Мастер-класс "Современная образовательная технология "Педагогическая мастерская"
Мастер-класс "Современная образовательная технология "Педагогическая мастерская"
Целью мастер-класса является создание условий для продуктивного профессионального общения педагогов в процессе освоения технологии «Педагогическая мастерская».
Материал способствовует совершенствованию профессиональных компетенций педагогов по вопросам организации воспитательно - образовательного процесса в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных технологий решения профессиональных задач
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Современная образовательная технология "Педагогическая мастерская"»
Коврина Татьяна Анатольевна МАОУ «Гимназия № 1» МО «г. Бугуруслан»
Мастер класс «Современная образовательная технология – «Педагогическая мастерская»»
Тема: Технология «Педагогическая мастерская» как путь создания пространства высокой творческойактивности младших школьников
Цель: создать условия для продуктивного профессионального общения педагогов в процессе освоения технологии «Педагогическая мастерская»
Задачи:
Способствовать совершенствованию профессиональных компетенций педагогов по вопросам организации воспитательно - образовательного процесса в соответствии с современными требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения инновационных технологий решения профессиональных задач.
Продемонстрировать значение технологии «Педагогическая мастерская» в трансформации учебной деятельности в социально-практическую, в создании творческой, воспитывающей среды, в организации совместной деятельности школьного сообщества. (т.е. учитель- ученик)
Организовать практическую деятельность по овладению педагогами современной образовательной технологией «Педагогическая мастерская».
Содействовать развитию творческой (познавательной) активности педагогов.
Предполагаемые результаты: педагоги получат возможность научить детей инициировать создание совместного с учителем пространства высокой творческой активности; реализовать основной принцип креативной педагогики: «Творчеству можно и нужно учить с детства»
Уважаемые коллеги! Рада приветствовать каждого их вас, желающего познавать, совершенствоваться, удивлять и творить…
Пусть время нашей встречи обогатит нас взаимно, станет профессионально и личностно значимым.
Проведите рукой по затылку. Нашли бугор? Тогда немедленно реализуйте свое педагогическое призвание – беритесь за воспитание и обучение! По мнению учёных прошлого века бугор любви к детям расположен на затылке. У кого он более развит, стало быть, тому и идти в учителя. Ведь основа основ учительского дела – это любовь к детям.
А теперь шутки в сторону. Согласитесь с тем, что «Учительство – это искусство, труд не менее титанический, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный» Д.С.Лихачев.
Задание 1.
На экране представлены слова:
Слайд
Мудрый
Бездушный
Артистичный
Самокритичный
Пассивный
Творческий
Естественный
Злорадный
Разносторонний
Мудрый
Бездушный
Артистичный
Самокритичный
Пассивный
Творческий
Естественный
Злорадный
Разносторонний
Мудрый
Артистичный
Самокритичный
Творческий
Естественный
Разносторонний
- Предлагаю Вам вычеркнуть те слова, которые нельзя отнести к профессиональным качествам педагога. Из первых букв оставшихся слов соберите новое слово. (МАСТЕР)
- Прислушайтесь к себе и представьте, какие ассоциации возникают у Вас с этим словом.
Слайд - Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог». А.С.Макаренко
-Предположите тему нашего мастер класса.
(«Педагогическая мастерская») – слайд с названием темы выступления.
Что предстоит познать и освоить? Предлагаю вам заполнить таблицу:
Знаю
Не знаю
Хочу узнать
2.Операционно-деятельностный
Задание 2. Погружение в технологию «Педагогическая мастерская»
- Предлагаю вам, изучить теорию вопроса по опорному конспекту используя чтение с пометками.
Опорный конспект
Педагогическиемастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. У истоков этой системы обучения стояли такие знаменитые психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.
Педагогическая мастерская – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика. Учитель является ведущим мастером, который создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, обращается к чувствам ребенка, пробуждает в нем интерес к изучаемой проблеме (теме), не торопится давать ответы на поставленные вопросы, важную информацию подает малыми дозами, если обнаруживает потребность в ней у учащихся, исключает официальное оценивание работы, но дает возможность проявления самооценки учащегося, ее изменения, самокоррекции.
Технология мастерских имеет свою структуру.
1. Индукция
2. Самоконструкция
3. Социоконструкция
4. Социализация
5. Афиширование
6. Разрыв
7. Рефлексия
Педагогическая мастерская основывается на своих принципах и правилах ведения, о которых стоит всегда помнить, чтобы получить эффект:
1. Равенство всех участников, включая мастера.
2. Привлечение к деятельности через создание личностной мотивации.
3. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием.
4. Чередование форм работы, важность не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.
5. Работа в мастерских основывается, прежде всего, на языке. Язык при этом выступает не как средство общения, а как «вместилище красоты и смысла» (Пастернак).
Задание3. «Ромашка Блума» поможет нам раскрыть аспекты данной технологии.
Кто автор технологии «Педагогические мастерские»?
( У истоков этой системы обучения стояли такие знаменитые психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др.)
Чему способствует технология ПМ?
(Педагогическая мастерская – это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует росту личности учителя и ученика. Учитель является ведущим мастером, который создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, обращается к чувствам ребенка, пробуждает в нем интерес к изучаемой проблеме (теме)).
Восстановите структуру ПМ
(Технология мастерских имеет свою структуру.
1. Индукция
2. Самоконструкция
3. Социоконструкция
4. Социализация
5. Афиширование
6. Разрыв
7. Рефлексия)
Какие основные принципы данной технологии?
ПРИНЦИПЫ:
1. Равенство всех участников, включая мастера.
2. Привлечение к деятельности через создание личностной мотивации.
3. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена их самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием.
4. Чередование форм работы, важность не столько результата творческого поиска, сколько самого его процесса.
5. Работа в мастерских основывается, прежде всего, на языке.
Основной этап
Как можно использовать технологию ПМ ?
- Предлагаю Вашему вниманию пример использования педагогической мастерской на уроке литературного чтения в 3 классе.
(На доске последовательно вывешиваю изображения вагончиков с названием этапов технологии и комментирую).
1. Индукция (наведение).Слайд Индуктором может быть слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все, что может разбудить чувство, вызывать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
- При использовании сказки И.Соколова-Микитова «Листопадничек», роль индуктора представляют три иллюстрации: зайчиха, зайчонок и изображение осени (представляю иллюстрации присутствующим)
-Могут ли эти предметы как-то быть связаны между собой?
-Какую связь вы видите?
2. Следующий этап – (Слайд) самоконструкция. Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
-Как вы думаете, о ком мы сегодня на уроке будем читать?
-Вам нужно придумать концовку сказки.
(краткое содержание сказки для присутствующих, концовка не рассказывается – Приложение 2)
В сказке Ивана Сергеевича Соколова-Микитова повествуется о зайчонке. Зайчат, которые рождаются осенью, охотники называют листопадничками.
У зайчихи родилось три зайчонка, когда опала листва с деревьев. Всем зайчатам все нравилось, и они не беспокоились о том, как будут зимовать, что надо есть. А самый маленький зайчонок, его автор так и назвал Листопадничком, все время за все волновался и боялся, что зиму они не переживут и останутся голодными.
Листопадничек сказал своим братьям и сестрам, чтобы они оставались, а он поскачет за журавлями в теплые края. И зайчонок поскакал.
На речке он встретил семью бобров, которые строили себе домик на зиму. Листопадничек спросил, тепло ли в их доме. Бобры ответили, что да. Тогда зайчонок решил перезимовать у них. Он стал нянькой для маленьких бобрят…
Слайд
3. Социоконструкция. На данном этапе сначала каждый самостоятельно придумывает окончание сказки, отвечая на вопрос «Чем закончились приключения Листопадничка?». Затем в паре рассказывают (зачитывают написанное) друг другу свои маленькие сочинения, обсуждают и решают, какое из них будут предлагать своей группе.
Слайд
4. Социализация. Выступление в группе (на этом этапе идет сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных результатов).
- На этапе социализации вся группа заслушивает сочинения, которые были предложены парой. Группа решает, кто будет выступать со своей или общей работой.
Слайд
5. Афиширование. Предъявление работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой или парной работы.
(Присутствующие предлагают вариант концовки сказки)
Слайд
6. Разрыв. Кульминация творческого процесса: отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской, анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
На данном этапе мастерской предлагается послушать концовку сказки И.С.Соколова –Микитова. (Много опасностей пережил зайчонок за время, которое прожил с бобрами. Но в итоге, весной, он все-таки вернулся в родную норку, рассказал о своих приключениях и с тех пор прослыл самым храбрым и отчаянным зайцем – Приложение 2).
Слайд
7. Рефлексия. Отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской, анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
- Что Вы испытали, заслушав концовку сказки? Чье предположение совпало с авторским продолжением?
- О какой же технологии мы с Вами говорили? («Педагогическая мастерская».
(Выбираю с доски паровоз с названием технологии и размещаю его в начало «поезда»)
5.Где можно применить данную технологию?
(????)В начальных классах данная технология удачно используется на уроках литературного чтения, окружающего мира.
«Педагогическая мастерская» – это одна из немногих технологий, в которой процесс играет несоизмеримо большую роль, чем результат.
Психологическое воздействие, которое оказывается на личность в ходе работы мастерской, настолько благоприятное, что дети с нетерпением ждут таких уроков. У них нет страха, неуверенности в себе, повышается самооценка, формируется положительная мотивация к учению. Использование учителем в работе технологии «Педагогическая мастерская» способствует решению проблемы формирования функциональной грамотности младших школьников
6.Что дает данная технология?
Продукт: ---------------------
Средство обучения;
Технология воспитания;
Механизм развития личности во взаимодействии с окружающим миром.
Вывод: Технология «Педагогические мастерские» - это форма обучения детей, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.
3.Рефлексивно-оценочный.
Ромашка Блума полностью раскрыта. Я думаю, что сегодня вы получили новые знания, которые будете применять в своей практике.
Научить нельзя - научиться можно!
РЕЗЕРВ
Поводя итог нашего разговора, предлагаю синквейн:
Слайд
1 строка – название темы (одно существительное);
2 строка – описание темы в двух словах, два прилагательных;
3 строка – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
4 строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
5 строка – синоним, который повторяет суть темы
Пример:
1. Технология
2. Интересная, инновационная
3. Объединяет, развивает, создает
4. Никто никого не критикует.
5. Мастерская
Приложение 1
Рефлексия
Индукция
Разрыв
Социализация
Социоконструкция
Самоконструкция
Афиширование
Рефлексия
Индукция
Разрыв
Социализация
Социоконструкция
Самоконструкция
Афиширование
Рефлексия
Индукция
Разрыв
Социализация
Социоконструкция
Самоконструкция
Афиширование
Приложение 2
Краткое содержание сказки И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек»
В сказке Ивана Сергеевича Соколова-Микитова повествуется о зайчонке. Зайчат, которые рождаются осенью, охотники называют листопадничками.
У зайчихи родилось три зайчонка, когда опала листва с деревьев. Всем зайчатам все нравилось, и они не беспокоились о том, как буду зимовать, что надо есть. А самый маленький зайчонок, его автор так и назвал Листопадничком, все время за все волновался и боялся, что зиму они не переживут и останутся голодными. Часто Листопадничек спрашивал у мамы-зайчихи, как же они будут зимовать. Она отвечала спокойно, что шерстка к зиме нарастет новая и в снегу им будет тепло и уютно.
Но маленький зайчонок не сдавался и, ему казалось, что журавли, которые улетают в теплые края правы, а вот мама-зайчиха неправа, и они не смогут перезимовать.
Тогда Листопадничек сказал своим братьям и сестрам, чтобы они оставались, а он поскачет за журавлями в теплые края. И зайчонок поскакал.
На речке он встретил семью бобров, которые строили себе домик на зиму. Листопадничек спросил, тепло ли в их доме. Бобры ответили, что да. Тогда зайчонок решил перезимовать у них. Он стал нянькой для маленьких бобрят…
Концовка сказки
Много опасностей пережил зайчонок за время, которое прожил с бобрами. Но в итоге, весной, он все-таки вернулся в родную норку, рассказал о своих приключениях и с тех пор прослыл самым храбрым и отчаянным зайцем
Приложение3
Копилка приёмов на разных этапах «мастерской».
Индукция:
-предмет -фраза
-звук -мелодия
-рисунок -текст
-образ -предметная картинка
-неожиданное, загадочное задание и др.
Самоконструкция:
-самостоятельная работа с предъявленным материалом
-работа со словарём
-работа с учебником
-работа с компьютером
-работа с информационным материалом
-приём «кластер»
-музыкальный приём и др.
Социоконструкция:
-работа в паре
-создание творческой работы
-диалог
-согласование идей
Социализация:
-работа в группе
-обмен мнениями
-диалог
-мозговой штурм
-составление синквейна
-приём анализа, сравнение версий
Афиширование:
-вывешивание работ на доску
-представление проекта мастера (учителя)
-инсценирование
Разрыв:
-работа с источником информации (учебник, художественный или научный текст)
-слайдовый материал (тексты, выкладки, выводы предъявляются на слайдах)
-эссе
-предъявление материала, ранее подготовленного (пословицы и др.);
-игра
-ресурсный круг (Что я вижу (чувствую), когда слышу слово…..)