Курсовой проект Сборник заданий для осуществления контроля уровня предметной подготовки учащихся 3 класса по естествознанию.
Курсовой проект Сборник заданий для осуществления контроля уровня предметной подготовки учащихся 3 класса по естествознанию.
Курсовой проект. Актуальность данного проекта состоит в том, что сегодня перед участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптация к новым Федеральным образовательным стандартам. Систематический контроль образовательных достижений учащихся по естествознанию является одним из основных условий повышения качества обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Курсовой проект Сборник заданий для осуществления контроля уровня предметной подготовки учащихся 3 класса по естествознанию.»
Министерство общего и профессионального общеобразовательного
учреждения Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Курсовой проект
Сборник заданий для осуществления контроля уровня
предметной подготовки для обучающихся
3 класса по естествознанию
Составитель:
Волегова Т . Г.
Студентка 41 КП
группы
Пояснительная записка.
Контроль является одним из основных компонентов управления образованием и управления качеством образования. Для того, чтобы управлять образовательным процессом реально, а не формально, преподавателю необходимо иметь разнообразные фактические данные о различных сторонах процесса образования. Процесс управления качеством образования становится невозможным без постоянной обратной связи, без информации о промежуточных результатах, которая получается по средствам текущего контроля. Сегодня перед участниками образовательного процесса стоит проблема повышения качества образования, его адаптации к новым Федеральным государственным образовательным стандартам. В настоящее время педагогический контроль приобретает особое значение, так как идет пересмотр понятия "качественное образование". Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших ООП НОО:
Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно – смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Метапредметным, включающим освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Предметными, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Важность и актуальность проблемы оценки и контроля за достижениями учащихся исследуют и отмечают в своих работах ученые современники Выготский Л.С., Беспалько В.П., Кабардин О.Ф., Лернер И.Я., ученые практики: Талызина Н.Ф., Третьяков П.и., Симонов В.П., Гузик Н.П., дидакты: Подласый И.П., Пидкасистый П.И., психолог Фридман Л.М..
Актуальность излагаемой проблемы на современном этапе развития образования значительно возрастает. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что имеющийся уровень диагностическо-контролируемой культуры педагогов явно не отвечает требованиям современной школы.
Противоречия: одни педагоги понимают диагностику как процесс, в ходе которого производятся измерения уровня усвоения знаний, обученности, а также некоторых сторон развития и воспитанности. Обработка и анализ полученных знаний, обобщение и выводы о корректировке процесса обучения дают в свою очередь представление о продвижении учащихся на следующие ступени обучения, позволяют сделать выводы об эффективности работы учителя, образовательного учреждения.
Другие понимают контроль с одной стороны как формальную процедуру проверки работы учителя и школы как функцию управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений.
Третьи считают, что контроль обучения имеет значение для проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся учителем.
Проблема контроля успеваемости учащихся существует столько же, сколько сам процесс обучения. Почти все великие дидакты, методисты, психологи и педагоги рано или поздно ставили эту проблему и искали оптимальное решение. И до сих пор не найдена та золотая середина, которая решила бы все споры.
В свою очередь из этих противоречий вытекла проблема: Учителя по разному пытаются ответить на этот вопрос: как использовать контроль в учебном процессе?
Исходя из вышесказанного нами выбрана тема: "Система заданий для осуществления контроля уровня предметной подготовки учащихся 3 класса по естествознанию".
В результате чего целью является разработка и обоснование системы контроля знаний учащихся на уроках естествознания в 3 классе.
Объект исследования: учебные достижения младших школьников.
Предмет исследования: контроль учебных достижений.
Задачами данной работы являются:
1. Изучение литературы по проблеме контроля знаний учащихся.
2. Систематизация накопленных сведений по проблеме контроля знаний учащихся.
3. Разработка системы контроля знаний учащихся третьего класса по естествознанию.
Сущность понятия «контроль» и его функции в учебной деятельности младших школьников.
В данном параграфе предпринята попытка рассмотреть проблему контроля качества учебной деятельности младших школьников. Ее анализ в психолого-педагогической литературе позволил нам выделить основные направления изучения данной проблемы:
1. определение сущности контроля;
2. выявление классификаций, видов и форм контроля;
3.обоснование методов и способов контроля, осуществляемых различными диагностическими методиками;
4. требования к контролю.
Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений.
Первое направление связано с определением сущности контроля, который зачастую в педагогике ученые не связывали с качеством учебной деятельности.
Анализ современного состояния практики и теории контроля учебной деятельности показал, что в нем существуют серьезные недостатки, которые рассмотрены М.Н. Скаткиным. К ним он отнес нерегулярность (эпизодичность) обратной связи; неполный охват проверкой всего содержания обучения (выборочность); отсутствие проверки самого процесса работы ученика (проверяется в основном конечный результат); недостаточная вовлеченность учащихся в самоконтроль (слабость внутренней обратной связи). По его справедливому замечанию, «эти недостатки нарушают нормальное протекание взаимодействия между учителем и учащимися, снижают эффективность обучения» [33, с. 78].
В современной науке нет однозначности в подходе к определению понятия «контроль». Контроль трактуется как проверка, то есть выявление состояний знаний, умений и навыков учащихся (И.П. Пидкасистый, И.П. Подласый, Н.В. Савин); как управление процессом обучения (Н.В. Басова, Б.П. Есипов, И.П. Пидкасистый); как диагностика, или определение результатов в образовательной деятельности (И.П. Подласый); как совокупность действий по выявлению качественно-количественных характеристик результатов обучения (А.А. Бодалев, В.И. Жуков, Л.Г. Лаптев, В.А. Сластенин); как рефлексия собственной деятельности (В.В. Репкин, В.Г. Романко); как самоанализ (Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов); как учебное действие, идущее по ходу выполнения учебной деятельности школьника, выполняемое самим субъектом (B.C.Кукушин).
Рассмотрим несколько подробнее позиции некоторых авторов. В исследованиях, посвященных проблемам организации учебного процесса, контроль представлен как «управление, нацеленное на получение информации об учебно-воспитательной работе». При таком подходе функция контроля сводится только к получению сведений об учебной работе младшего школьника. Определение контроля, предложенное И.П. Пидкасистым, Н.В. Савиным — «контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения» — свидетельствует о том, что происходит проверка только результатов обучения, то есть приобретенных знаний, умений и навыков учащихся, в то время как из поля зрения исчезают такие компоненты учебной деятельности, как целеполагание, мотивация, способы деятельности. Это объясняется тем, что исследователи изучали проблему контроля в 60-70-е годы XX века, когда позиции авторитарной педагогики являлись господствующими и соответствовали реалиям советского образования.
В настоящее время в связи с кардинальными изменениями, происходящими не только в педагогической науке, но и в обществе в целом, когда произошел коренной пересмотр образовательных ценностей, мы не считаем возможным согласиться с таким узким толкованием изучаемого понятия, поскольку контроль здесь рассматривается лишь через одностороннее воздействие педагога на ученика, в то время как последний выступает исключительно как объект педагогической деятельности.
И.П. Подласным предложена более полная трактовка понятия «контроль»: «диагностирование обученности, то есть последствий, достигнутых результатов и обучаемости» [33, с. 80]. В данном определении, к сожалению, не отражен личностный аспект контроля.
В отличие от активного (чаще всего командного) одностороннего воздействия учителя, современные подходы к определению понятия контроль строятся на принципе совместной ценностной деятельности, базирующейся на принятии индивидуальных интересов школьника как партнера.
Интересно определение контроля, данное И.С. Ильясовым: «операциями контрольных действий являются сравнение компонентов осуществляемых исполнительных учебных действий с образцами свойств их предметов, результатов и операций исполнительских учебных действий уяснения и отработки, оценка совпадения реального хода этих действий и результатов с заданными и внесение коррекций в соответствии с образцами в случае расхождения». Исходя из приведенного определения, следует, что при недостаточно легком воспроизведении некоторого предметного усваиваемого действия необходимо осуществить еще раз операции по его отработке. Как и в предыдущем определении отсутствует личностный аспект.
Д.Б. Эльконин формулирует следующее понятие контроля: «действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ» [39,c.50]. По его мнению, действие контроля направлено на саму деятельность, оно фиксирует отношение учащихся к самому себе как к субъекту, вследствие чего направленность его на решение учебной задачи носит опосредованный характер. При этом исследователь указывает, что «функция контроля состоит в определении правильности и полноты выполнения учащимся операций, входящих в состав его действий». Таким образом, действие контроля характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Как видим, в этом определении уже делается акцент на личность учащегося.
Г.Б. Скок рассматривает контроль не только как «способ активизации деятельности», но и как «средство установления коммуникаций» [8, с. 55]. Под коммуникацией понимается взаимодействие учителя и учащегося в процессе деятельности. Подчеркивается, что организация контроля качества учебной деятельности основана на принципе «организуй не поведение, деятельность», поскольку при отсутствии положительных эмоций в процессе активности происходит смена роли мотивов, из-за отсутствия формулировок промежуточных целей наблюдается дезорганизация деятельности учащегося.
По его мнению, деятельность учителя по организации контроля на учебных занятиях будет считаться продуктивной, если:
1. определены цели контроля;
2.проводится обсуждение результатов контроля;
3. оценочные суждения преподавателя объективны;
4. заранее сообщаются требования к выполнению контрольных заданий и критерии оценок;
5.оценивается результат деятельности учащегося, а не его личность;
6.формы контроля разнообразны;
7.преобладает обучающая функция контроля над контролирующей;
8.действие контроля индивидуализировано;
9.функции контроля переданы ЭВМ;
10.положительные оценки преобладают;
11.практикуется и поощряется самооценка и самоконтроль.
Как видим, предложенные Г.Б. Скоком действия учителя по организации контроля качества учебной деятельности представляют собой совокупность действий, направленную на выявление качественно-количественных характеристик продукта учебной активности школьников.
В работах Г.А. Цукермана представлены новые взгляды на управление учебной деятельностью младших школьников, которые опираются на конечные результаты их учебного труда на основе личностно ориентированного подхода. Идеи автора о сочетании контроля с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса заключаются в том, что «учебная деятельность развивает у младших школьников способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного обращаться к основаниям собственного действия и действиям партнеров по совместному решению новых задач» [8,с.25]. Такое направление имеет особое значение для современного педагогического процесса в опыте субъектно-субъектных отношений, помогает понять глубинную сущность личностного взаимодействия. Позиция Г.А. Цукермана демонстрирует особую важность контроля, ставя его, к сожалению, на ступень выше, чем самоконтроль. Исследователем проводится ряд практических материалов по организации контроля и самоконтроля в начальной школе. При этом проблема теоретического обоснования понятия «самоконтроль» и его соотношения с контролем остается открытой. Данную картину мы наблюдаем и в других научных изысканиях, где самоконтроль присутствует лишь на номинативном уровне.
В определении, данном А.А. Бодалевым, В.И. Жуковым, Л.Г. Лаптевым, В.А. Сластениным, контроль представляет собой «совокупность действий, позволяющих выявить качественно-количественные характеристики результатов обучения, оценить, какая часть программного материала, запланированных знаний, умений и навыков освоена обучаемыми». Как видно, акцент ставится на триединой цели контроля: с точки зренияприобретенных знаний, уровня их усвоения и умения применять их на практике.
Проведенное теоретическое исследование позволяет утверждать, что в последние годы сложилась общая тенденция рассматривать контроль не только как средство выявления недостатков в ходе учебно-воспитательного процесса или как канал получения обратной связи, но и как средство, позволяющее выявить количественно-качественные характеристики учебной активности младшего школьника, а также эффективность его учебной деятельности и решить проблему образования и личностного роста.
Представленный материал позволил сделать два основных вывода:
Первый подход в большей степени ориентирован на сам педагогический процесс, а не на его участников. Авторами почти исключена ориентация на человека, его потребности и возможности. Сама учебная деятельность при проведении контроля ее качества также не учитывается. Таким образом, ее качество не изменяется, а учащийся является объектом контроля, что сказывается на его дальнейшей жизнедеятельности.
Современный подход имеет особое значение, поскольку позволяет решить некоторый комплекс личностно ориентированных задач образования, осуществить перевод субъектно-объектных отношений в системе «младший школьник — учитель»на субъектно-субъектные. Слабым звеном в данном подходе является недостаточное внимание исследователей к разработке проблемы связи контроля с качеством учебной деятельности младших школьников.
В рамках нашего исследования определение контроля понимается как взаимодействие, проводимое с целью выявления и оценки результатов обучения. Однако мы считаем, что нельзя рассматривать контроль лишь как внешнее действие, действие со стороны учителя, одноклассников, поскольку мы рассматриваем контроль с позиций педагогики. Иными словами, контроль как педагогическая категория имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона проявляется через его организацию учителем, внутренняя сторона контроля предусматривает рассмотрение ученика как его субъекта через широкое использование им самоконтроля и самооценки.
Рассмотрев основополагающие моменты, связанные с определением сущности понятия «контроль», обратимся к его функциям.
Функции контроля и проверки знаний учащихся по естествознанию.
Контроль знаний учащихся по естествознанию выполняет следующие функции:
1. Контролирующая и диагностическая функция -выявление и диагностика результатов обучения.
2. Образовательная (обучающая) функция.Повышение качества знаний, их систематизация, формирование приемов учебной работы.
3. Стимулирующая (развивающая) функция.Создание необходимой основы для стимулирующих содержательных оценок деятельности учащихся, для развития познавательной активности школьников.
4. Воспитательная функция.Воспитание у каждого учащегося чувства ответственности за результаты учения, формирование познавательной мотивации учения.
5. Прогностическая функция.Управление процессом усвоения знаний, умений и его коррекция.
Осуществляя проверку знаний, необходимо помнить, что контролирующая функция - основная функция. При разных целях и видах проверки эти функции могут проявляться по-разному. Например, при текущей проверке усвоения учебного материала по естествознанию доминирующей должна быть обучающая функция, а при итоговом контроле преобладает контролирующая функция.
Принципы контроля
Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным и индивидуальным.
Целенаправленность предполагает чёткое определение цели каждой проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию используемых форм, методов и средств контроля. Цели контроля предполагают ответы на вопросы: что должно проверяться, кто должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. Конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.
Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от многих факторов, например: чёткое выделение общих и конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора объектов и содержания контроля, организованность проведения контроля. От решения этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.
Под всесторонностью контроля понимается охват большого по содержанию проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных идей данного курса, усвоение учебного материала по определённым содержательным, стержневым линиям курса, знания учащихся отдельных и существенных фактов, понятий, закономерностей, теорем, способов действий и способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные требования к методике выделения и сбора объектов проверки.
Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который сочетается с самим учебным процессом.
Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков каждого ученика.
Педагогические требования к контролю знаний учащихся:контроль знаний учащихся должен быть: - мотивированным; - систематическим и регулярным; - разнообразным по формам, включать всех учащихся в работу; - быть всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся; - базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся.
Систематизация накопленных сведений по проблеме контроля знаний и умений учащихся
Цели и задачи контроля знаний.
Диагностика в педагогическом процессе понимается как «контроль в учебном процессе». Целями диагностирования являются выявление, оценивание, анализ и коррекция учебного процесса для его эффективности.
В процессе изучения математики учащиеся должны овладеть множеством математических понятий, их свойств, отношений, а также должны уметь обнаруживать и обосновывать эти свойства, применять их при решении практических задач. Достижение этих целей учащимися подлежит систематическому контролю со стороны учителя и самоконтролю.
Контроль- это часть процесса обучения. Контроль - это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Причем, контроль знаний и умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.
Составным компонентом контроля является проверказнаний. Основной дидактической функцией проверки знаний учащихся по математике является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, что включает в себя: выявление недостатков течения учебного процесса, выявление пробелов знаний у учащихся, определение степени усвоения учебного материала по математике. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание(как процесс) и выставление отметки(результата оценивания).
В зависимости от того, кто именно осуществляет контроль за результатами учебной деятельности учащегося, выделяют три типа контроля:
внешний(осуществляется учителем над деятельностью ученика);
взаимный(осуществляется одним учеником над деятельностью другого ученика);
самоконтроль(осуществляется учеником над собственной деятельностью).
Основная цель контроля и оценки знанийучащихся по естествознанию - определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой по естествознанию. В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.
Для учителя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по естествознанию или в случае необходимости провести их коррекцию.
Для ученика контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся по математике нужно последовательно, согласно порядку изучения естественнонаучного материала.
Систематический контроль знаний учащихся по естествознанию является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета окружающего мира, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.
Методы контроля знаний учащихся
Методы контроля- способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.
Существует много различных классификаций методов и приемов контроля знаний учащихся по математике. Рассмотрим некоторые из них.
Выделяют следующие методы контроля:
1. Устные (опрос, устная контрольная работа и др.).
2. Письменные (диктант, контрольная работа, тематический реферат и др.).
3. Практические (опыт, практическая работа, лабораторная работа, экспериментальное задание и др.).
4. Зачеты.
5. Экзамены.
Другая классификация контроля за знаниями учащихся по математике:
Контроль знаний:
Текущий
Тематический
Периодический
Текущий контроль: различные формы устного опроса, проверка домашнего задания, проверка тетрадей, проверка с помощью компьютера, текущие тесты на компьютере и др.
Тематический контроль: тематическая контрольная работа, тематический смотр знаний и др.
Периодический контроль: итоговая контрольная работа, экзамены, зачеты и др.
Формы контроля знаний.
Формы контролязнаний и умений учащихся выделяются в соответствии с формами обучения - массовой (иногда в ней выделяют групповую и фронтальную) и индивидуальной
Формы контроля:фронтальный, групповой, индивидуальный, комбинированный контроль, самоконтроль, взаимоконтроль.
Формы контроля не должны сводиться только к воспроизводящей, репродуктивной деятельности учащихся. При выборе форм контроля необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся по математике и их математические способности.
Средства контроля. Тестовый контроль.
Говоря о средствах контроля знаний и умений учащихся, чаще всего имеют ввиду задание или несколько заданий, которые предлагаются учащимся с целью выявления соответствующих поставленным целям результатов обучения.
В основу классификации таких средств может быть положена форма вывода ответа на контролирующее задание. В этом случае выделяются два задания свободного выбора ответа и задания-тесты.
Тестовая форма проверки и оценки знаний и умений учащихся в последнее время получила наибольшее распространение. Ее оперативность и четкость позволяют проверить знания учащихся по объемному содержанию образования.
Тестыделятся на два вида: тесты на припоминание и дополнение; избирательные тесты.
Тесты на припоминание и дополнениепредставляют собой задания учащимся заполнить пропуски в предложенном им связном тексте. Существуют два способа подачи тестов на дополнение:
- запись текста с пропусками на переносной доске или на обычной карточке;
- использование специализированных перфокарт.
В первом случае все пропуски нумеруются, а учащиеся записывают ответы под соответствующими номерами.
Во втором случае тест записывается на карточке, а на месте каждого пропуска вырезаются "окна”, получается перфокарта. Под нее подкладывается бумага, ответы записываются в прорезях.
Тесты на дополнение по перфокартам с успехом могут применяться и при организации устного счета с записью ответов. Все вычисления учащиеся производят в уме, лишь в наиболее трудных случаях прибегая к черновикам.
Избирательные тестыделятся на альтернативные, перекрестного выбора и множественного выбора. Избирательный тест, например, состоит из задания и нескольких вариантов ответа, среди которых помимо правильного и полного, есть правильные, но неполные, а также неправильные ответы.
Проверка производится с помощью дешифратора - точной копии тестовой карточки, изготовленной из прозрачного материала. В ней заранее отмечены клетки с правильными ответами.
В заданиях, построенных на основе избирательного теста, не менее важна и система предлагаемых ответов. Нужно включать в нее устойчивые, типичные ошибки учащихся, а правильные ответы располагать на различных местах.
Альтернативный тест- это задание, при выполнении которого ученик из двух предложенных ему ответов должен выбрать один (по его мнению правильный).
Осуществляя отбор и составление средств контроля знаний и умений учащихся, учителю прежде всего следует иметь ввиду, что содержание задания должно соответствовать цели контроля. Задания следует составлять таким образом, чтобы была возможность с их помощью получить максимум информации об объекте контроля.
Наряду с тестовой формой контроля на уроках естествознания могут применяться разного рода игры,в частности, чайнворды, кроссворды, криптограммы.Они вошли в практику обучения сравнительно недавно, опыт их применения основательно не изучен и не обобщен, но польза, приносимая ими, их влияние на усвоение учебного материала совершенно очевидны и реально ощутимы. Содержание, вкладываемое в игры, может быть различным. В основном это естественнонаучная терминология, не исключены и отдельные цифровые данные.
Отметка и оценка. Результаты контроля выражаются в оценке. В зависимости от типа контроля эта оценка будет либо внешней, либо внутренней (самооценкой). Всякая оценка выражает уровень соответствия результатов учебных действий ученика проверяемым параметрам этих действий. Следовательно, для оценки должна существовать какая-то шкала этого соответствия, которая может быть бинарной (выполнил - не выполнил), или более сложной, выражающейся в виде балльной шкалы отметок. При этом отметкавыступает как внешнее выражение оценки.
Всякая оценка складывается под влиянием двух факторов: объективного и субъективного. Объективный фактор - это фактический результат контроля (проверки) учебных действий ученика, а субъективный - это отношение оценивающего субъекта (учителя, ученика) к оцениваемому субъекту (ученику), а также цель самого действия оценивания. При оценивании учебных действий ученика производится сравнение этих действий с одним из следующих: а) с прошлыми действиями это же ученика; б) с аналогичными действиями других учеников; в) с остановленной нормой этих действий.
Соответственно можно выделить способы оценивания: а) личностный; б) сопоставительный; в) нормативный.
Итак, процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой. Оценка - это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуществляется человеком. Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия), как его условно формальное выражение. Оценка и отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он показал в процессе контроля. Одним из показателей, по которому учитель имеет возможность судить об этих знаниях, умениях, служат погрешности, допущенные учащимися при работе со средствами контроля, предложенными учителем. Погрешности делят на ошибки и недочеты.
Оценка должна ставиться за уровень и характер знаний по математике. Чем больше объективности в оценке знаний, тем больше это стимулирует учащихся и активизирует для дальнейшей учебной деятельности по предмету. Совершенно недопустимо влияние на оценку личностно-негативного отношения учителя к отдельным учащимся.
Зачетная система контроля.
С целью систематического контроля за уровнем обучения в ходе учебного процесса учителю целесообразно выбрать такую систему контроля, как зачет. От стандартных форм контроля зачетная системаотличается по характеру проведения, по системе оценивания. Зачет - это специальный этап контроля, целью которого является проверка достижения учащимися уровня обязательной подготовки. Оценка результатов сдачи зачета оценивается по двухбалльной шкале: «зачтено» - «не зачтено».
Зачеты необходимо проводить по каждой теме школьного курса естествознания. Каждый учащийся сдает все предусмотренные программой зачеты. Зачет считается сданным, если учащийся решил все соответствующие обязательному уровню задачи и упражнения. Зачет подлежит пересдаче, если оценка «зачтено» не выставляется. Причем пересдается не весь зачет целиком, а лишь те виды задач, упражнений с которыми учащийся не справился.
Итоговое оценивание знаний ученика непосредственно зависит от результатов сдачи зачетов. Оценка является положительной при условии, если все зачеты за этот период учеником сданы.
Условия организации зачетов повышают содержательность и объективность итогового оценивания. Систему зачетов учитель может строить по-разному. Аналогично видам контроля, зачеты можно разделить на два класса: тематические зачеты; текущие зачеты.
Тематические зачетыпроводятся в конце изучения темы и направлены на проверку усвоения материала в целом.
Текущие зачетыпроводятся систематически в ходе изучения темы по небольшим, законченным по смыслу порциям учебного материала.
При любой форме проведения зачета наиболее эффективна такая организация, когда ученик в ходе проведения зачета узнает результаты своей деятельности: успешно ли он справился с работой, какие ошибки допустил и над какими разделами учебного материала ему предстоит еще работать.
Систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель математики в своей работе должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически изобретать, внедрять свои средства контроля. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний и умений способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Контроль для учащихся должен быть обучающим.
В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.
Список использованной литературы
Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования : материалы Межрегионального научно-методического семинара, 24 марта 2009 г. / Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Мордовский гос. педагогический ин-т им. М. Е. Евсевьева» ; [редкол.: Н. В. Вершинина и др.]. — Саранск :Мордовский гос. педагогический ин-т им. М. Е. Евсевьева, 2009. — 348 с.
Виноградова, Наталья Федоровна.Окружающий мир : 3 класс : рабочая тетрадь для проверки знаний / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. — Москва : АСТ, 2013 (Электросталь (Моск. обл.): Полиграфиздат (ООО)). — 63 с.
Воронов, Валентин Валентинович.Педагогические возможности рейтинговой накопительной системы оценивания учебных достижений школьников : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Воронов Валентин Валентинович; [Место защиты: Рос.гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. — Санкт-Петербург, 2010. — 164 с.
Горбунова, Татьяна Станиславовна.Обновление системы оценивания учебных достижений обучающихся : учебное пособие / Т. С. Горбунова; Бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области». — Омск : ИРООО, 2008. — 70 с.
Дидактика средней школы : Некоторые пробл. соврем.дидактики : [Учеб.пособие ФПК директоров общеобразоват. шк. и пед. ин-тов. Пер. с рус. / М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, Н. М. Шахмаев, В. В. Краевский]; Под ред. М. Н. Скаткина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Рига : Звайгзне, 1984. — 290 с.
Елькина, Ольга Юрьевна. Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования : монография / О. Ю. Елькина, Н. Л. Сабурова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Ин-т содержания и методов обучения Российской акад. образования, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Кузбасская гос. педагогическая акад.». — Новокузнецк : Изд-во КузГПА. — 158 с.
Ермолаева, Любовь Константиновна.История и культура Санкт-Петербурга : диагностика образовательных достижений учащихся : методические материалы в помощь учителю / Л. К. Ермолаева, Ю. А. Смирнова, Н. Г. Шейко ; Гос. образовательное учреждение доп. проф. образования Санкт-Петербургская акад. постдипломного пед. образования, Каф. культурологического образования. — Санкт-Петербург :СПбАППО, 2009. — 31, [2] с.
Засобина, Галина Александровна.Практикум по педагогике : [Пер. с рус.] / Г. А. Засобина, С. Л. Кабыльницкая, Н. В. Савин; Под ред. Н. В. Савина. — Ташкент :Укитувчи, 1988. — 124,[2] с.
Инновация в образовании. Современная психология в обучении : I Международная Интернет-конференция, Казань, 25-26 октября 2012 года : сборник трудов / [ред. Изотова Е. Д.]. — Казань : Казанский ун-т, 2012. — 256 с.
Ихсанова, Светлана Геннадьевна. Разработка тестов учебных достижений: учебно-методическое пособие / С. Ихсанова ; Поволжская гос. социально-гуманитарная акад. — Самара : ПГСГА, 2010. — 78 с.
Калинина, Наталья Валентиновна. Методика оценки учебных достижений в начальной школе : практическое пособие / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова, А. Я. Горбылева. — Москва : Изд-во АРКТИ, 2006. — 71, [1] с.
Ким, Владимир Сергеевич. Тестирование учебных достижений : монография / В. С. Ким ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Уссурийский гос. пед. ин-т». — Уссурийск : Уссурийский гос. пед. ин-т, 2007. — 215 с
Корчинская, Татьяна Ивановна. Компьютерное тестирование как средство измерения качества учебных достижений учащихся : монография / Т. И. Корчинская ; Федеральное агентство по образованию, Смоленский гос. ун-т. — Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2009. — 154 с.
Мельникова, Елена Валерьевна. Формирование образовательной информационной среды школы как средства повышения качества учебных достижений учащихся : автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. — Ярославль, 2006. — 25 с.
Педагогика : учебное пособие по дисциплине «Педагогика и психология» (часть I «Педагогика») для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непедагогическим специальностям / [Вульфов Б. З. и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. — Москва :Юрайт :Высш. образование, 2009. — 430 с.
Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания в начальной школе: пособие для учителя 1-го класса / [А. Б. Воронцов и др.] ; под общ.ред. А. Б. Воронцова. — 2-е изд. — Москва : Вита-Пресс, 2011. — 208 с.
Проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с.
Советова, Елена Викторовна.Итоговая аттестация в начальной школе / Советова Е. В. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. — 299, [1] с.
Матвеева, Елена Ивановна.Критериальное оценивание в начальной школе: пособие для учителя : (из опыта работы) / Е. И. Матвеева, О. Б. Панкова, И. Е. Патрикеева. — 4-е изд. — Москва : Вита-Пресс, 2013. — 168 с. :
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Педагогический мониторинг учебных достижений школьников» Направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование : ФГАОУ ВПО «Белгородский гос. нац. исследовательский ун-т», Фак. психологии, Каф.педагогики ; [сост.: В. Е. Мусина]. — Белгород : Белгород : НИУ «БелГУ», 2013. — 2, [1] с.
Михайлова, Елена Константиновна. Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества индивидуальных учебных достижений школьников : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Михайлова Елена Константиновна; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т]. — Братск, 2013. — 164 с.
Мониторинг качества образования в условиях введения ФГОС НОО: теоретико-методологические и технологические аспекты: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (21 марта 2013 г.) / [редкол.: Л. П. Юздова и др.]. — Челябинск : Цицеро, 2013. — 210 с.
Мусина, Валентина Егоровна.Педагогический мониторинг учебных достижений школьников : учебно-методическое пособие / В. Е. Мусина ; Белгородский гос. ун-т. — Белгород : Изд-во БелГУ, 2010 (Белгород : Изд-во Белгородского гос. ун-та). — 110 с.
Образование в XXI веке: проблемы и перспективы : VIII Международная научно-практическая конференция, ноябрь 2012 г. : сборник статей / О-во «Знание» России [и др.] ; [редкол.: В. Б. Моисеев, В. М. Володин, Е. А. Чуфистов]. — Пенза : Приволжский дом знаний, 2012. — 59с.
Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе. Система заданий, В 3 ч. Ч 1 / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 215 с.
Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе. Система заданий, В 3 ч. Ч 2 / Л.Л. Алексеева, М.З. Биболе-това, А.А. Вахрушев и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 240 с.
Планируемые результаты начального общего образования/ Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 120 с.
Применение результатов оценки учебных достижений школьников в целях повышения качества общего образования: (на материалах Республики Казахстан и Российской Федерации) / [в. Н. Аверкин и др.] ; под ред. С. В. Жолована ; Новгородский ин-т развития образования [и др.]. — Санкт-Петербург ; Астана : СПбАППО, 2013. — 93 с.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. — 204 с.
Сабурова, Надежда Львовна. Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования : автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Сабурова Надежда Львовна; [Место защиты: Кузбас. гос. пед. акад.]. — Новокузнецк, 2009. — 24 с.
Система контроля и оценки в начальной школе: информационно-методический сборник / Нижегородский ин-т развития образования ; [отв. ред. Н. Ю. Яшина]. — Нижний Новгород : [б. и.], 2007. — 180, [2] с.
Теоретические и прикладные проблемы современной педагогики [Текст] : сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции / ФГБОУ ВПО Ставропольский гос. аграрный ун-т ; [редкол.: В. С. Скрипкин, Р. В. Крон (отв. ред.), Е. В. Долгих]. — Ставрополь : АГРУС, 2012. — 131 с.
Универсальные учебные действия учащихся: формирование и развитие диагностика и оценивание: материалы XII Международных педагогических чтений «Стандартизация общего образования: управление, методическое обеспечение, формирование универсальных учебных действий», Россия, Волгоград, 20 апреля 2012 года / [науч. ред.: Н. М. Борытко, А. Н. Кузибецкого, Л. К. Максимова]. — Волгоград : Изд-во лицея № 8 «Олимпия» : Изд-во ВГАПК РО, 2012. — 357 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 33 с.
Чудинский, Руслан Михайлович.Независимая оценка индивидуальных учебных достижений обучающихся: методология теория, практика/ Р. М. Чудинский, А. А. Володин, А. С. Быканов ; Образовательный консорциум «Среднерусский ун-т» [и др.]. — Москва : МГИ ; Подольск, Московская обл. : МОГИ, 2012. — 253 с.
Эльконин, Даниил Борисович (1904-1984.).Детская психология: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 3-е изд., стер. — Москва : Академия, 2006 (Тверь : Тверской полиграфкомбинат). — 383, [1] с. : табл