ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Студент:
Овчинникова Екатерина Андреевна
специальность 44.02.02
«Преподавание в начальных классах»
группа № 103
Руководитель:
Кузина Ольга Евгеньевна,
преподаватель высшей категории
2019
Оглавление
Введение 3
Теоретическая часть
1.1. Методические основы развития речевой деятельности младших школьников 5
1.2. Понятие «речевой этикет» 8
1.3. Анализ программы и учебников по русскому языку 12
1.4. Методы и приемы обучения речевому этикету 16
Библиографический список 26
Введение
В настоящее время проблема формирования правильной речи у детей младшего школьного возраста стала весьма актуальной. Это обусловлено тем, что изменилось представление о нормах русского языка и о правилах речевого этикета на уроках русского языка в начальной школе, что подтверждается нормативными документами системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в качестве личностных результатов определяет «доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение», а в качестве метапредметных результатов - «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации». Сегодня каждому обучающемуся важно знать нормы русского языка и, тем самым, формировать свою речь с помощью его изучения. В Толковом словаре С. И. Ожегова понятие «речь» определено как «способность говорить, говорение». У младших школьников речь недостаточно сформирована, поэтому важная цель учителя - это формирование правильной речи у младших школьников. Одним из результатов предметной области «Филология» является «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета».
Речевой этикет - это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии.
Вопросам речевого этикета посвящены труды многих современных лингвистов, методистов (А.А. Акишиной, Б.В. Бушелевой, В.Г. Костомарова, Л.II. Крысина, Т.А. Ладыженской, М.С. Соловейчик, Н.И. Формановской и других).
Исследователи отмечают, что, изучая правила этикета, учащийся присваивает часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для среды проживания. Введение словесных формул речевого этикета в систему речевого взаимодействия ребенка с окружающими способствует формированию комфортного, эмоционально позитивно заряженного коммуникативного поля, оказывает безусловное положительное влияние на духовный мир ребенка.
Развивать речевой этикет обучающихся необходимо на всех учебных предметах. Учебный предмет «Русский язык» - один из основных предметов в обучении младших школьников. С помощью определенных методов и приемов учитель может показать учащимся, насколько важно знать нормы русского языка и как правильно использовать речевой этикет в их жизни.
Таким образом, тема курсовой работы: «Обучение речевому этикету на уроках русского языка в начальной школе».
Объект исследования: процесс обучения речевому этикету на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: методы, приемы обучения речевому этикету на уроках русского языка в начальной школе.
Цель: теоретическое обоснование методов и приемов обучения речевому этикету на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме курсовой работы.
Раскрыть понятие речевого этикета.
Описать наиболее эффективные приемы, методы и формы обучения речевому этикету.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение).
Теоретическая часть
Методические основы развития речевой деятельности младших школьников
Человеческая деятельность невозможна без речи, без взаимного обмена мыслями, чувствами, желаниями. Речь позволяет каждому человеку сообщать свои мысли и настроения, намерения и чувства другим людям, а также усваивать эту информацию от других людей. В науке существует большое количество определений понятия «речь».
Так, в Толковом словаре Т.Ф. Ефремовой понятие речь - «способность выражать мысль словами; умение говорить». В Толковом словаре В.И. Даля это же понятие имеет другое определение речь - «способность говорить, выражать свои мысли; разговор, беседа». Речь в Педагогическом энциклопедическом словаре означает: «форма общения (коммуникации) людей посредством языка», а в Психологическом словаре речь - это акт коммуникации, общения с партнерами.
Во всех словарях «речь» рассматривается, как способность говорить, только В.И. Даль в свою очередь добавляет к этому способность выражать свои мысли.
Таким образом, сравнив словари, можно сделать вывод о том, что речь - это способность говорить посредством языка, выражая свои мысли.
Выделяют функции речи:
Информационная (передача информации).
Контактная (организация взаимодействия между людьми).
Функция влияния (воздействие на поведение партнера по общению).
Функция обобщения (любое слово обобщает, являясь понятием).
Функция контроля (контроль организации собственной деятельности).
Сигнальная (любое слово имеет предметное значение и обозначает что-либо) 20.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения среди приоритетных задач формирования личности каждого ученика выделяет «развитие у детей способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка» 17, с.7. Говорение как один из видов речевой деятельности в стандарте характеризуется, «в том числе овладением нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)» 10.
Для ребёнка хорошая речь - это залог успешного обучения и развития. Дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. В связи с этим перед школой стоят следующие задачи:
Усвоение литературной языковой нормы.
Усвоение навыков письма и чтения.
Совершенствование культуры речи.
Совершенствование речевой деятельности учащихся предполагает формирование четырех обобщенных умений:
Ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознавать коммуникативную задачу.
Планировать содержание сообщения.
Формулировать собственные мысли и понимать чужие.
Осуществлять контроль над своей речью, восприятием ее партнером, а также понимание его речи.
Для решения указанных задач нужна правильная работа по развитию речи. В такой работе выделяются следующие уровни:
Произносительный уровень. Работа на этом уровне проходит по трем направлениям: работа над техникой речи (работа над дыханием, дикцией); организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка; совершенствование интонационных умений учащихся;
Лексический уровень (работа над словом), которая проводится в четырех направлениях:
Обогащение словаря (усвоение новых слов и усвоение новых значений слов уже имеющихся в словарном запасе).
Уточнение словаря (наполнение содержанием тех слов, которые усвоены, не вполне точно, усвоение лексической сочетаемости слов).
Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из пассивного в активный словарь.
Устранение нелитературных слов, т.е. перевод их из активного словаря в пассивный.
Грамматический уровень (синтаксическая работа, то есть работа над словосочетанием и предложением). На этом уровне первое место занимает механизм построения синтаксических конструкций. Дети должны научиться быстро и правильно строить разнообразные конструкции и связывать их между собой в тексте.
Уровень текста (работа над связной речью). Связный текст понимается как некоторая последовательность предложений, связанных между собой по смыслу друг с другом 8, с.7.
Развивая речь учащихся, следует соблюдать четко определенные требования речи. Требования к речи учащихся:
Содержательность речи.
Логичность речи.
Точность речи.
Богатство языковых средств.
Ясность речи.
Выразительность речи.
Правильность речи 3.
Работа по развитию речи должна проводиться систематически, регулярно. Систематичность в развитии речи обеспечивается четырьмя условиями:
Последовательностью упражнений.
Перспективностью упражнений.
Разнообразием упражнений.
Их взаимосвязью.
Работа по развитию речи проводится как в системе специальных уроков по развитию речи (уроки изложения, сочинения, редактирования), так и на каждом уроке русского языка при изучении орфографического и грамматического материала. Кроме того, работа по развитию речи является задачей уроков чтения и литературы, уроком окружающего мира, математики и других уроков.
Таким образом, хорошо развитая речь для школьника - средство успешного обучения в школе, так как, речь - это показатель образованности учащегося. Чем лучше речь у младшего школьника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
Понятие «речевой этикет»
Слово «этикет» пришло в русский язык из французского в XVIII веке, когда складывался придворный быт абсолютной монархии и устанавливались широкие политические и культурные связи России с другими государствами.
Этикет (франц. etiquette) - свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.). Обычно этикет отражает форму поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе, присущие той или иной традиции. Этикет может выступать в качестве индикатора ценностей различных исторических эпох.
В раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за шалости происходит усвоение базовых формул речевого этикета.
Речевой этикет - совокупность принятых обществом правил речевого поведения в соответствующих сферах и ситуациях общения. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии. Для более успешного освоения культурных навыков общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета 16, с.354.
В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми. Любой процесс общение складывается из определённых этапов:
Начало разговора (приветствие / знакомство).
Основная часть, беседа.
Заключительная часть разговора.
Каждый этап общения сопровождается определёнными штампами, традиционными словами и устойчивыми выражениями - формулами речевого этикета. Данные формулы существуют в языке в готовом виде и предусмотрены на все случаи жизни.
К формулам речевого этикета относятся слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания), обращения (ты, вы, дамы и господа) 16, с.356.
С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских языков - прощания: всего хорошего, всего доброго.
К сфере речевого этикета относятся способы выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре. Так, например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах. Круг тем для бесед различен в разных культурах.
В узком смысле слова речевой этикет можно определить как систему языковых средств, в которых проявляются этикетные отношения. Элементы и формулы этой системы могут быть реализованы на разных языковых уровнях:
На уровне лексики и фразеологии: специальные слова, устойчивые выражения, формы обращения (спасибо, извините, здравствуйте, товарищи т.п.)
На грамматическом уровне: для вежливого обращения использование множественного числа и вопросительных предложений вместо повелительных (Вы не скажете, как пройти.)
На стилистическом уровне: соблюдение качеств хорошей речи (правильность, точность, богатство, уместность и т.д.)
На интонационном уровне: использование спокойной интонации даже при выражении требования, недовольства, раздражения.
На уровне орфоэпии: использование полных форм слов: здравствуйте вместо здрасьте, пожалуйста вместо пожалста и т.д.
На организационно-коммуникативном уровне: внимательно слушать и не перебивать, не вмешиваться в чужой разговор 18, с.159.
Формулы речевого этикета характерны и для литературного, и разговорного, и достаточно сниженного (жаргонного) стиля. Выбор той или иной формулы речевого этикета зависит, главным образом, от ситуации общения. Действительно, разговор и манера общения могут значительно изменяться в зависимости от: личности собеседников, места общения, темы беседы, времени, мотива и целей 16, с.356.
В условиях новой коммуникативной ситуации встала необходимость формирования у учащихся культуры речевого общения, в том числе базовых коммуникативных умений.
К базовым коммуникативным умениям, по мнению ученых, относятся умения, отражающие содержательную суть общения в типичных этикетных ситуациях: приветствия, прощания, обращения, просьбы, благодарности, совета и т.д. [1, с.4]. Овладение данными умениями, составляющими основу речевого этикета, позволяет человеку чувствовать себя более уверенно, не испытывать неловкости в различных коммуникативных ситуациях. Речевой этикет помогает проявлять доброжелательность по отношению к собеседнику 18, с.159. Незнание же правил речевого этикетного общения затрудняет процесс коммуникации. Не случайно, по мнению Н. И. Формановской и Т. А. Ладыженской, именно знания речевого этикета являются фундаментом, основой для дальнейшего формирования речевой культуры младших школьников [7, с.108].
В настоящее время у современных школьников наблюдается несоблюдение норм речевого поведения. Низкий уровень культуры речевого поведения приводит также к снижению общей культуры ребёнка.
В целом ошибки, связанные с речевым поведением младших школьников, можно поделить на следующие:
Отсутствие в речи принятых в обществе речевых формул (например, ученик, приходя в класс, не здоровается и не прощается, уходя домой; не применяет в речи простейшие формулы благодарности и извинения).
Неправильный выбор формулы в определённой речевой ситуации (ученик утром говорит учителю: «Здрасьте!» и прощаясь: «Всего!», неуместное обращение «ты»).
Применение слов, имеющих грубую и негативную окраску (употребление школьниками в форме приветствия слово «Здорово!»; «расселась» вместо «села»; «Ты сегодня красивую юбку напялила»).
Неверно выбранная интонация (Речевой этикет предполагает искренность и доброжелательность в применении формул, часто школьники произносят формулы извинения, благодарности или комплименты с недоброжелательной интонацией и явным нежеланием вызвать у собеседника положительные эмоции) 6, с.7.
Итак, знакомство с нормами этикета являются не просто делом большой важности, но и эффективным способом развития, как коммуникативных умений младших школьников, так и психики в целом. Обучение младших школьников основам этикета предполагает ознакомление их с этическими знаниями на основе примеров, построенных по принципу «делай, как я», а также последующую практическую отработку полученных навыков.
Анализ программы и учебников по русскому языку
Для определения системы работы по обучению речевому этикету у младших школьников обратимся к анализу Примерной программы по русскому языку и анализу языкового материала, представленного в учебниках русского языка 1-4 классов УМК «Школа России», авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Материал по речевому этикету включен в программу по русскому языку в разделах «Виды речевой деятельности»:
Говорение.
Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации» [11, с.35].
Развитие речи.
У учеников начальной школы будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского языка (орфоэпических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств, что в конечном итоге послужит для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов» 11, с.37.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
Оценивать правильность выбора языковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста.
Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слушать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор).
Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.
Выпускник получит возможность научиться: соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды, и способы связи) 11, с.38.
В школьных учебниках представлен материал по речевому этикету.
Так, в учебнике для первого класса предлагаются следующие упражнения:
Стр. 25 Упражнение 13. Прочитай.
- Здравствуйте! Доброе утро!
Так на земле начинается день. А. Цветов
Назови слова-приветствия. Запиши их. А какие слова-прощания ты знаешь? Назови их 12, с.25. Тем самым, выполняя данное упражнение, учащиеся усваивают этикетные формулы приветствия. Учителю можно будет организовать беседу с детьми, и выяснить, например, как они приветствуют своих родных.
Стр. 25 Упражнение 14. Прочитай слова.
Спасибо, благодарю. Пожалуйста, будьте добры.
Почему эти слова называют «вежливыми»? В каких случаях их употребляют в речи? Какие еще «вежливые слова» тебе известны? Разыграйте сценку: обратись к товарищу с просьбой дать тебе книгу 12, с.25. Задание к данному упражнению предполагает знание у учащихся определение «вежливых» слов, их запас и применение в повседневной жизни, а также умение правильно формулировать свою речь при обращении с просьбой к товарищу. Мы считаем, что учителю будет необходимо разнообразить характер задания. Например, сделать анализ данных выражений, выяснить, для какой ситуации общения они характерны.
Анализ учебников для второго класса (в двух частях) показал, что в них не содержится достаточного количества материала, указано лишь два упражнения:
Найдите в словаре антонимы к этим словам. Запишите слова парами. Это задание дается на умение учащимися работать со словарем антонимов 13, с.72. Учителю можно разнообразить упражнение, добавив больше слов, касающихся речевого этикета.
Вежливая ли речь участников разговора? Почему? Найдите в диалоге синоним к слову простите. Когда употребляют в речи эти слова? 13, с.102. Данное задание способствует усвоению слов вежливого обращения. Однако выполнение двух упражнений в течение второго года обучения не достаточно для формирования необходимых умений в области речевого этикета.
В учебниках для третьего класса, обеспечивающих традиционную систему обучения, представлено лишь одно упражнение, которое способствует усвоению формул речевого этикета.
Стр. 8. Упражнение 7. Прочитайте.
- Добрый день, Маша! - Good day, Dima!
- Здравствуй, Таня! - Hello, Anton!
На каком языке общаются дети? Удалось ли вам прочитать второй диалог? Почему? 14, с.8. На наш взгляд, уместным было бы так же сказать о том, что речевой этикет используют не только в русском языке, но и в языке других стран. Сказать о том, что слова «Добрый день», «Здравствуй», «Good day» и «Hello» - этикетная формула приветствия.
В учебниках для четвертого класса обнаружено также одно упражнение по формированию умений использовать формулы речевого этикета различных жанров.
Стр. 7. Упражнение 3. Прочитайте.
Здравствуйте! Спасибо. Доброй ночи! Пожалуйста. Извините, пожалуйста. До свидания! Простите, пожалуйста. До встречи! Спокойной ночи! Добрый день! Извините, я виноват. Всего хорошего! Прощайте! Благодарю вас!
Почему эти слова иногда называют «волшебными словами» русской речи? Почему они так необходимы? Выпишите слова в таком порядке: слова приветствия, слова прощания, слова благодарности, слова извинения 15, с.7. Такое задание содержит формулы речевого этикета, учителю можно обратить внимание детей на то, когда эти формулы речевого этикета можно использовать, а когда они будут не уместны.
