kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Курсовая работа "Формирование ранней профориентации младших школьников в ходе участия в олимпиаде "Ремесло и Ремесленники в будущем и настоящем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курсовая работа по педагогике. 

Содержание работы:

Введение

Глава 1. Теоретические основы ранней профориентации младших школьников

    1. Понятийно-парадигмальный анализ проблемы ранней профориентации
    2. Ранняя профориентация в традициях народной педагогики
    3. Формирование ранней профориентации в теории и практике российского образования
    4. Особенности ранней профориентации младших школьников
    5. Психологические основания формирования ранней профориентации младших школьников

1.6. Характеристика методов, средств и приемов ранней профориентации младших школьников

Глава 2. Анализ условий формирования ранней профориентации младших школьников в ходе участия во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем»

2.1.Организационно-педагогические условия подготовки младших школьников к участию во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем»

2.2.Критерии эффективности участия младших школьников во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем»

Заключение

Библиографический список

Приложение

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Курсовая работа "Формирование ранней профориентации младших школьников в ходе участия в олимпиаде "Ремесло и Ремесленники в будущем и настоящем"»



МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего професиональног о образования Свердловской области

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»









Курсовая работа

ФОРМИРОВАНИЕ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧАСТИЯ ВО ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ «РЕМЕСЛО И РЕМЕСЛЕННИКИ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ»

Студент:

Семячкова Анна Юрьевна

Специальность 44.02.02.

«Преподавание в начальных классах»

Группа № 32


Руководитель:
преподаватель первой категории
Моисеев Андрей Викторович





2017


Оглавление

Введение

3

Глава 1. Теоретические основы ранней профориентации младших школьников


6

    1. Понятийно-парадигмальный анализ проблемы ранней профориентации

    2. Ранняя профориентация в традициях народной педагогики

    3. Формирование ранней профориентации в теории и практике российского образования

    4. Особенности ранней профориентации младших школьников

    5. Психологические основания формирования ранней профориентации младших школьников


6

9


12

14


17

1.6. Характеристика методов, средств и приемов ранней профориентации младших школьников


20

Глава 2. Анализ условий формирования ранней профориентации младших школьников в ходе участия во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем»



23

2.1.Организационно-педагогические условия подготовки младших школьников к участию во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем»



23

2.2.Критерии эффективности участия младших школьников во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем»



28

Заключение

30

Библиографический список

33

Приложение

36



Введение

Актуальность проблемы и темы исследования. В Федеральном  законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в статье 42. «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» педагог должен оказывать помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от: 29.12. 2014 г., 31.12.2015г.), Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и обществ. Таким образом, ранняя профориентация младших школьников важна и необходима, согласно старатегии российского образования.

Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять осознанный выбор в пользу той или иной профессии. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у них появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая цель. Именно в этот период ребенок начинает задумываться о своей будущей профессии, он фантазирует, каким он будет. Данный возраст характеризуется любознательностью, любопытством, огромным желанием и умением собирать информацию о мире профессий и охотно выбирать соответственную роль в игровой деятельности.

В процессе изучения трудностей социализации детей были выделены основные способности, позволяющие ребенку преодолеть эти трудности. Одной из таких способностей является способность к профессиональному самоопределению, которая позволяет ребенку вступать в разнообразные отношения с окружающим миром и при этом оставаться самим собой. Через выбор профессии ребенок определяет место в жизни и ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым.

Данной проблеме посвящена работа О.К. Ищенко «Формирование первичных профессиональных ориентиров у младших школьников», работа В.А Илюхиной раскрывает роль ранней профилизации школьников, в трудах отечественных ученых Л. А. Йовайша, А. Я. Журкиной, Е. А. Климова и др. Особенностями профессиональной ориентации в начальных классах занимались такие ученые, как Т. В. Васильева, О. Ю. Елькина, С. Н. Чистякова и другие.

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования следует, что ранняя профориентация младших школьников необходима, но для этого необходимо найти средство, которое позволили бы педагогу полноценно реализовать данный процесс.

Объект исследования: формирование ранней профориентации младших школьников.

Предмет исследования: средство формирования раней профориентации младших школьников

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать формирование ранней профориентации младших школьников в процессе участия во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем»

Для достижения цели необходима постановка следующих задач исследования:

1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности ранней профориентации младших школьников

2. Описать методы, средства и приемы ранней профориентации младших школьников.

3. Охарактеризовать участие младших школьников во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем» как средство формирования ранней проориентации.

4. Осуществить диагностику личности обучающегося младшего школьного возраста для определения направлений профессиональной деятельности»

Методы исследования:

  • теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение;

  • эмпирические: анкетирование.

Практическая значимость исследования: заключается в том, что проведенный анализ проблемы ранней профориентации детей младшего школьного возраста может быть использован в практической деятельности педагога для формирования ранней профориентации младших школьников.









Глава 1. Теоретические основы ранней профориентации младших школьников

    1. Понятийно-парадигмальный анализ проблемы ранней профориентации

Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Российская педагогическая энциклопедия определяет термин «профессиональная ориентация» – как информационная организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессий с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.

По определению Л.Д. Столяренко, профориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

С.Н.Чистякова в частности указывала на тот факт, что у детей младших классов актуализируется предметно-практическая познавательная деятельность, которая является ведущей на этом возрастном этапе жизнедеятельности. Поэтому, по мнению автора, детям данного возраста следует давать систематизированные знания о народном хозяйстве, мире профессий, формировать у них мотивы трудовой деятельности.

Е.А. Климов выделяет показатели подготовленности к профессиональному самоопределению обучающихся, через наличие специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности, практический опыт в избранной трудовой деятельности, состояние здоровья позволяет избрать данный вид деятельности (профессии).

Профессиональное самоопределение – это взгляд человека на мир профессий, на конкретную заинтересованную профессию, на ее возможности в окружающем мире. Самоопределение требует активного осознания личностью своего «Я» (самосознание), отношений с окружающим миром (мировоззрение), своего жизненного опыта, самого процесса контроля над собой.

Профессиональное самоопределение личности – сложный длительный процесс, охватывающий значительный период человеческой жизни. Формирование личности школьника имеет свою специфику на каждом этапе возрастного развития.

В младшем школьном возрасте в условиях общеобразовательной школы закладываются лишь основы самоопределения, окончательное становление его происходит в процессе самостоятельной трудовой деятельности, под влиянием комплекса факторов социальной среды.

У школьников младших классов с помощью активных методов профориентационной деятельности необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развить интерес к трудовой деятельности.

Ведущей для ребенка в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Ребенок в этот период охотно выполняет различные поручения педагога, стремится к активной деятельности, в этот период происходит формирование трудолюбия и самостоятельности, как качества личности.

Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за это, особенно тогда, когда он проявил настойчивость на пути к достижению цели. Трудолюбие возникает тогда, когда ребенок получает удовольствие от труда.

Самостоятельность детей младшего школьного возраста сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности.

В младшем школьном возрасте появляется «внутренняя позиция», которая представляет собой осознанное отношение ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам.

Говоря о профориентационной работе учащихся 1-4 классов, следует подчеркнуть, что перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Однако профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный (пропедевтический), закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Основная задача педагога, осуществляющего профориентационную работу – использовать все возможности воспитательно-образовательного процесса, чтобы максимально приблизить ребенка к профессиональной деятельности, учитывая при этом возрастные особенности (любознательность, восприимчивость, эмоциональность).

Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу, освещающую вопросы формирования ранней профориентации младших школьников, мы пришли к выводам, что к современным подходам к профессиональной ориентации школьников рассматривают как комплекс средств, направленных на формирование у младших школьников отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности




    1. Ранняя профориентация в традициях народной педагогики

В народной педагогике заложен принцип обучения мастером своему ремеслу. Ученичество и обучение проходит в русле педагогических отношений, которые складываются в общинах, где функционирует народная педагогика, однако они умело могут использоваться и в современной педагогике.

Для того, чтобы позитивное отношение к труду стало чертой личности ребенка, Г.Н. Волков на основе изучения чувашской этнопедагогики рекомендует время от времени давать детям разовые крупные и мелкие трудовые поручения. Это вырабатывает у детей готовность к труду, закаливает характер, волю, расширяет кругозор, развивает способности и умения распределять свое внимание и динамично переключаться с одного вида трудовой деятельности на другой.

Важным этапом формирования готовности к труду является ранняя профориентация. Прежде всего, родители ориентируют детей на свои профессии.

Академик Г.Н. Филонов определил народную педагогику как систему принятых в данной местности данным народом приемов и методов воспитания, которые передаются от одних поколений к другим и усваиваются ими, прежде всего как определенные знания, умения и навыки, приобретенные людьми в процессе жизни [4, с. 56].

В крестьянской среде дети с ранних лет включались в хозяйственную деятельность, наблюдая за делами взрослых, подражали им, с интересом выполняли несложные задания. Поощрение, подбадривание со стороны старших и ответственность за выполнение работы имели здесь немаловажное значение. Демонстрируя ребенку в ремесленной мастерской, ход создания и украшения промыслового изделия, художник напоминал ему об ожидающем его освоении и бережном хранении секретов промысла [5, с. 67]. Детей воспитывали как будущих родителей, которые передадут традицию уже своим детям. Детские игрушки создавались не только красивыми, но и утилитарными, чтобы у ребенка в ходе игры формировались и эстетический вкус, и трудовые навыки, необходимые во взрослой жизни. Таким образом, обучение происходило не целенаправленно, а в ходе деятельности-игры. Художественное ремесло воспринималось в обществе как одна из составляющих трудовых будней. Что касается вопроса о возрасте начала участия в процессе создания изделий крестьянского искусства, то это в среднем 5-7 лет. Поначалу ребенок мог помогать родителям выполнять самые простые операции или подавать необходимые предметы. Положительный эффект данного процесса заключался во включении ребенка непосредственно в трудовую деятельность старших поколений и осознании им собственной значимости и важности трудового процесса. На следующем этапе шло освоение азов ремесла, и у ребенка мог появляться собственный инструмент. В дальнейшем последовательный переход от выполнения простых заданий к сложным самостоятельным изделиям позволял детям на протяжении подросткового возраста в достаточной мере освоить основные принципы создания утилитарных изделий и нередко зарабатывать на этом деньги [1, с. 34].

Особенностью включения детей в художественно-трудовой процесс было получение навыков не только по технике создания и украшения предметов быта, но и по всему комплексу подготовительных работ. Также нельзя не отметить роль обрядов посвящения в ремесло – от выполнения соответствующих заданий (прохождения испытания) до фольклорной, ритуальной составляющей введения ученика в среду мастеров.

Принцип коллективного воспитания в народной педагогике находил выражение и в приверженности позиции взаимного уважения между поколениями, и во взаимовыручке. Общность, объединенная не только местом проживания и родственными связями, но и общим делом, в широком смысле представляла собой большую семью, каждый член которой мог быть одновременно учеником и педагогом. Народные мастера обучали промыслу не только своих детей и родственников – нередко в их домах проживали, а в мастерских проходили обучение дети соседей либо сироты [5, с. 78]. За некачественную работу ругали, заставляли исправлять, воспитывая в будущих художниках трудолюбие и требовательность к себе.

Также широко распространена была форма ремесленного ученичества, при которой два года ученик проживал в доме мастера, лишь наблюдая за учителем и выполняя подсобные работы. Считалось, что в этот период ученик вживается в процесс, а также отрабатывает затраты педагога на его содержание. На третий год мастер обучал его азам промысла, и лишь к четвертому году доверял ему, ставшему подмастерьем, самостоятельное выполнение изделий [1, с. 89]. Старшие ученики помогали младшим осваивать ремесло. Можно утверждать, что связь поколений и сохранение традиций народных ремесел обеспечивалась во многом благодаря наличию повествовательной, сказочной основы. Рассказы о прежних временах и старых мастерах, о фантастических персонажах народного творчества побуждали молодое поколение к созданию новых произведений в рамках традиции, в основе композиции которых лежит коллективная ассоциативность вырастившего их общества.

Таким образом, народная педагогика с раннего возраста вводит человека в мировоззренческую систему общности, к которой тот принадлежит, позволяет получить необходимые для жизни трудовые навыки и акцентирует значимость каждого субъекта педагогического процесса. Народный мастер представляется не только источником и носителем традиции, но и творцом, и педагогом.





    1. Формирование ранней профориентации в теории и практике российского образования

Формирование ранней профориентации в теории и практике российского образования характеризуется длительным процессом, на примере России явно видно, как связаны уровень реальной свободы в обществе и уровень развития профориентации. В дореволюционной России (начала ХХ века) профориентации как системы еще не было и ею занимались в гимназиях и университетах лишь отдельные энтузиасты.

Профориентация – это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Г.С. Прыгин считает, что профессиональное самоопределение – это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе.

В.А. Алексеев делает основной акцент в профессиональном самоопределении на познании и самооценке профессиональных качеств и отношении к ним.

Л.А. Головей трактует это понятие, как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задачи профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности.

Подобные интерпретации термина «профессиональное самоопределение» не противоречат друг другу, а взаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия.

Е.Ю. Пряжниковой были выделены основные задачи профессионального самоопределения:

  • формирование общей готовности к самоопределению;

  • для подростков и выпускников школ – это помощь в конкретном выборе профессии.

Таким образом, главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у младшего школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития. Профориентационная работа в школе проходит в несколько этапов (фаз), которые предопределены общими целями профессиональной ориентации и динамикой профессиональной ориентации самого ученика

Анализ развития профориентации в России позволяет сделать выводы:

1. Уровень развития профориентации во многом связан с уровнем развития реальной свободы выбора в обществе.

2. Важную роль в развитии профориентации играет государство.

3. Развитие самой профориентации может способствовать развитию и сохранению свобод в обществе. Одним из таких условий, является, определенная финансовая и статусная независимость самих профконсультантов, которая позволила бы им не идти на поводу у различных администраторов и идеологов, а самим решать, как помочь человеку найти достойное место в обществе и как, через главное дело своей жизни (через профессиональный труд), способствовать развитию (улучшению) данного общества.

Таким образом, главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у младшего школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития. Профориентационная работа в школе проходит в несколько этапов (фаз), которые предопределены общими целями профессиональной ориентации и динамикой профессиональной ориентации самого ученика.


    1. Особенности ранней профориентации младших школьников

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда.

Е.А Климов считает, что внеклассные мероприятия, посвященные формированию представлений о мире труда и профессий, должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения [10, c. 233].

А.И. Кочетов отмечает, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей, человек, который с детства ставит перед собой конкретные (пусть и много раз меняющиеся) цели, связанные с будущей профессией, старается осознать свое будущее место в обществе, вряд ли пополнит собой армию «трудных» подростков и социально неблагополучный контингент молодежи [12, c.12].

А.Д. Сазонов считает, что основная задача педагога – использовать все возможности учебно-воспитательного процесса, чтобы на максимальном уровне сформировать представления о мире труда и приблизить ребенка к профессиональной деятельности, учитывая при этом возрастные особенности.

Для младших школьников характерны: восприимчивость, любознательность и эмоциональность. Они стремятся быть хорошими учениками, получают удовлетворение даже от незначительных успехов, радуются самому процессу познания. Взрослые, особенно учителя, имеют достаточно высокий авторитет у младших школьников [13, c.23].

Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе уже полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представления о желаемой профессии [8, с 90].

Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного или творческого. На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии.

Но, как и любой возрастной период, младший школьный возраст имеет свои проблемы. Они в основном связаны с эмоционально-ценностным отношением к себе.

Е.Н. Прошицкая выделяет задачу для учителей и родителей, которая заключается в том, что они должны помочь ребенку научиться воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не дефект личности или признак неминуемой неудачи [18, с. 56].

С развитием личности младшего школьника его знание о себе становится более точным, растет умение разбираться в своих силах возможностях, возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Самооценка становится более обоснованной и охватывает более широкий круг качеств [15, с 9].

По словам Божович Л.И., для младшего школьника учение не просто деятельность по усвоению знаний, оно осознается и переживается как его собственная трудовая деятельность. [7, с. 4].

Для младших школьников выбор профессии связан со стремлением участвовать в жизни взрослых и обычно выступает как элемент ролевой игры, своеобразно удовлетворяющей эту потребность [12, с. 87].

А.Д. Копытов считает, что основная задача педагога младших классов – сформировать представления детей о профессиях и труде взрослых, учитывая их интересы, склонности, индивидуальные особенности и потребности общества в кадрах. Педагог должен воспитывать интерес к будущей профессии для того, чтобы впоследствии этот интерес перерастал в склонность и увлеченность [11, c.23].

По мнению А.И. Кочетова, школа и учителя не располагают отлаженными методиками, посредством которых можно было бы, если не безошибочно, то с большой вероятностью выявить способности и склонности школьников к профессиям. Такие методики, как карта интересов, диагностические опросники, требуют много времени на сбор и обработку данных; они чаще используются специалистами-консультантами [12, c.28].

Также А.И. Кочетов отмечает, что в массовой школьной практике основными методами диагностирования склонностей и способностей школьников является беседа, письменные сочинения, наблюдения. «Они направлены на выявление любимого предмета, занятия, общественного поручения» [12, c.30]. Поэтому о способностях и склонностях школьника к гуманитарным, естественным наукам, к организаторской деятельности, к рабочим профессиям судят в основном по успехам в учении и участию в общественной работе.

Таким образом, особенности ранней профориентации детей младшего школьного возраста заключаются в подражание взрослым, отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых, в мотивации достижений в ведущей деятельности – учебе, в значительном возрастании индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений.

1.5. Психологические основания формирования ранней профориентации младших школьников


Психологической особенностью детей младшего школьного возраста считатемя изменение ведущего вида деятельности – от игрового к учебному. В самом начале данного этапа у ребенка еще не до конца исчезает игровая деятельность как ведущий вид деятельности, однако она переходит на второй план, и постепенно исчезает.

Младшему школьнику необходимо ставить цель и сопоставлять себя и свои поступки с необходимыми стандартами. В возрасте семи лет ребенок переживает кризис. Данный кризис характеризуется физиологическими изменениями ребенка и началом школьного обучения. Л.С. Выготский ввел такое понятие, как «синсетивный период ребенка» – это период, наиболее благоприятный для развития каких-либо определенных навыков [10, с. 67].

В 7 лет наиболее благоприятному развитию ребенка поддаются социальные навыки, переход от письма к чтению. В 8 лет у ребенка появляется наиболее благоприятный период для развития языков, воображения [15, с. 78].

Данные периоды являются особо важными для развития ребенка, зная эти периоды, учитель может организовать продуктивную деятельность с детьми и правильно организовать учебный процесс. [6, с. 89]

На данном периоде жизни, у ребенка значимо увеличивается словарный запас, ребенок пользуется им активно. Потребность в общении ребенка ведет за собой развитии словаря. У ребенка мышление переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, формируется произвольное запоминание. Важную роль в данном периоде для ребенка играет учитель, так как он становится главным авторитетом. Главная цель для учителя – это создать благоприятную обстановку учебного процесса и показывать ребенку хороший пример социального поведения, так как ребенок видит – ребенок повторяет. В начальной школе познавательная деятельность становится одной из ведущих, поэтому важно расширить круг профориентационных интересов детей. Чем больше профессий ребенок будет знать в данном возрасте, тем шире будет выбор профессии при планировании обучения для освоения какой-либо профессии [17, с. 86].

В плане психического развития в центр выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля). Происходит совершенствование познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания), формирование высших психических функций (речи, письма, чтения, счета), что позволяет ребенку младшего школьного возраста производить уже более сложные, по сравнению с дошкольником, мыслительные операции. При благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития на этой основе возникают предпосылки к развитию теоретического мышления и сознания [16, с.45].

В младшем школьном возрасте можно успешно совершенствовать речь ребенка и на основе его любознательности пробудить познавательный интерес к учебной деятельности. Пластичность природного механизма усвоения речи позволяет младшим школьникам легко овладевать также и вторым языком. Способность к развитию в полной мере реализуется ребенком в первые 8 – 10 лет его жизни.

По мнению Выгодского Л.С., убедительные фактические данные говорят о том, что двуязычие может быть фактором, благоприятствующим как развитию родного языка ребенка, так и его общему интеллектуальному росту. Для каждого из двух языков в психике ребенка образуется как бы своя сфера приложения, особого рода установка, которая мешает скрещиванию обоих языковых систем. Однако когда детское двуязычие развивается стихийно, вне направляющего воздействия воспитания, оно может привести к отрицательным результатам. «Педагогическое воздействие, направляющая роль воспитания нигде не приобретает такого решающего значения для всей судьбы детской речи и детского интеллектуального развития, как в случаях двуязычия или многоязычия детского населения» [6, с.145].

Однако не для всех детей младшего школьного возраста учение выполняет ведущую роль. Как отмечает Божович Л.И., для того, что бы та или иная деятельность стала ведущей в формировании психики, необходимо, что бы она составила основное содержание жизни самих детей, явилась для них центром, вокруг которого сосредоточиваются их главные интересы и переживания. Организованное, систематическое обучение и воспитание – главнейшая форма и условие целенаправленного развития ребенка [7, с. 76].

Таким образом, психологические основания формирования ранней профориентации младших школьников заключаются в психолого-педагогических особенностях детей младшего школьного возраста, так например, данный период характеризуется физиологическими изменениями и началом школьного обучения, этот период наиболее благоприятен для развития каких-либо определенных навыков (социальных), увеличение словарного запаса, мышление переходит от наглядно-образного к словесно-логическому, формирование произвольного внимания, познавательная деятельность становится одной из ведущих, именно поэтому важно расширить круг профориентационных интересов детей. Чем больше профессий ребенок будет знать в данном возрасте, тем шире будет выбор профессии при планировании обучения для освоения какой-либо профессии.








1.6. Характеристика методов, средств и приемов ранней профориентации младших школьников

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в статье 42. «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» педагог должен оказывать помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Основные методы профориентации, согласно Е. А. Климова включают: имитационную модель, где отражается смысл и содержание методики и психотехническую модель, где отражены условия использования методики, а в хорошо описанных методиках и возможные трудности при ее проведении.

При прогнозировании эффективности методики важно еще учесть, насколько обучающиеся младшего школьного возраста готовы воспринять смоделированные проблемы и участвовать в данных процедурах.

Методы профессиональной психодиагностики:

– беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

– открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов;

– опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);

– опросники профессиональной мотивации;

– опросники профессиональных способностей;

– «личностные» опросники;

– проективные личностные тесты;

– метод наблюдения — это «один из основных научно-практических методов работы психолога» по Е. А. Климову;

– сбор косвенной информации о младших школьниках от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов;

– психофизиологические обследования (в широкой практике имеет смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);

– «профессиональные пробы» в специально организованном процессе по типу «Р-теста» японского профессора Фукуя;

– использование различных игровых и тренинговых ситуаций (моделируются различные аспекты профессиональной деятельности, что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур);

– исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности;

– использование различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но и изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.

Методы морально-эмоциональной поддержки младших школьников:

– тренинги общения (иногда позволяют младшим школьникам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения;

– сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.);

– профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;

– «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий.

Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решений:

– построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, которые позволяет наглядно (на листочке) представить возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;

– построение системы различных вариантов действий клиента в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;

– использование различных схем альтернативного выбора из имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).

Любой метод, средство или прием формирования ранней профориентации младших школьников обладает определенным активизирующим потенциалом.

Эффективной формой работы для формирования ранней профориентации младших школьников является профориентационная игра.

Элементом системы профориентационного сопровождения обучающихся является пропедевтика предпрофильной подготовки через индивидуализацию образовательного процесса начальной школы в рамках новых возможностей заложенных в федеральных образовательных стандартах (ФГОС).

Участие в олимпиадах и конкурсах активизируют познавательную деятельность младших школьников, а также способствуют формированию ранней профориентации в процессе участия.

Таким образом, содержание различных уроков позволяет осуществлять развитие понятий о труде людей, о мире различных профессий, следовательно, осуществлять ранню профориентацию для детей младшего школьного возраста. Существуют вариативные методы, средства и приемы формирования ранней профориентации детей младшего школьного возраста, главное для педагога найти эффетивное и успешное средство формирования ранней профориентации младших школьников.

Глава 2. Анализ условий формирования ранней профориентации младших школьников в ходе участия во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем».

2.1. Организационно-педагогические условия подготовки младших школьников к участию во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем» (психолого-педагогическая характеристика, кратко о профориентации, диагностика, формы решения проблемы, олимпиады в наше время)

Одной из значимых целей реализации профориентационной подготовки младших школьников к участию во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем» является создание организационно-педагогических условий. В рамках указанного мероприятия необходимо создание центров профориентационной подготовки детей, создание единой федеральной базы данных победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников, организация олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присваиваются премии для поддержки талантливой молодежи.

Согласно психолого-педагогическим особенностям детей младшего школьного возраста – изменение ведущего вида деятельности – от игрового к учебному. Следовательно, необходимо создавать такие педагогические условия, при которых у младшего школьника появляется, возможно, ставить цель и сопоставлять себя и свои поступки с необходимыми стандартами.

Согласно анализа психолого-педагогической литературы, с помощью профориентационной деятельности (ролевые и дидактические игры, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники, а также участия во Всероссийских олимпиадах) формируется понимание труда роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

Главная задача профориентационной подготовки младших школьников формирование понимания роли труда в жизни человека, а также развитие интереса к будущей профессии, таки образом участие во Всероссийской заочной олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем» способствует формированию ранней профориентационной подготовки детей младшего школьного возраста, так как целью олимпиады является формирования у молодого поколения интереса к истории нашей страны, к возрождению и развитию ремёсел и ремесленной деятельности в современном российском обществе.

Говоря о профориентационной работе учащихся 1-4 классов, следует подчеркнуть, что перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Однако профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный (пропедевтический), закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Основная задача педагога, осуществляющего профориентационную работу – использовать все возможности воспитательно-образовательного процесса, чтобы максимально приблизить ребенка к профессиональной деятельности, учитывая при этом возрастные особенности (любознательность, восприимчивость, эмоциональность).

Профориентационная диагностика неотъемлемый компонент в системе профориентации, который охватывает все ступени обучения ребенка.

Для детей младшего школьного возраста, согласно их психолого-педагогическим особенностям характерны следующие профориентационные диагностики, так например: дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, адаптированный для детей младшего школьного возраста (Приложение 1), а также опросник профессиональных склонностей Л.А. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной) (Приложение 2).


Помимо непосредственных методик профориентационной направленности, так же важно учитывать и личностные качества ребенка, которые оказывают весомое значение в выборе будущей профессии.

В диагностическом исследовании принимал участие обучающийся 4 «а» класса МАУ СОШ №24 п. Горноуральский – Миша Н.

Диагностическое исследование было направлено на определение направлений профессиональной деятельности обучающегося младшего школьного возраста.

Цель исследование: определение направлений профессиональной деятельности обучающегося младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

– рассмотреть психолого-педагогические особенности обучающегося младшего школьного возраста;

– описать диагностические методики для определения направлений профессиональной деятельности обучающегося младшего школьного возраста;

– организовать и провести диагностическое исследование для определения направлений профессиональной деятельности обучающегося младшего школьного возраста.

Согласно, диагностической методики «Дифференциально-диагностический опросника» Е.А. Климова обучающийся 4 «а» класса Миша Н. выбирал только один вид деятельности из 20 пар предлагаемых видов деятельности. По результатам проведенного тестирования обучающийся 4 «а» класса соответствует профессии, связанные с растением и животноводством, лесным хозяйством – «Человек-природа».

По результатам диагностической методики «Опросник профессиональных склонностей Л.А. Йовайши» (модификация Г.В. Резапкиной), которая направлена на выявление склонностей обучающихся к различным сферам профессиональной деятельности, следует, что обучающийся 4 «а» класса Миша Н. набрал 9 баллов, что отражает средне выраженную профессиональную склонность. У обучающегося 4 «а» класса, согласно проведенного диагностического исследования выявлена склонность к исследовательской деятельности, которая находит своё отражение в профессии, связанные с научной работой. Кроме хорошей теоретической подготовки в определенных областях науки, людям, занимающимся исследовательской деятельностью, необходимы такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

Таким образом, по результатам диагностического исследования личности обучающегося 4 «а» класса Миши Н. для определения направлений профессиональной деятельности можно сделать следующий вывод:

– во-первых, обучающийся имеет склонность к исследовательской деятельности (профессии, связанные с научной работой);

– во-вторых, обучающийся склонен к типу профессий «Человек-природа» (профессии, связанные с растением, животными, лесным хозяйством).

Таким образом, исходя из проведенного диагностического исследования можно сделать вывод: участие детей младшего школьного возраста во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем» способствует формированию ранней профориентации младших школьников.

Целью проведения олимпиад в современном образовательном пространстве является создание условий для более эффективной реализации программ воспитания молодежи в области профориентации, а также совершенствования работы специалистов, ответственных за профориентацию в образовательных учреждениях, повышение качества организации профориентационной деятельности образовательных организаций.

Педагогам важно акцентирование внимания обучающихся на проблеме выбора профессии, развития творческих способностей младших школьников, развития коммуникативных навыков младших школьников, проверка умения учащихся высокоэффективно работать в непривычной для них ситуации.

Основными задачами проведения олимпиады «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем» являются, во-первых, пробуждение интереса молодого поколения к историческому наследию отечественных ремесленных школ и направлений.

Во-вторых, распространение информации о современном состоянии и перспективах развития ремесленной деятельности в нашей стране.

В-третьих, приобщение молодежи к творческим и исследовательским формам деятельности.

Олимпиада «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем» проводится Научно-образовательным центром развития ремесленничества Российского государственного профессионально-педагогического университета среди обучающихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и лицеев, студентов колледжей и вузов России, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы, всех, кто интересуется вопросами развития ремёсел и ремесленной деятельности в России, таким образом, в процессе участия младшего школьника во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем» происходит формирования интереса к ремесленной деятельности на современном этапе, следовательно, способствует развитию профориентационной деятельности у младших школьников.




2.2. Критерии эффективности участия младших школьников во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем»

Организация работы по подготовке детей младшего школьного возраста к участию в олимпиадном движении различного уровня остаётся наиболее актуальной и значимой для школьного образования, так как именно олимпиады являются одним из показателей результативности творческой работы учителя и ученика. Из года в год олимпиадные задания становятся все сложнее, возрастает значение межпредметных связей (так например химикам и биологам нужны азы генетики и биохимии; географам и астрономам не обойтись без знаний математики и физики и так далее). Сегодня, в современной школе, учителю необходимо умение учить детей учиться. Поэтому, при организации работы по профориентации детей младшего школьного возраста возникает необходимость создания индивидуального образовательного маршрута, в частности, модели подготовки младшего школьника к олимпиаде, а также разработка критериев эффективности участия как результата формирования ранней профориентации в младшем школьном возрасте в процессе участия во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем».

Согласно анализа психолого-педагогической литературы можно выявить следующие критерии эффективности участия младших школьников во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем»:

1) активизация познавательной деятельности младших школьников;

2) знакомство с информацией о современном состоянии и перспективах развития ремесленной деятельности в нашей стране;

3) освоение разнообразных знаний о мире труда, о разнообразных профессиях, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом;

4) приобщение детей младшего школьного возраста к творческим и исследовательским формам деятельности;

5) результативность участия – победитель/лауреат/ дипломант (II, III степень).

Выявленные критерии эффективности участия младших школьников во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем» способствуют процессу ранней профориентации детей младшего школьного возраста

Таким образом, формирование ранней профориентации младших школьников в процессе участия во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем» позволяет осуществлять развитие понятий о труде людей, о мире различных профессий, знакомить младших школьников с информацией о современном состоянии и перспективах развития ремесленной деятельности в нашей стране, приобщение детей младшего школьного возраста к творческим и исследовательским формам деятельности, следовательно, достигается цель профориентационной работы в образовательных организациях: подготовка обучающихся к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору будущей сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.










Заключение

Актуальность проблемы формирования представлений  младших школьников о мире труда и профессий обусловлена тем, что в педагогике недостаточно разработана огромная роль представлений учащихся о профессиях и труде. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.

Особенности ранней профориентации детей младшего школьного возраста заключаются в подражание взрослым, отсюда и ориентации на профессии значимых для них взрослых, в мотивации достижений в ведущей деятельности – учебе, в значительном возрастании индивидуальных различий между детьми, что влияет на существенное расширение спектра профессиональных предпочтений. В начальной школе важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

Для детей младшего школьного возраста, согласно их психолого-педагогическим особенностям характерны следующие профориентационные диагностики, так например: дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова, адаптированный для детей младшего школьного возраста, а также опросник профессиональных склонностей Л.А. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной). Профориентационные методики для детей младшего школьного возраста носят пропедевтический характер, так как перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Однако профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

В психолого-педагогической науке существует разные методы, средства, приемы формирования ранней профориентации младших школьников, обладают определенными активизирующим потенциалом. Элементом системы профориентационного сопровождения обучающихся является пропедевтика предпрофильной подготовки через индивидуализацию образовательного процесса начальной школы в рамках новых возможностей заложенных в федеральных образовательных стандартах (ФГОС). Участие в олимпиадах активизируют познавательную деятельность младших школьников, а также способствуют формированию ранней профориентации в процессе участия.

В результате участия во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем» у младших школьников сформируются:

– первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

– уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

– элементарные представления об основных профессиях;

– ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;

– элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

– первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

– умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий;

– умение соблюдать порядок на рабочем месте;

– бережное отношение к результатам своего труда, труда

Таким образом, главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у младшего школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития. Профориентационная работа в школе проходит в несколько этапов (фаз), которые предопределены общими целями профессиональной ориентации и динамикой профессиональной ориентации самого ученика. Профориентация призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей к той или иной профессии для этого в свою очередь необходимо начинать профориентационную работу на ранних возрастных этапах.

Формирование ранней профориентационной работы младших школьников будет успешнее в процессе участия во Всероссийской олимпиаде «Ремесло и ремесленники в прошлом и настоящем», так как в процессе участия у младщих школьников происходит активизация познавательной деятельности младших школьников; знакомство с информацией о современном состоянии и перспективах развития ремесленной деятельности в нашей стране; освоение разнообразных знаний о мире труда, о разнообразных профессиях, о значении труда в жизни каждого человека и общества в целом; приобщение детей младшего школьного возраста к творческим и исследовательским формам деятельности; повышение самооценки, успешности и социализации личности, что соответсвует цели стратегии российского образования.

Библиографический список

Нормативные документы

1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» (№ 273–ФЗ от 29 декабря 2012).

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы.

3. Областная комплексная целевая программа «Программа профориентационной работы в системе образования Свердловской области».

Основная и периодическая литература

1. Алёнкина О.А. Классные часы по профориентации школьников: учеб.–метод. пособие / Под ред. Т. В. Черниковой. – М.: Планета, 2012. – 234 с.

2. Антоненко А. А. Подпрограмма «Самореализация и самоопределение школьников» // Начальная школа. – 1996. – № 4. – С. 48-59.

3. Васильева Т.В. «Путешествие по городу мастеров: Экспериментальная программа. III класс» –  Кемерово: ОблИУУ, Институт общего среднего образования, 1996. – 83 с.

4. Елькина О.Ю. «Формирование продуктивного опыта младших школьников в подготовке к выбору профессии» – Кемерово, 1997. – 46 с.

5. Зеер Э.Ф. Профориентология: теория и практика: Учеб.пособие для высшей школы. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192с.

6. Зеер Э. Ф.. Психология профконсультирования: методическое пособие для работнков профориентационных центров, профконсультантов, работников психологических служб учебных заведений / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. – Москва: Академия, 2014. – 220 с.


7. Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников. // Начальная школа. – 2002. –№ 12. – С. 40–43.

8. Игумнова Е.Л. Банкир, фермер иль портной... Кто же я буду такой?  – Новосибирск: Призвание, 1994. – 174 с.

9. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников /Л.А. Йовайша. –  М.: Педагогика, 1983. – 129 с.

10. Климов Е.А. Как выбирать профессию /Е.А. Климов. – М., 1990. – 158 с.

11.  Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. /Е.А. Климов.  – Ростов-на-Дону, 1996. – 509 с.

12.  Копытов А.Д. Формирование профессиональных интересов учащихся школ и ПТУ. /А.Д. Копытов. – Томск, 1993. – 80 с.

13.  Кочетов А.И. Содержание, формы и виды трудового воспитания школьников /А.И. Кочетов. – Минск, 1984. – 160 с.

14. Кубайчук Н. П. Вопросы ранней профориентации детей дошкольного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф.– Пермь: Меркурий, 2015. – С. 97-101.

15.  Ожегов, С.А. Словарь русского языка: около 57 000 слов /под ред. Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с.

16.  Осовская С.Н. Город мастеров // Школьный психолог. – 2006. – № 13. – С. 12-15.

17. Опросник профессиональных склонностей / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2015.

18. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: Теория и практика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2008. – 320 с.

19. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – С.152-154.

20. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. Методическое пособие для учителей 1–11 классов. М.: Академия, ОАО «Московские учебники», 2010.

21. Яппарова З. Р. О профессиональном самоопределении учащихся в профильных классах общеобразовательной школы и его поддержке //Педагогическая диагностика.– 2010. – №4. – С.69–88.






















Приложение 1

Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова

Содержание методики: в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

Над вопросами не следует долго задумываться.

Текст опросника

1а. Ухаживать за животными

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)

2а. Помогать больным

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок


или

3б. Следить за состоянием, развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

или

4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)


или

6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)


или

7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством – подъёмным краном, трактором, тепловозом и др.

8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)


или

8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

или

10б. Выполнять вычисления, расчёты

11а. Выводить новые сорта растений

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять


или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)


или

15б. Составлять точные описания-отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные анализы в больнице

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить и расписывать стены помещений, поверхность изделий

или

17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.


или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания


или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада

или

20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, компьютере, наборной машине и др.)

Лист ответов













10а



10б


11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16б


16б


17а


17б

18а


18б


19а


19б


20а



20б







Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из пяти столбцов соответствует определённому типу профессий. Испытуемый склонен к тому типу профессий, который получил максимальное количество знаков «+».

По результатам проведенного тестирования баллы соотносят с пятью типами профессий:

1. «Человек-природа» — профессии, связанные с растением и животноводством, лесным хозяйством.

2. «Человек-техника» — технические специальности.

3. «Человек-человек» – профессии, построенные на общении и обслуживании людей.

4. «Человек-знак» — специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами.

5. «Человек-художественный образ» — профессии, в основе которых лежит творчество.

















Приложение 2

Опросник профессиональных склонностей Л.А. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной)

Содержание методики. Методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, в отличии от большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы.

Инструкция. Закончите высказывание, выбрав один из вариантов «а», «б» или «в» – и обведя соответствующую букву в бланке напротив номера вопроса.

Бланк ответов.

 № ответа

1

2

3

4

5

6

1

а



в


б

2


в


а

б


3

б

а


в



4



б


в

а

5

в

а

б




6

б

в




А

7


б

в

а



8

б




а

в

9


б


а

в


10




в

а

б

11

в

б

а




12



а

б

в


13

а




б

в

14


б


б

в


15

в


а


б


16

б


в



а

17




б

а

в

18

а

в

б




19



в


а

б

20

в


б



а

21


а

в

б



22


б

а

в



23


в


а


б

24

а




б

в

Всего







 

  1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:

А) общаться с самыми разными людьми;

Б) что-нибудь делать своими руками – мебель, одежду, машины и т.д.;

В) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.

  1. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:

А) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;

Б) сюжет, действие героев;

В) информация, которая может пригодиться в жизни.

  1. Меня обрадует Нобелевская премия:

А) в области науки;

Б) за общественную деятельность;

В) в области искусства.

  1. Я скорее соглашусь стать:

А) управляющим банка;

Б) главным инженером на производстве;

В) начальником экспедиции.

  1. Будущее людей определяет:

А) достижение науки;

Б) развитие производства;

В) взаимопонимание среди людей.

  1. На месте директора школы я прежде всего займусь:

А) благоустройством школы (столовая, спортзал, компьютеры);

Б) созданием дружного, сплоченного коллектива;

В) разработкой новых технологий обучения.

  1. На технической выставке меня больше всего привлечет:

А) внешний вид экспонатов (цвет, форма);

Б) внутреннее устройство экспонатов (механизм);

В) практическое применение экспонатов.

  1. В людях я ценю прежде всего:

А) мужество, смелость, выносливость;

Б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;

В) ответственность, аккуратность.

  1. В свободное от работы время я буду:

А) писать стихи или музыку или рисовать;

Б) ставить различные опыты;

В) тренироваться.

  1. В заграничных поездках меня больше всего привлечет:

А) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);

Б) деловое общение;

В) возможность знакомства с историей и культурой другой страны.

  1. Мне интереснее беседовать:

А) о машине нового типа;

Б) о новой научной теории;

В) о человеческих взаимоотношениях.

  1. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:

А) технический;

Б) музыкальный;

В) спортивный.

  1. В школе больше внимания следует уделять:

А) улучшению взаимопонимания между учителями и учениками;

Б) поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом;

В) укреплению дисциплины.

  1. Я с большим интересом смотрю:

А) научно-популярные фильмы;

Б) программы о культуре и спорте;

В) спортивные программы.

  1. Мне было бы интереснее работать:

А) с машинами, механизмами;

Б) с объектами природы;

В) с детьми или сверстниками.

  1. Школа в первую очередь должна:

А) давать знания и умения;

Б) учить общению с другими людьми;

В) обучать навыкам работы.

  1. Каждый человек должен:

А) вести здоровый образ жизни;

Б) иметь возможность заниматься творчеством;

В) иметь удобные бытовые условия.

  1. Для благополучия общества в первую очередь необходима:

А) защита интересов и прав граждан;

Б) забота о материальном благополучии людей;

В) наука и технический прогресс.

  1. Мне больше всего нравятся уроки:

А) физкультуры;

Б) математики;

В) труда.

  1. Мне интереснее было бы:

А) планировать производство продукции;

Б) изготавливать изделия;

В) заниматься сбытом продукции.

  1. Я предпочитаю читать статьи:

А) о выдающихся ученых и их открытиях;

Б) о творчестве ученых и музыкантов;

В) об интересных изобретениях.

  1. Свободное время я охотнее провожу:

А) делая что-то по хозяйству;

Б) с книгой;

В) на выставках, концертах и пр.

  1. Больший интерес у меня вызовет сообщение:

А) о художественной выставке;

Б) о ситуации на фондовой бирже;

В) о научном открытии.

  1. Я предпочитаю работать:

А) в помещении, где много людей;

Б) в необычных условиях;

В) в обычном кабинете.

Обработка и анализ результатов:

После заполнения бланка ребята должны подсчитать число обведенных букв в каждой из шести колонок бланка и записать эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность;

7-9 баллов – средне выраженная профессиональная склонность;

4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность;

0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.

В каждой из шести колонок представлена сумма баллов Она отражает склонность к определенному виду деятельности:

1. Склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обслуживанием (бытовым, медицинским, информационным), управлением, воспитанием и обучением. Люди, успешные в профессиях этой группы, должны уметь и любить общаться, находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и особенности.

2. Склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Кроме хорошей теоретической подготовки в определенных областях науки, людям, занимающимся исследовательской деятельностью, необходимы такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

3. Склонность к работе на производстве. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом. Профессии этой группы предъявляют повышенные требования к здоровью человека, координации движений, вниманию.

4. Склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий, кроме наличия специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность мышления и независимость характера, стремление к совершенству.

5. Склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью и морально-волевым качествам.

6. Склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом и преобразованием текстов (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.


43



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Семячкова Анна Юрьевна

Дата: 12.02.2018

Номер свидетельства: 456826


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства