kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Культура умственного труда как основа творческой деятельности учителя начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура умственного труда - одна из важнейших задач современного общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Культура умственного труда как основа творческой деятельности учителя начальных классов»

Культура умственного труда как основа творческой деятельности учителя начальных классов

Отечественными (В.И. Водовозов, Д.И. Тихомиров) и зарубежными (Д.Хамблин, Дж. Керби) педагогами рассматривался и рассматривается вопрос об овладении рациональными способами усвоения знаний за определенный период времени. Решить эту проблему призвана культура умственного труда.

Воспитание культуры умственного труда – одна из важнейших задач современного общества. Владение наиболее рациональными приёмами и способами умственной работы даёт возможность человеку непрерывно пополнять и совершенствовать свои знания, творчески подходить к решению определенных задач, формировать познавательную активность, правильно распределять свои возможности, избегать переутомления. Умственное воспитание – важнейшая сторона подготовки человека к жизни и деятельности.

Г.М. Афонина определяет умственное воспитание как «целенаправленная деятельность учителя по развитию умственных сил, мышления учащихся и привития культуры умственного труда» [1, с.202]. Основой умственного воспитания является накопление прочной основы знаний, овладение учебно-познавательными операциями, проявляющиеся в гибкости ума как при усвоении знаний, так и при их практическом применении.

Задачи умственного воспитания:

  • усвоение определённого объёма знаний с наименьшими затратами сил и времени;

  • развитие умственных сил, познавательных интересов, творческих способностей;

  • формирование познавательной активности;

  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания.

Творческая деятельность субъекта с позиции воспитания культуры умственного труда – это процесс создания нового, уникального, ранее не существовавшего в какой-либо области знаний, позволяющий достичь определенных результатов с наименьшими затратами сил и времени.

Педагогическую деятельность издавна определяют как творческую. Педагогическое творчество содержит в себе определенные элементы новизны, но чаще всего эта новизна связана не столько с выдвижением новых идей обучения и воспитания, сколько с видоизменением привычных приемов учебно-воспитательной работы.

Педагогическая деятельность - процесс постоянного творчества. Творчество педагога ориентировано на всестороннее развитие личности, основанное на учете индивидуальных и психических особенностях каждого обучающегося. Творчески работающий педагог, создает свою педагогическую систему обучения т.е. набор эффективных методов, приемов, целесообразных технологий обучения, которые являются лишь средством для получения наилучшего результата в определенных условиях.

Следует отметить, что ученые отмечают разные качества, которые присущи творческой личности. В.И. Андреев, А.Ю. Козырева и др. выделяют умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, увидеть перспективу в каких-то действиях, событиях.

И.Ф. Харламов, А.М. Матюшкин и др. относят к признакам творческой личности новизну и оригинальность процесса и результата, способность к быстрому переключению мыслей, овладение достаточно большим объемом знаний, умения управлять своим психическим и эмоциональным состоянием.

Е.С. Громов и В.А. Моляко и др. считают творческой ту личность, ведущей особенностью которой является креативность, т.е. способность превращать педагогическую деятельность в творческий процесс.

Педагог как субъект педагогической деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств. Как подчеркивает В.Леви, «роль учителя ясная, определенная, однозначная, но… сколько она содержит в себе ролей скрытых, неявных, к какому множеству других имеет средство, тяготение» [3, с.161]. Приводимая далее схема ролевого репертуара учителя [3, с. 162] показывает, что в процессе обучения младшего школьника, учитель может выступать в качестве рассказчика, артиста, кумира и т. д. Важно отметить, что во всех его ролях необходим творческий потенциал, переход от одной роли к другой не возможен без изменения личности учителя, его личностного отношения к реализуемому делу.


Ролевой репертуар учителя (по В. Леви)

Культура умственного труда является фундаментом развития творческой деятельности педагога. Это можно проследить по составляющим компонентам культуры умственного труда.

В.П. Кузовлев [15] выделяет следующие компоненты культуры умственного труда:

- личностный компонент;

- интеллектуальный компонент;

- организационно-технический компонент;

- гигиенический компонент;

- эстетический компонент.

Личностный компонент включает в себя следующие аспекты:

  • умение принимать быстрые решения в необычных ситуациях, используя свой творческий потенциал;

  • осознание необходимости воспитать в себе творческую личность;

  • самосовершенствование, саморазвитие и самовоспитание личности и т.п. на основе творческой составляющей образовательного процесса.

Интеллектуальный компонент является важной составной частью воспитания культуры умственного труда, который реализуется в следующем:

  • умение выражать свои мысли, анализировать, выделять главное, сравнивать;

  • умение использовать творческий опыт других педагогов;

  • способность к овладению инновационными технологиями и проектированию собственных идей т.п.

Организационно-технический компонент культуры умственного труда включает в себя качества, проявляющиеся в организационных умениях:

  • умение определять цели предстоящей работы, определять способы достижения поставленных задач, прогнозировать результат;

  • готовность преодолевать возникающие трудности, вносить изменения в деятельность;

  • умение организовать свою деятельность и свое рабочее место и др.

Гигиенический компонент культуры умственного труда обеспечивает наиболее рациональное и интенсивное овладение изучаемым материалом и его реализацию творческую реализацию в деятельности.

Гигиенический компонент творчества содержит:

  • умение соблюдать гигиенические требования в профессиональной деятельности;

  • создание благоприятных условий для работоспособности;

  • смену различных видов деятельности;

  • разнообразие используемых методов и приемов и т.п.

Эстетический компонент культуры умственного труда является ведущим при раскрытии творческого потенциала личности и включает в себя:

  • развитие чувства красоты;

  • проявление творческого отношения к выполняемой работе;

  • креативность мышления;

  • развитие эстетического восприятия и вкуса и др.

Все эти компоненты взаимосвязаны между собой, и если один из компонентов не реализуется, то нельзя говорить о полноценном и комплексном подходе к проблеме воспитании культуры умственного труда. Чем лучше учитель владеет методикой воспитания культуры умственного труда и творчески подходит к решению поставленных задач, тем качественнее будет сформирована личность каждого учащегося, способная существовать в современном обществе.

Задача воспитания культуры умственного труда и развитие творческого потенциала личности становится на современном этапе жизнедеятельности в социуме одной из самых важных для педагогов и психологов школы. Владение наиболее рациональными приемами и способами умственного труда помогает человеку успешно решать поставленные задачи и совершенствовать свои знания в разных научных и практических сферах.


Список литературы

  1. Афонина, Г.М. Педагогика [Текст]: учеб. пособ. для вузов: курс лекций и семинарские занятия / Г.М. Афонина; Под ред. О.А. Абдуллиной – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс,   2002.  - 511с.

  2. Елецкие ученые. Валерий Петрович Кузовлев [Текст]. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. – 187 с.

  3. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И.А. Зимняя. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.

  4. История педагогики и образования. От зарождения вос­питания в первобытном обществе до конца XX в. [Текст]: Учеб­ное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. — 2-е изд., испр. и дополн. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512 с.

  5. Кузовлев, В.П. Основные пути совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов [Текст] / В.П. Кузовлев // Начальная школа. – 2006. - № 7. - С. 4-9.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Самохина Ольга Владимировна

Дата: 20.03.2020

Номер свидетельства: 543600

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Формирование исследовательской деятельности в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(70) "formirovaniie-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "227081"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440596828"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Программа внеурочной деятельности "Математическая карусель" "
    ["seo_title"] => string(67) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-matiematichieskaia-karusiel"
    ["file_id"] => string(6) "207446"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430481970"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Программа творческого объединения "Задачки на смекалку" "
    ["seo_title"] => string(61) "proghramma-tvorchieskogho-obiedinieniia-zadachki-na-smiekalku"
    ["file_id"] => string(6) "207447"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1430482153"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Развитие познавательных процессов учащихся младших классов   на занятиях курса   «Юные умники и умницы» в рамках работы с одаренными детьми. "
    ["seo_title"] => string(155) "razvitiie-poznavatiel-nykh-protsiessov-uchashchikhsia-mladshikh-klassov-na-zaniatiiakh-kursa-iunyie-umniki-i-umnitsy-v-ramkakh-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "179662"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425048806"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства