kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер-класс "Оригами в предметной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к мастер-классу ««Оригами в предметной деятельности»

Для решения вопросов обучения детей  математики с помощью оригами  младших школьников предлагается методическая разработка. В ходе мастер–класса участники познакомятся с историей оригами, общими правила выполнения способов, с технологическим процессом изготовления элементов для дидактического материала, а в процессе практической деятельности освоят азы работы с техникой, что позволит в дальнейшем использовать данный материал на своих занятиях

Данная методика может быть использована учителями начальных классов и дошкольного учреждения и педагогами дополнительного образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«?????????? ?????? ?????»


Приложение 1
Методом оригами разделить один из углов квадрата .
Откладывание угла в 30° или 60° не представляет проблем. Достаточно построить на стороне квадрата равносторонний треугольник. Для этого сначала разделим квадрат вертикальной складкой на два равных прямоугольника. Затем проведем складку, которая переносит угол квадрата на отмеченную линию. Угол 15° можно получить, разделив полученные углы в 60° и 30° градусов пополам (Рис.1).
Рис.1
С помощью оригами можно решить одну из задач древности. Задача о трисекции угла, то есть поделить произвольный угол на три равные части.
Для решения этой задачи берем квадратный лист бумаги и обозначаем его как ABCD. На стороне AD отмечаем произвольную точку P и проводим отрезок BP. Нам надо разделить угол PBС на 3 равных угла.

На сторонах AB и  DC отмечаем точки E и F так, чтобы линия EF была параллельна AD. Обозначаем EFс помощью сгиба. Совмещаем сторону BCс линией EF. Линию, полученную в результате сгиба, обозначаем как GH. Делаем такой сгиб, чтобы точка Е касалась линии ВР и точка В касалась линии GH.


Теперь сгибаем лист по перпендикуляру к линии ЕВ, проходящему через точку G. На стороне АDотмечаем точку J. Отгибаем угол обратно. Доводим линию, исходящую из точки  J, до точки В. Сторону ВС совместить с линией ВJ.

Линии ВJ и ВК делят угол РВС на 3 равные части. Задача решена.

Деление квадрата на равные части.

Деление листа бумаги на две части не представляет сложности, поскольку реализуется просто складыванием базовой формы книжка.

Перейдем к более сложной задаче деления квадратного листа на три части.

Эта задача уже не столь проста. Для ее решения сложим угол квадрата к середине противоположной стороны. В таком случае точка пересечения другой стороны, противоположной этому углу и стороны, прилегающей к нему, делит сторону в отношении один к двум. Таким образом, с помощью только складок мы нашли треть стороны квадрата (Рис.1).



Рис.1

Для деления квадрата на четыре части достаточно достаточно его поделить пополам, а затем каждую из половинок снова пополам. Именно так происходит, когда мы складываем базовую форму дверь (Рис.15).

Рис.2 Рис.3

Деление квадрата на пять (Рис3), семь (Рис.4) частей изображено на рисунках .

Рис.4

Другой группой задач является получение одной фигуры из другой:

Квадрат из треугольника: раскрыть треугольник и разровнять его до квадрата.

Треугольник из квадрата: раскрыть квадрат и разровнять его до треугольника.

Трапеция из квадрата: развести углы в стороны, прижать и разровнять трапецию.

Прямоугольник из квадрата: раскрыть квадрат и разровнять его до прямоугольника.



Приложение 2

Простые базовые формы

Дверь

Книга



Треугольник

Воздушный змей










Просмотр содержимого документа
«?????????? ??????????? ????????????? ???????????? ?????????????? ?????? ????????????? ?????????? ??????????????? 2 ???????????»

Управление образования администрации Октябрьского муниципального района Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Октябрьский Дом детского творчества»











Методическая разработка по теме:

«Оригами в предметной деятельности»





Автор разработки

педагог дополнительного образования:

ДмитриеваТ.М.






с. Октябрьское 2019г







Аннотация к мастер-классу ««Оригами в предметной деятельности»

Для решения вопросов обучения детей математики с помощью оригами младших школьников предлагается методическая разработка. В ходе мастер–класса участники познакомятся с историей оригами, общими правила выполнения способов, с технологическим процессом изготовления элементов для дидактического материала, а в процессе практической деятельности освоят азы работы с техникой, что позволит в дальнейшем использовать данный материал на своих занятиях
Данная методика может быть использована учителями начальных классов и дошкольного учреждения и педагогами дополнительного образования.

























«Оригами в предметной деятельности»




Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе приобретения опыта техникой оригами в предметной деятельности


повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению техники

Задачи:

Познакомить педагогов с формами и методами применяемых на уроках с детьми начальных классов с помощью конструктивной деятельности в области математики;

создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер – класса;
способствовать интеллектуальному и эстетическому развитию педагогов;

Ожидаемые результаты мастер - класса: 
повышение креативности педагогов;
возможность применение педагогами нового нетрадиционного метода в своей практике;
рост мотивации участников МК к формированию собственного подхода к педагогической деятельности;
практическое освоение участниками МК специальных знаний, умений, навыков и приемов в технике оригами в процессе работы;
создание наглядного материала, проявляя творческую инициативу, фантазию, мышление.
Методы: 
интерактивный (словесный, наглядный, практический); 
исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества);
приемы;
объяснение;
консультация;
беседа с показом практических действий;










Структура плана-конспекта

1. Вступительная часть

1.1 Объявление темы и цели мастер-класса.

1.2 Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретически демонстрационная часть

2.1 Пояснение

2.2 Общие правила техники

2.3 Технология изготовления наглядного материала.

2.4 Инструменты и материал для работы

3. Практическая часть

3.1 Технология работы с учебным материалом на примере авторской разработки.

4. Заключительная часть

4.1 Проведение мини-выставки работ педагогов.

4.2 Обсуждение темы, обмен опытом.



Я на своих занятиях начинаю знакомство обязательно с истории бумаги. Дети знакомятся с различными видами бумаги, из которой можно делать поделки. Применяя тактильный прием исследования бумаги, я даю понять детям какую бумагу можно выбрать. Показывайте иллюстрации из книг (есть интересная книга Домашняя школа автор Андрей Зарецкий -это книга для развития мышления и познания фактов из истории цифр и букв)), презентаций, этот процесс исследования нравится детям.

История возникновения оригами неразрывно связана с изобретением бумаги. Человечество за время своего развития изобрело много различных материалов для письма. Это папирус, глиняные таблички, береста, бамбуковые планки, пергамент и только в начале первого тысячелетия в Китае изобрели бумагу. Китайцы изготавливали бумагу из бамбуковых стеблей. Скоро секрет изготовления бумаги стал известен в Японии. Японцы улучшили технологию производства и стали получать бумагу прочнее и качественнее китайской. Лучшую бумагу в Японии делали из коры шелковичного дерева. Такая бумага уже обладала свойствами необходимыми для складывания из нее фигурок.

Складывание фигурок не получило распространения в Китае, какое оно получило в Японии. Произошло это по следующей причине: японцы использовали бумагу не только для бытовых целей, но и для демонстрации своих идей. Как известно, буддизм не разделяет искусство на высокое и низкое, не делит дела на важные и не очень, буддисты были первыми, кто обратил внимание на «мелочи жизни» с той целью, чтобы успеть ухватить в этих мелочах дыхание вечности.

Сначала оригами было храмовым искусством. Бумажными фигурками украшали во время праздников статуи богини милосердия Каннон. Искусство оригами совершенствовалось, придумывались новые фигурки и способы их складывания. Вскоре умение складывать фигурки из бумаги стало считаться у японцев признаком хорошего образования и изысканных манер. Во многих знатных японских родах оригами служили гербом и печатью.

В те времена считалось признаком хорошего тона и воспитания умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Используя свое умение, самураи так искусно закручивали свои записки, что только посвященный мог их развернуть. Кроме того, оригамные фигурки часто использовали в свадебной церемонии, украшении домов или праздничных шествиях. Со временем оригами становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам.

Во второй половине XIX века Япония широко открыла двери остальному миру, и европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами: лягушкой, рыбой, журавликом. Тем не менее, своё «оригами» существовало в Европе и до этого. В частности испанская пахарита (птичка), возможно, была одной из первых сложенных из бумаги фигурок в Европе и вообще в мире.

И все же бумага была материалом редким и дорогим. Чаще в Европе складывали ткань – воротники, чепцы и другие головные уборы, которые носили сестры милосердия, монахини, горничные.

Новый этап в развитии оригами начался после второй мировой войны и связан с именем знаменитого японского мастера Йошизава Акира. С помощью изобретенных им несложных условных знаков , процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков-чертежей. Акира изобрел сотни новых, ранее не известных, фигурок. Он доказал, что искусство складывания может быть авторским, и способствовал его широчайшему распространению. В течение нескольких лет Японское министерство иностранных дел отправляло его в многочисленные поездки по странам Европы, потому что развитое и поддержанное им традиционное японское искусство стало международным средством мира и дружбы без слов. Легенды оригами.

Для того чтобы разбудить любопытство и тягу у новых учеников, мастера оригами придумывали различные истории – легенды о важности оригами в жизни человека и истории в целом.

Самая известная из дошедших до нас легенд об этом японском искусстве напрямую связана с фигуркой оригами – бумажным журавликом

В восточной культуре журавль символизирует любовь, веру и надежду. Из легенды следует, что если сложить тысячу подобных фигурок, а затем подарить

их окружающим людям, то может исполниться самое заветное желание. По легенде очень давно на земле жил бедный мастер, посвятивший всю свою жизнь оригами. Он был очень добр ко всем и ко всему, что его окружало. Его основным занятием было складывание из листов бумаги различных фигурок, которые он раздавал детям. Однажды он повстречал на пути странствующего монаха и подарил ему фигурку журавлика. Это растрогало монаха, и он сказал: «Складывай свои фигурки дальше. Главное – твоя вера в их важность. Даже если вокруг война, оставайся верен своему искусству, и оно отблагодарит тебя, сделав богатым и известным». Через некоторое время на самом деле началась война. Молодые отправились воевать на эту продолжительную и кровопролитную войну. А бедный мастер упрямо продолжал собирать свои фигурки, чем раздражал окружающих людей. Разозлившись, соседи решили сжечь его дом, но оказавшись в нем, они были восхищены разнообразием и великолепием фигурок. Добрый мастер подарил каждому из вошедших в его дом людей понравившуюся фигурку. На глазах у гостей мастер сделал из листа бумаги журавлика, который ожил в его руках и улетел – он был вестником мира. Люди воодушевились, поверили в себя, и вскоре одержали победу в войне.

Также журавлик стал символом избавления от ядерной угрозы и лучевой болезни. Это связано с определенной легендой, которая очень похожа на быль и повествует о девочке по имени Садако Сасаки


И каждый человек хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из квадратного листа бумаги - кораблик, самолетик или пилотку. Во время работы складывая фигурки оригами, дети сталкиваются с математическими понятиями, при изготовлении модулей и сборке фигур нужна точность, как в математике.



Как же связаны оригами и математика? Действительно ли есть взаимосвязь искусства оригами и науки математики?
Давайте разбираться.

Базовые формы оригами.
Многие фигурки оригами на начальном этапе складываются одинаково, то есть имеют одну основу - базовую форму. База – это самая простая уже сложенная форма, из которой со временем могут появиться множество различных фигурок.
Сегодня в мире существует целых 11 базовых форм
Простые базовые формы: треугольник, книга, дверь, воздушный змей;
Средние базовые формы: блин, рыба, двойной треугольник, двойной квадрат;
Сложные базовые формы: птица, катамаран, лягушка.
Часто в книгах об оригами даже не приводятся схемы базовых форм оригами, подразумевается, что мастер оригами уже с ними знаком Сколько любопытных тайн кроется в обычном листочке бумаги, который всегда под рукой! Возможности перегибания листа бумаги велики, что обеспечивает решить большое разнообразие задач.
Откладывание угла в 30° или 60° не представляет проблем. Достаточно построить на стороне квадрата равносторонний треугольник. Для этого сначала разделим квадрат вертикальной складкой на два равных прямоугольника. Затем проведем складку, которая переносит угол квадрата на отмеченную линию. Угол 15° можно получить, разделив полученные углы в 60° и 30° градусов пополам (Рис.1).
Рис.1

При решении задач с помощью методов оригами роль прямых играют края листа и линии сгибов, образующиеся при его перегибании, а роль точек - вершины углов листа и точки пересечения линий сгибов друг с другом или с краями листов.

Деление квадрата на равные части.

Деление листа бумаги на две части не представляет сложности, поскольку реализуется просто складыванием базовой формы книжка.

Перейдем к более сложной задаче деления квадратного листа на три части.

Эта задача уже не столь проста. Для ее решения сложим угол квадрата к середине противоположной стороны. В таком случае точка пересечения другой стороны, противоположной этому углу и стороны, прилегающей к нему, делит сторону в отношении один к двум. Таким образом, с помощью только складок мы нашли треть стороны квадрата (Рис.2).



Рис.2

Для деления квадрата на четыре части достаточно достаточно его поделить пополам, а затем каждую из половинок снова пополам. Именно так происходит, когда мы складываем базовую форму дверь (Рис.3).

Рис.3 Рис.4

Деление квадрата на пять семь частей изображено на рисунках .

Рис.5


Другой группой задач является получение одной фигуры из другой:

Квадрат из треугольника: раскрыть треугольник и разровнять его до квадрата.

Треугольник из квадрата: раскрыть квадрат и разровнять его до треугольника.

Трапеция из квадрата: развести углы в стороны, прижать и разровнять трапецию.

Прямоугольник из квадрата: раскрыть квадрат и разровнять его до прямоугольника.

Для оригами необходимы всего лишь руки и лист бумаги, но в этом очень много различных возможностей. Это интересное занятие и головоломка, развлечение и наука.

Значительное место оригами занимает в образовании и развитии:

  • учит различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание;

  • развивает способность работать руками, мелкую моторику рук, приучает к точным движениям пальцев;

  • развивает глазомер, память и учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать инструкциям;

  • работают оба полушария мозга, потому что при складывании фигурок одновременно работают обе руки;

  • знакомит с геометрическими понятиями, вызывает интерес к урокам математики и конструирования;

  • развивает творческие способности, пространственное воображение и фантазию - учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме;

  • дает трудовые навыки, учит аккуратности, экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.



В ходе изучения данной темы можно прикоснуться к тайнам оригами, понять смысл математических принципов в бумажной пластике. Выполняя геометрические фигуры в технике оригами, можно вспомнить или познакомиться с новыми геометрическими понятиями, основными определениями


- Я же хочу вам предложить как сделать интересней урок математики с помощью простых способов запоминания арифметических действий на уроках . С одной стороны дети освоят первоначальные навыки оригами и с другой стороны закрепят счет .На моем примере я хочу представить вам необычное дерево на котором растут разные ягоды фрукты и даже овощи . А на осеннем дереве можно узнать какого цвета листья и сколько их.

Нам понадобится цветная бумага клей ножницы и схемы. Дети уже умеют группировать предметы и поэтому после обобщающего вопроса об овощах и фруктах, перейдите к изготовлению. Вы же можете сделать основу в виде дерева.

Ствол из базовой формы змей и крона из той же формы. Вот вы и уже с детьми закрепили «строение дерева» А теперь приступим к изготовлению выбранных предметов, у каждого ребенка их может быть несколько по вашему усмотрению. Эту работу можно сделать как индивидуально для счета, так и общую. Всю подготовительную работу можно сделать на внеурочной деятельности или уроки технологии.




Практическая часть выполнение фруктов.

Сборка и проигрывание.

У нас с вами все готово. Теперь развиваем вашу фантазию, и побуждаем детей думать.

На крону дерева нужно приклеить двухсторонний скотч

Назовем наше дерево «Чудо –дерево» Ведь на нем растут и яблоки и груши могут даже сливы, апельсины. Предложить детям решить задачи, например: Сколько на дереве фруктов? Упало две груши, сколько осталось груш или фруктов. Но у вас ведь на дереве еще и ягоды. Вот вам и задачка на внимание .

На таком же примере сделаем лист. Они у нас будут разного цвета , потому что они осенние листья. И опять вам поле фантазии на решение задачи. Подумайте, что еще можно сосчитать. Птиц виды рыб в аквариуме. И т.д


Обсуждение .Рефлексия Рекомендации.

Начинайте моделирование с простейших фигур, вид которых не слишком абстрактен. Во время занятия актуализируйте имеющиеся у детей знания об окружающем мире, расширяйте их. Демонстрируйте складывание с помощью большого квадрата, с одной стороны белого, с другой – цветного.
На первых занятиях демонстрируйте процесс складывания без схем, используя сказочный сюжет (логичный или парадоксальный). Постепенно приучайте ребят к условным знакам , схемам.
Правильно используйте математические термины, используемые при моделировании (точка, отрезок, угол, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, параллельные прямые, равные отрезки, равные углы, равные фигуры, подобные треугольники, прямой угол, острый угол, тупой угол, биссектриса угла, сторона, середина стороны, средняя линия, ось симметрии, диагональ и др.).
Просите ребят складывать дома для папы и мамы те фигурки, которые они научились делать. После того как дети научились моделировать пять-шесть фигурок – организуйте конкурс "юных оригамистов" по двум номинациям: кто быстрее и кто качественнее смоделирует фигурку. Собирайте новые фигурки, сложенные детьми самостоятельно, фиксируйте авторство детей.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Мастер-класс "Оригами в предметной деятельности"

Автор: Дмитриева Татьяна Михайловна

Дата: 26.06.2019

Номер свидетельства: 516042


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства