Просмотр содержимого документа
«Культура умственного труда как основа творческой деятельности учителя начальных классов»
Культура умственного труда как основа творческой деятельности учителя начальных классов
Отечественными (В.И. Водовозов, Д.И. Тихомиров) и зарубежными (Д.Хамблин, Дж. Керби) педагогами рассматривался и рассматривается вопрос об овладении рациональными способами усвоения знаний за определенный период времени. Решить эту проблему призвана культура умственного труда.
Воспитание культуры умственного труда – одна из важнейших задач современного общества. Владение наиболее рациональными приёмами и способами умственной работы даёт возможность человеку непрерывно пополнять и совершенствовать свои знания, творчески подходить к решению определенных задач, формировать познавательную активность, правильно распределять свои возможности, избегать переутомления. Умственное воспитание – важнейшая сторона подготовки человека к жизни и деятельности.
Г.М. Афонина определяет умственное воспитание как «целенаправленная деятельность учителя по развитию умственных сил, мышления учащихся и привития культуры умственного труда» [1, с.202]. Основой умственного воспитания является накопление прочной основы знаний, овладение учебно-познавательными операциями, проявляющиеся в гибкости ума как при усвоении знаний, так и при их практическом применении.
Задачи умственного воспитания:
усвоение определённого объёма знаний с наименьшими затратами сил и времени;
развитие умственных сил, познавательных интересов, творческих способностей;
формирование познавательной активности;
развитие потребности постоянно пополнять свои знания.
Творческая деятельность субъекта с позиции воспитания культуры умственного труда – это процесс создания нового, уникального, ранее не существовавшего в какой-либо области знаний, позволяющий достичь определенных результатов с наименьшими затратами сил и времени.
Педагогическую деятельность издавна определяют как творческую. Педагогическое творчество содержит в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей обучения и воспитания, сколько с видоизменением привычных приемов учебно-воспитательной работы.
Педагогическая деятельность - процесс постоянного творчества. Творчество педагога ориентировано на всестороннее развитие личности, основанное на учете индивидуальных и психических особенностях каждого обучающегося. Творчески работающий педагог, создает свою педагогическую систему обучения т.е. набор эффективных методов, приемов, целесообразных технологий обучения, которые являются лишь средством для получения наилучшего результата в определенных условиях.
Следует отметить, что ученые отмечают разные качества, которые присущи творческой личности. В.И. Андреев, А.Ю. Козырева и др. выделяют умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, увидеть перспективу в каких-то действиях, событиях.
И.Ф. Харламов, А.М. Матюшкин и др. относят к признакам творческой личности новизну и оригинальность процесса и результата, способность к быстрому переключению мыслей, овладение достаточно большим объемом знаний, умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием.
Е.С. Громов и В.А. Моляко и др. считают творческой ту личность, ведущей особенностью которой является креативность, т.е. способность превращать педагогическую деятельность в творческий процесс.
Педагог как субъект педагогической деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств. Как подчеркивает В.Леви, «роль учителя ясная, определенная, однозначная, но… сколько она содержит в себе ролей скрытых, неявных, к какому множеству других имеет средство, тяготение» [3, с.161]. Приводимая далее схема ролевого репертуара учителя [3, с. 162] показывает, что в процессе обучения младшего школьника, учитель может выступать в качестве рассказчика, артиста, кумира и т. д. Важно отметить, что во всех его ролях необходим творческий потенциал, переход от одной роли к другой не возможен без изменения личности учителя, его личностного отношения к реализуемому делу.
Ролевой репертуар учителя (по В. Леви)
Культура умственного труда является фундаментом развития творческой деятельности педагога. Это можно проследить по составляющим компонентам культуры умственного труда.
В.П. Кузовлев [15] выделяет следующие компоненты культуры умственного труда:
- личностный компонент;
- интеллектуальный компонент;
- организационно-технический компонент;
- гигиенический компонент;
- эстетический компонент.
Личностный компонент включает в себя следующие аспекты:
умение принимать быстрые решения в необычных ситуациях, используя свой творческий потенциал;
осознание необходимости воспитать в себе творческую личность;
самосовершенствование, саморазвитие и самовоспитание личности и т.п. на основе творческой составляющей образовательного процесса.
Интеллектуальный компонент является важной составной частью воспитания культуры умственного труда, который реализуется в следующем:
умение выражать свои мысли, анализировать, выделять главное, сравнивать;
умение использовать творческий опыт других педагогов;
способность к овладению инновационными технологиями и проектированию собственных идей т.п.
Организационно-технический компонент культуры умственного труда включает в себя качества, проявляющиеся в организационных умениях:
умение определять цели предстоящей работы, определять способы достижения поставленных задач, прогнозировать результат;
готовность преодолевать возникающие трудности, вносить изменения в деятельность;
умение организовать свою деятельность и свое рабочее место и др.
Гигиенический компонент культуры умственного труда обеспечивает наиболее рациональное и интенсивное овладение изучаемым материалом и его реализацию творческую реализацию в деятельности.
Гигиенический компонент творчества содержит:
умение соблюдать гигиенические требования в профессиональной деятельности;
создание благоприятных условий для работоспособности;
смену различных видов деятельности;
разнообразие используемых методов и приемов и т.п.
Эстетический компонент культуры умственного труда является ведущим при раскрытии творческого потенциала личности и включает в себя:
развитие чувства красоты;
проявление творческого отношения к выполняемой работе;
креативность мышления;
развитие эстетического восприятия и вкуса и др.
Все эти компоненты взаимосвязаны между собой, и если один из компонентов не реализуется, то нельзя говорить о полноценном и комплексном подходе к проблеме воспитании культуры умственного труда. Чем лучше учитель владеет методикой воспитания культуры умственного труда и творчески подходит к решению поставленных задач, тем качественнее будет сформирована личность каждого учащегося, способная существовать в современном обществе.
Задача воспитания культуры умственного труда и развитие творческого потенциала личности становится на современном этапе жизнедеятельности в социуме одной из самых важных для педагогов и психологов школы. Владение наиболее рациональными приемами и способами умственного труда помогает человеку успешно решать поставленные задачи и совершенствовать свои знания в разных научных и практических сферах.
Список литературы
Афонина, Г.М. Педагогика [Текст]: учеб. пособ. для вузов: курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина; Под ред. О.А. Абдуллиной – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 511с.
Елецкие ученые. Валерий Петрович Кузовлев [Текст]. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. – 187 с.
Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И.А. Зимняя. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. [Текст]: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. — 2-е изд., испр. и дополн. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512 с.
Кузовлев, В.П. Основные пути совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов [Текст] / В.П. Кузовлев // Начальная школа. – 2006. - № 7. - С. 4-9.