Просмотр содержимого документа
«Литературно-художественная композиция "Осень в гости к нам пришла"»
Учитель : Парфёнова В.Н.
Литературно-художественная композиция
"Осень в гости к нам пришла"
(Для учащихся начальной школы)
Оборудование: нетбук, маски с изображением овощей и названием осенних месяцев, предметные картинки, рисунки детей на тему «Осень», поделки из овощей, белые листы бумаги, цветные карандаши.
Вступление. Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года».
Ведущий.
- Ребята, здравствуйте. Вы прослушали сейчас отрывок из произведения П.И.Чайковского «Времена года». Если бы мы говорили на языке музыки, то, какое время года подошло бы к этому отрывку? Почему?
- Сегодня мы будем говорить об осени.
Уч.: Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора.
Весь день стоит, как бы хрустальный, и лучезарны вечера.
Ф.Тютчев.
Вед.:- Что же это за дивная пора – осень?
Звучит отрывок песни группы ДДТ «Осень».
Уч.: Холодно становится, холодно! Прошло красное лето. Казалось бы, ещё вчера стояли длинные тёплые дни. И вдруг сразу стало заметно, что смеркается рано, что увял и состарился пригнувшийся под плодами сад.
Уч.: Следом за летом осень идёт. Жёлтые песни ей ветер поёт. Красную под ноги стелет листву. Белой снежинкой летит в синеву.
Уч.: Осень подкрадывается поначалу тихая да ласковая, с букетами цветов, с наливными яблочками в саду. Но не только яблочками можно полакомиться осенью.
Вед.:- Какие съедобные подарки вы можете назвать?
- А теперь подгадываем загадки на осеннюю тему.
1. Клёны смотрят удивлённо: маляра и краски нет. Кто ж окрасил их, зелёных, в красный цвет? (Осень.)
2. Всё лето над нами о чём-то шептали, К зиме под ногами они зашуршали. (Листья)
3. Пушиста вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака.)
4. Не удержались в сите сверкающие нити И, выскочив на волю, пришили тучу к полю. (Дождь.)
5. Ставят дома из травы и цветов И постепенно увозят с лугов. (Стога.)
6. Сосновая ветка, еловая ветка, От ветки до ветки натянута сетка. (Паутина.)
Звучит песня «Что нам осень принесёт»?
Учитель:
- Сколько осенних месяцев вы знаете? Назовите их.
Выходят мальчики-месяцы.
Рассказ мальчиков:
«Сентябрь». Мы – 3друга, 3брата, и мама у нас одна. Я вам загадаю загадку. Отгадаёте, как зовут нашу маму?
Пришла без красок и без кистей И перекрасила все листья.
- Я – младший месяц осени. И зовут меня – сентябрь. Название месяца происходит от латинского «септимус», что означает «седьмой». В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счёту от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осенью называются бабьим летом.
Уч.: В Древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался в народе летопроводцем – проводами осени. С этого дня начиналось так называемое «бабье лето». Оно продолжалось одну - две недели.
Уч.: Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зарделись клёны, В пурпуре осеннем только дуб зелёный. Утешает осень: - Не жалейте лето. Посмотрите – роща золотом одета! З.Федоровская.
Уч.:. Наступает золотая пора. Художница – осень играет всеми цветами радуги. На одном дереве можно найти жёлтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Наверно, это богатство красок и привлекает к себе художников. И, хотя мы с вами ещё не настоящие художники, мы тоже постарались передать в рисунках все краски осени. (показывает на рисунки учащихся )
Уч.:Лес, точно терем расписной Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. Берёзы жёлтою резьбой Блестят в лазури голубой.
Вед.:- Я сейчас проверю, как вы знаете название цветов красок. Поиграем : я буду читать стихотворение, если вы услышите название краски – хлопните в ладоши 1 раз, если нет – молчите.
Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его ещё и вечером года. В это время природы начинает готовиться ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву. Насекомым схорониться в лесную подстилку или забиться в щели. Поспешить с отлетом последним птицам.
Уч.: Льёт дождь, холодный, точно лёд. Кружатся листья по полянам. И гуси длинным караваном Над лесом держат перелёт.
Уч.:. Как жадно к югу рвутся птицы Сквозь листопад, сквозь, холода. Чтоб солнца досыта напиться И на чужбине убедиться, Что Родине не повториться Ни в чём, нигде и никогда.
Песня «Скворушка». (В исполнении детей.)
Вед.:- А с чем надо поспешить людям осенью? Какие плоды собирают осенью?
Смотр поделок, сделанных детьми на уроках труда и дома.
Вед.: -Вы видели, какие замечательные поделки сделали ребята из осенних плодов. Сколько выдумки, фантазии, и старания приложили ребята, чтобы оживить картофель или морковку.
Вед.: - А теперь посмотрим, как вы умеете отгадывать загадки про овощи.
(отгадки появляются на слайдах)
Загадки.
1. Воду пьёт, себя торопит, И растёт, и листья копит. Набирает вес кубышка, В середине кочерыжка.
2. Играли в прятки ребята с грядки. И прямо с грядки попали в кадки.
3. Под кустом в земле плоды - Человеку за труды.
4. Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки.
5. Красна девица сидит в темнице, А коса на улице.
6. Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я свёкла.
В золотистой шелухе
Очень нравится он мне.
Стоит счистить шелуху
Слезы проливать начну. (Лук)
Кругла, рассыпчата, бела, На стол она с полей пришла Ты посоли ее немножко,
Ведь, правда, вкусная ....
(Картошка)
И на горке и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами, и в ряд
В шапках молодцы стоят.
(Грибы)
Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(Опята)
Очень густо он растет
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке,
Берегите, детки, зубки!
(Орех)
Круглое, румяное, сочное и сладкое
Очень ароматное, наливное, гладкое,
Тяжелое, большое - что это такое?
(Яблоко)
Как на нашей грядке
Выросли загадки,
Сочные да круглые,
Вот такие крупные!
Летом зеленеют,
Осенью краснеют.
(Помидоры)
Выросло из зернышка
Золотое солнышко.
(Подсолнух)
Красная девица
Родилась в темнице,
Выкинула косу
За окошко ловко.
Наступает осень,
Выдернут...
(Морковку)
Лето целое старалась,
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
Все наряды отдала,
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок.
(Капуста)
«Ноябрь»:
- Я – последний месяц осени – ноябрь. Его древнерусское название – грудень, что значило – разъезженный, плохой и замёрзший путь. Небо нередко закрыто тяжёлыми облаками, идёт снег пополам с дождём. Уже все перелётные птицы покинули свои места.
Уч.: Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди и нет просвета, Затерялось лето где-то.
Уч.: Ходит осень, бродит осень. Ветер с клёна листья сбросил. Под ногами коврик новый, Жёло-розовый-лиловый. В.Авдиенко.
Уч.: Красива природа на исходе осени. Ярко – красные ягоды красуются на деревьях рябины.
Уч.: В красном платьице девица Вышла с осенью проститься, Осень проводила, платье снять забыла. И на красные узоры первый снег ложиться.
Песня «Падают, падают листья». (В исполнении детей.)
Вед.: Но календарь неумолим. Гаснут яркие краски осени. Скоро зима.
Вед.: - А сейчас послушаем стихи про осень, которые вы подготовили к этому празднику.
Громче хлопайте в ладоши, веселей, встречайте нас.
МАЛЬЧИКИ
На себе всегда мы ловим восхищенья взоры!
Красоту нам и здоровье дарят помидоры!
ДЕВОЧКИ
Мы секрет румян достали от прабабки Феклы,
Лучше всех румян заморских сок от нашей свеклы
МАЛЬЧИКИ
Нет вкуснее яблок спелых - это знает детвора
Как мы яблоки увидим
Сразу все кричим; «ура-а-а».
Девочки
Ухажеров нынче 100 под нашими окошками
Все желают получить пирожок с картошкой.
МАЛЬЧИКИ
Не болеем больше гриппом, не боимся сквозняка,
Все таблетки заменяет нам головка чеснока
Ставьте ушки на макушки, Слушайте внимательно, Про грибы споём частушки Очень замечательно.
Я на дереве сидела. С высоты грибы смотрела. Как подуло ветерком, Я с берёзы кувырком.
Сколько лет тебе сморчок? Ты по виду старичок. Удивил грибок меня: “Возраст мой всего два дня”.
Наша Зиночка с корзиночкой Ой, ходила по грибы. Она сбилася с дороги, Ой, попала не туды.
Лёня рано-рано встал, Все грибы в лесу собрал. Хвалится грибочками С беленькими точками.
Кабы - кабы да кабы На носу росли грибы, Сами бы варилися, Да и в рот катилися.
По лесочку шла я, шла, Много я грибов нашла. Как увидела медведя, Еле ноги унесла.
Мы с подружкой в лес ходили, Там огромный гриб нашли. Мы вдвоём его тащили, Домой еле донесли.
Мы частушки вам пропели Хорошо ли, плохо ли, А теперь мы вас попросим, Чтобы нам похлопали.
Вед. А сейчас давайте поиграем.
Игра «Отгадай овощ». Мешок (непрозрачный пакет), в котором лежат дары осени – картофель, свекла, морковь, лук. Один из учеников не раскрывая мешка (пакета) должен на ощупь угадать название овощей. В игре могут принять участие несколько детей. В этом случае каждый отгадывает по одному овощу. Правильно отгадавшим, в качестве подарка вручается угаданный овощ.
Вед.: Эти овощи очень полезны. В них много витаминов и полезных веществ, которые укрепляют наш организм.
Морковь – улучшает зрение, укрепляет зубы.
Чтобы реже простужаться, быстрее выздоравливать при болезни и быть бодрыми вам поможет картофель, репа, капуста.
А если вы хотите быть сильными, то вам поможет свекла.
Вед. Ребята, а вы знаете, какие блюда можно приготовить из этих овощей?
(Ответы детей)
Игра «И я тоже». (Ведущий говорит, что он делает, а дети по сигналу громко говорят: «И я тоже»).
Утром я встаю … (Дети громко – «И я тоже!»)
Умываюсь …
Чищу зубы …
Надеваю чистую одежду …
Завтракаю …
Выхожу на улицу …
Сажусь в грязную лужицу …
Я самый аккуратный …
Я на улице гуляю …
Всех ребят я обожаю …
Нынче был я на охоте …
Там лягушек ел в болоте …
Я люблю …
Весёлую музыку …
И я танцую вместе с друзьями …
(Звучит музыка, все танцуют)
Учитель: Я предлагаю поиграть в игру «Гроза»
От каждой команды приглашаются по одному участнику. На них надевается осенняя одежда (куртка, шарф, берет, перчатки, в руках зонтик).
Под музыку участники ходят по залу. На сигнал – хлопок каждый из них снимает с себя одну вещь и кладёт на то место, где застал его хлопок .Когда участники снимут 3-4 вещи, раздаётся сигнал “Гроза !” Выигрывает тот, кто быстрее наденет снятые свои вещи.
Учитель: Поиграли, а сейчас проведём конкурс под названием «Угадай-ка» .
На тарелочках представлены натертые овощи и фрукты. Надо с закрытыми глазами угадать их название.
Нарисуйте овощ или фрукт, которые никогда не существовали, и придумайте ему название.
Викторина. Почему листья верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые)
У какого зверя осенью в листопад появляются детеныши? (Заяц)
Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)
Когда начинался Новый год на Руси? (1 сентября)
Кто собирает яблоки спиной? (Еж)
Единственный гриб, имеющий ухо. (Мухомор)
Единственное растение, из которого делают мясо. (Соя)
Животное – гриб. (Лисичка)
Животное – компьютерный манипулятор. (Мышь)
Животное – безбилетный пассажир. (Заяц)
Кого по осени считают? (Цыплят)
Учитель: вы сегодня уже отгадывали загадки про осень. Хотите ещё отгадывать? Но это будут непростые загадки.
Этот конкурс мы так и назовём: загадки-обманки.
Вся зеленая такая, Круто в кочаны свитая, Сто одежек – все на ней – Витамины для людей. И сидит на грядке ловко, Называется…...Капуста.
Любит он тепло и воду, Он же гордость огорода! Весь в пупырышках, зеленый, Всем известный с давних пор, Очень вкусен он соленый! Это точно …..Огурец.
Как подружки, по порядку, Все сидят они на грядке, Ярким солнышком прогреты, Все оранжевого цвета, Будто сестры – близнецы! Кто? Конечно…Морковки.
Без нее борща не сваришь И заправку не поджаришь. Вся малинового цвета, А вкусна зимой и летом! Без нее в салате пусто, Называется….Свекла.
Посадил тот овощ дед, Урожая ждал сто лет! Ну и выросла какая! Золотая да большая, Как царица среди слуг! Все узнали? Это….Репка.
Куст большой, и лист красивый, А под ним такое диво! Этот овощ знает каждый, Длинный он и очень важный, Полосатый, словно киска, Называется …..Кабачок.
Этот овощ всем знаком, В огороде его дом. Круглый красный, быстро спеет, И в салате – молодец! В маринаде нет вкуснее! Это точно…..Помидор.
Из нее, сомнений нету, Золушке была карета, Часто ели предки наши, Из нее варили кашу, Добавляя только соль! Ну конечно….Тыква.
Овощ наш имеет стрелы, Он зеленый или белый, Коль его ты раздеваешь, Часто слезы проливаешь! Но зато волнует кровь! Всем известно, то…Лук.
Он растет на огороде И на лук похож он вроде, Только делится на дольки, Вкус имеет горький! Знает каждый удалец Это овощ…..Чеснок.
Следующий конкурс называется «Составь слова».
Ответы: яблоня, слива, облепиха, абрикос.
После того как дети восстановят слова появляются слайды растений.
Вед.: - В народе принято устраивать проводы осени. И устраивали эти проводы после того, как соберут весь урожай. Давайте и мы с вами проводим осень – посидим за чашкой чая.