Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Профориентационная работа в начальной школе"»
Мастер-класс
"Работа по профориентации в начальной школе"
Подготовила:
учитель начальных классов Алексенко Т.В.
2023 - 2024 учебнй год.
Цель: создать условия для формирования представления у педагогов о формах, методах работы по профориентации в начальной школе.
Задачи:
повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике разнообразных форм и методов работы по профориентации в начальной школе;
способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы;
создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.
Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для проведения мастер класса с необходимым количеством посадочных мест, компьютер, проектор, экран.
Продолжительность проведения: 15 минут
Целевая аудитория: участники муниципальных педагогических чтений
Форма проведения: мастер-класс
Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формах и методах работы по профориентации школьников на уроках и во внеурочной деятельности, обсудят возможности его применения в процессе обучения и воспитания; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.
Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий. Помочь ребенку найти свое место в жизни и призвана профессиональная ориентация.
Профориентационная работа в школе предусмотрена учебной программой и включает четыре этапа:
1 этап – начальная школа.
2 этап – 5-7 классы и 8-9 классы.
3 этап – -10-11 классы
Обучающиеся 1-4 классов еще далеки от выбора профессии, но правильно поставленная среди них профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения учащихся в старших классах.
Целью профориентационной работы в начальной школе является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности.
В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:
Воспитание уважения к людям труда, к различным профессиям
Понимание значения труда в жизни человека
Знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями
Воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы
Развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
Развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.
Представления о профессиях у ребёнка 7-11 лет ограничены пока небогатым жизненным опытом. Первые профессии, о которых узнает ребенок, - это профессии родителей и тех людей, с которыми он часто сталкивается в повседневной жизни: воспитатель, врач, продавец, кассир в магазине, водитель автобуса. Ребенок систематически наблюдает, как работают люди, что они делают на работе. Родители обычно рассказывают о своей работе лишь в самых общих чертах, не перегружая ребенка лишней информацией.
Слова "работать, работа, на работе" - одни из первых в словаре ребенка. Он знает, что если мамы нет дома, значит, она пошла на работу. Папе нельзя мешать, когда он работает.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий. В связи с этим формирование представления о профессиях необходимо уже в самом раннем возрасте.
Классный руководитель приобщает школьников к посильному участию в труде, организует деятельность в трудовых делах школы:
- уход за комнатными растениями; - уборка школьных территорий и классных комнат.
Уже с 1класса каждый классный руководитель начинает знакомить учащихся с профессиями взрослых, которые работают в школе. В таком предмете как окружающий мир предусмотрена экскурсия по школе, в ходе которой ребята знакомятся с профессией библиотекаря, повара, обслуживающего персонала.
Формы и методы профориентационной работы.
Основной формой работы является проведение самого профориентационного занятия.
В своем классе мы с ребятами проводили такие занятия как:
Классный час «Профессии наших родителей».
Устный журнал «В мире профессий».
Час общения «Мои любимые увлечения».
Путешествие в мир профессий.
Игра «Все профессии нужны, все профессии важны!»
Экскурсии.
Конкурс рисунков (сочинений) «Золотые руки бабушки (дедушки)».
Конкурс на лучшую поделку.
Час общения «Кем я хочу стать».
Конкурсная программа, посвящённая пословицам о труде.
Праздник «Славим руки матери».
Час общения «Кем я хочу стать?».
Театрализованные представления.
Проводились встречи с родителями учащихся, которые в беседе рассказывали о своей профессии, а со стороны детей задавалось много интересующих их вопросов.
Конкурс рисунков «Профессии наших мам и пап».
Конкурс проектов.
Такие мероприятия дети любят еще и потому что, вместе с ними в них принимают участие и их родители.
Любой профессиональный праздник может стать темой классного или информационного часа, внеклассного мероприятия или просто игры.
На уроках и во внеурочных занятиях применяю разные игры и игровые упражнения, связанные с профессией: «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Угадай профессию по жестам», «Головоломка», «Бюро находок», "Один день из жизни",
«Выбери из карточек только те орудия труда, которые связаны с той или иной профессией», «Вспомни как можно больше слов на букву С, связанных с данной профессией», «Ребусы», «Викторины», «Загадки» и т.д.
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.
На уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей, решаем практические задачи (можем быть строителями, продавцами, учеными, машинистами и т.д.). При изучении темы во 2 классе «Рубль. Копейка» дети знакомятся с профессиями банкир, продавец. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача.
