Просмотр содержимого документа
«Личностно-ориентированное обучение и воспитание младших школьников»
Ильина Любовь Николаевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Барановская СОШ»
Сафоновского района Смоленской области
«Личностно-ориентированное обучение и воспитание
младших школьников»
Роль классного часа в системе личностно - ориентированного воспитания
Школа в переводе с латинского языка означает – лестница, которая имеет свои ступени. Эта лестница не строится, она создана для восхождения личности каждого ребёнка, а я учитель помогаю своим ученикам подняться на ступеньку выше. Особую роль школы я вижу в создании условий для становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой.
Работая в школе, я поняла, что научить детей, это ещё не значит дать им максимум знаний, умений и навыков, а это значит помочь детям самим понять смысл учения.
Ключевой фигурой в решении задач воспитания школьников является классный руководитель. С чего начинается путь к вершинам мастерства учителя? Конечно, с любви к детям, желания быть им полезным и нужным, стремления к постоянному педагогическому поиску, совершенствованию своих профессиональных умений и навыков.
Моей задачей, как классного руководителя, является сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Главной целью всей воспитательной работы в классе в течение прошедшего учебного года являлось: научить воспринимать окружающий мир с позиции ученика, исследователя, создать условия для выявления и развития его творческих возможностей; создать условия для реализации стремления ребёнка к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности.
Исходя из этого, одним из главных направлений в работе с классом на втором этапе программы развития и воспитания детей («Я и окружающий мир») было – научить воспринимать мир с позиции ученика, исследователя, создать условия для выявления и развития его творческих возможностей. В течение всего учебного года дети учились жить в коллективе, а учителя помогали им лучше познать себя и окружающий их мир.
Главный фактор – коллективная деятельность, которая носила личностно – ориентированный и творческий характер. Основу составили традиционные дела: праздник «Здравствуй, школа!», праздник Осени, новогодний утренник, рыцарский турнир, экскурсии, праздник мам, день « Именинников», концерт для участников ВОВ.
В течение всего года в классе проводились выставки детских рисунков и поделок на различные темы. Систематически велась работа по дальнейшему изучению учащихся и их семей с помощью тестирования, анкетирования, индивидуальных бесед.
С целью формирования положительного отношения к школьным занятиям и правильному поведению учащихся проведены беседы о правилах поведения в школе на уроках и на переменах, в столовой, во время экскурсий, проведено классное собрание «Законы нашего класса», беседа: "Мои интересы, мои возможности, клуб «Общение»: «Нравственные отношения в коллективе», «Поведение в общественных местах». Большое внимание уделялось правилам дорожного движения, которые проводились ежемесячно.
С целью воспитания культурно – гигиенических навыков проведены беседы: «Как стать нехворайкой», «Человек в природе и его здоровье», устный журнал: «Посеешь привычку - пожнёшь характер", Банк «Добрых советов» -"Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам".
Проектирование – очень хороший инструмент для формирования функционально грамотной личности. В своей работе я использую такие типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д. Ведь при осуществлении таких проектов может проводиться исследовательская, поисковая, творческая деятельность.
Многие проекты, разрабатываемые учащимися, заинтересовали и родителей, которые тоже включались в работу, а это оказало благотворное влияние на укрепление семьи и школы.
Я открываю для себя каждого ученика как неповторимую, интересную и самобытную личность. Главное, у детей появляется интерес – что будем делать дальше? А для меня, учителя, важно видеть своих учеников заинтересованными. Недаром Конфуций сказал: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму».
В своей работе использую уроки человековедения, они носят преимущественно практический характер: беседы о дружбе, о вежливости, о равнодушии и др., всевозможные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, произвольности поведения, основных эмоциональных состояний, коррекции поведенческих навыков. Эту работу я провожу во время динамических пауз, на переменах, во время кружковых занятий, на классных часах.
Проанализировав свою работу за последние годы, я пришла к выводу, что личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию приносит удовлетворение и ученикам, и учителю, и родителям.
В моем понимании, воспитание — целенаправленное управление процессом развития личности школьника. Значит, воспитательная деятельность призвана обеспечить условия личностного роста детей. Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, я считаю наиболее актуальным личностно-ориентированный подход.
Личность ребенка — высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками. Школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближайшего окружения. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества. Благодаря личностно-ориентированному подходу, созданию ситуаций успеха в деятельности учащихся мои ученики стали более активными, свободно высказывают свои мысли, активно принимают участие в классных, школьных и муниципальных мероприятиях.