Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления в образовательном процессе».»
Мастер-класс по теме«Использование приёмов технологии развития критического мышления в образовательном процессе».
Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать всех, кто собрался сегодня в этом классе.
Эпиграф: Что мысль, когда ни с кем не делится она?
Что гордый ум, когда он сам в себе замкнётся?
Что рукопись, когда она не прочтена
Душа, когда она к другой не рвётся.
(А.С. Пушкин)
Сегодня мы хотим поделиться своими мыслями, опытом по теме «Использование приёмов технологии развития критического мышления в образовательном процессе.
В ходе мастер-класса мы познакомим вас с ТРКМ и с её основными технологическими приёмами.
Приём «Верители вы»,
- Верите ли вы, что узнаете что-то новое для своей педагогической деятельности по окончании нашего занятия?
- Верите ли вы, что существует множество стратегий обучения критического мышления?
- Верите ли вы, что можно научить обучающихся, самостоятельно добывать знания?
Что же такое ТРКМ?
Это американская технология, в России она начала развиваться с 1997 года. Технология представлена как система стратегий, методических приемов, видов и форм работы.
Роль учителя – в основном координирующая. Данную технологию можно использовать на уроках русского языка, литературного чтения, математике, уроках окружающего мира, во внеурочной деятельности.
Критическое мышление (в данной технологии) – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть.
Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
В основу технологии положена базовая дидактическая модель, состоящая из трех (стадий): Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.
Сейчас мы приглашаем вас к совместной работе.
У вас на столах лежат разноцветные листы бумаги, я прошу выйти тех, у кого они зелёного цвета. Прочтите названия стадий и прикрепите на доску.
А теперь выйдите те, у кого листы голубого цвета это задачи каждой стадии, прочтите и прикрепите их к соответствующей стадии.
Далее выходят те, у кого листы розового цвета, на розовых листах - приёмы технологии критического мышления, которые используются на разных стадиях. Чтобы правильно составить урок по данной технологии надо соблюдать 3 стадии:
Стадия вызова, осмысления, рефлексии.
А сейчас мы рассмотрим приёмы ТРКМ и поработаем в группах.
Приёмы: «Сбор ассоциаций». «Круги по воде». «Синквейн». «Диаманта».
Приём «Круги по воде».
Учащимся предлагается опорное слово: изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
( Пример) - Приём «Круги по воде».
Поэт
П - Пушкин
О - ода
Э - эпиграф
Т- творчество
Приём «Сбор ассоциаций».
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
- О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «---»?;
3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
(Пример) Приём «Сбор ассоциаций».
Весна
Капель
Ледоход
Проталины
Подснежники
Приём «Синквейн».
Правила написания синквейна:
Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.
Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.
Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.
Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту.
Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
Приём «Синквейн».
Птицы
Беззубые, пернатые
Бегают, плавают, летают
У них забавные птенчики
Теплокровные животные
Приём Диаманта - стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением.
1,7 строчки – существительные антонимы;
2 - два прилагательных к первому существительному;
3 – три глагола к первому существительному;
4 – два словосочетания с существительными;
5 – три глагола ко второму существительному;
6 – два прилагательных ко второму существительному.
Приём Диаманта.
Город
Большой, древний
Строится, растет, процветает
Известный город, маленькая деревня
Возрождается, развивается, кормит
Красивая, родная
Деревня
Мы желаем вам творческих успехов и надеемся, что эти приёмы вы будете использовать в своей работе.