Лекция для учителей начальной школы и воспитателей детского сада "Рекомендации учителям начальных классов, воспитателям ГПД, родителям"
Лекция для учителей начальной школы и воспитателей детского сада "Рекомендации учителям начальных классов, воспитателям ГПД, родителям"
Известно, что от подготовки ученика в начальной школе зависит его обучение в средней, в которой преемственность в обучении детей принимает учитель-предметник. Основными претензиями у которого к начальной школе является низкий уровень скорости осмысленного чтения, и, как следствие, резкое снижение успеваемости ребенка в средней школе. Действующие же ныне нормативы для скорости чтения (80-90 слов в минуту) гораздо ниже требований, существующих программ пятых классов, а для вычислений нормы вовсе отсутствуют. В начальных школах царит хаос: учителя применяют массу упражнений из различных методик, технологий, совершенно не учитывая выбранные программы и нагрузку учеников. Следует отметить, что в 1-4-х классах отдельные педагоги ведут уроки традиционно, не применяя современных технологий вообще.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лекция для учителей начальной школы и воспитателей детского сада "Рекомендации учителям начальных классов, воспитателям ГПД, родителям" »
Лекция для учителей начальной школы и воспитателей детского сада
разработана к.п.н. Коростелёвой Е.Ю.
Известно, что от подготовки ученика в начальной школе зависит его обучение в средней, в которой преемственность в обучении детей принимает учитель-предметник. Основными претензиями у которого к начальной школе является низкий уровень скорости осмысленного чтения, и, как следствие, резкое снижение успеваемости ребенка в средней школе. Действующие же ныне нормативы для скорости чтения (80-90 слов в минуту) гораздо ниже требований, существующих программ пятых классов, а для вычислений нормы вовсе отсутствуют. В начальных школах царит хаос: учителя применяют массу упражнений из различных методик, технологий, совершенно не учитывая выбранные программы и нагрузку учеников. Следует отметить, что в 1-4-х классах отдельные педагоги ведут уроки традиционно, не применяя современных технологий вообще.
На протяжении двух последних лет в г. Тольятти на базе МОУ СШ №1, 28, 55, 59, лицея №60, 78 и прогимназии №208 в начальной школе проводится эксперимент в 43 классах (со 2-го по 4-й). Цель эксперимента: планируемый результат обучения. В этом направлении осуществлялось дальнейшее исследование и разработка системы повышения квалификации учителей начальной школы.
Изучение проблемы технологизации профессиональной деятельности учителей начальной школы (практической, исследовательской и проектировочной) показало, что основной причиной их затруднений в этой области является несоответствие между требованиями профессиональной педагогической деятельности и уровнем подготовленности к ней. К резервам в этой сфере необходимо отнести также инновационные опыты учителей-новаторов и индивидуальный почерк каждого учителя.
Поиски гармонизации требований к профессиональной деятельности учителей на современном этапе и соответствующего их образовательного обеспечения приводят к выводу о том, что основой этой корреляции и вектором ее направленности должен быть планируемый результат обучения. В этом направлении и осуществлялось дальнейшее исследование и конструирование (разработка) системы повышения квалификации учителей начальной школы.
Было выделено пять основных составляющих подсистем, определяющих результативность профессиональной деятельности учителя начальной школы - технологическая, психологическая, дидактическая, диагностическая и инновационная. Технологическая подсистема в этом комплексе обеспечивает последовательность подготовки детей к развитию речи, психологическая - знание психических процессов формирования определенных умений и качеств, дидактическая - использование средств, повышающих эффективность профессиональной деятельности, диагностическая - учет норм и эталонов дозирования учебного материала, инновационная - опыты личностных педагогических нововведений и подходов.
Применение учителями новых педагогических технологий в образовательном процессе начальной школы позволяет раскрыть профессиональный и творческий потенциал педагога.
Кроме этого, современные передовые технологии позволяют учителю четко представить себе последовательность работы с учеником. На основе экспериментально выявленной совокупности необходимых умений и качеств детей мы установили опытным путем закономерности оптимальной последовательности их формирования. Именно эту закономерность мы и предлагаем в работе по подготовке детей к развитию речи.
Полученная в конце года динамика изменения показателей в течение 2003-2008 учебных лет, наводит на мысль о некотором пересмотре деятельности учителей начальной школы. Мы задались вопросом: а все ли на деле получается так, как пишется в различных методических рекомендациях? Вот, к примеру, в метод. рекомендациях по чтению указывается, что прирост скорости чтения должен развиваться у детей поступательно: 1 класс -20 сл./мин, 2 класс – 40 сл./мин, 3 класс – 60 сл./мин, 4 класс – 80 сл./мин.
Проводя замеры в 43-х классах вышеупомянутых школ, картина вырисовывается совершенно иная: во 2-х классах прирост составляет 51%, в 3-х – 24%, в 4-х – 4%. И эта закономерность повторяется из года в год, как в экспериментальных классах, так и в контрольных. Следовательно, учителю в перовом классе (или воспитателю ГПД) необходимо проводить рекомендованные тренировочные упражнения по технологии подготовки детей к развитию речи. Во втором полугодии на чтении следует отрабатывать чтение с пониманием текста. К примеру, взят текст «Два товарища» (83 слова, из них три прилагательных, что составляет 3% сложности, а по требованиям – 15%). Данный текст средней трудности, т.к. не содержит числительных и слов иностранного происхождения. При чтении текста в классе необходимо на доске прикрепить цветную иллюстрацию с изображением медведя. Перед чтением задать детям несколько вопросов: «кто изображен на картинке?» (медведь), «кто такой медведь?» (это дикий зверь) «где живет медведь?» (в лесу, в тайге), «каких медведей вы знаете?» (белый медведь, бурый медведь, черный – гризли и т.д.). Целесообразно на доске выписать слова из текста: наземь, опасность. Проговорить с детьми по слогам эти слова, объяснить значение. Это упражнение помогает наращивать словарный запас. Далее текст читает учитель. После его чтения можно предложить:
чтение по цепочке;
ролевое чтение.
В конце текста имеются три вопроса, следует ответить на них:
кого встретили в лесу мальчики?
Как поступил каждый из них?
Как бы ты поступил?
Можно подобрать загадки про медведя, вспомнить, в каких сказках встречается этот персонаж. Данное задание можно задать и как опережающее, на дом, перед чтением текста. На дом задается: чтение, пересказ, ответ на вопросы, рисунок медведя в тетради по чтению, придумать имена мальчикам из рассказа, ответить на вопросы «какой лес?», «зачем мальчики пошли в лес?» и т.д.
Обычно на вопрос «какой твой любимый урок?» дети 1-4 класса не называют чтение. По наблюдениям, можно сделать вывод, что только один-два учителя из 16 применяют различные формы организации учебной деятельности на уроках чтения, прибегают к работе с новыми, трудными словами, к наглядности. А ведь можно разнообразить виды работы и на самом «скучном» (по словам детей) уроке. Например, как опережающее задание, дать на дом нарисовать медведя, лесные ягоды, цветы, шишки. В конце урока подвести итоги, написать слово «Молодец» самому старательному из учеников. При чтении текста использовать эти рисунки, домысливать «картины» при чтении: зачем мальчики могли пойти в лес? Что они увидели, услышали в лесу? и т.д. Работа эта кропотливая, требующая от учителя методической грамотности, умения применять игровые моменты. Молодому учителю целесообразно писать подробный план урока с вариантами ответа учеников, самому заранее подбирать загадки, пословицы, поговорки, разучивать их с ребятами, устраивать «мини-представления» при ролевом чтении. В результате возрастет не только интерес к уроку, но и рейтинг учителя как специалиста.
Во втором классе и первом полугодии третьего класса необходимо продолжать эту работу и наращивать упражнения по сложности. Второй класс следует посвятить работе по наращиванию скорости чтения, научить читать скороговоркой. Большее значение необходимо придавать работе с новыми словами из текста, применять пятиминутку «жужжащего» чтения.
В третьем классе целесообразно применять упражнение Федоренко-Пальченко: чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ежедневно на уроках чтения делать на одну минуту замер скорости чтения, а в конце недели – на оценку. Здесь можно применять взаимоконтроль (как это рекомендует В.Н. Зайцев).
Учитывая, что прирост чтения в 4-м классе составляет всего 4%, заниматься этим не имеет смысла. Предположим, что за 2-1 и начало 3-го класса дети, в основном, читают бегло, со средней скоростью 100 слов в минуту. В 3-м, 4-м классах, учитель, конечно же, не прекращает работать над чтением скороговоркой с пониманием текста, проводит ежедневно, ежеурочно необходимые упражнения, работает с детьми, которые не могут преодолеть резонансный барьер 100 сл./мин, выявляет причины, старается помочь. И, вместе с этим, проводит работу над тестом на каждом уроке чтения. По сравнению с 1-2-м классами, эта работа требует поэтапных упражнений. Допустим, на уроке чтения учитель начинает работать с текстом «Ласточка» (рассказ К.Ушинского), на доске заранее выписано слово верста (старинная мера длины, немногим более километра), т.к. это слово может вызвать затруднение при пояснении. Встречаются и географические названия, которые учитель тоже объясняет, а еще лучше – показывает на карте. Первое прочтение может быть самостоятельным, в ритме «жужжащего» чтения. Далее учитель начинает сам читать рассказ и читает попеременно с ребятами (по абзацам). Теперь необходимо поработать над самим текстом, могут быть предложены следующие виды деятельности:
Разбей текст на части и озаглавь каждую из них;
Составь развернутый план к тексту;
Выдели главную мысль;
Составь краткий пересказ;
О чем могла бы рассказать ласточка?
Подбери синонимы к слову «мальчик»;
Придумай имя мальчику из рассказа, составь его словесный портрет;
Подумай, что в рассказе – главное, а что – второстепенное?
Чему учит этот рассказ?
Действия учителя, ход урока, конечно, может быть и другим, что не меняет главной цели – работы с текстом. Ребенок не просто читает, он осмысливает прочитанное с помощью сформулированных учителем опросов. Ведь главное не просто бездумно читать с определенной скоростью (100-120 сл./мин), а понять, уметь выделить главное в тексте, исключить лишнее и доступно передать смысл прочитанного.
С абзаца «…посмотри, какие у ласточки…» и до слов « Я не думал, что ласточки» можно написать в виде изложения. Попросите озаглавить этот отрывок, допустим, «путешествие ласточки», выпишите на доске названия географических объектов, прочтите их вместе с учениками, пусть это упражнение – всего лишь подготовительный этап, но постепенно дети научатся, и с каждым разом им будет все легче излагать мысль письменно. На дом можно предложить творческое задание – игру «Буриме» с такими, например, рифмами: «сверкает-летает, чисто-быстро» и пусть ребята составят стишок или загадку про ласточку, лучшие из которых потом зачитайте в классе, похвалите ребят, чтобы присутствовала ситуация успеха.
Ряд программ по чтению уже предполагает такую работу с учениками (в рабочей тетради или по учебнику). Но, как правило, урок чтения - это дополнительное время для переписывания и дорешивания заданий предыдущих уроков, к сожалению.