kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс: «Почему речь детей так скудна?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс: «Почему речь детей так скудна?»»


Мастер-класс: «Почему речь детей так скудна?»


Цель мастер-класса: «Почему речь детей так скудна?»

представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Задачи мастер-класса:

1. Передача учителем своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

2. Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

1. Актуальность темы.


«…Слово – самый тонкий и самый острый

инструмент, которым мы, учителя,

должны умело прикасаться

к сердцам наших питомцев».

( Василий Александрович Сухомлинский)

В концепции развития универсальных учебных действий для начального образования Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения одним из главенствующих факторов является “возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, умение слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему…”

Именно поэтому в современном обществе, на мой взгляд, так важна проблема эффективной речи, правильного и убедительного слова. Речь является показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения учащихся считается развитие речи.Основной базой для достижения этой задачи служат уроки литературного чтения и русского языка. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вначале язык усваивается ребенком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно, поскольку стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна.

2) Передо мной встала проблема : «Почему речь детей так скудна?» И я стала искать ответ на этот вопрос.


По мнению психологов 1/4 первоклассников имеют речевые проблемы.

Уважаемые коллеги, как вы считаете, в чем причина неразвитой речи учащихся?

Социальные причины:

1. Воспитание и условия жизни

2. Дефицит языкового общения (много времени проводят перед телевизором, компьютером)

3. Конфликтная обстановка в семье

4.Чрезмерная опекаемость

5. Ослабленная нервная система

3)На своем мастер-классе я хотела бы поделиться опытом работы по развитию речи.

Главным условием развития речи младшего школьника является разнообразие методов и приёмов обучения учащихся на уроках гуманитарного цикла, и их умелое применение учителем.

Четыре года назад взяв группу детей из детского сада, я провела вместе с психологом школы небольшой эксперимент, который помог мне выявить уровень развития речи дошкольников. Сделав определённые выводы, опираясь на авторскую методику С. Зотова, с разрешения администрации школы, я разработала программу гуманитарного цикла для подготовки будущих первоклассников к школе в рамках работы группы дошкольной подготовки «Ступенька».

Поставила перед собой цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи.

Задачи работы по развитию речи :

Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.

Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

развитие умения составлять рассказы по серии сюжетных картинок.


Работа по развитию связной речи строилась на основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст.


Игра-ассоциация “Словесная цепочка”

Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации.

Учитель спрашивает: “Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?” Например, “ сказка”, следующий ребёнок называет “герои”, “волшебство”…

Можно сузить тему: крылатые одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, пословицы и поговорки о труде и т.д.

Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.

Эта группа детей перешла ко мне в 1 класс.

Уже с первого класса я начинаю приучать ребят к чтению дополнительной литературы. Совместно со школьным библиотекарем проводим конференции Это повышает скорость чтения.

На уроках литературного чтения продолжаю работать над

коррекцией звуков , четкостью артикуляции. Незаменимым материалом являются детские скороговорки, считалочки, приговорки, чистоговорки.

Они выполняют уникальную функцию: интеллектуальное ,эмоциональное, нравственное, художественное развитие детей в игре и через игру. На помощь приходит материал ,созданный учителем начальных классов Степановой Е.А.

Угодил в туннель тюлень.

Из туннеля выйти лень.

Как запомнить скороговорку?

-Как при запоминании избежать простой зубрёжки?

- Как разнообразить это монотонное скучное дело?

Проблемный вопрос: -Как нам запомнить ее легче? Каким способом?

Задание участникам: придумать способ решения проблемы.

Приём: « игра в театр»:- Легче запомнить, если прочитать в разных эмоциях:

- с чувством радости

- с вопросом

- с грустью

- с удивлением

- с восторгом

-с отвращением

- хвастливо

-с умилением

-с таинственностью

-с завистью

Чтение и заучивание небольших стихов


дети запоминают легко , далеко не любой материал, а лишь такой, который им чем-то интересен и вызывает у них положительные чувства. На помощь приходят стихи Степановой Е. А.


-двустишия

-стихи о животных

Очень нравятся детям «Речевые игры»

1) “Сочиняем сказку”

Дети берут любую игрушку, передают её друг другу, добавляя каждый по предложению, так чтобы получился связный рассказ или сказка.

2) “Узнай меня”

Нескольким ученикам раздаются карточки с изображением предметов. Они должны указать признаки предмета и дать его описание, остальные ученики угадывают, о чём шла речь, дополняют при необходимости сказанное.

3) “Фантазёры”

Нужно придумать 10 новых применений лопнувшему шарику, пустому стержню, обёртке от шоколадки, пустой консервной банке и т.д.

4) - Если бы я был цветком, я бы ….(положительные стороны, отрицательные)

- Если бы я был волшебником, я бы …

Упражнения в постановке логического ударения

Чтобы правильно поставить логическое ударение, нужно внимательно прочитать текст и вникнуть в его содержание, потому что постановка логического ударения зависит от смысла высказывания.


Прочитайте данные предложения и расставьте логические ударения в разных частях.

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?

Задания с фразеологизмами позволяют учить детей мыслить творчески, нешаблонно. Это связано с тем, что дети отдают предпочтения информационным технологиям, нежели чтению художественной литературы. Чтобы восполнить этот пробел, я решила обратиться к теме «Фразеология».

(каждый урок по одному фразеологизму)+ доп.материал.


Для активизации деятельности использовала нестандартные задания.

Вспомните фразеологические обороты, начало которых дано в тексте.

1.Надо самому отвечать за свои поступки, а не прятаться ...

2.На садовом участке ребята работали дружно, старались не ударить …

3.Бросились искать приезжего, а его и след ...

4. У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой ...

5.Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи ...

6. Мы его расспрашиваем, а он словно воды ...

7. Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся как ...

Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов?

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.

Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

Мы дружно работали, сложа руки.

Мы с другом долго спорили, но, в конце концов, нашли общий язык.

Яшка сломя голову остановился.

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось?

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

Кирилл целый день бездельничал.

Мы догадывались, что он нас обманывает.

Первого сентября Аня проснулась очень рано.

Прочитайте текст. Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему, что об стенку горох.

– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть, сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...

Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение?


Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа.

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением, мною используются при объяснении нового материала, в контрольных диктантах, изложениях и сочинениях. При обсуждении домашнего задания по учебнику непременно спрашиваю детей, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны, понятны. Никогда не оставляю без внимания ни одного непонятного слова с непроверяемым написанием, встретившегося в учебнике .Учу видеть такие слова в рассказе, стихотворении, научной статье, находить им объяснение. При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием работа проводится в такой последовательности:

1. Чтение слова с доски, таблицы.

2. Обозначение ударения.

3. Выделение корня.

4. Нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением.

5. Орфографическое чтение или проговаривание слова.

6. Запись слова в тетрадь.

7. Разбор слова по составу.

8. Определение грамматических форм слова.

9. Подбор родственных слов.

10. Этимологический анализ.

11. Составление с данным словом словосочетания, предложения.

Работа со словами, которых нет в «Словаре» учебника, создаёт возможность обогатить словарный запас ученика, способствует развитию речи. Крайне важно отделить работу над словом из «Словаря» от работы над усвоением тех или иных непрограммных понятий. Мои учащиеся уже знают, что данные слова они нашли сами в других источниках. Ученики с увлечением занимаются исследовательской деятельностью. В третьем классе я использую такое творческое задание – исследование «Энциклопедия одного слова». Важно убедить полезности и увлекательности такой работы. Для выполнения задания – исследования предлагается использовать примерный план или своеобразные шаги. Делю класс на группы по 6 человек. Не все пункты могут быть отраженны, главное – стараться, стремиться к поиску нужного материала. Свою работу можно красиво оформить, в виде книжки, презентации. Если к работе отнестись добросовестно, то может получиться настоящая книга. Я предлагаю схему – план для такого исследования:



1



слово …



и его лексическое значение (в толковом словаре)

2

слово…

и его происхождение (в этимологическом словаре)

3

слово…

и слова - родственники (однокоренные слова)

4

слово…

и его друзья - синонимы

5

слово…

и его враги - антонимы

6

слово…

во фразеологических оборотах

7

слово…

и слова – сочетания рифмы

8

слово…

в русском Фольклоре

9

слово…

в названиях произведений литературы

10

слово…

в названиях газет, журналов, реклам

11

слово…

в названиях художественных фильмов

12

слово…

в названиях картин художников

13

слово….

в детском речевом творчестве (собственные стихи, сказки, рассказы)

14

слово…

в рисунках (собственные рисунки)

Главное по достоинству, оценить каждое произведение и совместно обобщить, сделать выводы:

Большое внимание уделяется внеурочной работе. Проводятся мероприятия, вместе с родителями, в форме: “ Литературная гостиная, Пушкинские чтения, Осенний вернисаж, Зимняя дорога, Моя Россия, Родной край”, « Любимые сказки». Эти мероприятия расширяют кругозор, развивают речь, творческую фантазию, пробуждают у детей интерес к творчеству писателя. Дети излагают свои мысли, выразительно читают стихи, готовят яркие костюмы. Путешествия с детьми по городам Татарстана, на производства города, театров помогают в развитии речи учащихся. Наблюдения, полученные детьми на экскурсиях выливаются в творческие работы. В этом году мы решили снять небольшой фильм о маме. В году у нас проходят 4 тематических вечера .В конце года выходят диски с праздниками. Развитие речи через театральную деятельность приносит пользу ребятам и родителям.

Как результат моей работы по развитию речи к концу начальной школы речь детей становится более содержательной, построенной на знании фактов, на наблюдениях. Рассказы строят дети логично, умеют перейти от одной части к другой, не повторяя одни и те же обороты. Могут самостоятельно сделать выводы, умозаключения, умеют завершить высказывание, речь ребят становится более точной, умеют подбирать нужные слова и словосочетания. Убедительно передают мысль, отображают нужную фразу. Ребята стараются в речи меньше употреблять слова-паразиты.

Все навыки, приобретённые в овладении речью, способствуют успеху в обучении и развитии учащихся, ибо через язык, через речь перед школьниками открывается широкий мир науки и жизни. А значит, мой труд не напрасен!

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали, не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто смотрел бы на работу сквозь пальцы.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер-класс: «Почему речь детей так скудна?»

Автор: Бикбаева Светлана Николаевна

Дата: 22.09.2018

Номер свидетельства: 478483

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства