- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Форма проведения мастер-класса: с педагогами без участия детей; лекция с элементами презентации, практической работы в виде занятия.
Материалы оформления: презентация по теме мастер-класса.
Инструменты для работы:
1. Бумага для черчения А4 с готовыми эскизами рисунков «Золотой рыбки», водорослей, морского дня, камушков;
2. Простой карандаш;
3. Стирательная резинка;
4. Цветные маркеры (или фломастеры);
5. Рамка для оформления работы.
Ход мастер-класса.
Вводная часть.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Начать свой мастер класс мне хотелось бы со слов Василия Александровича Сухомлинского: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Не секрет, что многие родители и мы, педагоги, хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей, интересных личностей. В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство, где ребёнок отражает реальный мир. А более широко раскрыть свои творческие способности помогают нетрадиционные изобразительные техники. Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм. Детям очень нравятся нетрадиционные способы рисования. Это способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности, расширению представлений об окружающем мире и, как и обычное рисование, развивает мелкую моторику руки, тренирует мышцы кисти руки, готовит руку к письму. Работая с детьми, я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Поэтому я хотела бы рассказать о технике «Пуантилизм». Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Я предлагаю Вам освоить технику «пуантилизм» с использованием не совсем традиционных для нее материалов – цветных маркеров (фломастеров). Дети дошкольного возраста очень любят экспериментировать с изобразительными материалами. Предлагаемый метод изображения точками с помощью маркеров (фломастеров) позволяет не только развивать мелкую моторику дошкольников, их усидчивость, цветовосприятие, но и повысить эмоциональный фон, поскольку изображение с помощью фломастеров (цветных маркеров) не требует высыхания, не произойдет растекание красок или неаккуратное смешивание.
Практическая часть.
Звучит музыка
Педагог: Сегодня я предлагаю вам стать детьми, побывать в волшебной стране и окунуться в атмосферу волшебства. Чтобы попасть в необычную страну, нужно вытянуть руки над столом ладонями вверх и произнесите за мной заклинание: Куда мы с вами попадём, узнаете все скоро. В стране далёкой мы найдём помощников весёлых.
Педагог: Перед тем как мы приступим к работе, я предлагаю размять наши волшебные пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои, (Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать)
Их как хочешь поверни. (Ладони повернуть вниз)
Хочешь эдак, хочешь так (Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха)
Не обидятся никак.
1.Перед вами на столах приготовлены эскизы рисунков –золотой рыбки и водорослей, камешки, песчаное. Сейчас с вами мы приступим к окрашиванию композиции цветными точками. Обводим контур нашего рисунка: основные детали тельца с помощью частых точек оранжевого цвета, выделяя чешуйки, плавники и т.д. После нанесения цветных точек карандашный контур необходимо стереть ластиком.
2. Далее такими же точечными движениями обводим контур глаза с помощью черного маркера, выделяем глазок.
3. Заполняем тельце рыбки точками желтого цвета, ближе к контуру рыбки можно располагать точки чаще: цвет получится более насыщенным. Не забывайте, что единственный элемент окрашивания – точка! Чем ближе точки стоят друг к другу, тем более насыщенный цвет окрашиваемого участка. Рыбка готова
4.Предлагаем приступить к окрашиванию водорослей. Для водорослей предлагаем воспользоваться зеленым и салатовым цветами.
5. Теперь необходимо окрасить оставшиеся элементы морского дна: камешки, ракушки.
6. Далее предлагаем приступить к созданию песчаного дна. Точками разной интенсивности наносим желтый, а местами оранжевый песок.
7. Завершающий этап нашей работы – нанесение точечного водного пространства. Синим и голубым маркерами заполняем оставшееся пространство листа. Около рыбки не забываем о нескольких маленьких белых пузырьках воздуха, которые просто выделены точечным контуром.
Заключительная часть.
Педагог:
Вот картинки – загляденье!
Художников произведенье!
Сердечко, так волнуется!
Пусть люди полюбуются!
Вот и вышло время в необычной стране.
Ритуал «выхода» из необычной страны
Теперь мои милые, протяните руки над столом и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»
Педагог: Творческий процесс – это настоящее чудо. Я желаю вам чаще использовать нетрадиционные техники рисования в своей работе и понаблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности, как они радуются. Творческих вам успехов, коллеги, интересных задумок и успешной реализации педагогических планов! Спасибо за внимание!
Уважаемые коллеги у вас на краю стола лежат бабочки, которые будут символизировать ваше отношение к мастер классу. Зелёный цвет мастер класс – оказался полезным. Красный – поделюсь с другими. Жёлтый - для меня оказался трудным. Итак, внимание закрепите бабочку на свою работу. А теперь порадуйте нас красотой, которая у вас получилась.