Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочной деятельности как способ активизации познавательной активности обучающихся"»
МОУ «Казинская СОШ» Валуйского района Белгородской области
«Нестандартные формы работы на уроках и во внеурочной деятельности как способ активизации познавательной активности обучающихся»
мастер-класс
Волкова Елена Николаевна,
учитель МОУ «Казинская СОШ»
Валуйского района Белгородской области
2013
(Слайд 2)
Познавательная активность - основа любой учебной деятельности школьника на всех возрастных этапах его развития. Без достаточно высокого уровня познавательной активности невозможна эффективная организация образовательного процесса.
С психологической точки зрения познавательная активность — это мера умственного усилия, направленная на удовлетворение познавательного интереса. Ее уровень характеризует потребностно-мотивационную сторону жизнедеятельности индивида. Она формируется как природно обусловленными механизмами, так и особенностями организации учебной деятельности.
Одним из способов формирования учебной мотивации, а, следовательно, и повышения уровня познавательной активности обучающихся является применение нестандартных форм работы на уроках и во внеурочной деятельности.
О некоторых формах работы, которые я активно применяю в своей педагогической деятельности, я хотела бы рассказать вам сегодня.
Одной из таких форм является работа над творческим проектом в рамках учебного предмета. (Слайд 3) К примеру, в курсах «Православная культура» и «Окружающий мир» есть тема «Моя родословная». Я предлагаю обучающимся выполнить творческий проект по этой теме, форму дети выбирают сами: художественное оформление генеалогического древа, альбом, книга, видеофильм. На уроке обучающиеся защищают свой проект, оформляется выставка. В дальнейшем собранные материалы могут быть использованы для участия в различных конкурсах. В 2010 году видеофильм «Моя родословная» моего ученика был удостоен медали «Вдохновение» во Всероссийском конкурсе «Первые шаги».
Со своими учениками активно занимаюсь краеведческой работой. Использование краеведческих материалов и заданий помогает детям осознавать связь получаемых в школе знаний с действительностью, их реальной жизнью. Очень интересным является для младших школьников создание путеводителей по достопримечательностям своего села. (Слайд 4) К примеру, учеником моего класса был составлен атлас-путеводитель по святым источникам нашего села «Благодатные источники земли Казинской», который впоследствии принял участие в региональном конкурсе «Святой источник – бесценный дар» и занял 1 место. (Слайд 5,6)
В качестве поощрения обучающихся, выполнивших наиболее качественные работы, провожу экскурсии для класса с использованием их путеводителей. (Слайд 7)
На одной из таких экскурсий по родникам села Казинка мы пришли к выводу, что один из святых родников находится в плачевном состоянии, и решили исправить ситуацию.
Отсюда вытекает еще одна форма работы – акция. В 2012 году в своем классе я провела экологическую акцию «Живи, родник!» (Слайд 8) Целью акции была защита родника от загрязнения со стороны автотрассы и очистка территории от мусора. В рамках этой акции, совместно с сельской библиотекой и администрацией села, в своем классе провела конкурс проектов по озеленению территории родника «Зеленый щит». Проект-победитель был осуществлен в рамках акции. (Слайд 9,10)
Очистку территории родника произвел «Десант чистоты». (Слайд 11, 12,13)
Итоги акции мы оформили в виде видеоролика «Мы сбережем мир вокруг нас». (Слайд 14)
В своей работе использую современные мультимедийные технологии. К примеру, в своем классе провела конкурс сценариев анимационного фильма по профилактике вредных привычек. На основе лучшего сценария был создан анимационный фильм «Брось сигарету, выбери спорт!» (Слайд 15)
Многие традиционные задания предлагаю обучающимся выполнить в нетрадиционной форме – в форме соревнования в различных областях творчества. К примеру, в прошлом году было проведено соревнование импровизированных музыкальных коллективов класса, которые исполняли музыкальную композицию о вреде газированных напитков собственного сочинения. Вот одна из лучших композиций. (Слайд 16)
С наиболее активными обучающимися занимаюсь созданием видеоотчетов о деятельности в различных сферах. К примеру, отчета о том, как дети помогают зимующим птицам пережить зиму. (Слайд 17)
В исследовательской деятельности обучающихся, которой мы занимаемся очень активно, я не ограничиваюсь теоретическим поиском. С детьми мы совершаем путешествия в соседние села и города, чтобы посетить предприятия, мастерские, встретиться с интересными людьми. (Слайд 18,19)
Также в классе в рамках исследования проводим эксперименты и опыты, за которыми могут следить все обучающиеся класса, а не только авторы исследовательской работы. (Слайд 20,21)
В сфере духовно-нравственного воспитания я разработала авторскую программу «Школа нравственности», которая предполагает формирование у обучающихся нравственных убеждений с помощью рабочей тетради «Школа нравственности». (Слайд 22) С этой тетрадью я стала победителем регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя».
Тетрадь включает разнообразные виды заданий. Для удобства пользования разработана система условных обозначений. (Слайд 23)
Тетрадь включает четыре раздела:(Слайд 24)Доброта, Честность, (Слайд 25) Уважение, Любовь к малой родине. (Слайд 26) В каждом разделе работа ведется по следующей схеме: сначала дается понятие, потом это понятие актуализируется, затем закрепляется. (Слайд 27) В процессе работы над заданиями ребята учатся оценивать свои и чужие поступки, анализировать их с точки зрения нравственности, делать выводы.
(Слайд 28) После основных разделов помещены материалы для самостоятельного чтения «Прочитай-ка». Это произведения известных писателей, статьи краеведов, наших земляков, сочинения обучающихся нашей школы. В каждом разделе есть задания по этим произведениям.
(Слайд 29) В конце тетради находится «Дневник добрых дел», в котором обучающиеся могут рассказать о своих самых добрых поступках.