Культура личности младшего школьника в художественно-эстетической деятельности
Культура личности младшего школьника в художественно-эстетической деятельности
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше ребенок попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. Получаемый через общение и деятельность опыт детерминирует у детей дошкольного возраста первоначальные эстетические впечатления от окружающей действительности и произведений искусства, на основании которых, на протяжении всей жизни, формируется эстетическое отношение личности к миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культура личности младшего школьника в художественно-эстетической деятельности»
КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Е.И.Дудаева
Эстетическая и художественная культура — это самые главные составляющие внутреннего облика каждой личности. От сформированности этих сторон культуры в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло бы существовать.
Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллектуальные устремления. С уровнем эстетического и художественного развития личности, со способностью человека откликаться на красоту и творить "по законам красоты" закономерно связывают прогресс во всех сферах жизнедеятельности. Значение эстетического развития личности возрастает в переходные эпохи, требующие повышенной творческой активности, напряжения всех духовных сил.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше ребенок попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт детерминирует у детей дошкольного возраста первоначальные эстетические впечатления от окружающей действительности и произведений искусства, на основании которых, на протяжении всей жизни, формируется эстетическое отношение личности к миру. Некоторые дети с раннего возраста начинают эстетически развиваться посредством посещения каких-либо художественных кружков, школ, секций, развивающих занятий и др., а другим детям свойственно пессимистическое восприятие жизни, отсутствие мотивации к творчеству, эгоизм, эмоциональная напряжённость. В этом и заключается проблема формирования эстетической и художественной культуры личности младшего школьника.[3]
Исследуя эту проблему, педагоги выделили некие требования, которые будут способствовать успешному формированию эстетической и художественной культуры:
- определение у младших школьников компонентов эстетической культуры личности (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности) становится основой для выявления педагогических средств их развития;
- в процессе развития компонентов эстетической культуры личности младшего школьника учитываются особенности возраста, которые заключаются в преобладании наглядно-образного мышления, высокой эмоциональной восприимчивости, гибкости воображения, предрасположенности к творчеству;
- выбор содержания, методов, средств обучения младших школьников базируется на интеграции различных видов художественно-творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, речевой, театрализованной), которые являются факторами формирования у детей способности чувствовать и воспринимать эстетические ценности. [2]
Главная задача, стоящая перед начальной школой, - это задача разносторонне развить ребенка, рано выявить и развить его творческие способности.
Можно выделить также основные задачи художественно-эстетических занятий с младшими школьниками:
вызвать потребность у детей в приобретении новых знаний;
привлечь учащихся к художественно - творческой деятельности и способствовать их приобщению к эстетической культуре;
развивать вкус, творческие особенности детей;
формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.
Эстетическое и художественное обучение школьников пронизывает всю организацию жизнедеятельности в школе. Радостная, веселая, доброжелательная атмосфера образовательного учреждения, наполненная постоянным открытием красоты окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний.
Список литературы:
Арябкина И.В. Гуманитарно-эстетическая педагогика в условияхреформирования образовательной системы// Искусство и образование. 2010. №2. С.5-13.
Арябкина И.В. Полихудожественные контексты культурно-эстетического развития современных младших школьников// Научное мнение.2016.№2-1.С. 65-68.
Теория культуры в вопросах и ответах: учебное пособие для студентов заочной формы обучения / колл. авт.; под ред. Н.М. Мухамеджановой и С.М. Богуславской. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2007. 149 с.
Эстетика: Учебное пособие для вузов./ под ред. А.А. Радугина. М.:Центр, 2000. 240 с.