Мастер-класс "Формирование коммуникативных ууд через групповую и парную формы работы на уроках в начальной школе"
Мастер-класс "Формирование коммуникативных ууд через групповую и парную формы работы на уроках в начальной школе"
Данная работа представляет описание мастер-класса по теме "Формирование коммуникативных УУД через групповую и парную формы работы на уроках в начальной школе". Цель моего мастер-класса - показать способы организации парной и групповойработы учащихся науроках в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Формирование коммуникативных ууд через групповую и парную формы работы на уроках в начальной школе"»
Мастер-класс по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД ЧЕРЕЗ ГРУППОВУЮ И ПАРНУЮ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Сегодня очень важно вооружить ученика такими способами действий, которые помогут ему развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе
И сегодня мы с вами будем учиться взаимодействию, сотрудничеству.
Основой ФГОС НОО является системно - деятельностный подход. Чтобы реализовать деятельностный подход, необходимо организовать коллективную деятельность на уроке, которая подразумевает взаимодействие учащихся. Среди выделяемых федеральным стандартом метапредметных умений особое место занимают коммуникативные учебные действия.
Рассмотрим примеры приёмов и видов работ по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Что относится к коммуникативным действиям? Самостоятельно выберите только коммуникативные действия.
(К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением — контроль, коррекция, оценка действий партнера и своих собственных;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.)
СВЕРКА В ПАРЕ.
ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ.
Определимся с понятием – что же такоегрупповая работа.
(РАССУЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ)…
Подводим итоги: групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Такая работа стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
Работа в паре простейший вид групповой работы и представляет широкие возможности для организации разнообразной деятельности учащихся на различных этапах урока. Я предлагаю вам поработать в паре и выбрать на каких этапах урока целесообразно использовать парную и/или групповую формы работы :
Этап урока
Парная
форма работы
Групповая
форма работы
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
+
+
Выявление места и причины затруднения.
Построение проекта выхода из затруднения.
+
Реализация построенного проекта.
+
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
+
+
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
+
Включение в систему знаний и повторение.
+
+
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
ПРОВЕРКА ПО ЭТАЛОНУ
Работая по курсу «Введение в школьную жизнь» элементы групповой работы начинаю вводить уже с первых дней учебы детей в школе.
На начальном этапе это работа в парах, которую затем переношу на уроки всех дисциплин и применяю на этапе актуализации знаний: при проверке домашних заданий, взаимопроверке классных самостоятельных работ. В парах дети составляют звуковые схемы, читают, пишут словарные диктанты, проверяют друг у друга работы на предмет орфографической зоркости и каллиграфии, придумывают условие задачи, решают задачи, проверяют друг у друга по сорбонкам знание таблицы умножения и состав чисел, словарные слова. Сначала я говорю парам, каким образом они должны работать. Позже пары самостоятельно выбирают тот вариант работы, который им удобнее.
Выделяют такие виды парной работы: Работа ''хором''; работа «по-операциям»; взаимопроверка; «ученик – учитель/контролер». Важно, чтобы ученик говорил по теме, умел ставить и отвечать на вопросы.
Групповая работа эффективна для заданий, которые ученик не может сделать самостоятельно. Применять групповую работу целесообразно со 2 класса.
Видов групповой работы бесчисленное множество.
Виды групповой работы:
Работа в парах.
«Мозговой штурм».
«Вертушка»или«Продолжи».
Охота за сокровищами.
Снежный ком.
Пазлы или «Метод Пилы».
Предлагаю вам в группе обсудить описанные формы работы и дать им название .
– Сегодня вы видели такие формы, как работа в паре, «Мозговой штурм», «Вертушка».
Рассмотрим каждый вид по отдельности.
1. «Вертушка» (метод Славина) или «Продолжи» - конвейерный тип взаимодействия в группе, можно использовать на различных этапах организации урока. Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».
А) Каждое последующее задание или определенная операция выполняется следующим учеником. Выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой.
Б) Индивидуальная проверка.
В) Выставление оценок. Оценки суммируются в группе, и объявляется общая.
2. Мозговой штурм
А) Используется для генерации идей -каждый участник высказывает как можно больше идей о том, как решить задачу, а затем они обсуждают пригодность этих способов действия и готовят ответ от «группы». В речи активно используются высказывания типа: «Давайте подумаем вместе…», «А как сделать, чтобы…», «Что произойдет, если…». При этом дети приучаются выслушивать различные варианты ответов, конструктивно обсуждать возникающие проблемы.
Б) Соблюдается жесткий регламент.
В) Распределяются роли внутри группы (докладчик, секретаря, контролер, критик).
Г) После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.
3. Пазлы или «Метод Пилы»как правилоиспользую на уроках «Окружающего мира». Здесь удобно разделить параграф на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть. После изучения материала группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.
Работая в паре и группе дети учатся внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующихэлементов:
1. В процессе подготовки детей к групповой работе рекомендуется использовать:
- постановку познавательной задачи (проблемной ситуации);
- инструктаж о последовательности работы;
- дидактический материал по группам.
2. В процессе групповой работы учащиеся
- знакомятся с материалом, планируют работу в группе;
-распределяют задания внутри группы;
- выполняют индивидуальные задания;
-обсуждают индивидуальные результаты работы в группе;
-обсуждают общее задание группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);
-подводят итоги группового задания.
3. В конце работы:
-сообщают о результатах работы в группах;
-анализируют выполнение задач, проводят рефлексию;
- делают общий вывод о групповой работе.
Получают комментированную оценку работы группы от учителя, обращая большое внимание на взаимодействие участников группы/пары. Главное разбирать не ошибку задания, а ход взаимодействия.
Типичные ошибки:
- «Неверное» общение - это типичный детский спор: «Я прав!», «Нет, я!».
- Отношение ученика, который ничего сам не делает и рад, когда за него выполняют другие.
Принципы выбора заданий для групповой работы.
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать:
задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.
2. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке — фронтальной и индивидуальной — парная и групповая формы организации работы учащихся приносят ожидаемые положительные результаты.