Просмотр содержимого документа
«Лучший водитель спецтранспорта литерщик»
Дата: 17.01
Класс: 3Е,Ж
Предмет: Музыка
Тема урока: Эстрадно – симфонический оркестр.
Цели: Закрепить знания прошлого урока. Познакомить учащихся с составом эстрадно-симфонического оркестра; учить находить общие и отличительные признаки. Развивать умение высказываться о музыке, узнавать по звучанию знакомые инструменты; продолжить работу над выразительностью исполнения разученной песни. Воспитывать интерес к классической музыке.
Оборудование: учебник, ТСО, ноутбук
Тип урока: урок сообщения новых знаний
Вид урока: стандартный
Ход урока:
1.Организационный момент. Музыкальное приветствие. Готовность учащихся к уроку.
2. Разминка
Вокальная разминка «Легато».
3.Актуализация опорных знаний.
А. Лопатина, М. Скребцова
Симфонический оркестр
Дирижер рукой взмахнул,
И раздался странный гул,
А за ним протяжный звон,
Грохот, гул со всех сторон.
Взмах еще - и тишина,
И струна звучит одна,
Это скрипочка запела,
Неуверенно, несмело.
Снова взмах - и скрипок море
Забурлило в дружном хоре.
А затем раздались трели -
Это звук виолончели.
Взмах рукой - поет валторна,
Взмах - мы слышим звуки горна,
Где-то арфы перезвон,
И трубы призывный стон.
Звуки все наперебой,
Но не хаос здесь, не сбой,
Здесь звучит произведенье -
Оркестровое творенье.
4.Сообщение темы, целей урока.
Мы сегодня с вами на уроке будем собирать оркестр, но не духовой, не народный, а эстрадно-симфонический. Давайте послушаем, как звучит эстрадно-симфонический оркестр.
Слушание музыки. Послушайте произведение и Д. Эллингтона «Караван».
5.Раскрытие новой темы урока.
В наше время очень популярны эстрадно-симфонические оркестры. Их выступления передаются по телевидению, радио. Они участвуют в больших эстрадных концертах и фестивалях.
Эстрадно-симфонический оркестр состоит в основном из групп инструментов, составляющих основу симфонического оркестра: струнная группа, духовая и ударная. Наиболее большая по составу — группа струнных инструментов, так как инструменты этой группы ведут основную мелодическую линию.
Струнные смычковые инструменты - это основа всего этрадно-симфонического оркестра. Большую часть составляют скрипки. Что вы уже знаете о скрипке? Инструменты струнно-смычковой группы похожи друг на друга: у каждого инструмента по четыре струны, и на каждом музыкант играет смычком. Они так и называются — «смычковые». Но голос у каждого из четырех - разный, точнее сказать, тембр инструмента. У скрипки - самый высокий, мягкий, светлый и певучий. Альт и ростом больше, чем скрипка, и голос у него более низкий. Виолончель больше, чем скрипка и альт. У виолончели тембр голоса певучий, умеет звучать так красиво, как ни один другой инструмент. Контрабас самый большой из четырех смычковых инструментов, имеет скрипучий и тусклый голос.
Большую роль в оркестре играет группа духовых инструментов. Духовые инструменты делятся на деревянные и медные. Вспомните, какие инструменты «ходят в состав духового оркестра?
Какой инструмент из духового оркестра не взяли в симфонический?
Медные духовые инструменты вносят в звучание оркестра яркие, звонкие краски, придают ему мощь и блеск. Также для более широкого и яркого звучания к духовым инструментам добавилась группа саксофонов, имеющая красивый сочный тембр.
Важную роль в передаче ярких красок играют арфа, электрогитары, клавишные инструменты. Какие вы знаете клавишные инструменты?
И, конечно, ни один эстрадно-симфонический оркестр не может обойтись без группы ударных инструментов. Вспомните, какие музыкальные инструменты составляют группу ударных в духовом оркестре?
Основная задача ударных инструментов - поддерживать ритм. Но еще они создают в оркестре разные звуковые эффекты. Ударных инструментов много, и они разнообразны. Это малый и большой барабаны, литавры, колокольчики, треугольники, кастаньеты, тарелки, ксилофон, трещотки, челеста.
Челеста похожа на маленькое пианино, но молоточки ударяют не по струнам, а по металлическим пластинкам, и получается хрустальный, чистый звук, непохожий ни на какой другой звук ударного инструмента.
Эстрадно-симфонический оркестр телевидения - самый богатый по составу инструментов. Он может исполнять самую разную музыку: может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. А все потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов.
6.Игра «Дирижер и оркестр».
Давайте мы поиграем в игру «Дирижер и оркестр». Все дети - музыкальные инструменты. Они изображают игру на музыкальном инструменте. На голове у каждого играющего шапочка с изображением инструмента. Один из детей - дирижер. Музыка обрывается, и все музыкальные инструменты должны подбежать к дирижеру и сесть на корточки вокруг него. Тому, кто прибежит последним, дирижер задает музыкальный вопрос.
7.Пение.
Разучивание песни Евгения Крылатова на слова Михаила Пляцковского «Все сбывается на свете».
8.Закрепление темы и подведение итогов урока.
Какое открытие для себя вы сделали на уроке?
Чему каждый из вас сегодня научился?
Какие музыкальные произведения вы услышали сегодня? Назовите авторов и названия произведений.
О чем бы вы могли рассказать сегодня родителям после нашего урока?
Какие инструменты входят в состав эстрадно-симфонического оркестра?
Когда вы слышите слово «оркестр», что себе представляете?
Как вы думаете, должен ли дирижер оркестра уметьиграть на разных инструментах?