано его имя. Женские персонажи:
Иван- царевич, Буратино, Иванушка-дурачок, Незнайка, Винни-Пух, Кащей Бессмертный, кот Матроскин. Главное – в их подборе соблюсти два условия: они должны быть хорошо известны, и все должны быть яркими типажами. 1-й вариант игры.
Группа разбивается на подгруппы. Карточки перемешиваются, и каждая подгруппа наугад вытягивает карточки.
Задача – разыграть сказку, в которой бы действовали доставшиеся персонажи 2-й вариант игры.
Каждый участник вытягивает карточку с изображением сказочного героя. 1-й участник предлагает зачин сказки. Произносит несколько фраз. 2-й участник от имени своего персонажа продолжает сюжет и т. д. –Понравилась эта сказка или нет и почему?
-Давайте вернемся к началу нашей работы. Мы отметили части проекта, которые вызывают затруднения. Подумайте, что Вы могли бы уже не считать проблемой для себя. И если это так, снимите, пожалуйста, свои значки с доски.
Очень важно каким образом будет проведена защита работы. Разнообразие проектов, проводимых мною с первого класса (проведение исследований, викторины, концерты, спектакли, создание творческих работ, поделки, рисунки, конкурсы)отличаются количеством участников, продолжительностью, привлечением родителей к работе над проектами ,позволяют развивать учебно-познавательные мотивы обучения, творческие способности детей и формировать их общеучебную деятельность.
Дискуссия
Существует изречение. С английского языка оно переводится двумя вариантами:
«Дети рождаются с крыльями. «Дети рождаются с крыльями.
Учитель учит их летать.» Учитель помогает им летать.»
-Какой вариант Вам ближе и почему?
Подводя итоги анализа метода проектов, И.Ф.Свадковский выделяет то, что должна взять отечественная школа:
1.Лозунг: «Изучай не книги-жизнь.»
2.Ставь перед учеником ясную цель его работы.
3.Давай ученику интересное для него дело, результаты которого он может предвидеть.
4.Учи ребенка пользоваться книгой при любом деле.
5.Не превращай технические навыки в письме, счете и чтении в самоцель.
-Уважаемые коллеги ,большое спасибо за плодотворную работу! Успехов Вам в создании новых интересных проектов.