Уроки окружающего мира
Так, в 1 классе при изучении тем:
- «Как путешествует письмо?» была организована экскурсия на почту для знакомства с деятельностью работников почты.
— «Откуда берутся шоколад, изюм и мед?» происходит знакомство с производством хорошо известных детям сладостей. Учащиеся узнают о профессии кондитера.
Знакомясь с темой «Когда появилась одежда?», учащиеся прослеживают историю одежды, знакомятся с разнообразием современной одежды. Узнают о профессии портного.
— «Зачем нужны автомобили?» На уроке ребята знакомятся с назначением, устройством и разнообразием автомобилей. Узнают о профессии водителя.
- «Почему поезда такие длинные?» Происходит знакомство с назначением и устройством поездов и железных дорог. Узнают о профессии машиниста.
- «Зачем нужны самолеты?» Дети узнают о назначении, устройстве, разнообразии самолетов. Узнают о профессии летчика.
- «Зачем летают в космос?» Обсуждают цели полетов человека в космос. Узнают о профессии космонавта
Во 2 классе:
- «Как построить дом?» Дети знакомятся со строительством. Узнают о профессии строителя.
- «Все профессии важны» Знакомятся с профессиями в области науки, образования, медицины.
В 3 классе при изучении темы «Чтобы путь был счастливым» учащиеся осваивают правила поведения на дорогах. Знакомятся с профессией инспектора ГИБДД. При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. В проекте "Кто нас защищает" ребята рассказывали о профессиях людей работающих в вооруженных силах РФ, работающих на скорой помощи, в полиции и даже о людях которые работают в газовой и лифтовой службах;
При изучении тем «Растениеводство», «Животноводство» дети знакомятся с профессиями сельского хозяйства.
В 4 классе ребята на уроках окружающего мира знакомятся с профессиями: космонавта, астронома, конструктора, археолога, историка, эколога, в проекте «Богатства отданные людям» ребята рассказывали о знаменитых людях различных профессий (спортсмены, скульпторы, художники, композиторы, поэты, ученые, космонавты и т.д).
На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией: детям выдаются карточки с различными названиями профессий, после чего они должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.).
При изучении словарных слов: футбол, космос, корабль, хоккей и др. (3 класс), почтальон, библиотека, ракета, компьютер и др. (4 класс) ученики тоже знакомятся с различными видами профессий.
На уроках развития речи ученики могут выступать в роли журналистов (собирать информацию, писать сочинения разных жанров, создавать газеты и тематические сборники).
Большая профориентационная работа ведется на уроках ИЗО. Ребята на уроке узнают и пробуют свои силы в таких профессиях как художник-оформитель, дизайнер, скульптор, декоратор.
На уроках Музыки выступают в роли поэтов, композиторов, дирижеров и сценаристов.
На уроках Технологии дети перевоплощаются в строителей, машинистов, архитекторов и даже рекламных агентов.
Таким образом, на протяжении 4-х лет обучения у младших школьников накапливается богатый запас о профессиях.
В настоящее время существует много разнообразных технологий и методик ведения занятий с младшими школьниками. Для занятий по профориентации основной является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. Используя в своей практике все формы работы, я могу сделать вывод, что наиболее интересными для моих учеников это ролевые игры и театрализованные постановки в которых дети раскрывают свой духовный и творческий потенциал и дает им реальную возможность адаптироваться в социальной среде.
Профориентация в школе проводится с целью подготовки обучающихся к осознанному выбору профессии при согласовании их личных интересов и потребностей. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Итак, можем сделать вывод: работа по профориентации в начальной школе должна быть систематической, планомерной и целенаправленной и самое главное интересная детям.
Ход мастер – класса:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мне хочется вас чем-нибудь удивить и порадовать. У меня нет волшебной палочки, как у феи, но у меня есть сердце, которое умеет дружить с другими сердцами. Я надеюсь, что мы подружимся, интересно и с пользой поработаем на мастер-классе.
- Я предлагаю Вам сегодня поиграть. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности - Владимир Сухомлинский.
-Чтобы определить тему и целевые ориентиры мастер-класса, предлагаю отведать сладкие угощения и отгадать загадки:
1. Перед кем все люди снимают шапки? (Парикмахер)
2. Кто играет на публику? (Актёр)
3. Какой водитель смотрит на землю свысока? (Пилот, лётчик, космонавт)
4. Кто живёт и работает припеваючи? (Певцы)
5. Без какого монтёра может наступить конец света? (Электрик)
6. Кого поэтично называют лоцманами книжного моря? (Библиотекари)
7. Кто собирает дом по кирпичику? (Каменщик)
9. Кто не сеет, не пашет, а за урожай отвечает? (Агроном)
11. Кто безнаказанно распиливает женщину пополам? (Фокусник)
13 «Зверский» доктор (Ветеринар)
16. Кто ищет положительное в преступлении и отрицательное в наказании? (Адвокат)
17. Кто выносит сор из избы? (Уборщица, техничка.)
18. Самый сладкий мастер? (Кондитер.)
19. Звёздный бухгалтер – это... Кто?(Астроном.)
20. Представители, какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на которые сами знают ответы? (Учителя.)
21. «Сумчатый» профессионал?(Почтальон.)
Участники озвучивают отгадки.
- Что объединяет Ваши ответы? Предложенные загадки позволяют нам представить, как многолик и разнообразен мир профессий. Я предлагаю вам примеры игр, которые я использую в своей работе по профориентации в начальной школе.
Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением.
- Давайте выясним, какие профессии вам знакомы, поиграем в игру «Назови профессию на каждую букву этого слова»
П-почтальон, продавец, пилот; Р- редактор, репортёр; О- охранник, орнитолог, озеленитель; Ф- фотограф, фандрайзер (ищет деньги и возможности для организации); Е – егерь; С - сантехник, слесарь, строитель; И- инженер, историк, имиджмейкер (специалист по созданию имиджа-образа личности), иконописцы, иллюзионисты; Я - языковед, ямщик.
Игра «Волшебный мешок» Вам нужно достать предмет, какой профессии этот предмет принадлежит.
-Человеку, какой профессии принадлежит предмет? (бинт, расческа, градусник, булочка, конфета, указка, ножницы, краски, машинка)
- Я предлагает вам объединиться в группы для творческого задания.
Вам предстоит познакомиться с профессиями, выполнив задания на маршрутных листах. Задания находятся в конвертах.
Правила работы в группах
1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
2. Выслушать мнение каждого.
3. Найти общее решение.
4. Выбрать выступающего.
План работы группы
Моя профессия...
Мои качества…
Где я тружусь…
Какие предметы меня окружают…
Моя профессия важна потому, что..
Задания для 1 группы:
Отгадайте загадку, напишите название вашей профессии. В конверте «Моя профессия» найдите нужную картинку и приклейте в середину листа.
На маршрутном листе перечислите, какими качества должен обладать человек вашей профессии.
В конверте «Найди учреждение» найдите место работы, приклейте нужную картинку.
На маршрутном листе нарисуйте, какие предметы необходимы людям с вашей профессией.
Напишите в чем важность вашей профессии.
Подготовить выступление от группы.
Задания для 2 группы:
Отгадайте ребус, напишите название вашей профессии. В конверте «Моя профессия» найдите нужную картинку и приклейте в середину листа.
На маршрутном листе перечислите, какими качества должен обладать человек вашей профессии.
В конверте «Найди учреждение» найдите место работы, приклейте нужную картинку.
На маршрутном листе нарисуйте, какие предметы необходимы людям с вашей профессией.
Напишите в чем важность вашей профессии.
Подготовить выступление от группы.
Задания для 3 группы:
Догадайтесь о ком пословица, напишите название вашей профессии. В конверте «Моя профессия» найдите нужную картинку и приклейте в середину листа.
На маршрутном листе перечислите, какими качества должен обладать человек вашей профессии.
В конверте «Найди учреждение» найдите место работы, приклейте нужную картинку.
На маршрутном листе нарисуйте, какие предметы необходимы людям с вашей профессией.
Напишите в чем важность вашей профессии.
Подготовить выступление от группы.
- Пока группы работают, давайте посмотрим на экран.
Показ презентации.
Представители каждой группы выходят к доске и рассказывают о профессиях гостей, опираясь на творческую групповую работу.
- В конце нашего занятия еще одна игра, в которую с удовольствием играют мои дети "Один день из жизни"
Рассмотрим профессию “учитель”. В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе работу учителя, а также выясним, способны ли мы к коллективному творчеству. - Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о трудовом дне нашего работника — учителя. Это будет рассказ только из существительных. – Я начну, а вы продолжайте: звонок — завтрак — звонок — урок — двоечники — вопрос — ответ — тройка — учительская — директор — скандал — урок — отличники — звонок —дом — постель.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировали Вам некоторые игры, которые возможно использовать в проведении различных мероприятий по ознакомлению детей с профессиями. Очень надеюсь, что мой опыт пригодится Вам в Вашей работе и подтолкнет к созданию чего-то нового и интересного.