kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическое занятие для обучающихся с задержкой психического развития на тему "Составление предложений с дополнением недостающих слов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие  составлено по ФГОС, поэтому может использоваться учителем - логопедом общеобразовательной школы на занятиях для обучающихся с ЗПР. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие для обучающихся с задержкой психического развития на тему "Составление предложений с дополнением недостающих слов"»


Составление предложений с дополнением недостающих слов.

Занятие с учащимися 3 В класса


Предметные УУД. Создание условий для развития умений составлять предложения с дополнением недостающих слов. Формирование основы системы научных знаний по теме: «Главные и второстепенные члены предложения».

Метапредметные УУД.

Познавательные:

  • совершенствование навыка работы с информацией;

  • нахождение общих схем решения;

  • совершенствование навыков сравнения, анализа, обобщения, классификации;

  • совершенствование грамматического строя речи.

Регулятивные:

      ●  развитие мелкой моторики кисти и подвижности органов

           артикуляции;

      ●  развитие всех видов восприятия;

  •   ● развитие связной речи.  

Личностные: 

     ● формирование положительной учебной мотивации.

     ●  формирование понимания и определение границы собственного знания и незнания;

● формирование самостоятельной контролирующей деятельности;  

Коммуникативные:

● формирование коммуникативных навыков через речевую деятельность.    

Развивающая среда: зеркала (на каждого ребёнка); тетради, мультимедийная аппаратура для презентации; звёздочки для самооценки работы учащихся.

Учебно-методическая литература:

1. Краузе Е. Логопедия. – 3-е изд. – СПб: КОРОНА принт, 2006. – 208 с., ил.

2. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для

    логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.-384 с., ил.

3. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов / Е.В.

    Мазанова – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Гном и Д, 2007. – 184 с.

4. Триггер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь

    для индивидуальных и групповых коррекционных занятий: В 3 тетр.- Тетр.1. – Смоленск:

   

Этапы урока

Ход занятия

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность учеников

I. организационный этап





1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. Создание положительного настроя на учение.

Логопед читает стихотворение:

- Для ребят звенит звонок,

  Начинается урок.

  Время даром не теряйте,

  На вопросы отвечайте,

  Дружно тему обсуждайте.

  Не пройдёт ваш даром  

                                     труд,

  Знанья пользу принесут.

Дети внимательно слушают.


2. Совершенствование работы артикуляционного аппарата через артикуляционную гимнастику.

Ребята, чтобы подготовить свой артикуляционный аппарат к работе, а также громко и чётко отвечать сделаем гимнастику для язычка:

- лягушка-хоботок

- лопаточка

- накажем непослушный

   язычок

- киска сердится

- упрямый ослик

- трубочка

- чистим нижние зубы

- качели

Дети у зеркал выполняют артикуляционную гимнастику.


3. Совершенствование  движений кистей и пальцев рук через пальчиковую гимнастику.

Мы хотим, чтобы не только наш язычок работал хорошо, но и наши пальчики:

Пой-ка, пой-ка, распевай-ка

10 птичек – это стайка.

Эта птичка – воробей.

Эта птичка – соловей.

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка свиристель.

Эта птичка – коростель.

Эта птичка скворушка, серенькое пёрышко.

Эта – зяблик.

Эта – чиж.

Эта – развесёлый стриж.

Эта птичка – злой орлан.

Птички, птички – по домам!

     









Дети выполняют ритмичные движения кистями и пальцами рук с голосовым сопровождением.


II. Основной этап





1.Повторение.

Связь слов в предложении.










2Сегодня мы будем восстанавливать

предложения с дополнением недостающих слов


3. Разбор предложений по членам.

Прочитайте пословицу.

Прилетел кулик из-за моря, принёс весну из неволи.

Подумайте, почему так говорят.

Что содержит это предложение? Какое оно по интонации?












Грачи вьют гнёзда.

Ярко светит весеннее солнце.

В окно заглянуло солнышко. Весело поёт ручной щегол.





























Дети находят главные и второстепенные члены предложений.


Совершенствование общей моторики и пространственной ориентировки.

Физкультминутка

Логопед включает физкультминутку с музыкальным сопровождением и показывает на экране мультимедийной установки.

Ученики смотрят на экран и повторяют предлагаемые движения.

III . Заключительный этап





Уточнить, проанализировать полученные знания

Чему учились на занятии?

восстанавливали

предложения с дополнением недостающих слов



 Рефлексия

- Кому, какое задание понравилось?

- С каким настроением уходите с занятия?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Все работали хорошо,  

  всем спасибо, занятие  

  закончено.

Называют понравившиеся задания.

Говорят о настроении.

Оценивают свою работу  с помощью «пяти звёзд».

















Связь слов в предложении

Начало урока

1. Прочитайте пословицу.

Прилетел кулик из-за моря, принёс весну из неволи.

Подумайте, почему так говорят.

Что содержит это предложение? Какое оно по интонации?

2. Прочитайте, выделяя предложения.

В окно заглянуло солнышко весело поёт ручной щегол

Скажите, какое слово подходит по смыслу в одно и в другое предложение.

Запишите текст, расставляя знаки препинания.

3. Прочитайте группы слов.

Попробуйте объяснить, почему только одна группа слов составляет предложение.

маленький, щенок, мяч, играть, с

Маленький щенок играет с мячом.

Слова в предложении связаны по смыслу, по форме и по интонации.

4. Прочитайте, выделяя интонацией каждое предложение.

Тает снежок ожил лужок день прибывает когда это бывает

Отгадайте загадку.

О чём говорится в первом предложении? Что говорится о снежке?

Так же разберите другие повествовательные предложения.

Запишите загадку, расставляя знаки препинания.

Подчеркните одной чертой слова, обозначающие, о чём говорится в предложении, двумя чертами слова, обозначающие, что говорится о снежке, о лужке, про день.

5. Составьте предложения о весеннем солнце, снеге, ручьях, грачах. Запишите их.

Разберите предложения так же, как в задании 4.

? светит, ярко, вьют, потемнел, шумят, гнезда

Слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что о них говорится, называются главными членами предложения.

6. Прочитайте, выделяя интонацией каждое предложение.

Пришла весна ласковое солнце согрело землю

Объясните, сколько предложений в этом тексте.

Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Главные члены предложения подчеркните.

Назовите предложение, в котором, кроме главных членов, есть другие слова. Какие вопросы можно поставить от слова к слову в этом предложении?

Связь слов в предложении можно установить с помощью вопросов: солнце что сделало? — согрело; солнце какое? — ласковое; согрело что? — землю; солнце согрело — главные члены предложения; ласковое солнце, согрело землю — словосочетания.

Письмо по памяти: 7*. Прочитайте строки из стихотворения А. Толстого выразительно.

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Запишите стихи по памяти.


8. Прочитайте и отгадайте загадку.

Что за гриб стоит на кочке
В красном бархатном платочке?

Что содержит это предложение? Какое оно по интонации?

О чём говорится в этом предложении? Что говорится про гриб?

9. Прочитайте слова. Подумайте, о ком и о чём можно составить из них предложения.

весело, распевать, синицы
заяц, сменить, шубка
солнце, пригревать, землю, весенний

Составьте из данных групп слов три предложения. Запишите их. Главные члены предложения подчеркните.

10. Прочитайте словосочетания. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу и по форме.

Маленький принц, скромные цветы, обрадовался очень, распустились утром.

Подумайте, можно ли из этих словосочетаний составить предложения. О ком и о чём они будут?

Составьте и запишите предложения. Главные члены в предложениях подчеркните.

Предложение можно составить из слов, а можно из словосочетаний.

11. Прочитайте строки из стихотворения Ф. Тютчева.

Гремят раскаты молодые.
Вот дождик брызнул.
Пыль летит.

Назовите главные члены каждого предложения.

В выделенном предложении укажите связь слов с помощью вопросов. 

Запишите так: раскаты (что делают?) ...; раскаты (какие?) ... .

12. Скажите, о ком говорится в предложении.

Важные грачи чинят гнёзда.

Что говорится о грачах? Поставьте вопросы от выделенных слов к тем, с которыми они связаны. Запишите получившиеся словосочетания с вопросами.

При установлении связи между словами в предложени вопрос ставится от одного слова к другому.

13. Прочитайте предложение.

В лесу распустились голубые подснежники.

О чём говорится в этом предложении?
Что говорится о подснежниках?

Запишите словосочетания с вопросами к а к и е ?  г д е ?

14*. Прочитайте, выделяя каждое предложение. Скажите, о чём в них говорится.

Зимние дни миновали, пришла весна, зазеленела трава, ярко светит солнышко, ожил лес, распустились первые цветы.

Запишите предложения. Выпишите словосочетания с вопросом  к а к и е ?

Начало урока

15. Прочитайте начало колыбельной песни.

Котя, котенька-коток,
Котя — серенький хвосток!
Приди, милый, ночевать,
Нашу Машеньку качать!
(В. Рождественская)

Как называется выделенное предложение?

16. Прочитайте слова. Поставьте к каждому из них вопрос и укажите, как оно называется в грамматике.

скворцы, занимать, прошлогодний, квартиры

галки, таскать, в, гнёзда, маленький, веточки

О ком можно составить предложения из этих слов? Составьте и запишите предложения.

17. Составьте и запишите предложения. Главные члены предложения подчеркните.

весна, в, лес, просыпаться, звери

вылезать, из, берлога, медведь

греются, ежи, солнышке, на

18. Прочитайте текст, выделяя предложения.

По болоту рыскали охотничьи собаки, качались камыши, бедный утёнок был ни жив ни мёртв от страха.
(По Г. X. Андерсену)

Объясните значение выделенного выражения.

Запишите текст, расставляя знаки препинания. В каких предложениях слова отвечают на вопросы в таком порядке:
г д е ?  ч т о  д е л а л и ?  к а к и е ?  к т о ?
ч т о  д е л а л и ?  ч т о ?

Письмо по памяти: 19*. Прочитайте стихотворение. Объясните правописание выделенных в словах орфограмм.

В зоопарке на площадке
Много маленьких зверят.
На площадке всё в порядке —
Тут звериный детский сад.
(В. Рождественская, Е. Радина)

Запишите стихотворение по памяти.

Начало урока

20. Прочитайте текст. Назовите слова, которые передают голоса весеннего леса. Как эти слова называются в грамматике?

Скрипят жуки и кузнечики барабанят дятлы, свистят маленькие дрозды-белобородки лают лисицы кашляет козуля воет волк ухает филин жужжат шмели и пчёлы
(По В. Бианки)

Выпишите предложения о птицах. Подчеркните главные члены предложения.

21. Объясните правописание пропущенных в словах орфограмм. Найдитесуществительные и укажите их число.

за...ц, поменять, шу...ка
поб...жать, звонкие, руч...и
луга, покрыть, тр...ва
ожить, сонный, лес

Из каждой группы слов составьте предложение.

Устно с помощью вопросов установите связь между словами.

Запишите предложения. Подчеркните главные члены.

В последнем предложении укажите стрелками связь слов.

О б р а з е ц. Заяц поменял шубку, ... .

                         

22. Прочитайте текст, выделяя каждое предложение.

Пришла весна в лес деревья надели зелёный наряд звонко поют птицы на полянке расцвели яркие цветы

Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

В каждом предложении подчеркните главные члены.

Из последнего предложения выпишите словосочетания и укажите в них связь слов. (Образец в задании 21.)

23. Прочитайте слова.

стакан  тарелка  посуда

Каким из этих слов можно заменить два других?

Что можно сказать о произношении и обозначении на письме безударных гласных в этих словах?

Словарные слова: стакан

24*. Прочитайте словосочетания.

Скажите, как каждое слово называется в грамматике.

Маленький щенок, грызть косто...ку; рыжий котёнок, умывать мордо...ку; серенький воробей, прыгать по доро...ке.

Составьте из словосочетаний предложения.

Запишите предложения, подчеркните главные










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Янгильдина Наталья Павловна

Дата: 11.10.2018

Номер свидетельства: 480389


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства