LEGO-конструирование во внеурочной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
LEGO-конструирование во внеурочной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья
В статье автор рассматривает значение LEGO-конструирования в развитии детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Описывает возможность использования LEGO-конструирования в развитии детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, как благоприятные условия, способствующие формированию положительно социализированной личности.
Просмотр содержимого документа
«LEGO-конструирование во внеурочной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Статья
«LEGO-конструирование во внеурочной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Автор: Суворкова Ольга Андреевна студентка Нижнетагильского социально-педагогического института (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования РГППУ.
Факультет психолого-педагогического образования. Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования.
Аннотация. В статье автор рассматривает значение LEGO-конструирования в развитии детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Описывает возможность использования LEGO-конструирования в развитии детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, как благоприятные условия, способствующие формированию положительно социализированной личности.
Быстрый темп изменений требований к системе образования привел к необходимости стандартизации содержания внеурочной деятельности начального образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе не зависимо от развития учащихся.
LEGO-конструирование универсальный инструмент для образования. Вписывается и в дополнительное образование, и во внеурочную деятельность, и в преподавание предметов школьной программы, причем в четком соответствии с требованиями ФГОС.
Обучающимся нравится создавать новое, изобретать необычные конструкции. Психолого-педагогические исследования (Л. С. Выготский, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер, А.В. Запорожец) показывают, что эффективным способом развития склонности у обучающихся к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере, является проектирование и самостоятельное изготовление учениками технических объектов, обладающих признаками полезности или новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.
Образовательная робототехника в школе приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время. Ученик должен ориентироваться в окружающем мире как сознательный субъект, адекватно воспринимающий появление нового, умеющий ориентироваться в окружающем, постоянно изменяющемся мире, готовый непрерывно учиться. Понимание феномена технологии, знание законов техники, позволит младшему школьнику соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни.
Особенно важно не упустить имеющийся у младшего школьника познавательный интерес к окружающим его рукотворным предметам, законам их функционирования, принципам, которые легли в основу их возникновения.
Курс направления внеурочной деятельности предназначен для того, чтобы положить начало формированию у учащихся начальной школы целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширить технический и математический словари ученика.
На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение.
В основе структуры дефекта у учеников с ограниченными возможностями здоровья лежит недоразвитие познавательной деятельности. В начале школьного обучения у них отмечаются узкие представления об окружающем мире, нарушение речевой и коммуникативной деятельности, психических процессов, снижение эмоционально-волевой сферы. Специфическое недоразвитие познавательной деятельности чаще всего выражается в слабости логического мышления. Ученики с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения двигательной сферы и зрительно-двигательной координации. Как правило, это выражается в замедленности, неточности и нескоординированности движений пальцев и кистей рук. Интеллектуальное недоразвитие сочетается с недоразвитием речи, так ученики с ограниченными возможностями здоровья плохо различают звуки речи, слова, как правило, у них недостаточно сформированы монолог и диалог.
Для более эффективной работы с проблемными детьми необходимо было создать яркие, функциональные обучающие средства, способные воздействовать буквально на все органы чувств ребенка и сочетающие в себе возможности мощного воздействия как на эмоциональную, так и на логическую сферы, позволяющие связывать их, быстро «строить» надежные и устойчивые «мостики» к тем навыкам и умениям, которые должен освоить ребенок.
Многолетние усилия датских педагогов, ученых и конструкторов привели к созданию разветвленной системы наборовLEGO, которая нашла широкое применение во всем мире. В последние годы LEGO все более широко применяется при решении психолого-педагогических задач и в нашей стране. Манипулируя с элементами LEGO, ребенок учится добру, творчеству, созиданию. Ребенок не потребляет, он творит: создает свои собственные предметы, мир и жизнь. Однако вопросы формирования начального этапа конструктивно-игровой деятельности с LEGO в специальной научно - методической литературе не получили должного освещения и лишь в последнее время изучаются, и практически используются.
Методика обучения LEGO конструированию разрабатывалась согласно деятельностному подходу, принятому в отечественной психологии (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев). Основу усвоения составляет чередование практических, умственных действий самого школьника, с учетом особенностей конструктивно-игровой деятельности детей.
Из доступных LEGO-конструкторов можно выделить некоторые достойные модели, отвечающие современным требованиям образования. Лучшими этой области можно выделить наборы LEGO Education:
Конструктор LEGO WeDo, «Построй свою историю», LEGO Машины и механизмы, набор «Увлекательная математика».
Но для того, чтобы конструктор LEGO был не просто игрушкой, а стал средством, действительно развивающим личность ребенка педагогу нужно занять опосредованную роль в процессе LEGO -конструирования. Это необходимо для того, чтоб научить ребенка основным способам соединений деталей, с некоторыми принципами построения объектов. Для этого используются три основных вида конструирования:
Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).
При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).
Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования становится основным в развитии творческой одаренности детей.
Обязательным также становится то, что при работе с этим педагогическим средством педагог не должен забывать о методических возможностях других технологий, а также современных технических средствах, которые можно использовать в процессе LEGO-конструирования, например интерактивные комплекс (ноутбук, проектор, программа «SmartNoteBook»). А также программа «Story Visualizer», позволяющая создавать совместно с детьми и их родителями комиксы, где используются объекты, сконструированные из LEGO-деталей. Современный ребенок, растущий в мире информационный технологий и коммуникаций, в процессе создания комикса с удовольствием осваивает конструирование картинки на интерактивной доске. Несомненными плюсами этой программы является то, что дети проявляют свою креативность, т.к. перед ними появляется очень много вопросов: о чем будет данная история? какие герои будут в этой истории? какие персонажи и объекты необходимо создать для составления комикса?
Непосредственно такая работа влияет и на формирование личности детей. Ведь чтобы создать комикс необходимо продумать сюжет, правильно составить диалоги между персонажами, создать необходимые объекты и сделать их фотографии, а также смонтировать комикс. Создание сюжета для комикса, придумывание и рассказывание LEGO-сказок, историй способствует раскрепощению детского воображения, обращение к имеющемуся эмоциональному и литературному опыту детей.
Таким образом, можно сказать о том, что LEGO-конструктор является одним из самых доступных средств развития положительно социализированной личности детей. LEGO-конструирование помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат.
Литература:
1. Абраухова, В.В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития.
2. Абушкин, Х. Х. Межпредметные связи в робототехнике как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
3. Аленина, Т. И. Образовательная робототехника во внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО: пособие для учителя / сост.: Аленина Т. И., Енина Л. В., Колотова И. О., Сичинская Н. М., Смирнова Ю. В., Шаульская Е. Л. – Челябинский Дом печати, 2012.