kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопидеческие разминки на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

У некоторых младших школьников недостаточно сформированы компоненты речевой деятельности, касающиеся звуковой и лексико-грамматической стороны речи (звукопроизношение, звукоразличение, словарь, грамматический строй языка); у многих учащихся отмечаются недостатки письменной речи (пропуски, перестановки, замены, недописывание букв и слогов).

Все эти проблемы можно решить, включая в уроки русского языка, чтения логопедические элементы, направленные на обогащение, уточнение словарного запаса, коррекцию грамматического строя языка, выработку языкового чутья, тренировку артикуляционного аппарата, закрепление правильного произношения, воспитание чистой речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопидеческие разминки на уроках русского языка и литературы»

У некоторых младших школьников недостаточно сформированы компоненты речевой деятельности, касающиеся звуковой и лексико-грамматической стороны речи (звукопроизношение, звукоразличение, словарь, грамматический строй языка); у многих учащихся отмечаются недостатки письменной речи (пропуски, перестановки, замены, недописывание букв и слогов).

Все эти проблемы можно решить, включая в уроки русского языка, чтения логопедические элементы, направленные на обогащение, уточнение словарного запаса, коррекцию грамматического строя языка, выработку языкового чутья, тренировку артикуляционного аппарата, закрепление правильного произношения, воспитание чистой речи. Также в уроки включаются задания, способствующие различению близких звуков, ведь зачастую именно фонематическое недоразвитие становится причиной многочисленных ошибок при письме

Ведя уроки, я, внимательно слежу за речью детей и разработала систему логопедических разминок, с помощью которых закрепляются речевые навыки.

Если уделять должное внимание упражнениям, играм, заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка; во-вторых, готовят детей к овладению навыком письма.

Вот некоторые приемы и упражнения:

  1. Задания, направленные на тренировку артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания. В начале уроков чтения проводятся такие упражнения, как:

    1. «Лошадка». Прямые руки подняты верх над головой. По команде одновременно с цоканьем языком сжимаются и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно, то правой, то левой руки.

    2. «Ракета». Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох с гласным звуком, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.

    3. «Улыбка». Согнутые в локтях руки перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И

    4. «Трубочка». Одновременно с длительным и протяжным произнесением звука У (вытянуть губы вперед трубочкой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в стороны.

    5. «Часики». Руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу. Движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.

Чтобы детям было интересно выполнять упражнения, можно рассказывать им сказку о Веселом Язычке, где полость рта называется домиком, коньчик языка — хвостиком, твердое нёбо — потолком, нижние зубы — крылечком, верхние зубы — дверкой, а выдыхаемая струя воздуха — ветерком.

  1. Задания, направленные на дифференциацию (различение) смешиваемых звуков.

    1. Вариации игр «Слушай, звуки различай и движения выполняй». Закрываем губы листом бумаги, чтобы ребенок ориентировался на слух, и предлагает выполнить следующие задания: - Послушай ряд звуков. Если услышишь звук «Б» - топни правой ногой, а если звук «П» - хлопни в ладоши.

    2. Игра с мячом «Доскажи словечко». Бросаем ребенку мяч и произносит начало слова, задача ребенка - закончить слово походящим слогом.

    3. Разучивание чистоговорок. Разучивание и быстрое воспроизведение учащимися чистоговорок.

    4. Игра «Отыщи слова». Предлагаем ребенку послушать небольшой рассказ и выполнить следующие задания: - Послушайте рассказ. Когда услышишь слова, в которых встречается звук «Б», хлопни в ладоши над головой.

  2. Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза.

    1. Предложение.

3.1.1. Придумайте предложение по сюжетной картинке, увеличивая его до определенного количества слов.

3.1.2. Выделите предложение с определенным количеством слов из текста.

3.1.3. Поднимите карточку-цифру, соответствующую количеству слов предъявляемого предложения.

3.1.4. Покажите схему предложения, соответствующую этому предложению.

3.2. Слово.

3.2.1. Выделите из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов, букв.

3.2.2. Вставьте нужный слог.

3.2.3. Изменяя один звук слова, составьте цепочки слов.

3.2.4. Составьте слова из букв одного слова.

3.2.5. Добавьте звуки к одному и тому же слогу до получения слова.

3.2.6. Составьте цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего.

4. Задания, направленные на предупреждение и устранение ошибок при чтении.

4.1. Найдите неправильно написанную букву.

4.2. Отгадайте, какое это слово? (Верхняя или нижняя часть слова закрывается листом бумаги.)

4.3. Чтение или составление слов, отличающихся одной буквой.

4.4. «Эхо». Ученики читают вслед за учителем.

4.5. «Жужжащее чтение». Чтение одновременно с учителем

5. Задания, направленные на корректировку грамматического оформления речи.

5.1. Измените слова по образцу.

5.2. Подставьте по очереди слова в предложение.

5.3. Составьте словосочетания путем на хождения пары слов из двух столбиков.

5.4. Составьте предложение, меняя одно слово или добавляя.


В результате проводимой работы удалось уменьшить количество ошибок, допускаемых детьми и повысить качество обучения по русскому языку и литературному чтению.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Логопидеческие разминки на уроках русского языка и литературы

Автор: Кобякова Мария Михайловна

Дата: 28.10.2023

Номер свидетельства: 638931


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства