Просмотр содержимого документа
«Лэпбук – новый инструмент в работе учителя начальных классов»
Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Общепризнанно, что семья и школа являются наиболее существенными факторами, влияющими как на творческое, так и на личностное развитие ребёнка. Именно поэтому Государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует на формирование личности ребёнка через учебную деятельность, познавательную активность, творчество.
Одним из важных аспектов современного образования является овладение познавательными универсальными учебными действиями: умение использовать наблюдения для получения информации, проводить исследование по установлению особенностей объекта, формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, классифицировать и дифференцировать изучаемые объекты в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. А так же овладение умениями участвовать в совместной деятельности: умение определять общие цели совместной деятельности и путей её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, проявлять готовность руководить, оценивать свой вклад в общее дело; и овладение умениями работать с информацией: уметь выбирать источники для получения информации, использовать различные способы поиска (учебники, цифровые электронные средства, словари различного типа, справочные источники в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа и передачи информации в соответствии с задачами учебного предмета.
В связи с решением данных проблем педагоги ищут новые подходы, идеи и способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям Стандарта, предъявляемым к образованию.
Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе я нахожу использование на уроках в начальной школе методику создания лэпбука (интерактивной папки для детей на определённую тему).
Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, чему научился сам. Перед педагогами встаёт вопрос: как же сделать так, чтобы в памяти учащегося остался изученный материал, чтобы ребёнок мог использовать полученные знания на практике, чтобы самостоятельно захотел их углубить и расширить?
Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.
Создание лэпбука – интересная форма совместной работы взрослых и ребят. Лэпбук - сравнительно новое средство обучения из зарубежной педагогики. В дословном переводе с английского языка лэпбук («книга на коленях») – это самодельна книжка – раскладушка или тематическая папка с различными кармашками, окошками, подвижными деталями, в которых можно размещать информацию по изучаемой теме.
Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь всё зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
Чем больше я проникалась этой темой, тем больше понимала: лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и дидактического материала. Его создание направлено на развитие у учащихся творческого потенциала. Такая форма работы учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Она стала очень привлекательна как для меня лично, так и для учащихся.
Одним из плюсов работы педагога с лэпбуком является тот факт, что методическое пособие способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно – тематического планирования, оформлению результатов совместной проектной деятельности, способствует организации индивидуальной, групповой и самостоятельной работы с учащимися.
Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль педагога в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, учитель является тем фактором, который подталкивает обучающихся к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Педагог является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо.
Для работы над лэпбуком подходит всё: цветная бумага, вырезанные и нарисованные самостоятельно картинки, рукописные или распечатанные тексты. Книга, которую собирает учащийся самостоятельно или с помощью взрослых, даёт возможность ему стать не только создателем, но и дизайнером, художником – иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создаёт условия для развития личности, а так же способностей обучающегося на начальном этапе школьного обучения.
Почему школьники влюбляются в него сразу и надолго? Потому что для них лэпбук, прежде всего игрушка. Причём игрушка, которую они сделали сами или вместе со взрослыми, которые руководили процессом. Здесь много скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер – сюрприза, который любят все ребята. Их интересует сюрприз, тайна, загадка, что – то, что внутри, что ещё неизвестно, но скоро будет раскрыто. И эту тайну раскроют учащиеся самостоятельно.
Сделав такую книжку, школьники привязываются к ней, постоянно берут в руки, перелистывают и пересматривают информацию, вспоминают и аккумулируют в своей памяти, играют с ней и очень, очень ей гордятся. Они постоянно хвастаются ей всем своим одноклассникам, родственникам, друзьям, знакомым и просто прохожим.
Работая, казалось бы, над одной темой, учащиеся из разных групп очень часто находят непохожие решения поставленных перед ними задач. И это удивительно, ведь именно в такие моменты понимаешь, что стоишь на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно учиться самому.
Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что – то новое, тем чаще неизученное и непонятное привлекает их внимание. Как говорилось раннее, лэпбук – это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при правильном построении работы, педагог за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет полнее отображать проблемы, связанные с данной темой.
Таким образом, лэпбук позволяет формировать у учащихся умение находить нужную информацию среди множества источников. Для учащихся лэпбук – это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательной форме. Лэпбук, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти учащегося, чтобы тот мог научиться пользоваться этими знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определённой теме, чтобы учащийся захотел самостоятельно расширить свои знания по какой – либо теме.
При этом лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап работы над определённой темой, проектом, который школьники проделали самостоятельно или со взрослыми. Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при его создании. Обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Оценивание каждой работы также предполагает индивидуальный подход к каждому ученику, так как для школьника со средней успеваемостью, порой, создать индивидуальную работу данного порядка просто невозможно. Однако, работая над лэпбуком, он может проявить себя и превзойти одноклассников, у которых успеваемость на порядок выше. В результате работы с лэпбуком у младших школьников расширяются и углубляются предметные знания, а также повышается уровень развития универсальных умений.
Ну и, наконец, это очень увлекательно! Учащийся всё делает с опорой на свои интересы, играя, легко, с радостью, без психического и дисциплинарного принуждения!
Давайте проанализируем результаты работы школьников с лэпбуком:
обучающиеся хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляют инициативу в общении, умеют задавать вопросы, делать умозаключения, знают и умеют пересказывать тексты, составлять рассказы по серии сюжетных картинок и с помощью мнемотехники;
ребята становятся более любознательными, склонными наблюдать, экспериментировать, обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
они инициативны, самостоятельны в различных видах учебной деятельности, способны выбрать занятия и партнёров по совместной деятельности;
учащиеся активны, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;
ребята способны адекватно проявлять свои чувства, умеют радоваться успехам и сопереживать неудачам других, стараются мирно договариваться друг с другом;
они обладают чувством собственного достоинства, верят в себя и свои силы;
обучающиеся обладают развитым воображением, которое они реализуют в различных видах учебной деятельности;
у них развита крупна и мелкая моторика.
Данная форма организации изучения материала школьниками хороша ещё и тем, что позволяет привлечь к их работе и собственных родителей. Это живое общение, которого много не бывает. Родительский пример – мотивация на успешное обучение.
Как можно самостоятельно сделать лэпбук? С чего начать? Эта работа проходит в несколько этапов:
Выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой, как и её сложность. Лучше получаются лэпбуки на какие – то частные, а не общие темы.
Когда тема определена, можно переходить к плану. Лэпбук – это не просто книжка с картинками, а учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, для полного раскрытия темы. На данном этапе нужно постараться не перегрузить пособие, очень важно адекватно оценить возможности и силы учащихся. На этом этапе происходит изучение источников информации, осуществляется её отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы и особенностей учащихся.
Самый интересный этап – создание макета. Теперь надо придумать в лэпбуке, как будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии. Формы представления могут быть любые, начиная от самой простой – текста, до игр и заданий. И всё это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини – книжках, книжках – гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разнух форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п. делается зарисовка на черновике стандартного формата – листе А4, сложенном в виде лэтбука. Так потом будет легче понять, как разложить все элементы.
Самый кропотливый этап – создание шаблона – практическая работа. В соответствии с макетом надо сделать шаблоны в натуральную величину. Можно создать шаблоны вручную, можно на компьютере, используя специальные программы. В Интернете можно найти не только большое количество уже готовых лэпбуков, но и заготовок к ним.
Для создания лэпбука понадобятся:
Картонная папка – основа. Её можно купить, можно сделать своими руками.
Бумага. Лучше использовать цветную бумагу для принтера (она прочнее цветной), но и просто белые листы подойдут, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо. К тому же, сейчас есть огромное количество разных видов картона, плёнки, пластиковых конвертов, уголков. Можно использовать всё, что есть под рукой, главное, чтобы было прочно и выдержало многоразовые просмотры.
Ножницы.
Клей – карандаш для бумаги.
Степлер.
Скотч.
Скрепки.
Шаблоны распечатываем, вырезаем детали, прикрепляем всё на свои места. Лэпбук готов. Можно заниматься.
Предлагаю вашему вниманию образец лэпбука.
Лэпбук «Овощи» (макет)
ОВОЩИ
Овощи в литературе
1,2,3,4,5 – будем овощи считать
Опиши овощ
разворот 1 середина разворот 2
подтемы
шаблоны
ссылки на книги, сайты, учебники
Овощи в корзинке
«С большой корзиной иду в огород, На грядках растёт разноцветный народ».
Одним из минусов данной работы является время, необходимое на создание лэпбука. Одного урока или внеурочного занятия будет недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную информацию. Большую часть этой работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, но при консультации с учителем. Конечное же создание лэпбука необходимо осуществлять в рамках урока, чтобы было видно работу каждого члена группы или ученика в отдельности. Чтобы у одноклассников была возможность поделиться друг с другом своими открытиями.
Также от учителя, как от старшего наставника и помощника, требуется дополнительная подготовка к предстоящему уроку, ведь у учащихся будут вопросы, у них будет информация, которую он, возможно, не знает и к этому нужно быть готовым, нужно правильно относиться к ситуации, когда ученик знает что – то, чего не знает учитель. В такой ситуации учитель чётко должен помнить и объяснить своим ученикам, что он в рамках современного образования в первую очередь не источник знаний, а опытный проводник своих ребят к поиску, восприятию и усвоению новых знаний.
Минусом является и сложность оценивания каждой работы учащегося, где также предполагается индивидуальный подход к каждому. Также трудно и практически невозможно оценить работу первоклассников, так как дети не могут самостоятельно найти и подготовить материал, а со стороны родителей не всегда бывает оказана помощь. Поэтому основная работа по сбору информации и подготовке шаблонов ложится на учителя.
Подводя итог, стоит заметить, что, несмотря на малозначительные минусы, которые имеет работа над лэпбуком, её плюсы неоспоримы. Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая учащимся не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации.
В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которе помогли бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу – личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи.
Лэпбук отвечает требованиям Государственный образовательный стандарт начального общего образования. Он:
информативен,
полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, мышления, логики, памяти, внимания),
одновременно может использоваться группой обучающихся,
обладает дидактическими свойствами,
является средством художественно – эстетического развития учащегося, приобщает его к миру искусства,
вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части),
его структура и содержание доступны младшему школьному возрасту учащихся,
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.
Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, но и полёт фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которое однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребёнке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.
Таким образом, помимо информационно – коммуникативных технологий, которые активно внедряются в образовательный процесс и замещают живое эмоциональное общение школьников со взрослыми, с родителями, одноклассников друг с другом, есть замечательное современное доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса – это лэпбук, который способствует развитию всех участников этого процесса. Я вам искренне рекомендую освоить лэпбукинг и применять его на своих уроках и во внеурочное время, ведь это очень простая, доступная и эффективная методика.
Используемая литература:
Гатовская Д.А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС / Д.А.Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI международной научной конференции. ( г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий. 2015. – с. 162- 164.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
–– Самара: Издательство «Учебная литература», 2014. – 80 с.