kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Маршрутный лист как комплексное средство формирования оценочной самостоятельности младшего школьника

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале описывается комплексное средство формирования оценочной самостоятельности младшего школьника, как составляющей умения учиться. Представлена модель использования Маршрутного листа на уроке в начальной школе и предложены варианты инструментов для двух типов урока: урока открытия новых знаний и урока рефлексии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Маршрутный лист как комплексное средство формирования оценочной самостоятельности младшего школьника»

Маршрутный лист как комплексное средство формирования оценочной самостоятельности младшего школьника

ФГОС ставит новые цели, определяет новые задачи, задает новые ориентиры образования.

Это новое относится, прежде всего, к достижению метапредметных результатов, где ключевое умение – умение учиться, проявлять учебную самостоятельность.

В чем это выражается? Ученик способен самостоятельно добывать знания, контролировать процесс и результат деятельности, сотрудничать с другими участниками образовательного процесса.

Показателем сформированности этого умения, становятся УУД.

Формируя познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД, мы способствуем формированию и личностных универсальных учебных действий – основы умения учиться.

Анализируя структуру учебной деятельности, можно заметить, что любой самостоятельный новый шаг в ней сопровождается обдумыванием (рефлексией) того, что и как происходит, почему именно так, а не иначе. Чем раньше ребенок будет погружен в такой способ организации своей деятельности, тем легче ему будет адаптироваться к нему, тем скорее и успешнее он научится учиться.

Т.е. важно научить детей самостоятельно оценивать процесс и результат учебной работы. Важно сформировать оценочную самостоятельность как составляющую умения учиться.

Этого можно добиться, используя технологию формирующего оценивания.

Формирующее оценивание направлено на то, чтобы ребенок сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты.

Существует множество разных инструментов для реализации технологии формирующего оценивания: это оценочные шкалы, критериальные или балльные таблицы, оценочные листы. Все они используются нами на разных этапах урока, но не позволяют в комплексе формировать оценочную самостоятельность. В технологии деятельностного метода ребенок должен выступить субъектом контроля и оценки собственных знаний и действий в продолжение всего урока.

Этапы урока ТДМ:

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение

учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового

знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация (П); – извлечение необходимой информации из текстов (П); – использование знаково-символических средств (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

3) Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4) Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

  • ставят цель,

  • согласовывают тему урока,

  • выбирают способ,

  • строят план достижения цели;

  • определяют средства, ресурсы и сроки.

Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

5) Реализация построенного проекта.

На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (в парах, в группах, фронтально) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8) Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9) Рефлексия учебной деятельности.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и

организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

В прошлом году мы создали такое комплексное средство, помогающее реализовывать технологию деятельностного метода. Идею его создания нам подсказал надпредметный курс Л.Г. Петерсон «Мир деятельности». Это средство – Маршрутный лист, в котором заложен и структурный компонент урока, и оценочный.

Это универсальный инструмент, который можно использовать на разных типах урока. В ТДМ выделяют четыре типа урока в зависимости от их целей:

1. Урок открытия нового знания.

Метапредметная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Предметная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Метапредметная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Предметная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

Метапредметная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Предметная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

Метапредметная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Предметная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Мы выбрали два наиболее распространенных типа урока в начальной школе – урок ОНЗ и урок коммуникативно-рефлексивной направленности, и разработали инструменты для этих уроков.

В основу инструмента положены шаги учебной деятельности. На уроке ОНЗ их 12, с ними ребята познакомились на занятиях курса «Мир деятельности» в 1-2 классах. В Маршрутном листе каждый шаг представлен в виде картинки с изображением Смайлика, выполняющего какое-либо действие. Дети легко могут «прочитать» это действие и соотнести с этапом урока, построенного в технологии деятельностного метода.

1. Этап актуализации (объединяет 2 шага учебной деятельности: учащиеся повторяют и обобщают знания, которые могут понадобиться на уроке)

2. Этап пробного действия (объединяет еще 2 шага: предъявление нового задания и пробное действие по его выполнению)

3. Этап фиксации затруднения.

4. Определение причины затруднения.

5. Целеполагание.

6. Планирование деятельности по открытию нового знания.

7. Действие по плану.

8. Обобщение способа действия (с проговариванием во внешней речи)

9. Применение нового знания.

10. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Выстраивается план урока понятный младшему школьнику. И опираясь на этот план, дети могут определить, на каком этапе урока они находятся, и что им делать дальше.

Вводить картинки-символы тоже можно постепенно, по мере знакомства с шагами учебной деятельности: сначала 6 шагов первого этапа, потом 6 шагов второго этапа, затем можно объединить все 12 шагов, когда ребята научатся быстро работать с инструментом.

В чем уникальность средства?

Ценность Маршрутного листа в его комплексности. Во-первых, это организующее средство: в течение всего урока дети удерживают основную задачу, по модели Маршрутного листа они могут восстановить свои действия.

Во-вторых, Маршрутный лист позволяет давать содержательную оценку, потому что, оценивая деятельность, ученик опирается на критерии. Причем критерии должны обсуждаться вместе с детьми и быть понятны ученикам. Работая с Маршрутным листом, ребенок может оценивать, как процесс, так и результат учебной работы.

В-третьих, предлагаемое нами средство работает на всех участников образовательных отношений. Для учителя Маршрутный лист может стать средством диагностики метапредметных умений и позволит организовать коррекцию с целью развития у школьников действий оценки и самооценки на критериальной основе. Родители могут оценить успешность своего ребенка, его продвижение в учебной деятельности.

Для школьника Маршрутный лист может стать эталоном для самостоятельной работы дома, если его дополнить схемами, моделями, образцом для выполнения задания. Кроме этого средство поможет выстроить индивидуальную траекторию обучения, чтобы справиться с затруднениями, возникшими на уроке.

И наконец, это системное средство, которое можно использовать в любом классе уровня начального общего образования, начиная уже с 1 класса. Если в первом классе оценивание может осуществляться с помощью оценочных линеечек («Правильно», «Трудно»), во втором классе – с помощью условных знаков («+» – получилось; «-» – не получилось; «!» – работал сам; «?» – требовалась помощь), то в третьем-четвертом классе оценивание опирается на систему критериев.

Благодаря такому инструменту ученик становится субъектом оценочной деятельности. Если ребенок освоил этот инструмент, то он может легко применять его не только в учебной деятельности, но и при решении любой жизненно важной задачи.

Эффективность применения Маршрутного листа еще и в том, что он позволяет организовать учебное сотрудничество: учителя с учеником, ученика с родителем, ученика с учеником.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шагушина Лариса Николаевна

Дата: 11.05.2016

Номер свидетельства: 325593


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства