Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Деятельность педагога по технологиям дистанционного обучения младших школьников"»
Управление образования администрации г. Орла
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
лицей № 28 города Орла
имени дважды Героя Советского Союза Г.М. Паршина
Мастер-класс по теме:
«Деятельность педагога по технологиям дистанционного обучения
младших школьников»
Подготовила
Ивлева Марина Геннадьевна
учитель начальных классов
высшей категории
(3 класс «А»)
2020 г.
Содержание:
Пояснительная записка …………………….………………………………...3
Разработка мастер-класса……………………………………………………6
Приложения…………………………………………………..……………..15
Список используемой литературы…………………………………………24
Пояснительная записка
Дистанционное обучение может быть частью работы учителя как с обычными детьми, одарёнными, так и с детьми с ОВЗ. Еще недавно дистанционноеобучение в школе казалось научной фантастикой, но теперь стало повседневной реальностью и уверенно продолжает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения.
Мой мастер-класс «Деятельность педагога по технологиям дистанционного обучения младших школьников» рассчитан прежде всего на педагогов, которым впервые нужно обучать детей вне класса.
Дистанционные образовательные технологии – это технологии, реализуемые в основном с применением информационно- телекоммуникационных сетей на расстоянии обучающихся и педагогов.
Описание технологий дистанционного обучения:
Базовая технология построена на использовании Интернет-технологии, т. е. обеспечивает обучаемых учебно-методическим материалом для организации интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемым (Скайп, Дистанционные курсы, электронная почта…)
Телевизионно-спутниковая технология –проведение телевизионных лекций и консультаций преподавателем-тьютором
Кейсовая технология – учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор(кейс) и пересылаются обучаемым для самостоятельного изучения с периодическими консультациями у преподавателей-тьюторов. (бумажные носители(книги),аудио-, видео-носители(кассеты), IT носители(CD-, DVD- диски)
Какая бы форма (традиционная или дистанционная) не использовалась при обучении и воспитании человека на уроках и во внеурочной деятельности, она должна соответствовать и отражать общие закономерности науки педагогики, педагогической психологии, закономерности дидактики и частных методик.
В дистанционном учебном процессе можно использовать практически все методы обучения, опробованные в традиционном. Необходимо только найти соответствующую каждому методу технологию обучения в Интернете.
В моём мастер-классе будут присутствовать следующие методы и приемы дистанционного обучения:
• Метод обучения посредством взаимодействия обучаемого, консультируемого либо репетируемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателей (самообучение) (печатные, аудио- и видеоматериалы, а также учебные пособия, доставляемые по телекоммуникационным сетям (интерактивные базы данных, электронные издания и компьютерные обучающие системы).
• Метод индивидуализированного преподавания и обучения, для которого характерны взаимоотношения одного учащегося, (обучение «один к одному»). (телефон, голосовая почта, факс, электронная почта, система Skype, Zoom).
• Метод, в основе которого лежит изложение учебного материала преподавателем, при этом обучаемые не играют активную роль в коммуникации (обучение «один к многим»). Так, уроки, записанные на аудио- или видеокассеты, читаемые по радио или телевидению, дополняются в современном дистанционном обучении так называемыми электронными уроками, т.е. материалом, распространяемым по компьютерным сетям с помощью систем досок объявлений.
• Метод, для которого характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение «многие к многим»). Значение этого метода и интенсивность его использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Именно этот метод, который ориентирован на групповую работу школьников, представляет наибольший интерес для дистанционного обучения. (Метод проектов, метод проблемного обучения, исследовательский метод)
В системе дистанционного обучения так же, как и в других образовательных системах предусматривается наличие всех компонентов (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), но реализуются они специфичными средствами Интернет-технологии.
В практике применения дистанционного обучения использую методики синхронного и асинхронного обучения («смешанное дистанционное обучение»).
Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и учителя в режиме реального времени – on-line общение, таким образом, большая нагрузка идёт и на учащегося, и на учителя.
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени – так называемое off-line общение. Здесь на первый план выдвигается самообучение, индивидуальный темп обучения, регулирование этого темпа обучения.
В своём мастер-классе покажу разные приемы работы дистанционного обучения на онлайн платформе ZOOM. Продемонстрирую на примере этапов урока открытия нового знания по ФГОС с учащимися 3 класса УМК «Школа России». Так как вместить в 25 минут работы все этапы традиционного урока невозможно, учителю нужно выбирать самый важные виды деятельности в зависимости от предмета и темы урока.
Родители и учащиеся получат рекомендации, как будет организована их работа на время дистанционного обучения.
Разработка мастер-класса
Цель: продемонстрировать свой опыт педагогам, которые впервые собираются обучать дистанционно.
Задачи: распространить учебно-методические материалы дистанционного обучения, рассказать о работе на онлайн платформе ZOOM.
Оборудование:
- компьютер;
- экран;
- мультимедийная установка;
Ход мастер-класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас!
Предлагаю свой мастер-класс по теме: «Деятельность педагога по технологиям дистанционного обучения младших школьников».
Я, как и многие педагоги, впервые столкнулась с дистанционным обучением весной 2020 года. Кто-то выбрал для себя работу через социальные сети Одноклассники, ВКонтакте, мессенджеры WhatsApp, Viber, обучение через электронную почту или личные сайты педагога, кто-то - онлайн платформы для обучения детей. Назову некоторые онлайн- платформы Урок цифры, РЭШ, МЭШ, Учи.ру, Якласс, Moodle, Skype, zoom. На последнюю платформу упал мой выбор,zoom - это аналог Skype, данный вариант для участников в количестве 100 человек, есть только ограничение видео-трансляций по времени, 40 минут. Но даже это ограничение можно снять, купив платную версию, что не обязательно. По-моему мнению, некоторые онлайн платформы оказались более удачными, чем другие. ZOOM -одна из немногих платформ, которая смогла выдержать работу в условиях карантина, не зависала, продолжая работать.
Если кратко, то в ZOOM можно:
демонстрировать свой экран другим участникам (показывать презентацию, сайты, видео);
комментировать любые файлы в режиме реального времени;
использовать доску для рисования, т.е. полностью заменить привычную доску в аудитории на онлайн аналог;
работать в режиме дистанционного управления (предоставить участнику видеоконференции возможность управлять вашим компьютером);
записывать видеозвонок (теперь вы можете создать хранилище записанных лекций или наконец перейти на "перевернутый класс");
использовать виртуальный фон
Чтобы начать работу на платформе ZOOM, нужно:
Скачать и установить программу на персональный компьютер или мобильный телефон.
Открыть программу ZOOM на компьютере или телефоне и ввести свой e-mail и пароль.
Создать конференцию, отправить приглашение в эту конференцию или сообщить будущим участникам идентификатор и пароль конференции.
Прежде чем начать урок на платформе ZOOM, нужно напомнить детям, что можно начать запись звонка для того, чтобы можно было вернуться к заданию, в котором разобрался не в полной мере.
Приведу примеры видов работ на разных этапах урока в онлайн платформе ZOOM:
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Главная задача этого этапа — создать такие условия, чтобы ученик внутреннее собрался, подготовился и нацелился на «покорение новых вершин».
Деятельность учителя в ZOOM
Деятельность учащихся в ZOOM
Психологический тренинг. (звук включен)
Приложение 1
Повторяют за учителем (звук включен)
"Фантастическая добавка"
Посмотрите на экран (демонстрация экрана, презентация)
Приложение 2
Отгадывает слово, поднимает руку, отвечает, когда называют его фамилию, звук включает.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал потребность открытия новых знаний и умений. А пробное действие позволит каждому зафиксировать свои, индивидуальные затруднения.
Мозговой штурм.
Посмотрите на экран (демонстрация экрана, презентация)
Рассмотрите однокоренные слова и объясните их написание.
Приложение 3
Находят сходства в их написании по общему значению, а также находят связь между постановкой гласных и ударением. В результате работы приходят к выводу, что написание гласной проверяется ударением. Поднимают руку, отвечают, когда называют фамилию, включают звук.
Проблемный вопрос или проблемная ситуация.
Прослушайте текст (демонстрация экрана, аудиозапись)
Что скажете? Кто из них прав?
Приложение 4
Слушают, высказывают свое мнение в чате,(чат) приходят к выводу, им не хватает знаний.
Этап выявления места и причины затруднений
Главная цель этого этапа: дать возможность ученикам осознать, в чем именно состоит затруднение, каких знаний, умений и навыков им не хватает для решения пробного задания.
Группировка.
Делит самостоятельно класс на 2 группы (1гр. – девочки. 2 гр. - мальчики), назначает капитанов, которые будут писать на доске сообщений (демонстрация экрана, презентация)
Приложение 5
Дает новое задание, вставить пропущенные слова.
Приложение 6
Читают, затем обсуждают в чате (пишут участникам своей группы), капитаны вставляют пропущенные слова на доске сообщений.
Видео объяснение темы урока присылается учащимся заранее
Приложение 7
До урока просматривают видео
4. Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации
Основная цель этого этапа: формулировка главных целей и темы урока, выбор способа разрешения проблемы, выбор метода и средств.
Работа в парах. Пары определены учителем до урока. Практическое задание, сходное с предыдущим, но доказываем, что задание не выполнено (демонстрация экрана, презентация).
Приложение 8
Приходят к выводу, не знают способа проверки. Пишут в чате своему напарнику, обсуждают, отвечают, когда называют фамилию, включают звук.
Интерактивный кроссворд
Читает задания (демонстрация экрана, презентация)
Приложение 9
Отвечают на вопрос, узнают тему урока (звук выключен).
5.Физминутка
Разминка для глаз.
Говорит
Приложение 10
Слушают, выполняют. (звук выключен)
6. Реализация построенного проекта
Главная цель этого этапа: ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике. Здесь важно, чтобы выбранное новое действие было способно разрешить не только то затруднение, которое было уже зафиксировано, но решать все задачи подобного типа.
Ромб ассоциаций. До урока было задано подготовить(распечатать)
Прочитайте еще раз стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро». Внутри ромба запишите тему текста. Слева - фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, возникшие ассоциации после прочтения.
Приложение 11
Читают стихотворение, записывают, показывают выполнение на камеру. отвечают несколько учеников.
7. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
На данном этапе ученикам предлагается несколько типовых задач по новой теме. Теперь ученики (в парах, в группах) решают задания по новому, выработанному проекту и обязательно проговаривают каждый этап, объясняют и аргументируют свои действия.
Работа по парам. Пары определены учителем до урока. Синквейн по теме: «Решение задач» (демонстрация экрана, доска сообщений, презентация)
Приложение 12
Придумывают в парах синквейн. Пишут в чате своему напарнику, обсуждают, отвечают, когда называют фамилию, включают звук. Задача
Сложная, интересная
Решать, думать, вычислять
Мы любим решать задачи.
8. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
На данном этапе ученики самостоятельно выполняют типовые задания, проверяют их по предложенному эталону сначала сами, затем друг у друга.
Задача учителя — создать ситуацию успеха для каждого ученика.
Блиц-контрольные.
Поставьте метку около слова ДА или слова НЕТ. Читает задание (демонстрация экрана, доска сообщений)
Прикрепление ссылки с заданием для самостоятельной работы (чат)
Прохождение по ссылке, выполнение работы, показ на камеру.
9. Этап включения в систему знаний и повторения
Основная цель этого этапа: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного, при возможности довести полученный навык до автоматизации использования и подготовить учеников к дальнейшему погружению в тему.
Работа с разноуровневыми карточками.
Предлагает выбрать цвет карточки (красный-сложный уровень, зеленый – простой уровень. (демонстрация экрана, презентация)
Приложение 14
Выбирают уровень сложности, выполняют задания в тетради, сверяют ответы с учителем.
10. Промежуточный этап, на котором формулируется домашнее задание.
Дает домашнее задание по выбору:
Задание в учебнике и рабочей тетради;
или творческое (придумать сказку, задачу и т.д.)
Высылается через WhatsApp или передает через доску сообщений в ZOOM
Получают домашнее задание и делают свой выбор в пользу одного из них
11. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
На данном этапе ученики соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.
Оцените свою работу на уроке, продолжите предложение.
-На уроке мы говорили о…
-После урока мне захотелось…
-Я работал хорошо, но…
Приложение 15
Высказывают свое мнение, оценивают себя (звук включают)
Лестница успеха.
(демонстрация экрана, презентация) Поставьте метку, где вы себя ощущаете на лестнице
Приложение 16
Ставят метки
Вывод: Мне удалось поделиться своим опытом с педагогами, которые впервые собираются обучать дистанционно, распространить учебно-методические материалы дистанционного обучения, рассказать о работе на онлайн платформе ZOOM.
Приложения
Приложение 1
- Здравствуйте, ребята! Повторяйте за мной.
–Я в школе. (Я в школе).
-Сейчас я начну учится. (Сейчас я начну учится).
- Я рад(а) этому. (Я рад(а) этому).
-Внимание моё растет. (Внимание моё растет).
-Я, как разведчик, все замечаю. (Я, как разведчик, все замечаю).
-Моя память крепка, голова ясная. (Моя память крепка, голова ясная).
-Я хочу учиться. (Я хочу учиться).
- Я очень хочу учиться. (Я очень хочу учиться).
-Я готов(а) работать. (Я готов(а) работать).
-Я работаю. (Я работаю).
Приложение 2
Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.
Слайд 1
РАСУСТ /ДУЗЕМА
страус/медуза
Приложение 3
Слайд 2
Садовый, садовник, высадка, сад.
Приложение 4
Аудиозапись
Учитель:
За столом обедали 3 женщины: русская, немка и армянка. Внезапно со
стола упала суповая ложка.
Ага! – проговорила русская женщина, вспомнив старинную примету. -
Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!
– род средний: если ножик упадет, это ничего не значит.
Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую:
Простите, я ничего не понимаю. Как ложка может чем-то напоминать
мужчину или женщину? Она не может быть ни тем, ни другим.
Приложение 5
Презентация
1 группа.
Прочитайте статью.
Человек создал искусственные спутники, которые запускает в космос для того, чтобы смотреть телепередачи, вести телефонные разговоры, связывать между собой компьютеры, помогают кораблям совершать плавания, исследуют климат Земли.
С тех пор, как человек появился на Земле, Луна представляла для него загадку. Луна - самое близкое к Земле небесное тело. Тем не менее, когда с космодрома запускают на Луну ракету, ученые 3 дня и 3 ночи летят до Луны. А естественные спутники создала природа, а не человек. На Луне нет воздуха, атмосферы. Так что же такое Луна? Луна - не звезда и не планета. Луна – естественный спутник Земли. Она вращается вокруг Земли. И лунный день равен двум нашим неделям. Лунная ночь тоже длится две наших недели. С Земли Луна кажется маленькой. Но на самом деле это не так. Если нарисовать Землю с арбуз, то Луна окажется яблоком. Днем на Луне очень жарко, а ночью сильный мороз.
2 группа.
Прочитайте статью.
Луна сама не испускает света, она, словно, зеркало, отражает свет Солнца. Когда Солнце освещает ту сторону Луны, которая обращена к нашей Земле, мы видим ее целиком. Это называется ПОЛНОЛУНИЕ. А когда Луна оказывается между Солнцем и Землей, Солнце освещает ту часть Луны, которая нам не видна. В это время ночи темные. Наступает НОВОЛУНИЕ. Но вскоре луна понемногу перемещается, и начинает светиться ее тоненький кусочек МЕСЯЦ. Теперь она выросла наполовину. Ну, а светлая часть Луны с каждой ночью становится все больше и больше. Видите, какая она уже стала – почти совсем круглая! Скоро опять наступит полнолуние, а затем Луна начнет убывать, все больше уходить в тень, пока не исчезнет совсем. И так повторяется каждый месяц. Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна отражает.
Приложение 6
Презентация
ГРУППА
Вставьте пропущенные слова.
Луна вращается вокруг________________. Луна –это_________________________________________Земли. Исскуственные спутники созданы ____________________. ______________ больше Луны. Днём на Луне ______________, а ночью_________________.
ГРУППА
Вставьте пропущенные слова.
Солнце – это пылающий _________, оно само испускает свет, а Луна _________________его. Луна бывает разной _____________, потому что Солнце _________________Луну каждый раз с разной стороны. Если на небе полная Луна – это фаза называется _____________________,если темно и нет Луны, то ______________________.
Приложение 7
Видеозапись объяснения материала
Приложение 8
Презентация
- Подберите проверочные слова:
река, вода, ряды
гриб, нож, столб
- Каким способом вы проверяли написание этих слов? (Изменяли форму слова так, чтобы безударный стал ударным или в конце после согласного был гласный.)
- А теперь подберите проверочные слова: вестник, тростник, сердце. Каким способом вы их проверите?
(Таким же: вестники, сердца, тростники.)
- Какие буквы требовали проверки? Вы смогли проверить их данным способом? (Нет.)
- Смогли вы выполнить задание? Почему? (Не знаем способа проверки.)
красная - За 6 карандашей заплатили 36 рублей. Сколько стоят 2 таких карандаша?
зелёная - На 4 плаща пришили 24 пуговицы, поровну на каждый. Сколько пуговиц пришили на один плащ?
Приложение 15
Презентация
Свободный микрофон
-На уроке мы говорили о…
-После урока мне захотелось…
-Я работал хорошо, но…
Приложение 16
Презентация
Лестница успеха
Приложение 17
Памятка для родителей и учащихся
Дистанционное образование с целью соблюдения профилактических мер
Уважаемые учащиеся МБОУ-лицея №28 и их родители!
С 6 апреля 2020 года МБОУ-лицея №28 переходит на дистанционное образование с целью соблюдения профилактических мер!
Просим предельно ответственно отнестись к данной форме обучения, выполнять классные и домашние задания, а также неукоснительно соблюдать рекомендации Роспотребнадзора по соблюдению правил профилактики вирусных заболеваний, в том числе оставаться дома.
Уважаемые родители и учащиеся!
Все классы обучаются в первую смену. Время начала занятий – 9.00.
Каждый учащийся занимается по основному расписанию.
Все задания для классной и домашней работы будут размещаться в электронном дневнике. Скачайте задания с электронного дневника, при возможности распечатайте его. Напоминаем, что продолжительность электронного занятия непрерывной работы за компьютером (согласно требованием СанПин о продолжительности непрерывного применения технических средств) не превышает следующие нормы:
1-2 классе – 20 минут, 3-4-м классе – 25 минут, 5-6-м классе – 30 минут, 7-11 – до 35 минут.
Продолжительность перемен между занятиями составляют 10 минут, после 2 и 3 урока – 20 минут (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»).
Форма занятий: самостоятельное изучение учебного материала с помощью учебника, видеоуроков. Далее выполнение занятий. Если у вас возникли трудности при изучении материала, будет проведена консультация учителя – предметника. Для этого вам нужно с ним связаться любыми доступными средствами.
Если задание не открывается, не нужно переживать. Подождите загрузки файла.
Домашнее задание необходимо выполнить к следующему уроку и прикрепить в электронном дневнике учителю – предметнику или отправить учителю на электронную почту или другой сервис (по договоренности с учителем). Если у вас что-то не получается по техническим причинам и вы не успеваете, предупредите классного руководителя. Прикрепленный файл нужно назвать: ФИ, класс, предмет. Например, «Иванов Иван, 4-1 кл, матем.»
Для реализации модели дистанционного обучения МБОУ-лицей №28 использует систему дистанционного обучения федерального образовательного портала: ZOOM - открытая информационно-образовательная платформа, направленная на обеспечение беспрепятственного (бесплатного) доступа к обучающим программам начального, основного и среднего общего образования;
В зависимости от технических возможностей в некоторых классах будут проводиться онлайн уроки с помощью бесплатных мессенджеров WhatsApp и Viber .
Расписание уроков онлайн будет вывешиваться на сайте школы в разделе дистанционное обучение.
Онлайн уроки будут проводиться с сокращением времени проведения урока до 30 минут, с учетом «Рекомендаций по реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
Выполненные задания учитель проверит в течение 1 – 2 дней и выставит отметку всем учащимся или выборочно на тот день, когда было отправлено задание. При необходимости в электронном журнале учитель пропишет комментарии к работе, укажет на ошибки ученика.
Подготовка к ГИА, ЕГЭ будет осуществляться с помощью дистанционного обучения на платформах, с помощью видео-консультаций, решения тестовых работ.
Уважаемые родители! Для ежедневного мониторинга детей до 9.00 необходимо отправить классному руководителю сообщение, если ребенок заболел и не смог приступить к выполнению заданий.
Срок окончания дистанционного обучения – до отмены данной меры в установленном порядке.
Список используемой литературы
1. Андреев А.А. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования // Школьные технологии. - 2001. - № 4. - С. 159-165.
2. Гусев Д.А. Дистанционное обучение «против» очного. www.e-college.ru
3. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. Дистанционное обучение. www.wikipedia.org
4. Кордонский М. Третья сторона Интернета // Школьные технологии.- 2008.- №4. – С.127-134.
5. Шляхтина С. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России. http://www.compress.ru 2006.
6. Полилова Т.А. Опыт дистанционного обучения в системе повышения квалификации учителей. www.textbook.keldysh.ru
7. Центр дистанционного образования МГУ им. Н.П. Огарёва. Дистанционное образование. www.do.mrsu.ru
8. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 368 с.