Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для учителей начальных классов по теме:«Приёмы работы с информацией в начальной школе»»
Вагулина Елена Юрьевна,
учитель начальных классов
МАОУ «Бершетская средняя школа»
Мастер-класс
«Приёмы работы с информацией в начальной школе» (СЛАЙД №1)
Цель: демонстрация приёмов работы с различными видами информации в начальной школе.
Участники мастер-класса: педагоги начального и среднего звена.
Оборудование: листы бумаги формата А4, ножницы, цветные карандаши, раздаточный материал.
По подсчётам учёных, на каждого жителя нашей планеты ежедневно обрушивается поток информации, равный по своим масштабам 174 газетам.
Чтобы не затеряться в этом потоке информации, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых (по ФГОС НОО) должны быть заложены уже в начальных классах. Так в требованиях Стандарта прописано: в результате изучения всех, без исключения, предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией (СЛАЙД №2).
Сегодня я предлагаю вам послушать сказку. Одновременно буду делиться своим опытом работы с информацией в начальной школе. Обыграть эту сказку помогут модели – заместители. Их мы будем изготавливать в технике оригами.
Давным-давно на берегу океана Информации жил маленький мальчик. Он очень любил смотреть на океан, значит, он получал (СЛАЙД №3) зрительную информацию, любил слушать шум волн – получал звуковую информацию (СЛАЙД №4), вдыхать запах – обонятельную информацию (СЛАЙД №5), но больше всего он любил купаться в этом океане и читать книги (показ двух моделей Приложение 1). Можете ли вы ответить на вопрос: какие книги он любил читать?
Воспользуйтесь подсказкой - схемой моделирования обложки и ответьте на поставленный вопрос.
Данный метод моделирования заложен в УМК «Начальная школа 21 века», но его легко можно перенести в любой другой авторский комплекс.
Моделирование – это введение системы заместителей (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схем, планов и моделей обложек книг. Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, т.е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений.
На мой взгляд, моделирование на уроках литературного чтения позволяет формировать навыки учебного труда, умение сотрудничать, самостоятельно добывать информацию, повышать интерес к читательской деятельности.
Но мальчик никак не мог решить, кем станет, когда вырастет. Однажды гуляя по берегу океана, малыш размечтался, кем ему стать. Он мечтал о новых знаниях, новых открытиях. Но ведь всё ближайшее побережье он уже изучил. (СЛАЙД №5) Где же добывать новую информацию?
Вдруг на берегу он нашёл, а что именно мы узнаем если прочитаем слова и найдём лишнее. Которое не подходит по смыслу: (СЛАЙД №6)
ТОПАЛЬ БУАШ РУКАТК МУСАК
(тополь, шуба, куртка, сумка) (СЛАЙД №7)
Такой вид упражнений повышает скорость мышления в процессе чтения и развивает логику ребятишек.
Мальчик открыл сумку, а там нашёл интересную записку. (СЛАЙД №8)
-Возьмитеприложение №2, рассмотрите изображение. Выберите верные на ваш взгляд, утверждения и поставьте около каждого из них знак «+» (Приложение№2)
Наш герой, получив нужную информацию решил отправиться на школьный базар. Путь был далёкий. Мальчик устал и решил сделать привал, во время которого он увидел …
Возьмите приложение №3 (доска)
НОЧЬ
□
ЕНЬД
УТРО
O
ЫДЁЗВЗ
?
□
ЦЕЛОНС
ЗВЕЗДЫ = □
(СЛАЙД № 9)
Засмотревшись на них Информатик уснул. И как будто кто-то невидимый стал выдавать маленькому путешественнику следующую информацию.
Возьмите (Приложение №3) В этом приложении дети отрабатывают смысловое чтение текста; умение находить информацию, данную в скрытом виде, неявном; умение выделять главную мысль текста, умение выбирать из текста предложения по заданию; умение доказательно выразить своё мнение, умение опираться на знания из разных учебных предметов. В этих заданиях идет подготовка к ВПР.
Наш мальчик проснулся и решил, что путешествовать пешком ему очень неудобно: по полям, по лесам, по болотам да горам. Вдруг откуда ни возмись появился он, а что это вы узнаете если … выполните математические действия и прочитаете слово
(СЛАЙД №10):
БУЛ+КА+Ь+Д+ОЗ-КОЗА+ОЗЕР = БУЛЬДОЗЕР
Итак мальчик увидел бульдозер, (СЛАЙД №11) на котором была записка. Он подошёл ближе и стал читать.
Поможем и мы мальчику (СЛАЙД №12)):
Все ДЕЛИВИ МОЛАСЁТ И вертолёт. А вот о везделёте ЕН ЕСВ ЛЫАХЛИС. Это новая СЕДУЧНАЯ ШИАМНА. Она и ДУШВОЗНЫЙ ЧИГРУКЗ, и лесовоз, и письмоносец. Летает везделёт со РОСТЬЮКОС МОЛАЁСТА. А ЕСТЬС ЕЖОМТ и на опушке леса, и на поляне.
- Задайте вопросы по тексту о пользе везделёта
Подобные задания также встречаются в ВПР по русскому языку, отрабатывая умение задавать вопросы по содержанию текста.
Фортуна была на стороне мальчика. Оказывается везделёт был у местного лесника, который одолжил его парнишке. (СЛАЙД №13)
Лесник же и подсказал где искать школьный базар, дав мальчику карту.
(СЛАЙД №14)
- Возьмите фрагмент карты и вы (Приложение №4), и отметьте стрелкой материк, на котором расположена наша страна.
- Как называется этот материк? Запишите его название.
По словам лесника лучший школьный базар находится в России, там где есть горы, которые называют каменным поясом нашей страны. Мальчик задумался, как они называются, вертя в руках записку лесника, но буквы к сожалению в некоторых местах стёрлись.
- Поможем прочитать?(СЛАЙД №15)
УРАЛЬСКИЕ (СЛАЙД №16)
Везделёт направился на Урал. Пролетая вереницу Уральских гор мальчик видел красивый край богатый лесами. По радио сообщили, что везделёт находится на территории Пермского края. (СЛАЙД №17)
День был солнечный. На берегу реки сидел рыбак. Информатик спросил у пермяка, как называется эта река. Рыбак сообщил, что она является одной из главных рек Пермского края, а называется … (СЛАЙД №18)
- Поможем нашему мальчику?
-Зачеркните все гласные, которые смягчают согласные и узнаете название главной реки Пермского края:
ЕЮКАЁМЯАИ
Наш мальчик продолжал поиски школьного базара, по дороге он зашёл в магазин «Овощи-фрукты» (СЛАЙД №19)
-Давайте изучим диаграмму «Кол-во, купленных фруктов» в (Приложении №5), используя диаграмму заполним пустые ячейки таблицы.
Сделав закупки для дальнейшего путешествия мальчик вернулся в вездеход и решил проверить содержимое его дорожной аптечки (СЛАЙД №20), но вот беда! Все лекарства были импортными.
-Найдите (Приложение №6)
- Попробуйте по рисункам расшифровать надписи. Расставь номера пунктов инструкции в «окошечках» под соответствующими изображениями.
Мальчик проверил свою аптечку и отправился дальше. В магазине ему сказали, что школьный базар находится недалеко от школы, (СЛАЙД №21) его не видно из-за деревьев растущих рядом, но пройти туда он сможет если внимательно изучит диаграмму.
- Изучим её и мы (Приложение №7)
Благодаря вашей активной помощи мальчик наконец-то добрался до школьного базара (СЛАЙД №22), купил всё необходимое для дальнейшего обучения в своей родной школе и начал собираться домой. К началу учебного года он купил еще и ткань на новую рубашку. (СЛАЙД №23)
-Предлагаю помочь нашему усердному путешественнику, возьмите чистый лист, сложите его так, чтобы получился квадрат. Узнайте периметр и площадь, полученного квадрата. Запишите, полученные данные прямо на квадрате.
Это также подготовка к ВПР 4 класс, отрабатывается умение находить площадь и периметр геометрических фигур.
Мы продолжаем «кроить» рубашку нашему мальчику. Много мыслей было у него в голове, как приносить пользу такому прекрасному богатому миру. Сколько людей разных профессий трудятся на благо обществу. Кем же я стану? За разговорами рубашка мальчика уже почти готова.
Добавьте к данной модели графическую информацию (дорисуйте), так чтобы можно было легко определить профессиональную сферу этой одежды. Расскажите о своём выборе, использую текст- план (СЛАЙД №24).
Рефлексия участников мастер-класса с помощью вопросов:
- Какие продемонстрированные приёмы вы можете использовать в своей деятельности?
- Где чаще всего вы могли бы воспользоваться подобным материалом – в урочной или внеурочной деятельности?
- Какие пожелания, советы вы могли бы дать учителю, проводившему мастер – класс?
- Покажите своё отношение с помощью движения – отклика (Приложение 8).