Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Обучение элементам динамического чтения в начальной школе"»
Мастер – класс по теме:
Тема «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе».
Цель:
Осмыслить необходимость применения технологи динамического чтения в организации активной и эффективной деятельности при реализации формирования техники скорочтения в начальных классах.
Показать особенности уроков с элементами динамического чтения (скорочтения).
Приобрести практический опыт использования некоторых приемов и методов на уроках обучения грамоте и литературного чтения.
Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Оборудование: памятки, карточки с заданиями, иллюстрации к сказке, таблицы Шульте.
Организационный этап
Приветствие гостей.
- Здравствуйте. Я рада вас видеть на мастер-классе, который, несмотря на свою достаточно узкую направленность, имеет большое практическое значение как для учащихся в их учебной жизни, так и для выпускников в социуме.
Знакомство с планом работы.
План мастер – класса:
1. Презентация педагогического опыта учителя.
2. Представление системы учебных занятий.
3. Проведение имитационной игры:
- учебное занятие со слушателями;
- демонстрация эффективных приемов работы с учащимися.
4. Рефлексия:
- дискуссия по результатам совместной деятельности учителя и слушателей
Представление педагога:
- Я - учитель начальных классов МОУ СШ № 48 Ворошиловского района г. Волгограда Глинская Нелли Викторовна. Прежде чем мы начнем нашу работу, давайте запишем наши ожидания от мастер-класса.
Основная часть. Презентация педагогического опыта учителя.
Тема мастер-класса «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе» на сегодняшний день очень актуальна. Мы живём в очень не простое время. Объем информации, доступный человеку, растет в геометрической прогрессии. Поскольку уменьшить поток информации мы не в силах, значит, необходимо увеличить скорость восприятия этой информации, ее переработки.
Одним из наиболее доступных и эффективных способов увеличения скорости работы с информационным потоком и является динамическое чтение или скорочтение.
Мы всё чаще сталкиваемся с тем, что наши дети не читают никаких книг, кроме учебников. Это вызывает серьёзную тревогу.
Перед нами, учителями начальных классов, стоит задача - научить детей читать в темпе разговорной речи (от 100 до 170 слов в минуту) к концу IV класса. Плохое чтение, заниженный темп влекут за собой почти все беды школьной системы. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поддержание интереса на уроках, усидчивость.
Цель: Оптимальная эффективность обучения скорочтению для успешной самореализации в деятельности, расширения объема знаний, умений и навыков через динамическое чтение.
Задачи:
Дидактические: увеличение скорости чтения для получения информации, для самостоятельного приобретения знаний, посредством динамического чтения.
Развивающие: развитие памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих возможностей и умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.
Воспитательные: формирование самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма и определенных нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, обучение общению.
Чтение широким диапазоном скоростей и высоким уровнем понимания часто называют динамическим (быстрым, скорочтением).
По словарю С.И. Ожегова «динамический — это богатый движением, действием, внутренней силой». Как известно, начальная школа еще недавно была ориентирована на чтение преимущественно вслух. Считалось, что в средних и старших классах школы техника чтения совершенствуется сама, а навык чтения автоматически переходит в навык продуктивного чтения про себя. Однако это далеко не так.
Многолетние исследования школы динамического чтения показали, что 94% взрослых при чтении пользуются в основном навыками, приобретенными в начальной школе. Темп чтения молча (180-200 слов в минуту) лишь ненамного превышает скорость говорения.
В основе динамического чтения лежит широкий диапазон темпа считывания – от очень медленного до очень быстрого – и, соответственно, более высокий уровень запоминания, понимания и усвоения.
Рассмотрим некоторые методические приемы обучения динамическому чтению.
Для блокирования речемоторного и речеслухового осмысления текста используются:
-методические приемы механического торможения артикуляции: сжимание губ, сжимание зубами какого – либо предмета, широкое открывание рта во время чтения.
-методика речевых помех: чтение проводится при одновременном непрерывном проговаривании вслух без пауз хорошо заученных рядов слов, цифр, стихотворений или слогов.
-методика неречевых ритмических помех – например, чтение текста про себя при одновременном выстукивании заученного ритма рукой.
-методика звуковых помех: чтение при звучании музыки или применение других акустических раздражителей.
-методика принудительного режима чтения: чтение с заданной скоростью, значительно превышающей привычную скорость чтения и скорость речемоторного и речеслухового переосмысления зрительно воспринимаемого текста. На прочтение одной страницы обычно разрешается тратить не более 15 секунд.
Для расширения центрального поля зрения рекомендуются упражнения с использованием таблиц Шульте и числовых пирамидок.
Таблицы Шульте – это квадраты размером, разделенные на части, в каждую из которых вписаны числа от 1 до 9 (1 до 25) или буквы в произвольном порядке.
Числовая пирамида состоит из двух равномерно расходящихся сверху вниз рядов случайных двузначных чисел и ряда последовательных чисел, расположенного посередине, каждое из них нумерует пару равноудаленных чисел расходящихся рядов. Упражнение заключается в том, чтобы, фиксируя взгляд на числах среднего ряда, распознавать те, которые расположены по краям. С помощью числовых пирамид можно определять результаты расширения границ поля зрения.
Я поделюсь с вами набором практических действий по развитию техники чтения, которые, дают наиболее эффективные результаты в данном направлении. Эта работа проводится с первых дней обучения учащихся в школе и она имеет свои положительные результаты:
-увеличивается скорость чтения;
-развивается артикуляция;
-улучшается память, внимание;
-совершенствуется мышление, воображение;
-ребенок получает устойчивый навык чтения и приобретает уверенность в своих силах;
-повышается самооценка;
-выявляются и развиваются способности.
3. Имитационная игра со взрослыми.
На сегодняшнем занятии рассмотрим подробнее упражнения по динамическому чтению в их адаптированном варианте, рассчитанном на младших школьников
-фотографирование;
-работа по таблицам Шульте, работа с числовыми(буквенными) пирамидами;
-«Чтение – спринт»;
-«Чтение – разведка».
Прием №1. Фотографирование.
Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое упражнение «фотографирование». Фотографирование – это восприятие за ограниченное время (1 секунду) различного рода картинок, предметов, речевого и счетного материалов. Давайте с вами этот приём апробируем.
Я вам показываю иллюстрацию к сказке. А вы должны за одну секунду успеть рассмотреть, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Вы должны смотреть очень внимательно. Итак «Приготовиться!», «Внимание!», «Фотографируем».
-Что изображено на иллюстрации?
-Как называется сказка? Кто думает по-другому? Почему?
-Кто автор сказки?
- Молодцы!
Динамика нарастания сложности в упражнении следующая:
1.Найди лишнюю букву.
а, о, в, у, и
2. Найди лишний слог.
бо, но, ро, мы, со, ко
3. Найди лишнее слово.
а) река б)слон
речка лев
ручей мак
ручка тигр
ручеек ягуар
Прием №2. Работа по таблицам Шульте.
Таблицы Шульте, как уже отмечалось, хорошо развивают поле зрения. В 1 классе использовать два комплекта – с числами от 1 до 9 и от 1 до 20.
8
7
3
9
1
8
2
6
4
Во втором и третьем классах используется комплект с числами от 1 до 25 и его варианты.
15
6
16
9
14
1
8
20
24
2
18
22
10
21
12
17
11
23
5
25
7
4
13
19
3
Центр таблицы окрашивается в зеленый цвет. На этом зеленом пятне и концентрируется внимание учащихся.Упражнение состоит в том, чтобы показать карандашом или отметить про себя расположение в таблице чисел по порядку натурального ряда, не перемещая взгляда за пределы центральной клетки таблицы. Среднее время выполнения задания обычно более одной минуты. Задача состоит в том, чтобы добиться считывания каждой из 10 таблиц комплекта за время, не превышающее 25 секунд. При работе с таблицами используется Памятка. На партах у гостей на листках напечатана Памятка.
Памятка
1) Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.
2) Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел.
3) Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее целиком.
По такому же принципу изготавливаются и карточки с «рассыпанным» алфавитом. (Раздать участникам карточки)Упражнение выполняется стоя или сидя. Учащиеся называют буквы про себя, указывая на них карандашом. В работе с таблицей используется та же Памятка.
-Итак, я попрошу вас взять карандаши. Раз, два, три, начни.
-Кому было легко? Кто испытал трудности?
Систематическая работа с числовыми (буквенными) пирамидками дает возможность развивать у детей боковое зрение. Образцы пирамидок напечатаны на доске. Слоги расположены пирамидкой, в основании есть небольшое расстояние между буквами, затем, когда учащиеся уже свободно фиксируют слог, оно увеличивается.
МА А М
М О О М
М У У М
М И
М Е
М Ы
-Мы с вами выполним это упражнение стоя, сменим позу.
-Итак, я попрошу всех встать. Раз, два, три, начни.
-Кому было легко? У кого возникли трудности?
Прием №3. «Чтение – спринт»
«Чтение – спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике. Перед чтением рекомендуется подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться!», «Внимание!», «Марш!». При обучении «Чтению – спринт» используется Памятка. (На партах у гостей на листках напечатана Памятка)
Памятка
1)Плотно сожми зубы и губы.
2)Читай только глазами.
3)Читай как можно быстрей.
4)Ответь на вопросы к тексту.
Прием №4. «Чтение – разведка»
В целях обучения детей вертикальному чтению используется упражнение «Чтение – разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить в нем главное. Используется Памятка:
1) Плотно сожми зубы и губы.
2) Поставь пальцы на начало и конец строки.
3) Просматривая текст вертикальным движением глаз, найди ответы на вопросы.
Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Например, разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое – либо правило. На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом.
Все описанные выше упражнения проводятся на незнакомом тексте, после чего он перечитывается вслух и над ним проводится работа по обычной, традиционной методике: выборочное чтение, пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, составление характеристики героя и т. п.
Таким образом выполнение упражнений по динамическому чтению занимает 5-7 минут урока. Ценность этих упражнений состоит в том, что дети после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой).
Наряду с указанными основными упражнениями в технологии динамического чтения используются такие упражнения, как:
1) Упражнение «Финиш». Методика работы с ним такая же, как и при чтении способом «Спринт», только дети читают до указанного педагогом слова или выражения.
2) Упражнение «Игра в прятки». Обучающийся начинает читать не сначала, а где захочет, называя только номер страницы, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего.
3) Чтение с речевыми помехами, которые создаются самим читающим: текст читается про себя, одновременно при этом напевается знакомая песенка или декламируется наизусть стихотворение.
4) Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после чтения ответить на вопросы по содержанию.
5) Чтение со звуковыми помехами, например: при звучании музыки.
4.Рефлексия.
На этапе рефлексии предлагаю вам продолжить фразы:
Динамическое чтение развивает ……
С помощью скорочтения пополняется ……..
Перед началом мастер-класса вы записали свои ожидания. Они оправдались? Запишите свое отношение к увиденному.
Подведение итогов.
Сегодня на занятии вы увидели не все приемы по обучению скорочтению.
Эту творческую мастерскую вы можете пополнить своими видами работы. Результаты превзойдут все ваши ожидания. Вы будете:
1.Получать больше информации из прочитанных книг, журналов и газет.
2.Лучше запоминать прочитанное.
3.С одного взгляда на страницу понимать основные идеи текста.
4.За один вечер прочитывать легкий роман.
5.Увеличите словарный запас.
6.Быстро и эффективно справляться с валом поступающей информации.
Спасибо Вам за участие в мастер – классе, за вашу активность, помощь, вы были очень хорошими учениками. Надеюсь, что данная информация найдёт практическое применение на уроках.
Литература:
1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать.- М.:Просвещение, 1991.
2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению.- М.: Просвещение, 1991.
3. Корнев А.Н.Нарушения чтения и письма детей.- СПб.:ИД”МиМ”,1997.
4. Оморокова М.И.и др. Преодоление трудностей.- М.: Просвещение, 1990.
5. Тихомирова И.И. Интерес к чтению: как его пробудить? // Школьная библиотека.- № 6.-2001.