Просмотр содержимого документа
«Культурная самобытность и наследие народов Кубани как содержательный компонент гражданско-патриотического воспитания школьников»
Культурная самобытность и наследие народов Кубани
как содержательный компонент гражданско-патриотического воспитания школьников
Заборовская Ирина Александровна, МАОУ СОШ № 1 им. Н.И.Кондратенко ст. Кущевская
Краснодарского края, учитель кубановедения
В настоящее время уделяется большое внимание воспитанию подрастающего поколения, формированию гражданско - патриотического сознания школьников. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года ориентирована на обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Качественное выполнение поставленной задачи возможно при изучении традиционной культуры кубанского казачества, так как именно она направлена на достижение духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
В классах казачьей направленности средней школы № 1 им. Н.И.Кондратенко гражданско-патриотическое воспитание реализуется через направления внеурочной деятельности: изучение основ традиционной культуры кубанского казачества, песенной культуры, казачьих спортивных игр, основ православной культуры.
Гордость школы – ансамбль казачьей песни. Подготовка к выступлениям ведется на кружке «Песенная культура казачества». Дети осваивают секреты народного пения, узнают о культуре и традициях через содержание казачьих песен.
Казаки – верующий народ, поэтому в народной культуре присутствуют православные истории, приметы и предсказания. Исполнение рождественских песен, изготовление пасхальных подарков, празднование дня Матери-казачки знакомят детей с православными традициями казачества.
При изучении основ традиционной культуры кубанского казачества школьники знакомятся с самобытностью казаков, узнают о пословицах и поговорках, кубанских говорах, загадках, небылицах, колыбельных и солдатских песнях, читают народные сказки, в которых отражены традиции и обычаи казаков.
Православные традиции тесно переплетаются с семейными. Современным детям трудно представить, что казачата с 6 лет работали и помогали своим родителям. Поэтому современные казачата уже с 1 класса учатся работать на пришкольном участке, выполнять поделки из дерева.
В ходе экскурсий в краеведческие музеи, культурологические экспедиции дети узнают о традиционных ремёслах Кубани. А затем учатся вязать, вышивать, выполнять изделия из природного материала.
В беседах с казаками дети узнают об уважительном отношении к старшим, бережном заботливом отношении к младшим. Знакомятся с традиционной кубанской кухней, правильным поведением за столом.
Итогом изучения направлений культуры казачества являются казачьи праздники: «Казачьи потешки», «Осенняя ярмарка», «Светлый праздник Рождество», «Пасхальные игры», «Казачьи игры и состязания», «Казачьи посиделки» и другие. Ребята представляют изделия своего творчества, участвуют в играх и состязаниях. Вместе с родителями учатся носить вёдра на коромысле, готовить кубанские блюда, маршировать и петь казачьи песни.
Гражданско-патриотическое воспитание в классах казачьей направленности МАОУ СОШ№ 1 осуществляется на основе культурных традиций кубанского казачества. Внеурочные занятия способствуют формированию мировоззрения учащихся, воспитанию нравственности, культуры правильного поведения, желания трудиться на родной земле, гордиться её достижениями.