Анализ характера заданий к упражнениям по программе «Школа России», содержащих формулы речевого этикета, говорит о том, что их недостаточно для формирования речевого этикета у младших школьников.
Поэтому многие из формул речевого этикета могут остаться в кратковременной памяти учащихся и есть предположение, что учащиеся не будут готовы воспроизводить этикетные формулы в своей речи в зависимости от конкретной ситуации.
Методы и приемы обучения речевому этикету
В плане развития речевого этикета младший школьный возраст является наиболее сензитивным (высокая индивидуальная чувствительность), т.к. дети 6-10 лет отличаются особой восприимчивостью ко всему, что их окружает, поэтому они легко запоминают любые модели поведении. Вот почему эмоциональность, преобладание наглядно-образного мышления и его конкретика должны преобладать как приемы в обучении дошкольников и младших школьников «азбуке нравственности».
Цель обучения речевому этикету состоит в формировании у младших школьников умений адекватного использования единиц речевого этикета в различных ситуациях общения для эффективного достижения целей коммуникации.
Задачи обучения речевому этикету:
Формирование коммуникативной грамотности учащихся в области речевого этикета, что предполагает знание предназначения, норм и функций речевого этикета; а также понимание причин конфликтов, возникающих в ситуациях учебного и бытового общения.
Формирование умения осмысливать свою коммуникативную практику (анализировать собственное речевое поведение и поведение собеседника, замечать ошибки в своей и чужой речи).
Формирование навыка ответственного речевого поведения, его корректировки.
Обучение эффективному использованию речевого этикета в различных ситуациях общения 4, с.87.
Основные направления обучения младших школьников речевому этикету:
первое направление - формирование ценностных ориентиров в области человеческого общения 9, с.2. Перечень ценностных ориентиров представлен в «Программе духовно-нравственного воспитания и развития школьников»: культура, культурный человек, уважение достоинства человека, толерантность, светская этика, вежливость, гармония, красота и др.;
второе направление - формирование у младших школьников представлений о речевом этикете как средстве выражения уважительного отношения к окружающим людям.
Первые занятия по формированию у детей знаний речевого этикета должны строиться на подключении элементов памяти ребенка, наглядности. Вначале необходимо сделать так, чтобы заставить учащихся задуматься о том, насколько правильно они поступают в той или иной ситуации.
Затем следует постепенно переходить к расширению эмоционального и интеллектуального знакомства ребенка с миром этических норм бытия, постепенному накоплению опыта нравственных отношений с окружающими 9, с.2. Как и любая наука, занятия по знакомству с этикетом должны быть рассчитаны на длительный период: сначала усвоение уже понятных и принятых норм, а затем уже, по мере взросления детей, - построение этически выверенного поведения на базе усвоенного личностного опыта. На этой стадии важна активная личная позиция ребенка: он должен уметь разъяснять, объяснять, обсуждать и приходить к нужному правильному выводу.
Как и многие другие правила, установленные людьми, нормы речи ребенок усваивает преимущественно практическим путем. Ученые-методисты предлагают несколько приёмов и форм, эффективных на их взгляд, при обучении младших школьников речевому этикету.
Отработка навыков речевого этикета может проходить в процессе различных речевых ситуаций.
Речевая ситуация - ситуация, в которой осуществляется речевое взаимодействие между коммуникантами. Любая речевая ситуация обладает рядом параметров:
Партнеры по общению - адресант (отправитель, субъект речи) и адресат (получатель).
Референтная ситуация, представляющая собой фрагмент объективной действительности, с которым соотнесено референциальное содержание высказывания.
Деятельностная ситуация, в рамках которой происходит речевое взаимодействие.
Предметно-ситуативный фон, т.е. место и время общения, всё то, что происходит вокруг, присутствующие при общении люди, социальная, политическая и историко-культурная ситуация.
Канал связи, который может быть акустическим или визуальным, предполагающим наличие или отсутствие непосредственного контакта между коммуникантами 5, с.25.
Выбор формы ведения разговора будет зависеть от определенной речевой ситуации.
В работе с младшими школьниками могут быть использованы такие речевые ситуации как разговор матери и сына по поводу его поведения в школе, разговор продавца с покупателем, ученика с учителем и т. д.
При обучении младших школьников речевому этикету речевая ситуация является одним из самых эффективных приёмов. Учителю следует подходить с разных сторон: моделировать ситуации вместе с учащимися или давать готовые, разыгрывать ситуации и обязательно обсуждать и анализировать их. Дети должны понять, зачем они это делают, где и когда может пригодиться в жизни 2, с.9.
Пример ситуаций, которые можно применить на занятиях по обучению детей речевому этикету:
Вы опоздали на урок, хотите войти в класс. Продумайте свои действия и речь и учителя.
Друзья пригласили пойти в кино ли, но вы не можете пойти.
Вы едете в автобусе. Надо пройти к выходу, но на пути стоят люди. Как поступите в такой ситуации?
Еще одной формой работы по обучению младших школьников речевому этикету может быть беседа 19.
Такая форма работы при формировании у младших школьников культуры речевого поведения необходима. С помощью беседы учитель может выяснить, какими знаниями обладают учащиеся по конкретной теме, также выяснить точку зрения учащихся, формировать умение строить речевое высказывание, настроить детей на изучение темы.
Например, в начале занятия учитель может провести беседу о значении вежливости в жизни человека.
Обучение речевому этикету может проходить и в игровой форме, например в ходе ролевых игр. В таких играх можно отработать тактику поведения человека в определенной воображаемой ситуации. Для того чтобы провести такую игру необходимо разработать модель-пьесу ситуации, а также распределить роли между учащимися.
Например, детям раздаются карточки с различными вариантами поведения в ситуации приглашения. Несколько минут дети знакомятся с информацией. Затем эта разыгрывается ситуация разыгрывается несколько раз и учащиеся выбирают более подходящее поведение и речь участников игры, при этом обосновывая выбранный вариант.
Содержание карточек может быть таким:
«Всем привет! У меня завтра день Рождения. Приглашаю вас всех ко мне на праздник в 14.00. буду очень рад вас видеть».
«На день Рождения приходите ко мне завтра. Где-нибудь в два часа».
«Завтра все идут ко мне на день Рождения. Подарки не забудьте».
«Ребята, приходите, завтра ко мне в гости. У меня будет день Рождения. Буду ждать» 19.
Еще одной формой организации обучения речевому этикету может стать учебная дискуссия. Под словом «дискуссия» понимают открытое обсуждение какого-либо спорного вопроса. Учебная дискуссия в образовательном процессе используется в целях общения обучающихся для решения какой-либо проблемной задачи, спорного вопроса путем диалога с учетом всех мнений участников и достижения согласованной позиции.
Например, в дверях стакиваются два мальчика, одному 8 другому 10 лет. Кто должен пропустить? Данная проблема вызывает разные точки зрения учащихся, которые они пытаются аргументировать. После высказанных точек зрения учитель предлагает правильный вариант решения проблемы: пропустит тот, кто вежливее.
Также на занятиях по формированию у детей культуры речевого поведения целесообразно применять наглядно-иллюстративный материал, так как у детей младшего школьного преимущественно наглядно-образное мышление 4, с.87.
Упражнения:
На перемене ученик, подбегая учителю, крикнул: «А сколько времени?» Посчитайте, сколько ошибок допустил мальчик.
Ответ: кричал, но использовал обращение и слова вежливой просьбы.
Ученица на уроке постоянно вертелась, заводила разговоры с окружающими. Учительница сделала девочке замечание, попросила прекратить посторонние разговоры. Та сказала: «Пожалуйста, буду молчать». Вежлива ли ученица? 19.
Третье направление - совершенствование, обогащение словарного запаса учащихся в области речевого этикета. Во-первых, необходимо обеспечить количественное пополнение словаря новыми, ранее неизвестными формулами речевого этикета (Рада тебя видеть; Сожалею, что так получилось и др.). Во-вторых, следует вести работу по качественному совершенствованию словаря, что предполагает:
Уточнение значения формул (единиц) речевого этикета (Что означает приветствие «Здравствуйте!»?).
Устранение нелитературных формул речевого этикета (просторечных единиц, жаргонизмов и др.).
Активизацию словарного запаса, перевод формул речевого этикета из пассивного словаря в активный; г) систематизацию словаря «вежливых слов» 9, с.2.
Упражнения:
Прочитайте «вежливые слова», распределите их по двум столбикам: в первый - слова-приветствия, во второй - слова-прощания. До свидания, добрый вечер, до скорой встречи, здравствуйте, рад вас видеть, пока, всего хорошего, спокойной ночи, здравия желаю 19.
Четвертое направление - обучение школьников выбору уместной речевой единицы с учетом речевой ситуации (цели общения, обстоятельств коммуникации, собеседников и др.); развитие чувства уместности высказывания. Приведем примеры заданий 9, с.2.
Упражнения:
Петя хочет, чтобы старший брат взял его с собой на прогулку в парк. Какая просьба покажется брату самой убедительной? За счет чего получается вежливая просьба? Послушайте три варианта просьбы: а) «Я тоже хочу гулять!»; б) «Саша, я пойду с тобой!»; в) «Саша, возьми меня с собой на прогулку. Я давно не был в парке»;
Дети играли во дворе в футбол. Ваня споткнулся, сильно разбил колено. Какие слова товарищей по команде его поддержат в этой ситуации? Послушайте, что говорили ребята:
«Ну и как нам теперь играть? Нас мало!».
«Ваня, тебе больно? Тебе помочь идти?».
«Ваня, ты можешь играть? Посиди, мы без тебя сможем доиграть» 19.
Эффективным приемом обучения речевому этикету является использование исторических справок о речевом этикете (рассказов о способах выражения вежливости в истории России, в других странах), которые повышают мотивацию освоения правил речевого этикета. Приведем пример исторической справки: «До XVI в. в русском языке использовалось слово «вежа». Это слово называло человека, который знает, как себя вести в разных ситуациях общения. В те давние времена, наряду с грамотой и молитвами, учили «вежеству». Это старинное слово позднее превратилось в слово «вежливость».
Широкое распространение получили такие приемы обучения речевому этикету:
Анализ образцов культуры речевого поведения с использованием литературных произведений.
Беседы нравственно-этического характера («Как выразить сочувствие»).
Конкурсы-экспромты («Как поздравить именинницу»).
Решение речевых задач проблемного характера.
Разыгрывание сценок на основе предложенных речевых ситуаций.
Коммуникативно-ролевые игры («В библиотеке», «В театре»).
Ведение «Словарика вежливых слов», построенного по тематическому принципу.
Обучение выявлению и исправлению нарушений речевого этикета.
Обучение этикету телефонного разговора, переписки в Интернете, SMS-сообщений.
Турниры вежливости как форма обобщения, систематизации изученного 10.
Таким образом, в качестве основных приемов воспитания культуры речевого поведения у младших школьников необходимо использовать те, которые в максимальной степени моделируют близкие им жизненные ситуации, которые помогают детям делать правильный выбор поведенческих принципов и одновременно доказывать правильность своего выбора.
Необходимо для каждого ребенка создать условия практической деятельности: именно она необходима младшему школьнику для приобретения навыков культуры речевого поведения, для закрепления и реализации полученных знаний и умений.
Заключение
Анализ психолого-педагогической и методической литературы теме курсовой работы позволяет сделать следующие выводы.
Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной.
Известно, что каждый человек, будучи по своей природе социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делится мыслями, чувствами. Основным способом удовлетворения потребностей ребенка в общении является речь. Речь помогает младшему школьнику не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь - залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности ребенка – не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Поэтому развитие речи ребенка - одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения.
Правильная речь - это не только отсутствие каких-то дефектов (невыговаривание звуков, заикание, повтор окончаний слов или фразы и др.). Это еще и связная, грамотно построенная, обогащенная дополнительными художественными средствами речь. Развивать речь детей - это значит постоянно работать над её содержанием, последовательностью, учить детей построению предложений, правильному выбору подходящего слова, грамотному оформлению мыслей. Заниматься этим нужно на каждом уроке, так как успехи учащихся в связной речи обеспечивают и его успех в усвоении материала по всем предметам, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Анализ программы по русскому языку УМК «Школа России» позволяет увидеть, что на уроках русского языка есть возможность обратить внимание на развитие речи учащихся и, в частности, на культуру речи младших школьников. В практике начального образования формированию речевого этикета не уделяется, на наш взгляд, должного внимания. С одной стороны, видимо, эта работа представляется не самой актуальной и важной по сравнению, например, с обучением младших школьников орфографии или грамматике. С другой стороны, учителя не располагают достаточным количеством специальных упражнений по речевому этикету. В букварях и даже учебниках русского языка задания по речевому этикету носят, как правило, единичный характер. В методике русского языка существуют интересные методы и приемы, которые необходимо включать в современный урок русского языка: речевые ситуации, беседы, игровые формы, учебные дискуссии, наглядно-иллюстративные материалы, исторические справки о речевом этикете и т.д.
Роль учителя состоит в последовательном, спокойном и тактичном направлении речевого развития каждого ученика, в создании и реализации методической системы культуры речи - от аудирования, от умения слушать - и до потребности пользования словарями и справочниками.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута, задачи реализованы.
Библиографический список
Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся/ И.Н. Агафонова // Управление начальной школой. - 2016. - №2. - С. 4-9.
Бондаренко А.А. Речевой этикет в современной школе / А.А. Бондаренко // Начальная школа.- 2013.- №1.- С. 9-13.
Григорьева Т.П. Развитие речи младших школьников // Молодой ученый. - 2014. - №14. - С. 289-292. Электронный ресурс - URL: https://moluch.ru/archive/73/12441/ (дата обращения: 13.01.2019).
Зиновьева Т.И. Обучение младших школьников речевому этикету [Текст] /Т. И. Зиновьева. М.: 2007.
Зырянова Е.А. Методика формирования умений речевого этикета младших школьников / Е.А. Зырянова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011 - № 3. - С. 25-28.
Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых / И.Н. Курочкина // Москва. - 2011.
Ладыженская Н.В. Риторика и обновление школьного образования [Текст] / Н.В. Ладыженская. - Москва: Педагогика. - 2013.
Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников [Текст]: Пособие для учителя (Библиотека учителя начальных классов) / М.Р. Львов. 2-е изд. Москва: Просвещение, 2015.
Никитина Е.Ю. Педагогические условия методики формирования умений речевого этикета / Е.Ю. Никитина // Начальная школа плюс До и После / 2011. - №7. - С. 2.
Психолого-педагогические и лингвистические основы развития речи. Электронный ресурс - URL: http://elib.kspu.ru/ (дата обращения 23.01.2019).
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др.]. - М.: Просвещение, 2014. - 340 с. - ISBN 978-5-09-031535-7. Текст - URL: http://olsh2006.ucoz.ru/sait/rabochie_pro/russkij_jazyk_kanakina.pdf (дата обращения 15.02.2019).
Русский язык. 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Школа России / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - 5-е изд. - Москва: Просвещение, 2014. - 143 с.: ил.
Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Школа России / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - 7-е изд. - Москва: Просвещение, 2017. - 143 с.: ил.
Русский язык. 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Школа России / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2013. - 159 с.: ил.
Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Школа России / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2013. - 160 с.: ил.
Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под редакцией М.Н. Кожиной. - М.: Флинта, 2016. - 354-356 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: от 06.10.2009 г., № 373 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Ажур, 2014. - 7 с.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения [Текст] / Н.И. Формановская. М.: Высшая школа, 2015.
Формирование речевого этикета у младших школьников / О.Н. Кирьянова. Мультиурок Электронный ресурс - URL: https://multiurok.ru/index.php/files/formirovanie-rechevogo-etiketa-u-mladshikh-shkolni.html (дата обращения: 18.01.2019).
Язык и речь. Виды и функции речи. Электронный ресурс - URL: https://studfiles.net/preview/5248397/ (дата обращения 11.12.2018).