Ожидаемый результат: осознание педагогической аудиторией эффективности использования приемов ТРИЗ-технологии.
Оформление: компьютерная презентация.
Продолжительность: 15 минут.
Ход мастер класса
1. Вступительная часть (1 минута).
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе. Надеюсь, что эта встреча будет для всех полезной и продуктивной. Цель моего мастер-класса: раскрыть суть приемов ТРИЗ-технологии. (слайд 2)
2. Теоретическая часть с показом презентации (6 минут).
Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладевать знаниями, умениями и навыками, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы. (слайд 3) Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимало использование таких технологий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. [1]
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности. Для активизации познавательной деятельности и повышения мотивации к учению на разных уроках эффективно я использую методы технологии ТРИЗ. (слайд 4) ТРИЗ-технология – это педагогическое направление, целью которого является обучение навыкам решения творческих задач. ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач, которая учит «раскрывать сознание»; это наука избавления от стереотипов. Идея создания программы ТРИЗ принадлежит Г. С. Альтшуллеру. (слайд 5)Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998) (псевдоним - Генрих Альтов) – известный ученый, изобретатель, писатель.
Цель ТРИЗ(слайд 6) - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагоги, это – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
В результате обучения у детей возникает положительное эмоциональное отношение к урокам (слайд 7):
возрастает познавательная активность и интерес;
детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными;
у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию;
речь становится гораздо более образной и логичной;
благодаря применению ТРИЗ-технологии на уроках происходит гармонизация личности: левое полушарие развивается при анализе противоречий и поиске путей решения задачи, а за правым остается творческий процесс, воображение и фантазия. [1]
Методику ТРИЗ можно назвать школой творчества, её девиз — творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.
На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. [3]
Большое место в ТРИЗ обучении занимает самостоятельная творческая деятельность учащихся, направленная на получение нового результата. Продуктивная деятельность учащихся младших классов не столько направлена на решение технических учебных задач, сколько на решение и изобретение того, что реальнее и ближе к ним: изобрести загадку, высказать оригинальную гипотезу, сочинить сказку, метафору, пословицу, «да-нетку»; изобрести подвижную игру, придумать новое свойство объекта и его практическое применение, предложить вариант устранения возникшей проблемы в классе, придумать и изготовить новую игрушку и т.д. [5]
Познакомимся с некоторыми приемами ТРИЗ-педагогики (слайд 8), которые и позволяют превратить урок в увлекательное путешествие, превратить ученика не в объект обучения, а в субъект этого обучения, позволить ему творить и фантазировать, позволяет сформировать творческое мышление, без которого человек не сможет достойно существовать в будущем обществе, не сможет чутко реагировать на быстро изменяющиеся обстоятельства нашего общества.
Метод «Да-нетка»
Метод синектика
Метод фокальных объектов
Методика сочинений по картине
«Морфологический анализ»
Модель «Системный лифт»
Механизм решения изобретательных задач
Метод системного оператора
Модель «Создай паспорт»
Моделирование процессов и явлений в природе и технике методом маленьких человечков
Сочинение загадок
Модель «Элемент – имя признака – значение признака»
3. Практическая часть (7 минут).
1) Прием «Да-нет» (слайд 9)
Использование приема «Да-Нет» (метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет») для формирования темы урока или повторения пройденного материала на уроке математики. (слайд 10)
- Я загадала название геометрической фигуры. Она есть среди фигур на слайде. Отгадав её, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только «да» или «нет».
2) Приём « Причина - Факт - Следствие». (слайд 11)
Цель приёма: учить определять причинно - следственную связь, осуществлять мини-исследование. Для решения логической цепочки предлагается только один из её компонентов. Учащиеся подбирают к заданному факту причину (или причины) и определяют его последствия или к названной причине ищут факт и вытекающее из него следствие.
Пример использования приёма (слайд 12)
Урок литературного чтения
Тема урока: Народные сказки. (Сказка «Репка»)
Причина
Факт
Следствие
Позвал дед бабку…
Выросла репка большая-пребольшая
3) Приём «Хорошо – плохо» (слайд 13)Цель приёма: активизироватьмыслительную деятельность обучающихся на уроке, сформировать представления о том, как устроено противоречие. Приём формирует познавательные умения: обучающиеся осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений и приводят доказательства.
Пример использования приёмана уроке окружающего мира по теме «Погода».
Учитель задаёт ситуацию: «Одним из природных явлений является дождь. Найдите плюсы или минусы данного явления». Класс делится на две команды. Одна ищет плюсы, другая ищет минусы. Пример результата работы.
4) Алгоритм сочинения загадок (слайд 14)
Загадка о расческе. Что это: как забор, но нельзя перелезть, как пила, но не пилит, как трава, но не растет?
5) Приём «Рюкзак» (без слайда)
Цель приёма: учить обучающихся понимать и фиксировать свои продвижения в учебе.
Данный приём чаще используется на уроках после изучения большого раздела.
Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он кладет в этот рюкзак (приобретенные знания, умения по данной теме).
4. Рефлексия. Выводы. (1 минута). (слайды 15-17)
Мастер-класс подошел к концу. Я думаю, что все поняли суть использования приемов ТРИЗ. Главная привлекательность использования приемов ТРИЗ заключается в том, что все они интересны для ученика, формируют познавательную активность, развивают все операции мышления, все виды универсальных учебных действий. Они помогают находить варианты решения проблемной ситуации, проводить рефлексию пройденного материала, развивать творческое и логическое мышление, проводить оценивание своей работы. (слайды 18-19)
Список литературы:
Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. // Шанс на приключение. /сост. Селюцкий А.Б. – Петрозаводск, 1991. с. 88
Дидактические игры для развития творческого воображения детей/ сост. Никашин А.И. – Ростов-на-Дону, 1991 с. 23-47
Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником. //Познание: инф. – метод. сборник для учителей и учащихся, выпуск 5. – Рига, 1993. с. 102-106
Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста.// «Педагогика + ТРИЗ»: сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП «Сож», 1997. с. 12-13
Страунинг А.М. Росток. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста. – Обнинск, 1995. с. 55-60