kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация - это побуждение себя и других для достижения поставленных целей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.»

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

"Все наши замыслы, все наши цели превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться"  

                                     В.А.Сухомлинский.

В начальной школе вопрос о мотивации учения может быть назван главным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться.

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием?

Мотивация -  это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей.   Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка внутреннюю потребность к знаниям, напряженному умственному труду.

Как же пробудить у детей желание учиться?

Главная задача состоит в том, чтобы вызвать у учащихся любопытство - причину познавательного интереса. Очень важна психологическая установка на урок. Мотивационный этап урока в начальной школе играет важную роль. Это связано с возрастными особенностями младших школьников.  Дети в младших классах ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Здесь важно не упустить то, что ценно именно для младших школьников.

Учитель в начале урока использует следующие приемы:

1) создание ситуации успеха;

2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества;

3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других; 4) занимательность, необычное начало урока.

    Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Урок – это та учебная ситуация, где не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся.

Цель педагога на уроке – не просто дать знания, а научить ученика добывать их, дать ученику возможность думать,  размышлять,  играть, фантазировать,  вступать в дискуссию.

На уроках литературного чтения мы ведем диалог с учениками, побуждаем их к размышлению. Учитель и ученик выступают как равноправные партнеры. Они высказывают свои мысли о прочитанном произведении. Дети не боятся высказывать свое собственное мнение. Потом обобщаем все высказывания, соответствующие теме урока, задачам и целям обучения. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме, работают над собой – каждый в силу своих индивидуальных возможностей.

На уроках русского учитель не только организует освоение того или иного материала, но и формирует у ученика важнейшее умение – умение учиться. Есть много способов, необходимых для создания ситуации успеха на уроке русского языка. Один из них – письмо с «окошками». Детям предоставлен выбор: знаю – пишу, не уверен – показываю выбор букв в «окошке», не знаю – оставляю «окошко» пустым. Так мы учим рассуждать учеников. В письме «с окошками» отражается личностный выбор учеников, соответствующий уровню самооценки собственных возможностей.

Создание ситуации успеха также позволяет направить ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: "Я знаю, что…". Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своих знаниях.

На уроках математики мы ведем целенаправленную и систематическую работу  по формированию у детей приемов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Планируя способ включения всех учащихся в деятельность на уроке, думаю о создании мотивационной основы их работы.

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому мною используются такие приемы, которые стимулируют внутренние ресурсы – процессы, лежащие в основе интереса.

«Удивляй» - Суть этого приема состоит в том, чтобы привлечь интерес к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, проблемным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока.

«Интеллектуальная разминка» - Начиная урок, поднимаю молча карточку (на ней рисунок, фигура, символ и т.д., с исходными несколькими данными или вовсе без них).

Дети знают, что вопросов не последует, они сами должны придумать задачу или поставить вопрос.

Методическая ценность приема:

- активное включение в работу каждого (дети любят сочинять);

- развитие логического и критического мышления;

- систематизация знаний и умений;

- возможность выбора своей деятельности учащимися.

Каждый участвует и все решают. Каждый слушает другого ученика и запоминает его опыт, который ему пригодится в следующий раз.

Ценность этого приема еще и в том, что умение составлять задачу приводит к умению ее решать.

Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами.

          На уроках окружающего мира ученики всегда наиболее раскованны и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания окружающего мира учащимся с разным типом восприятия, мы предоставляем им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения. По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, рисуют рисунки.   

 Уроки технологии проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлеченно работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справиться с трудностями.

       Процесс обучения основан на принципах реализации личностно ориентированного подхода к обучению детей младшего школьного возраста. Работа с индивидуальностью каждого ученика ставит учителя в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления.

Умело подобранный материал к уроку усиливает интерес учащихся к занятиям, т.е. способствует формированию положительной мотивации учения. Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Мещерякова Елена Викторовна

Дата: 09.05.2019

Номер свидетельства: 509568


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства